Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам)

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4896
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам)

Непрочитанное сообщение Цила » Чт апр 11, 2019 2:16 pm

Бабюк С. “Свержение Перуна. Начало христианства“


До начала XI в. можно говорить лишь о христианизации какой-то части городского населения Киева и Новгорода. В XI — первой половине XII в. сельское население Древней Руси остается языческим целиком, о чем отчетливо свидетельствуют курганные древности. Обычай сооружать курганные насыпи для погребений получил повсеместное распространение в лесной и лесостепной полосах славянского расселения с VI — VII в. и обусловлен языческими представлениями. Древним погребальным ритуалом славянства было трупосожжение. Посмертная кремация глубоко связана с языческим мировоззрением ранних славян и уходит корнями к индоевропейскому прошлому.
В конце IX — X вв. обряд трупосожжения в северной части славянского мира постепенно вытесняется ритуалом трупоположения. При этом курганный обряд погребения сохраняется и не претерпевает каких-либо изменений. Переход oт кремации умерших к ингумации никоим образом не связан с христианской религией. Анализ курганных погребений XI— XIII вв. и вещевых инвентарей их сопровождающих вполне определенно говорит о том, что восточнославянские курганные могильники являются языческими кладбищами.

В XI — первой половине XII в. сельское население Древней Руси хоронило умерших по языческим ритуалам на курганных кладбищах без каких-либо признаков христианского влияния. В основной части восточнославянской территории трупоположения совершались не в могильных ямах, а на горизонте, в основаниях курганов с явными элементами языческого культа огня. Так, в Верхнем Поднепровье господствовал ритуал очищения огнем площадки, предназначенной для умершего, на Псковщине огнем очищалась вся площадь, выбранная для погребальной насыпи. В других местностях ритуальные костры разжигались в моменты захоронения умерших. Погребальные площадки окружались ровиками, в которых разводились культовые костры, или оградками-частоколами, также сжигавшимися в ритуальных целях. Элементы огнепоклонства присутствуют почти во всех древнерусских курганах XI — первой половины XII вв. О принадлежности погребенных в курганах этого времени язычеству свидетельствует положение умерших с вытянутыми вдоль тела руками, с сосудами, наполненными ритуальной пищей, и обильным вещевым инвентарем.
Находки крестиков XI — начала XII вв. сосредоточены преимущественно в древнерусских городах. Курганные находки их малочисленны, а местоположение крестиков на погребенных свидетельствуют о том, что они обычно использовались в это время не как христианские символы, а как украшения.
В XI в. христианизация затронула лишь население крупных городов Руси. Второй половиной XI в. датируется исчезновение курганного обряда в городских центрах. Так, к концу этого столетия прекращает функционировать киевский курганный некрополь. Раскопками в Пскове установлено, что последние захоронения в городском курганном могильнике определяются серединой или второй половиной XI в., а на рубеже XI и XII вв. площадь, занятая могильником, застраивается разрастающимся городом.

О том, что Русь в XI в. оставалась в значительной степени языческой, говорит церковное строительство этого времени. В конце X — первой половине XI в. на Руси было построено, судя по летописям и данным археологии, всего 7 христианских храмов в четырех городах (три в Киеве, два в Новгороде и по одному в Чернигове и Тмутаракани). Во второй половине этого столетия воздвигается еще 18 церквей в семи городах, преимущественно в южнорусских (в Киеве — 8, в Переяславле Южном — 5, по одному в Вышгороде, Новгороде Северском, Смоленске, Полоцке и Новгороде).
Процесс христианизации сельского населения Древней Руси протекал в разных ее землях неравномерно. В южнорусских землях, где находились такие центры христианства как Киев и Переяслав, вытеснение языческой религии было более интенсивным. Однако в целом курганные захоронения XI — XII вв. полян, волынян и древлян не дают оснований говорить о широком распространении христианства в среде деревенского населения. Положение рук погребенных и единичные находки крестиков указывают на языческий характер этих курганных трупоположений. Захоронений XII в. в южнорусских курганах еще много, но в течение этого столетия их число постепенно уменьшается. Исчезновение обычая сооружать курганные насыпи в южнорусских землях датируется рубежом XII и XIII вв., что является показателем христианизации сельского населения.
В лесной зоне Восточной Европы языческий обряд захоронения бытовал в течение всего XIII в. Однако во второй половине XII в. здесь наблюдаются существенные изменения в курганной обрядности:
Обусловленный языческим мировоззрением культ огня постепенно отмирает. Разведение ритуальных костров при трупоположениях становится не обязательным, а затем этот обряд исчезает вовсе.
Умерших все чаще и чаще помещают не на горизонте, а в могильных ямах, подобно тому, как это делалось на христианских кладбищах. К рубежу XII и XIII вв. обычай хоронить умерших на горизонте исчезает совсем.

Если при захоронениях на горизонте покойников, как правило, клали с вытянутыми вдоль тела руками, то теперь умерших все чаще и чаще хоронили со сложенными на груди (или на животе) руками. Правда, какая-то часть погребенных в подкурганных ямах сохраняет языческое положение рук.

Предметов положенных в могилы с умершими, становится все меньше и меньше. Резко сокращается количество захоронений, сопровождающихся сосудами с ритуальной пищей. Появляется множество безинвентарных погребений и число их со временем возрастает.
Увеличивается количество курганных захоронений с нательными крестиками.
Отмеченные особенности погребальной обрядности, безусловно, отражают воздействие христианства. Это — первый этап проникновения новой религии в сельскую среду. В курганах второй половины XII — XIII вв. выявляются и единичные захоронения христиан.

Этот процесс совпадает с широким церковным строительством во всех землях Руси. Если в XI в., как отмечалось выше, на Руси было выстроено 23 церкви, то в первой половине XII в. уже 38, а во второй половине этого столетия строится 112 храмовых строений в 28 населенных пунктах. Еще 31 церковь была выстроена в первой трети XIII в. Существенно то, что свыше 2/3 храмов этого периода приходятся на северные районы Руси.

Вторая половина X - первая половина XIII вв. были периодом, когда в сельских местностях язычество еще сохраняло свои позиции. Лишь к концу XIII в. наблюдается почти повсеместное исчезновение языческого обряда погребения.

Усиление позиций христианства во второй половине XIII в. обусловлено в какой-то степени поражением Руси при нашествии татаро-монгольских орд. Лишь на окраинах Руси, например, в Водской земле, курганный обряд продолжал функционировать и позднее в течение XIV и отчасти XV вв., свидетельствуя об устойчивости языческих традиций.



Источник: В.В. Седов. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам) //Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сборник тезисов. М., 1987

Более подробно: В.В. Седов. Распространение христианства в Древней Руси // Краткие сообщения Института археологии. 1993. Вып. 208
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей