Предсказание на 41-м камне широко распространено у тюркских народов Центральной и Средней Азии. Тувинцы называют его хуваанак и считают, что этим искусством должен владеть каждый шаман. Оно считается очень верным и применяется перед совершением самых различных обрядов в диагностических целях. Б ряде случаев вместо камней используются косточки чернослива или бобы. На 41-м бобе еще в XIX веке гадали ворожеи европейской части России, о чем можно найти упоминание у И.П. Сахарова в «Сказаниях русского народа» (1836):
«Гадание на бобах принадлежит записным городским гадателъ-ницам. В селах занимаются этим более дворовые люди, а особливо ключницы, няньки и экономки, по воле или неволе барской. Олицетворяя бобы частями человеческого тела, они разрешают вопросы, предлагаемые боярами, боярынями и боярчатами, всегда в благую пользу. Городские же гадательницы соображаются в этом случае с собранными сведениями и лицами, к ним приходящими. Замечательно, что в гадании на бобах ворожеи всегда отвечают одними мнениями. Постоянство гадания заставляет думать, что все ответы, излагаемые ими, изучаются по преданию».
В романе Ю.Е. Пиляра «Люди остаются людьми» описывается, как автор встречался с казахским прорицателем по имени Мухтар Мухтарович, с которым они вместе ехали в товарном вагоне на восток в один из советских лагерей для военнопленных. Этот сеанс интересен примером точности предсказания:
«Мухтар Мухтарович расстилает перед собой белую тряпицу, достает небольшой мешочек и вытряхивает из него сухую глянцевитую фасоль. Я вижу на ней какие-то крапинки - вообще-то обыкновенная фасоль. Он протягивает раскрытые ладони с длинными пальцами, слегка шевелит ими и делает плавные, как бы парящие движения. Я смотрю во всю, и мне кажется, что фасолины капельку двигаются, хотя, я вижу это отчетливо, он не прикасается к ним. Зрительная галлюцинация, должно быть.
Мухтар Мухтарович на минуту закрывает глаза, лицо его напрягается и застывает. Потом, открыв глаза, разводит руки, вглядывается в крапинки фасоли, говорит еле слышно и монотонно:
- Число твоих лет нечетное, число членов семьи четное. Один член семьи приемный...
Я поражен: мне двадцать один год - число нечетное; наша семья состоит из восьми человек - четное; один наш член семьи приемный - моя сестра Мария. Вот чудо-то! С числами еще могло быть случайное совпадение, но вот приемный член семьи - невероятно!
-Документы твои хранятся в большом городе... - как сквозь сон вещает Мухтар Мухтарович, и я опять поражаюсь: правда, аттестат отличника и некоторые мои справки должны храниться в Ленинграде, в институте.
- На левой руке твоей, у плеча, шрам («Верно, верно, ранение»), в твоем мешке есть пестрый костюм и книга. («Тоже верно. Откуда, дьявол его побери, он знает?»)
Мухтар Мухтарович снова закрывает глаза и сосредоточивается. Теперь он скажет главное: что ждет меня. Он всегда так делает: сперва скажет, что с человеком было, что у него есть, а затем, что будет, я замолчал. И удивительно, я чувствую, как учащенно бьется мое сердце.
А Мухтар Мухтарович снова смотрит на фасолины. И опять монотонно, как во сне, журчит его голос:
- Еще год - и вернешься домой. Будешь большим человеком. Хорошо жить будешь.
Я страшно рад и потрясен, и я ему верю. Я обязательно вернусь домой, пусть через год. Я обязательно буду хорошо жить, он прав. Он прав, но что же это такое? А может, наука когда-нибудь объяснит это явление?»
Если для предсказания используются камни, то их собирают с обрядом на особых местах, где живут сильные духи: на священных перевалах, в пещерах, на целебных ар-жаанах - источниках и т. п. С одного места берут только нечетное количество камней. Перед тем, как взять, обращаются к духам, предлагают им еду и брызгают молоком. Поднимают камень правой рукой, сделав оборот по ходу Солнца. Самыми сильными считаются камни, добытые во время паломничества по 45 святыням (в некоторых случаях используется 45 камней, поэтому берут про запас). Так же особым уважением пользуются камни, находимые в зобе диких птиц с черным оперением (тув. кара-куш). Чаще всего такие камни небольшие, белые, но встречаются и черного цвета. Когда требуемое количество камней найдено, их омывают в воде с добавлением молока, масла, медвежьего жира и веточек горного можжевельника - артыша.Для хранения камней шьют специальный мешочек из чередующихся полос зеленого, красного, желтого, белого и синего цветов. Иногда на него наносят вышивку или аппликацию «вечного узла» счастья - олчей или других знаков благополучия.
Чаще всего предсказание хуваанак применяется в цели-тельстве для определения состояния здоровья, так как поле для расклада - коврик энчек рассматривается как зеркало внутренних органов и замыслов человека, малая Вселенная - микрокосмос (рис. 158).
Е.П. Блаватская, анализируя языческие представления о человеке, пишет по этому поводу следующее:
«Человек есть малый мир - микрокосм внутри большой Вселенной. Подобно зародышу, он подвешен всеми тремя духами в матрице макрокосма, и в то время, как его телесное существо (земная оболочка) находится в постоянном согласии с его родной планетой, его астральная душа живет в унисон с сидерической мировой душой (Великим Духом). Она находится в нем, и он в ней, поскольку пронизывающий мир элемент заполняет все пространство и сам является пространством, только безграничным и бесконечным. Что касается третьего духа, то что он есть, если не бесконечно малый луч, один из бесчисленных лучей, исходящих от Высшей и Высочайшей Причины - Духовного Света Мира? Это есть триединство органической и неорганической природы - духовного и физического, в котором три существует в одном».
Согласно эзотерической традиции, человеческое тело (микрокосм) условно подразделяют на три уровня, по числу миров Вселенной (макрокосм): нижний - ноги и руки, средний - туловище, верхний - голова. Каждый из этих уровней так же состоит из трех частей: нижний - это ноги (руки), таз и живот; средний - грудь, сердце и горло; верхний - нос, мозг и глаз. Таким образом, получается девять уровней, которые, согласно шаманским представлениям, управляются девятью энергетическими центрами - чокырами. В некоторых случаях, девять центров могут описывать как восемь или десять, потому что самый верхний центр (глаз) имеет внетелесный характер и отражает духовно-мистическое состояние человека. Одна часть этого центра находится в Небе, а вторая принадлежит Земле. В зависимости от контекста, уровень глаза может выступать и как единица (9 центров), и как двойка (10 центров) или вообще не приниматься в расчет (8 центров). Остальные восемь энергетических центров носят следующие условные названия, которые могут отличаться у разных народов, но не по сути (см. Древние знаки):
Нижний ярус: Змея (ноги), Олень (таз), Черепаха (живот). Средний ярус: Бык (грудь), Цапля (сердце), Паук (горло). Верхний ярус: Медведь (нос), Тигр (мозг), Орел-Ворон (глаз).
Перед тем как приступить к обряду хуваанак, тувинцы окуривают свои руки, коврик энчек и камни дымом от сжигаемого можжевельника - артыша, а хакасы - дымом чабреца - ирбена. В славянских вариантах практики после этого произносят: «Рцы слово твердо». Тувинская шаманка Людмила Кара-оо-ловна Оюн (рис. 159) приводит личное обращение, которое шаман нашептывает над камнями:
О, мои камни, мои драгоценные камни,
О, мои духи-покровители, Оршээ-Хайыракан\
О, мои духи, той местности, где я родилась,
Великая гора Одуген!
О, мои камни, расскажите всю правду,
Ответьте на вопрос этого человека (имярек).
Энчек представляет собой квадратный коврик из войлока, кожи или ткани белого, красного, зеленого или коричневого цвета. Иногда для удобства его делят нашитыми полосками на 9 одинаковых частей. Самый ближний к предсказателю горизонтальный ряд, состоящий из трех квадратов - это нижний ярус, отвечающий за состояние физического тела; средний ряд - это чувства и эмоции; а дальний, верхний ряд - это мысли и главное в жизни.
Вертикальные ряды отражают время и ориентацию: слева - будущее и внешнее (чужие); центральный ряд - настоящее и внутреннее (сам); справа - прошлое и близкое (родные). Пересечение рядов создает подвижность толкования относительно времени.
Для более детального просмотра состояния тех или иных органов, выявления нарушений в них каждый квадрат рассматривают отдельно. Правый квадрат в нижнем ряду - это Змея, средний - Олень, левый - Черепаха. Отсчет в среднем и верхнем горизонтальных ярусах ведется аналогично (рис. 160). Каждый из девяти квадратов символизирует те или иные качества, меняющиеся на свои противоположности в зависимости от выпавшего на него четного или нечетного количества камней (см. Таблица 5).
Предсказатель выкладывает перед собой все камешки и произвольно делит их на три части. От одной из частей (правой) он отсчитывает камешки, отнимая сразу по четыре. Это действие знаменует собой четыре состояния любой вещи. Остаток от 1 до 4 он помещает в сектор Змеи. Аналогичные действия совершаются со второй и третьей (средней и левой) кучками из камней. Остаток от второй кучки помещается в сектор Оленя, а третьей - в сектор Черепахи. Так формируется нижний ярус, формирование среднего яруса совершается с оставшимися камешками. Их смешивают, разбивают на три кучки и отнимают по четыре. Для верхнего яруса используют камни, оставшиеся от нижнего и среднего яруса. Их тоже делят на три, а затем отнимают по четыре. В результате получается поле, каждый квадрат которого заполнен камешками от одного до четырех. Один или три камешка в секторе толкуется как положительный аспект, а два или четыре - как отрицательный, причем один камешек - это хорошо, три - еще лучше, два - плохо, четыре -совсем плохо. Расшифровка ведется последовательно от квадрата «Ноги» (1) и заканчивается на квадрате «Глаз» (9).
Относительно порядка расположения на коврике ключевых понятий и заполнения тех или иных квадратов камнями, есть ряд разночтений. Здесь показано построение снизу - верх и слева - направо, характерное для тюрков, тогда как у славян, гадающих на бобах, оно сверху - вниз и справа - налево. Четное число камешков (бобов) во всех порядках означает препятствие к исполнению всех желаний: «Голова печальна, сердце грустно, рука пуста, ноги в остановке». При нечетном числе камешков во всех квадратах говорят: «Голова весела, сердце радостно, рука полна, ноги на походе».
С askizon.ru.
Хуваанак
- Gladia Vespera
- Сообщения: 961
- Зарегистрирован: Сб фев 25, 2017 9:41 pm
- Интересы в магии: Магия Стихий, современный шаманизм
- Шувани
- Сообщения: 66
- Зарегистрирован: Пт мар 02, 2018 1:47 pm
- Откуда: Румыния
- Интересы в магии: цыганская магия
- Род занятий: гадалка, травница
Re: Хуваанак
Мне нравятся такие древние и близкие к природе вещи!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость