Богиня ЛАЙМА – одна из старейших литовских богинь, известная ещё с каменного века. О том, что её образ существует издавна, свидетельствуют мифологические песенные реликты, в которых обращаются к ней с просьбой, чтобы она не разрешала рождаться и жить в одной деревне девушке и юноше – будущим молодожёнам, то есть этим выражалась установка древних людей против кровосмешения.
Вначале Лайму изображали кукушкой. Найдены подобные статуэтки из меди и птичьих костей. Она стала хранительницей человеческой жизни, предсказательницей важнейших событий для людей – рождения, брака. Кукушка, как и Лайма, перво-наперво решает вопросы о жизни и смерти человека и лишь потом - о богатстве.
Проживала кукушка-Лайма на липах. Именно под липами в старину женщины молились, жертвовали, просили счастья для себя и семьи. Девушка-сиротка просила стать липу её матерью, а самой стать липкою, то есть слиться с божественным, с природой в одну сущность, раствориться во Вселенной.
Следы птицы Лаймы остались не только в народном искусстве и фольклоре, но и найдены камни с изображением и лапок, и крыльев, и «следами» самой Лаймы, то есть с углублениями, которые, видимо, когда-то давным-давно, в каменном веке, сделали древние люди. Из тех ямок набирали воду, полагая, что она имеет чудодейственную оздоровительную силу или помогает оплодотворению.
Существовал и устойчивый миф, что Лайма воплотилась в плоские сверху камни, там - её дом, поэтому литовцы считали их божественными и на них клали дары, предназначенные богине.
Известно, что с давних времён литовки рожали в банях и там же совершали обряды в честь Лаймы, приносили в жертву курицу и пиво, косточки после обряда закапывали.
Сестрой Ламы является богиня смерти ГИЛЬТИНЕ (от слова «gelti» – болеть, жалить). Основная её функция – смотреть, когда человеку приходит время умирать, а, распознав таковое, - уморить.
Гильтине вначале изображалась в образе совы, поскольку она своим жутким голосом предсказывала смерть, пожар, рождение внебрачного ребёнка.
ВЕЛИОНА была богиней умерших, или богиней душ. Вначале она, скорее всего, заботилась о диких животных (их душах), убитых людьми, а после развития животноводства – о домашних животных.
Издревле считалось, что Велиона и V?L?S (ДУХИ) живут под землёй, но заботятся об урожайности земли и плодовитости домашних животных. Поэтому осенью в их честь закалывали скот, мясом «угощали» умерших, готовили обрядовый стол на могилах или дома. Такие праздники приходили перед Велинес, то есть в конце октября. Велиону зазывали в то место, где происходил забой скота со словами: «Велиона, приходи вместе с нами и мёртвыми поесть колбасу».
Аукштайтийцы, например, перед Велинес всегда закалывали свинью, и согласно древнейшим обычаям, совершали своеобразный обряд: на забой созывали соседей, варили крупу со свиным хвостиком, ножками, пятачком и куском мяса с отметиной удара ножа. К вареву женщин не подпускали. Забойщик и хозяин выпивали по стакану крови из свиной грудной клетки, сразу же вырезали свиные яички, жарили их и съедали. Считалось, что они приносят домам благословение и здоровье семье.
Со временем Велиона и Велес приняли «попечительство» и над умершими людьми. После обряда угощения и чествования Велес литовцы Вильнюсского края говорили: «Вспомни в огне сгоревших, в воде утонувших, деревьями убитых и молнией поражённых. Вспомни вывезенных на чужбину, обессиленных и погибших. Приходите, Ваши Души, выпейте, угощайтесь с нами».
Даже в начале ХХ века кое-где в Литве в первую субботу ноября люди несли на могилы всевозможную еду и оставляли её там с посудой, а потом, вернувшись домой, шли в баню. Помывшись, начинали готовить ужин из 7 блюд: свиную голову, кашу, галушки, мясо разных животных и яичницу. Самый старший брал свечу, обносил её вокруг своей головы, потом три раза - вокруг свиной головы, зажигал свечу и ставил на стол. Потом говорил какие-то слова. Налив себе напитки, каждый выливал часть на тот угол стола, где никто не сидел, приговаривая: «Это вам, ВЕЛЕС».
Первый кусочек каждого блюда также клали на тот же пустой угол и лишь потом приступали к трапезе
Бога ПУШКАЙТИСА связывали с землёй, жил он под бузиной. Заботился о плодах и отчасти - хлебных злаках. Люди ему приносили в дар хлеб, пиво, другие продукты и напитки с просьбой, чтобы тот прислал находящихся под его опекой гномов для того, чтобы наливались зёрна и охранять хлеб. Ему на ночь в амбаре накрывали стол с хлебом, сыром, маслом, пивом. В честь Пушкайтиса устраивались два раза в год пиры. После посева охраняющему урожай богу жертвовали животных, чаще - свиней и их ножки, а также яйца и ячменную кашу.
Ранней весной литовцы чествовали богиня ПЯРГУБРЕ. Основная её «функция» состояла в размножении на хорошо обработанной земле растений. Когда пробилась первая трава и приходила пора полевым работам, несколько деревень сообща варили пиво. В назначенный день собирались в большой доме совершать обряд. «Распорядитель» поднимал кувшин с пивом и обращался с молитвой к дающей траву и лето Пяргубре: «О, богиня Всевышнего, наша Пяргубре, ты надоевшую зиму прогнала и приказываешь растениям, цветам и траве по всей земле размножаться. Мы сейчас тебя просим, чтобы посеянные хлеба и те, которые посеем, обильно взросли...».
К архаичным богам, пришедшим из каменного века, принадлежит богиня КАУПОЛЕ (КУПОЛЕ), которую связывали с созреванием растений, вегетацией. Первые письменные сведения о ней можно найти в Ипатьевской летописи (1262 г.) Древние литовцы нынешний праздник Йонинес, по сведениям летописцев, называли Купала.
Сейчас трудно сказать, что за существо такое была Кауполе. Однако из фольклора, записанного в середине XIX века в Беларуси, где сохранялись архаичные литовские традиции среди литовцев, перешедших на белорусский язык, видно, что она была богиней полевых растений.
«Куполе, Куполе! Где ты зиму зимовала, где ты сейчас проводишь лето? В травах пахучих или под цветком?» Куполе отвечала: «Зимовала в пуховиках, летом играю в траве».
Во время празднования летнего солнцестояния её изображали одной или вместе с дочерью РАСОЙ. Ей присваивали способность оживлять с помощью серебряной росы пожухшие от солнца растения.
Самые длинные дни у литовцев называются РАСОС. В эту пору люди чествовали зелёные растения, воду и огонь. Важнейшим атрибутом празднования являлось сжигание соломенной куклы женщины-страшилища, символизирующий возрождение и цветение новых растений.
Богиня ВАЙСГАМТА также пришла из каменного века, она заботилась о растениях, в частности, о льне. О ней сохранилось очень мало сведений. По убеждению некоторых авторов, её имя произошло от слов «vaisius gauti», то есть «плоды получать». Она считалась у жямайтийцев и богиней оплодотворения. Женщина с мужчиной приносили ей в жертву ягнёнка или гуся.
С началом земледелия создано много божеств и духов, охраняющих хлеба. Вначале их представляли в образе животных, затем – женщин, позднее – мужчин. Существовал дух полей ЛАУКСАРГИС - бог посевов и хлебов, он охранял их от града, кротов, заботился о созревании урожая. Когда по хлебам шла волна, говорили, что там сейчас бог находится, он их благословляет.
Основным же божеством стал, а потом – столетиями - был ЙОВАРАС, которого чествовали вплоть до Второй мировой войны! Существовало много обрядов, посвящённых Йоварасу, однако важнейшим моментом всегда было жертвование хлеба, иногда – сыра, которых закапывали в землю в том месте, где сжинали последний сноп злаковых растений
Боги домов и усадеб
Они охраняли жилые дома, избы, амбары с зерном, хлева с животными. Таковым являлся ДИМСТИПАТИС, которому жертвовали двух чёрных кур, раз в году в его честь устраивали пир, во время которого старались съесть все приготовленные блюда, а воду, которой мыли посуду, выливали в очаг.
Богу ПАГИРНИСУ в некоторых местностях мужчины три раза в году приносили в дар свинью, в других – быка, а женщины – петухов. Во время совершения жертвоприношения мужчинами женщинам запрещалось участвовать в нём, и наоборот. Молодой жене разрешали управлять домом лишь после того, как она пожертвует Пагирнису каравай хлеба и рушник. Его представляли в образе змеи или чрезвычайно почитаемого литовцами ужа. О нём заботились, поскольку по древнейшему верованию души мёртвых вселялись в него, уж жил под жерновами, возле печи, поэтому это место было уважаемо и почитаемо.
Литовцы, которые даже во время позднего христианства (XVII в.) придерживались языческих обрядов, после Рождества двенадцать дней по вечерам не выполняли абсолютно никаких работ, выпрашивая во время отдыха у домашнего бога, чтобы овцы были здоровы, чтобы не приводили «ненормальных» ягнят. Они были уверены, что у тех, кто не отдыхает, ягнята родятся без ног или головы.
К «домашним» богам и духам можно причислить и Сторожа амбаров, который охранял их, чтобы злые духи или домовые не вынесли зерно. «Сторож» имел вид или некой деревянной скульптуры, или большого камня, поставленных у входа в амбар.
Служители церкви долгие столетия пытались бороться со «сторожами», ставя вместо них кресты, но до сих пор они красуются в некоторых жямайтийских усадьбах.
Бог ЖЯМИНИНКАС и его жена ЖЯМИНА заботились о плодах, хлебах, животных, растениях, а богиня ГАБИЯ - об убранных хлебах. После сбора урожая в честь неё устраивали пир, благодарили, что дала возможность снять и обмолотить хлеба: хозяин варил пиво, а хозяйка пекла пирог. Во время праздника жертвовали белого и чёрного петухов, которых забивали палками. Во время избиения хозяин приговаривал: «Габия, будь весёлой и к нам милостивой!».
Богиня ГАБИЯ была чрезвычайно любима литовцами, имя её связано с огнём. В древнейшие времена костёр в ночи многие столетия спасал людей от темноты, диких зверей, врагов, от злых духов. Перенесённый в дом, в очаг, он не потерял своего значения. Вначале его представляли в образе некой хозяйки огня, затем - кошкой или птицей, и лишь потом его стали называть богиней Габией. Люди заботились об огне в очаге как о человеке, чтобы тот был «сыт», «стелили» постель, то есть вокруг углей аккуратно и красиво посыпали пеплом, поскольку считалось, что если не «постелить» огню, то он рассердится и подожжёт дом. Люди верили, что огонь, так же, как и человек, после дневной работы должен умыться. Поэтому на ночь возле углей ставили кувшин с чистой водой. И как ни боролся католицизм с Габией, ему так и не удавалось переубедить литовцев. Поэтому-то Католическая церковь была вынуждена придумать Св. Аготу, которая «переняла» функцию языческой Габии
Низшие (второразрядные) боги
В летописях встречается большое количество и других богов с описанием их функций, но с чрезвычайно скудной информацией. К тому же авторами трудов о богах литовцев в средневековье являлись иностранцы, не знающие литовского языка. Имена богов получали порой нелитовское звучание и несвойственные им особенности. Однако мы можем основываться только на эти источники - других нет.
Бог КОВАС. С его именем древние литовцы шли в военный поход. Молитву ему возносили, сидя на лошадях, в латах, с оружием. Ковасу жертвовали чёрного коня и чёрного петуха, а также сжигали на костре пленных.
Богом здоровья и родов был АУШАУТАС, а пастухов – ГАНИКЛИС, которому на жертвенный камень клали яички кастрированных коней, быков, козлов.
Бог КЯЛЮКАС хранил странников, перед дорогой они одевались и, взяв в руки палки, забивали белых кур. Дескать, чтобы путешествие было удачным.
Богиня МИЛДА по воздуху ездила на повозке, запряжённой белыми голубями, олицетворялась с женской любовью и свободой. То есть была наподобие греческой Афродиты и римской Венеры.
В 1840 году в подземельях горы Гядиминаса и в 1782 году в Каунасе, в стене дома ксёндза Пранцкявичюса, построенного до 1400 года, найдены статуэтки обнаженной женщины - их можно считать образом Милды. Её месяц - апрель, сторонников богини называли милдаунинкасами, жрецы располагали лекарствами, которые возбуждали или гасили любовную страсть, а её крылатый сын отравлял сердца людей любовным ядом.
Кстати, как предполагается, храм Милды находился в Вильнюсе, на Замковой горе, где сейчас стоят Три Креста.
ЮНДА – богиня войны. Сохранилось название городка Юнкальнис возле Каунаса, где сливаются три речки. В преданиях говорится, что когда-то здесь находилась место жертвоприношения Юнде. А в летописи 1258 года говорится, что те литовцы, которые опоздали на поле битвы, взывали к богине войны Янде (Юнде).
Богиня НИЁЛЕ – владычица подземелья, в честь её устраивались пиры, а остатки пищи, чтобы ублажить Ниёле, закапывали в землю.
Богиней пчёл, а также медоносных растений, цветов была АУСТЕЯ. Пчёл считали святыми, божьими работниками. Деревья, на которых собирался рой, считались тоже святыми. Умершую пчелу закапывали в землю, то есть хоронили. Праздник в честь Аустеи устраивался в середине августа, освящали растения, приносящие нектар, жертвовали мёд.
Бичюлисте (в переводе с литовского языка на русский «bi?iulis» – «товарищ, приятель». - Прим. ред.) – это совместное держание пчёл, оно считалось святым делом, благословенным самой Аустеей. Отношения среди «бичюлисов» отличались стойкостью, сердечностью и верностью, после смерти одного из них «бичюлисте» («товарищество») распадалось.
Бог РАГУТИС опекал пивоваров, пиво и мёд. Скорее всего, его имя произошло от литовского слова ragas - рог, поскольку пиво пили раньше из полых рогов туров, которые водились в Литве ещё за 7 веков до нашей эры. Найдены многочисленные статуэтки, изображающие человеческие - мужские и женские - фигурки с рогами в руках или на головах, скорее всего, это и есть бог Рагутис и его жена Рагутене. Эту божественную пару во время обряда открывания бочки с пивом чествовала вся семья, а «обрядным» пивом обносили всех соседей, ему же, похоже, жертвовали и квохчущих цыплят.
Богу РАУГЖЯМЕПАТИСУ жертвовали первый ковш пива или мёда
Источник:
http://www.angraal.com/t8561-topic