Традиции древнерусского врачевания в народной медицине

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4900
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Традиции древнерусского врачевания в народной медицине

Непрочитанное сообщение Цила » Чт май 10, 2018 8:58 pm



ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ВРАЧЕВАНИЯ В НАРОДНОЙ
МЕДИЦИНЕ КУБАНСКИХ И ДОНСКИХ КАЗАКОВ


Описаны параллели в приемах лечения различных заболеваний, содержащихся в древнерусских травниках и южнорусской народной целительной практике Нового времени. Прослежены преемственность
и сохранение средневековых врачевательных традиций в повседневной жизни казаков Дона и Кубани.

Древнерусское общество имело многочисленный эмпирический репертуар лекарственных средств природного происхождения. В народной медицине кубанских и донских казаков этим средствам уделялось первостепенное внимание вплоть до начала XX в.. Казаки использовали и совершенствовали народные медицинские знания, накопленные в Древней Руси и Московском государстве, и по мере освоения южных регионов России создавали оригинальную этномедицинскую систему с учетом природно-климатических и ботанических особенностей растительного мира Подонья и Кубани.

В повседневной лечебной практике южнорусского населения должны
были неизбежно сохраниться реликты древнерусских традиций. Выявить, насколько дискретны были эти традиции, можно путем сопоставления врачевательных рекомендаций, представленных в древнерусских лечебниках и травниках XV – XVIII вв., с казачьими лечебными приемами, зафиксированными этнографическими наблюдениями в XIX – XX вв.

Цель исследования – выявить и проследить в репертуаре сохранившихся лечебных приемов и рекомендаций казачьего населения субстрат древнерусских медицинских знаний. Болеющий человек в Средние века придерживался того взгляда, что против каждого недуга должно существовать некое противоядие, свое особенное средство, присутствующее в окружающем его мире. В народном лечении активно употреблялись «камения» – так назывались в Древней Руси минералы, металлы, их соли и такие вещества, как уголь, сажа, известь, зола, квасцы, всевозможные красители.






Первое место среди лекарственных «камений» занимала поваренная соль. Ее применяли при лечении водянки, астмы, использовали как один из ингредиентов для приготовления различных лечебных мазей.При лечении гнойных ран в древнерусских лечебниках рекомендовалось: «возьми судно воды, да тоже судно соли, да взваривши гораздо, да в том держи руку или ногу...».

На Кубани поваренную соль давали несколько групп соляных озер, большинство которых встречается на Таманском полуострове. Население использовало это природное богатство для своих нужд, в том числе и для лечения. М.В. Семенцов указывает на свидетельство И.Д. Попко о том, как один казак, болевший «ломотою в берцовых костях и колючим ревматизмом в подошвах ног», в течение недели был в наряде на соляном озере. Все это время он ходил по нему босиком и вылечился. Глину в народной медицине использовали как высушивающее средство при ранах, как присыпку при «коростах», внутрь она назначалась при расстройствах кишечника, изжоге.
Из древнерусских лечебников известен рецепт: «когда прикинется огонь к ране сеченой или колотой»), в котором в пиво добавляются сырые яйца, уксус и глина.

Большое количество сведений о «глине обычной», рекомендовавшейся для обработки ран, содержится в рукописных лечебниках – «вертоградах».
Отмечается использование глины в народной медицине кубанских казаков для лечения кожных болезней, хирургических заболеваний, заболеваний внутренних органов. В древнерусском лечебнике XV в. есть рецепт приготовления лекарственной мази, в состав которой входят ужовник обыкновенный (Ophioglossum vulgatum), вино и «вапно».

Последний термин в древнерусской медицине имел несколько значений – «влажная грязь, ил, сырая земля, глина, или природная целебная грязь».
Применять эту многосоставную мазь рекомендовалось, «коли кому
лице трудовато (болезненно, воспалено), либо черво или короста на лини, тым мажь у вуи местах». Минеральными грязями на Кубани лечили кожные заболевания, различные раны и язвы, а также ревматизм.

Домашняя печная сажа применялась на Руси при лишаях и язвах. В целях лечения кожных болезней кубанские казаки также использовали сажу.
В «вертоградах» часто упоминаются известь, зола. Золу использовали для промывания гнойных ран, смазывали язвы. Внутрь зола давалась больным при некоторых заболеваниях легких, при одышке. Известь использовали при ожогах тела, дерматологических заболеваниях, для обмывания трофических язв и ран.
Золу и известь в народной медицине кубанских казаков употребляли при заболеваниях органов пищеварения, кожных болезнях, для лечения хирургических и инфекционных заболеваний.
Древнему врачевателю было известно, что поступление меди с пищей значительно ускоряет сроки заживления костных переломов:
«Коли человек изломит руку или ногу, яждь медь тертую в яйце в смятке, паки срастется».

В древнерусских лечебниках описано немало снадобий, включающих
медь. Население Кубани также использовали медь как средство для лечения переломов. Кроме того, медью лечили ушибы, ломоту, флюс, лишаи и другие болезни. Квасцы в русских врачевательных рекомендациях встречаются с XV в. как одно из самых популярных сосудосуживающих и кровоостанавливающих средств.

В древнерусской медицинской практике селитра использовалась как обязательная часть многих наружных лекарственных мазей.
В русском хозяйственном быту селитру вместе с серой употребляли при пороходелании. Ф.Л. Герман в своих «Материалах для истории медицины в России» отмечал, что простолюдины, почувствовав недомогание, «обыкновенно выпивают хорошую чарку вина, всыпав в нее заряд ружейного пороха...». Исследователи традиционной казачьей медицины указывают на употребление пороха при лечении дерматологических заболеваний, но о приеме этого вещества внутрь не сказано, хотя, возможно, такое средство лечения существовало у кубанских казаков.

В древнеславянской народной медицине особенно много использовалось лекарственных растений.Фитотерапия – лечение травами – была основным способом врачевания и в кубанских станицах, и у донских казаков. И.Д. Попко свидетельствовал, что для черноморских казаков «лечение травами, в разных видах, была чистая действительность». Лекарственная сила, заключенная в природе – травах, деревьях, минералах, – понималась как жизненная сила, здоровье, плодородие и определяла их приоритетное применение. Казачье и иногороднее население Кубани в начале XIX в., как свидетельствовали современники, имело «большое отвращение от лекарств, и кроме некоторых трав ничего не употребляет».

Перечислим некоторые растения, используемые в лечебных целях в древнерусской медицинской практике и народной медицине
южнорусского казачества, и обратим внимание на схожесть древнерусских и казачьих рецептов.

Соком березы («березовицей») на Руси промывали свежие резаные раны для предупреждения инфекции: «Понеже та вода оток тушит и гноение ранам и растение диким мясом не дасть расти в ранах язвленьных, кои
сечени суть». В казачьей лечебной практике березовым дегтем смазывали раны, настой березовых почек на водке применялся от порезов.

Отвар дубовой коры употреблялся для полоскания рта при воспаленном его состоянии. О «листу дубовом» в «Русском старообрядческом лечебнике» конца XVII – начала XVIII в. говорится, что «лист дубовой всех зелий лекарственных более силу имеет», а «коли кто на неделе съяст един лист, то зубы болеть не будут – истрат изо рта выведет». Казаки отваром коры дуба полоскали рот, если распухали десны.

В древнерусской медицинской практике было известно, что омела «уздоровливает о трясце», «выгонит трясцю з человека», т.е. помогает при лихорадке. Кубанские казаки от лихорадки готовили отвар омелы и
парились в нем в кадушке. В древнерусском лечебнике XV в. отмечено, что такое растение, как буквица (буквица лекарственная – Betonica officinalis L.), «есть зелие вельми добро».

Приведем несколько рецептов, содержащихся в главе «О буковици» :
– при болезни почек: «Хто ей наварит, у воде, а пил бы порану, которие не могут воды пущати (мочиться), тако же и камень казит»;
– при отеках: «Тако же буквица смешай с пресным медом и з вином, уздравливает и высушивает оток (отек)»;
– от насморка: «Тако же сок буквичный з деревням маслом (оливковым маслом) в нос пусти, болесть в ноздрех уздоровливает»;
– при одышке, удушье: «...а с пресным медом смешал бы, а наваривши пил, уздравливает и тых, которым дыхавица (одышка, удушье)»;
– от кашля: «Тако же озьми буквице корень, истолци с пресным медом да вари и пий тепло, уздравливает от кашлю и мякчит чрево»;
– при эпилепсии: «Тако же хто бы тое листья пил, уздравливает падучую немоц (эпилепсию)».

Из полевых записей известно, что, например, в кубанской станице Баговской настоем листьев буквицы лечили те же заболевания, которые указываются в древнерусском лечебнике XV в.: одышка, бронхи, астма, воспаление легких, эпилепсия, насморк, почки.

Крапива в древнерусской лечебной практике использовалась при болях в животе, ногах, при кашле: «Коли в которого человека тяжко на животе, навари кропив из вином, здоров будешь. Тако ж хто держит злую гризь (боль) под пупком и в лоне, навари семя кропивного, а сотри с пресным медом»; «Аще хто болит чревом или животом, жежкую малую кропиву столкши из салом да класти, куды болит»; «Которой человек увечен животом, варить кропиву в воде и пить» ; «Тако ж хто бы его варил и пил тепло у воде, уздравливает кашель»; «Семя ея, толчено по расзуждению, принимать в вине – выведет кашель»; «А тако же коли в кого грызь (боль) в ногах – уздоровливает». В народной медицине Кубани отвар листьев крапивы использовали «от желудка», при сильном кашле. Если «крутило ноги», то делали ванны из воды и крапивы.

В древнерусском лечебнике XV в. отмечено, что морковь «уздоровливает увсе». Морковный сок советовалось наружно использовать при дерматологических заболеваниях – «свербячке». На Кубани отвар моркови (корнеплодов) рекомендовалось использовать для ухода за волосами, а также в целях ухода за кожей головы, для профилактики или лечения заболеваний кожи головы, сопровождающихся зудом. В таком случае можно обнаружить сходство с применением морковного сока при «свербячке».

«Сок припутников приложи на болячку, и будет здрав» – так рекомендует использовать подорожник древнерусский лечебник. «Тако же хто неможет на ожолудок, тогды навари его у воде, а пий тепло порану»; «У которого человека в животе бурчит пить, изстопя в чем нибудь, поляжет»; «И та трава добра давать пить или хлебать, в котором человеке бурчит во чреве, то поможет, да она же добра к порезу, и к посеку, и к ознобу присыпать, утерши маслом воробьим». Казаки листья подорожника использовали при лечении ран, навар подорожника пили при желудочных болезнях.

В древнерусском лечебнике XV в. есть глава «О лелей». Подразумевается какое-то растение из семейства лилейных. «Лелей» приписывается лечение ожогов: «Так-же хто бы листу наварил и з салом албо з деревянным маслом хто опорится любо варом, любо огнем, таковаго уздоровливает и волосы отростуют». Лилию также использовали как составную часть для мазей «на все раны». Врачеватели в кубанских станицах настоем цветов белой лилии тоже лечили раны и ожоги.

Укроп «уздравливает, в кого очи болят». «У кого очи болят или зубы, смешать с пресным медом и положить на солнце, очную болезнь уздравит». Кубанские казаки, если болели глаза, закапывали их отваром укропа.

«Тако ж хто бы чеснок ял з вином отерши любо умывал бы, увесь смрад и то, что гинет около яснь, уздравливает, и зубом помагает, и лихое поветря (инфекционные болезни) от человека отгонит». Чеснок широко использовали для предохранения от моровых поветрий, смазывая чесночным соком в смеси с уксусом тело здоровых людей или давая жевать чеснок и держать во рту. «А кто чеснок толченой, смешав с вином, и десны перстом натирать около зубов, зубы здравит. И моровое поветрие отгоняет от человека. <...> Если мазать пузыри на верху тела, тогда болезнь из пузыря вытянет». В народной лечебной практике кубанских казаков чеснок употребляли при гриппе, сибирской язве, лихорадке; чеснок ели и прикладывали к нарывам.

Горечавку древнерусские лекари рекомендовали употреблять при желудочных заболеваниях («немоцному жолудкови»). На Кубани отвар горечавки пили, чтобы нормализовать кислотность желудочного сока, от
болезней желудка и кишечника.

Петрушка «силу имеет: урин движет». Мочегонные свойства петрушки широко использовались. «Врины (мочу) выгоняет, камень казите в человеце» . В народной медицине кубанских казаков отвар петрушки давали пить при «запоре мочи», при болях в мочевом пузыре.

Золототысячник «обновляет нутр в человеце» и «все нечистости и дрождь з жолудку своею моцею выгоняети уздравливает» и «от трясце своею моцею оздравливает». В лечебной практике казачьего населения использовали золототысячник при лечении желудка, лихорадке.
Для исцеления кожных болезней еще с эпохи праславянской общности на Руси широко применялся чистотел. Этот опыт лечения дерматологических заболеваний сохранился и в народной медицине кубанских казаков: сок чистотела использовали для выведения бородавок, веснушек, сыпи, при лечении язв, коросты, чесотки.

Древнерусский лечебник рекомендовал использовать горчицу наружно при заболеваниях, сопровождающихся симптомом сильного повышения температуры тела и лихорадкой: «Такожде на ком трясавица, тою же горчицею мазать по чреву прежде трясения». На Кубани при простудных заболеваниях горчицей смазывали подошвы ног и спину.

Известны были лечебные свойства капусты – древней огородной культуры славян – благодаря высокому содержанию в ней витаминов и минералов. «Всякая капуста болячки надутые мяжчит и отворяет и заживляет, если ея к ним прикладывать» . Кубанские казаки капустный лист со сметаной прикладывали к нарыву.

Тимьян в травниках и лечебниках рекомендовалось использовать для лечения «женских» недугов: «и у которыя жены груди болят, хлебай и парь, помилует Бог»; «... у которой денъки груди болят, пить, в молоке
козье утопивши – поможет». В народной медицине донских казаков тимьян употреблялся как противовоспалительное средство в целях лечения «женских» болезней.

Петров крест употреблялся на Руси в том случае, если «жена скорбна месячной». Это растение следовало «в чем-нибудь варить, и давать хлебать» . Народная лечебная практика донских казаков имела устойчивый набор кровеотворяющих и противовоспалительных средств, к которым относился и петров крест.

В особом почете на Руси была полынь. Она часто употреблялась при лихорадках: «...кого трясовица долго держит, тем приятии сок пелыни, подсытив сахаром по рассуждению, и избавлен будет...» . В одном из древнерусских травников говорится: «... аще жинка долго томится родами, дай ей пить вина или пива, в которой трава чернобыль (полынь) парена есть» . На Кубани отвар полыни повсеместно пили от лихорадки, а
в народной медицине донских казаков настой чернобыльника применяли в качестве родовспомогательных средств.

Сопоставление рецептуры древнерусских травников и лечебников с использованием тех или иных природных средств лечения в народной медицине кубанских и донских казаков показывает, что многие растения употреблялись в целях лечения одних и тех же заболеваний. В лечебной практике южнорусского населения сохранились элементы древнерусских врачебных знаний, начиная с XV – XVI вв., что подтверждается рукописными лечебниками и травниками.

http://бмэ.орг/index.php/ЛЕЧЕБНИКИ

Работа выполнена при поддержке РГ НФ (проект № 14-11-23004 «Человек и болезнь в повседневной жизни Древней Руси (XI – начало XVII в.)»).
А.С. Малахова, С.Н. Малахов
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя