Страница 1 из 1

колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:21 am
Алексей Минский
колдовство в ливонии

В 1548 г. орденский магистр (Германн фон Бригеней, прозванный Хазенкампф) дал принципиальный юридический отзыв городу Цесису об испытании водой в связи с судом над ведьмой (undudtsche wuff - т.е. “ненемецкая женщина”). Это старейший известный в истории Ливонии случай процесса над ведьмой. В последующие десятилетия число подобных процессов быстро увеличивалось и следующий, XVII век, уже обоснованно можно назвать эпохой судилищ над ведьмами в истории нашей страны.

1559 г. - первый известный случай сожжения ведьмы на территории Латвии (в Гробине).
1721 г. Последний процесс над ведьмой в Курляндии.

Лентилий писал о Курляндии: "Помню, что какой-то помещик Неттельгорст в течение немногих лет подверг сожжению около 80 своих крепостных". Судебные процессы колдунов и ведьм в то время в Латвии были обычным явлением. Помещики, церковь и пасторы таким путем освобождались от особенно непокорных прихожан – своих противников.

По материалам книг:
Г. Смирин “Основные факты истории Латвии” Р; “Звайгзне” 1993
D. Vasmanis “Ce'su novada paga'tnes ainas” Ce'sis, Ce'su muzeju apvieni'ba 1996
Guna'rs Ziema “Ru'jienas novads” Ru'jiena, 1999
"История Латвийской ССР. Т.1 "С древнейших времен до 1860 г." Р., Изд-во Академии наук Латв. ССР 1952

О процессах над ведьмами и классификации можно прочесть в книге:
Я. Шпренгер, Г. Инститорис “Молот ведьм” М; “Интербук” 1990
В комментариях к этому изданию можно найти некоторые статистические данные по др. странам Европы.

Местная байка о ведьме, которая оказалась святой.
И про лобное место в Кулдиге, где могли наказывать ведьм.

Лютеранская церковь Св. Катерины

Мост у мельничного пруда ведет к лютеранской церкви Св. Катерины. Церковь была построена из дерева в 1252 году, а позже, в 1665 году, был построен нынешний каменный храм. В церкви сохранилась ранне-барочная резьба по дереву работы старинного мастера Николаса Сефренса. Легенда гласит, что набожная дева Катерина, собиравшая деньги для постройки церкви, была казнена за связь с нечистым. После смерти ее оправдали и объявили святой. В честь нее и построена церковь. На нынешнем гербе Кулдиги она изображена с терновым венцом на голове, колесом и мечом в руках.

В построенном в 17 веке здании по ул. Базницас 5 раньше находилась первая городская тюрьма. Ратушная площадь всегда была главным местом для сбора горожан. В свое время здесь находился и позорный столб, у которого наказывали преступников.
http://www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=20

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:22 am
Алексей Минский
Полякам не удалось здесь хозяйничать слишком долго, поскольку началась Тридцатилетняя война (1600-1629) между поляками и шведами, после которой Видземе попала в руки шведов.
Так начались известные в истории "добрые шведские времена", которые, впрочем, по современным меркам никакими особо блестящими не являются. Хотя крестьяне и получают определенное облегчение, все равно по спинам латышей пляшут плети и розги управляющих и старост.

Не проходит и года, чтобы в какой-либо из волостей не вспыхивали костры ведьм. В Цесисском архиве обнаружены сведения, что в 1633, 1635 и 1636 гг. после пыток были сожжены ведьмы. 31 августа 1639 г. в Цесисе судили служанку страупского пастора Мажу за то, что она от старосты Яунземью Яниса родила ребенка и сгубила его. После пыток суд приговорил Мажу к сожжению на костре.

В 1669 г. в протоколе визитации (проверки) церкви установлено, что возле церкви нет позорного столба, поэтому было приказано изготовить его на средства церкви, дабы укрепить веру, поскольку в 1684 г. было отмечено, что люди избегают хоронить своих покойников на приходском кладбище, а закапывают их на старых местах захоронения, что они еще верят целителям, гадателям (знахарям). Так, в Мазстраупе был гадатель Рочу Томс, к которому люди обращались со своими нуждами. Поэтому устанавливалось, что тех, кто так делает, надо ставить к позорному столбу и каяться в этом на открытом богослужении.

Как трудно шло введение христианства, можно понять из того, что в том же самом протоколе были установлены наказания за непосещение богослужения. Если хозяин не был сам на богослужении или не послал своих людей, в первый раз он должен был заплатить грош, за второй прогул - полмарки, а за третий его ставили к позорному столбу. Если кто не идет к причастию, штраф 5 грошей, кто не венчается и не крестит детей - 3 гроша, а кто не почитает воскресный день - 1 талер или 3 пары розог.

Даже еще в 1744 г. отмечалось, что есть гадатели, что люди в разных местах приносят жертвы. В 1863 г. Л. Херваген в Ma'jas Viesis пишет: "... еще лет тридцать назад в Страупском приходе недалеко от Лиелстраупе видел пещеру, где находились разные кусочки и тряпочки, которые люди, может быть, издалека приносили для жертвования".
Roberts Alksnis “Straupe laiku lokos” Valmiera, "Lapa", 1997

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:23 am
Алексей Минский
Они верят, и уверяют в том и других знатных людей, будто люди своим колдовством могут превращать других людей в волков, которые в известное время делаются оборотнями, бегают по лесам и мостам и причиняют вред, кроме того, они совершают другие, многочисленные, ужасные вещи, и это все еще ежедневно они совершают из своего языческого колдовства.. У них, однако, все таки существовало уголовное право, по которому они наказывали некоторых колдунов, которые уж слишком много наносили вреда, и у них было испытание, чтобы узнавать колдунов, обвиняемых в злодеяниях: они связывали колдунам крестообразно руки и ноги у большого пальца и бросали их в воду; если связанный был невиновен, то он прямо шел ко дну, если же был виновата, то плавал по воде как связка соломы. Это испытание переняли от них большая часть судей и сохранили его в употреблении до сих пор; так как я сам видел многих людей, которые при испытании тонули и плавали.

Таким образом прежде сооружена церковь на Гольме и внесены в нее колокола, алтарные столы и прочая церковная утварь, и начата открытая проповедь против постыдного злоупотребления языческого идолопоклонства и колдовства, и хотя сначала язычники часто прибегали в церковь, ибо и без того простая чернь любопытна видеть что-нибудь новое, во со временем все-таки более значительные язычники, которые обдумали дело, стали питать подозрения и злобу к проповедникам.
Ливонская летопись Франца Ниенштедта
http://www.castle.lv/hroniki/nienstedt.html

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:24 am
Алексей Минский
Большие камни часто связывают с природными явлениями и историческими случаями. Около дороги Палмсе-Сагеди, на территории бывшего хутора Ревоя, находятся несколько валунов. Один из них — Ныйакиви (еще один «Ведьмин камень») — известен тем, что на нем будто бы была сожжена ведьма. Возможно, это правдивая история. Сохранилось и имя этой несчастной женщины — Кингу Крыт. Видимо, правда и то, что в большой впадине на другом валуне сидел, руководя войсками во время Северной войны, шведский король Карл XII.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=494 ... A%E8%E9%F3

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:26 am
Алексей Минский
Слово «оборотень» переводится на все языки мира. Нет народа, который бы не верил, что человек при желании и умении способен оборачиваться в зверя. Но мало кто знает, что еще несколько веков назад наша Латвия славилась в Европе своими оборотнями, как Трансильвания - вампирами.

Началось все с того, что я читал своего любимого Умберто Эко, «Остров накануне», и споткнулся о фразу: «Это так же обычно, как вампиры из Трансильвании и оборотни из Ливонии». Речь шла о XVI веке. Меня зацепило. Потому что Ливония, позже Лифляндия - это территория нынешней Латвии и Эстонии. А значит, просторы именно нашей страны, по мнению средневековой Европы, буквально кишели оборотнями. Я стал копать.

- Начал с «Лачплесиса», разумеется? Ведь это наше все.

- Нет, раньше - с античности. Выяснил, что еще в работах таких древних авторов, как Страбон, Тацит, Геродот, есть упоминания, что на севере от Ойкумены - то есть границ обитаемого на тот момент мира - живет некий народ, умеющий превращаться в волков. Геродот, живший в V веке до нашей эры, называет это племя неврами, отмечая, что места их обитания - густые, непроходимые леса и что они балуются людоедством.

- Но у античных авторов можно и не такое вычитать. О людях со ртом на животе, о людях с большой ногой, ступней которой они прикрываются от палящих лучей солнца... Известное дело: писали всякие тациты с геродотами о чужих землях по рассказам купцов, не отрывая зада, не разбираясь, где правда, а где вымысел.

- Вот и я так подумал. Поэтому стал копать дальше. Сходил в музей истории, проконсультировался со специалистами, получил от них список литературы, просидел несколько месяцев в библиотеках. И нашел в архивах порядка пятнадцати подробнейших работ, в которых люди, знавшие Ливонию и ее нравы не понаслышке, дружно утверждали, что оборотни у нас - обычное дело. Привычная часть пейзажа. Эти люди либо в Ливонии жили, либо по ней путешествовали, и это не купцы-барышники, а личности высокообразованные. Как, например, Олаф Магнус, живший в XVI веке. Географ, историк - брат знаменитого Джона Магнуса, архиепископа Упсалы в Швеции. В его «Истории северных народов» (1555 год) описывается способность жителей Ливонии перекидываться несколько раз в год волками, причем подается это как вещь известная, которой сам он неоднократно был свидетелем. Книга пестрит леденящими кровь историями о вервольфах.

- Я даже догадываюсь - какими. К примеру, как один мужик пошел в лес, а на него напал волчище. Но мужик не растерялся, выхватил топор, отрубил волку лапу, а когда пришел домой, увидел, что сосед - без руки.

- Да, это бродячий сюжет. У Магнуса он звучит так: однажды слуга услышал, как жена его господина во всеуслышание отрицает, что человек в состоянии превращаться в волка. Раб возразил и, чтобы доказать неправоту хозяйки, проделал эту трансформацию у нее на глазах. Хозяйке стало дурно. На раба спустили собак. Но в обличье волка он сумел отбиться от них и убежать, потеряв в жестокой схватке один глаз. На следующий день раб вернулся уже в прежнем, человеческом облике, но одноглазым... Имелся там и рассказ одного священника. В путешествии по Ливонии, где проводником был местный абориген, у пастора закончились все припасы. Достать еды негде. Проводник сказал, что это не проблема, встал на четвереньки, принюхался и убежал в лес. Вскоре он вернулся с окровавленным зайцем в зубах.

- Но мне показался более достоверным труд Каспара Пейцера, немецкого энциклопедиста и физика - Сommentarius de Praecipibus Divinationum Generibus (1560 г.). Он описал то, чему сам был свидетелем. Например, массовое помешательство в Ливонии, когда по пустырям у нас здесь бегали голыми на четвереньках десятки человек и, сбившись в стаи, выли на луну, разрывали могилы, поедали трупы. Причем год был урожайный, то есть все это непотребство не было связано с лютым голодом. Пейцер подробно описал также вспышку ликантропии в Ливонии с участием «волчьего пастыря» - вожака стаи оборотней, который имеет власть и над ними, и над обычными волками. Цитирую: «На Рождество хромоногий мальчик бродил повсюду, созывая бесчисленных сторонников дьявола на тайное сборище. Оставшихся или шедших неохотно остальные били до крови железными кнутами... Вдруг их человеческие черты исчезли и все они стали волками. Их собралось много тысяч. Впереди шел вожак, вооруженный железным кнутом, и войско следовало за ним в твердом убеждении, что они превратились в волков. Они набрасывались на стада коров и отары овец, но не имели власти умерщвлять людей. Они пробыли волками 12 дней, по истечении которых волчьи шкуры исчезли и к ним вернулся человеческий облик».

- И все же это не документ. Вот если бы там было чистосердечное признание: «Я, крестьянин Янис Озолиньш, он же - волк Серая Лапка...»

- Такое у меня тоже есть. Протоколы допросов ливонских оборотней - это, надеюсь, документ? Датированные 1691 годом. Они имеются в нашем историческом архиве - любой желающий может ознакомиться. Читаются залпом, как детектив с примесью хоррора.


Подсудимый, когда и с кем вы грызли кость?

- Кстати, в архив можно и не ходить. Эти протоколы очень подробно приводит историк-прибалтовед Херман фон Брюгге в работе «Оборотень из Ливонии», переведенной на многие языки. Судебный процесс проходил в Юргенсбурге - сегодня это Заубе. Там в то время стоял замок, принадлежавший семье Клодтов, из которой родом знаменитый скульптор. Вот в этом замке судьи и заседали. В роли подсудимого выступал старый Тис - уроженец Ливонии, 85 лет от роду. Предмет разбирательства: оборотничество и другие злые поступки.

Причастность старого Тиса к оборотничеству вскрылась случайно. Сначала рассматривалось дело о краже в костеле, где Тис в числе других сельчан должен был выступать свидетелем. До него показания давал другой свидетель, трактирщик Петер. И этот Петер, присягнув на Библии, вдруг заухмылялся. Председатель суда Бент Йохарт Акерштафт спросил, чем вызвано его веселье, и Петер объяснил, что ему становится смешно, как он подумает, что старый Тис в качестве свидетеля тоже будет присягать на Библии. «А почему он не может присягать?» - удивился заместитель судьи Габриэль Бергер. «Да потому, -- сказал Петер, - что старый Тис - оборотень, а оборотень присягать на Священной книге не может». Озадаченный судья обратился к присутствующим в зале. Все помялись, но подтвердили, что идея с Библией не слишком хорошая, поскольку старый Тис действительно оборотень, из чего сам он секрета никогда не делал. Но с другой стороны, он уже давно оборотничеством не балуется и вообще нормальный мужик.

Председатель суда, мягко говоря, от этой информации офигел. Он ведь лично знал Тиса, тот работал у него управляющим в поместье. Решили допросить самого старика. Тис охотно подтвердил, что - да, он действительно оборотень, в чем его уже обвиняли на процессе в городе Нитау, когда там был судьей барон Кроссмер. Действительно, он неоднократно оборачивался волком. Но по причине старческой дряхлости давно с этим делом завязал. И лапы, мол, уже не те, и хвост отваливается, куда там по лесам бегать и скотину драть.

Тут судьи взялись за Тиса по-настоящему, выделив из дела о краже в костеле дело об оборотничестве в отдельное производство. Начались допросы. «Как ты стал оборотнем?» Тис объяснил, что сделал это не по своей воле, его попутал старый оборотень из Мариенсбурга, который передал ему свою шкуру в дар и выпил пиво со словами «Я пью за тебя». Когда Тис почувствовал, что он слишком стар для оборотничества, то сделал то же самое: передал свою шкуру некому селянину из Аллэ (Аллажи), имя которого, да простит господин судья, он забыл.

«Как ты оборачивался?» Накидывал на плечи волчью шкуру, после чего чувствовал себя волком и вел себя как волк. Сбивался с себе подобными в стаи, перемещался с ними на гигантские расстояния, резал по хуторам скот, который затем поедал с серыми братьями на перекрестках дорог. На требование назвать имена и фамилии серых братьев Тис стал юлить и не ответил.

«Как вы ели мясо?» Жарили его на решетках, которые крали по хуторам. Сырое мясо не ели. Кстати, сам он, если это интересует господина судью, был оборотнем смирным - резал только ягнят, поросят и овец. Но жил в районе Сегеволда уважаемый мужчина по имени Тирумен, ныне покойный, так тот лютовал: даже диких кабанов, случалось, заваливал.

«Когда и где вы заключили сделку с дьяволом?» Тут старик страшно оскорбился и заявил, что зря господа судьи путают оборотней с колдунами и ведьмами. Вот те точно продают душу нечистому. А оборотней сам дьявол ненавидит. Смысл жизни оборотня - в защите людей от происков нечистой силы, ведьм и колдунов, которых оборотни, псы господни, чуют издалека.

«Как вы защищали людей?» Тис пояснил, что три раза в год он вместе с другими оборотнями спускался в ад, дабы вырвать оттуда урожай, который уносят в преисподнюю с полей колдуны и ведьмы. Приходилось, само собой, вступать с нечистью в кровопролитные схватки. Вот в прошлом году, люди соврать не дадут, ему в битве нос сломали. Сам колдун Скейстон железной палкой приложился. («Да, было такое, -- оживились односельчане. - Ходил старик Тис со сломанным носом»).

«Где находится вход в ад?» Тис и на это глазом не моргнул. Вход в ад находится в болоте у Лимбурга в полумиле от Клинденберга (около Малпилса в Пурвэзере), на участке господина заместителя председателя суда, где прекрасная рожь растет. На вопрос, куда Тис рассчитывает попасть после смерти, у него тоже ответ был готов: в рай. Ведь он сделал людям много добра.

- Сожгли старого оборотня?

- Как бы не так! Всыпали десять плетей за идолопоклонничество и отпустили. Я предполагаю, причина столь мягкого наказания в том, что таких Тисов было в Ливонии воз и маленькая тележка. Чуть копни архив - и другие аналогичные судебные процессы обнаружатся. Еще до Тиса, в 1647 году, некий Индрикис из Бленды признался, что может быть оборотнем, для чего ему достаточно проскользнуть через дерево, у которого вершина наклонена к земле. Тогда у него на ногах появляется грубая кожа, он может бежать на четвереньках, а сил становится столько, что он способен на скаку поймать свинью или овцу и тащить ее с собой. Да если б церковь взялась жечь всех, кто погряз в подобной языческой ереси, работать в поле было бы некому.

Ведь какой вывод напрашивается из историй про ливонских оборотней? Вовсе не тот, что Латвия - страна клыкастых монстров. А тот, что позиции христианства были в наших краях крайне зыбкими. Люди ходили в церковь, но втайне продолжали исповедовать древние языческие культы и исполнять обряды, перенятые от прадедов. Частью этих обрядов и было оборотничество. Эта картина характерна не только для Латвии, куда христианство пришло позже других европейских стран. Все, о чем говорил старик Тис, можно найти и в допросах инквизиции в Северной Италии, где под носом церкви процветал земледельческий культ бенанданти.

- То есть массовое оборотничество было типичным для разных стран явлением?

- Ну да. И то, что в Латвии оборотни бегали даже в XVII веке, говорит лишь о том, что предки латышей были верны языческим культам дольше других народов. Оно и понятно. Лесов много. Есть где от инквизиторов спрятаться, есть где порезвиться.
Доказательством массовости оборотничества служит такое распространенное в самых разных странах поверье, что ликантропия заразна. Что стать оборотнем можно через укус. А ведь это просто отголосок языческого ритуала, когда зверь - покровитель племени через укус передает свою силу и знания. Мы с тобой одной крови - ты и я. Таким образом человек становится побратимом с животным. И получает возможность превращаться в животное.
http://www.meeting.lv/guides/event.php?id=C21JCg057

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:27 am
Алексей Минский
Полноводный рукав Красной Двины тянулся чуть ли не из современного центра города. Болотистые низкие берега затоки оказались идеальным местом для средневековых развлечений горожан. И хотя постулат "хлеба и зрелищ" появился много раньше, поглазеть на казни ведьм стекалось превеликое множество жителей. Сначала ведьму связывали и кидали в воду, если тонула — то не ведьма. На этом все и завершалось. А вот если не тонула, например, подолы одеяния накапливали воздух, тогда несчастную волокли на костер и сжигали. И бытует мнение, что именно по этой причине затоку назвали Красной Двиной. Однако это не совсем правильное трактование. Раньше, во времена парусников, когда еще никаких ледоколов придумано не было и по скованным льдами водам Двины и Рижского залива мореходство было невозможно, суда отводили на зимнюю стоянку. Одним из самых удобных мест и оказалась затока Двины, получившая благодаря выполняемым функциям прозвище Reede Duena (Рейдовая Двина). А уж потом, с течением времени, может, и благодаря экзекуциям над колдуньями, название Reede Duena трансформировалась в Rote Duena (Красная Двина), сохранившееся до наших времен.
http://rus.delfi.lv/archive/print.php?id=12898097

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:28 am
Алексей Минский
В качестве курьеза о днях недавних...

В "ритуалах с поясом" участвовала и Вайра Вике–Фрейберга (понятно, отдельно от Ибериони и Подниекса). В конце 1980–х она приезжала в Лиелварде к музею Пумпурса, где хранятся разные пояса. Затем под Цесисом, на ферме известной оккультистки Расмы Розите, Вике–Фрейберга участвовала в ритуале. В земле была вырыта квадратная печь, обложенная кирпичом, внутри жгли жертвоприношения: яблоки, какие–то коренья… Во время обряда на Вике–Фрейбергу повязали лиелвардский пояс — сперва через шею, потом на поясницу — и таким образом подключили ее к энергоинформационному полю латвийской земли… У меня сохранились видеозаписи этого ритуала.
Чем же для нынешней Латвии обернулся тот поясок? В 2000 году — полным провалом на ганноверской международной и очень значимой для любой страны выставке Expo, куда в дальнейшем Латвию более не зовут. Пояс там представили как чуть ли не единственное достижение республики. Специально на госуровне разработали компьютерную программу: вводи свою дату рождения или даты интересующего тебя промежутка жизни — и машина, как если бы обладала информацией, "пророчила" будущее.

Эта программа обошлась Латвии в 3 с лишним миллиона латов, а руководителем проекта в 1999–м была Вайра Вике–Фрейберга, возглавлявшая институт по созданию светлого образа Латвии, — перед тем как стать президентом…
http://www.ves.lv/article/65686

Re: колдовство в ливонии

Добавлено: Пт май 10, 2019 6:29 am
Алексей Минский
в 1680 году начало выходить Rigische Novelle. В эти годы в городе появляются и известные практикующие врачи — выпускники Упсальского вуза. Один из них — Йорге Урбан — вошел в историю тем, что добился в конце XVII столетия отмены судов над ведьмами и в Балтии, и в Швеции.
http://www.ves.lv/article/31330