КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА В ЛАТВИИ
Добавлено: Пт май 10, 2019 6:33 am
КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА В ЛАТВИИ
Крестовые камни:
Камни как места жертвоприношений известны уже в каменном веке, однако этот языческий обычай продолжался и тогда, когда жертвы приносились у средневековых каменных крестов. Есть сведения, что в Арайши, на месте нынешнего кладбища Ванагу, у дороги стоял каменный крест, у которого еще в начале XIX в. жертвовались деньги.
Кроме культовых камней и надгробных памятников на территории Национального парка «Гауя» есть много камней исторического значения. Это т. н. крестовые камни - обработанные или необработанные камни с высеченным крестом или несколькими крестами. Они известны во многих местах. На Арайшском крестовом камне выбит один крест, на Ракступитском - три. Эти камни, кажется, скорее всего, являются средневековыми межевыми (рубежными) камнями, какие во времена Ливонии и позднее устанавливали для обозначения границ земельных владений.
Уплантский овраг с Арайшским крестовым камнем у Симтупе. На камне высечен крест. Возможно, что это - пограничный камень, который отмечал границы земельного владения в ливонские времена или раньше. Предание говорит, что какой-то саксонский воин в древние времена шел разведать, как занять Арайшский замок, но был расстрелян в долине Симтупе. На этом месте еще тогда на камне был виден крест. В хрониках старой церкви говорится, что у этого камня в старые времена люди ходили лечить плохие глаза (зрение).
И о культовых деревьях:
У Конинциемса (Кулдигский район) находится древнее культовое место - береза Элку (Идолов), которя также памятник археологии республиканского значения.
В тему:
Литература по этому вопросу (к сожалению, только на латышском языке):
S. Salin,s' "Latvijas diz'koki un retie koki" Riga, 1974 (С. Салиньш "Вековые и редкие деревья в Латвии")
G. Enin,s' "Koks - dabas piemineklis" Riga, 1982 (Г. Эниньш "Дерево - памятник природы")
B. Saltupe, G. Eberhards "Akmen,i un diz'akmen,i" Riga, 1981 (Б. Салтупе, Г. Эберхардс "Камни и исполинские валуны")
Крестовые камни:
Камни как места жертвоприношений известны уже в каменном веке, однако этот языческий обычай продолжался и тогда, когда жертвы приносились у средневековых каменных крестов. Есть сведения, что в Арайши, на месте нынешнего кладбища Ванагу, у дороги стоял каменный крест, у которого еще в начале XIX в. жертвовались деньги.
Кроме культовых камней и надгробных памятников на территории Национального парка «Гауя» есть много камней исторического значения. Это т. н. крестовые камни - обработанные или необработанные камни с высеченным крестом или несколькими крестами. Они известны во многих местах. На Арайшском крестовом камне выбит один крест, на Ракступитском - три. Эти камни, кажется, скорее всего, являются средневековыми межевыми (рубежными) камнями, какие во времена Ливонии и позднее устанавливали для обозначения границ земельных владений.
Уплантский овраг с Арайшским крестовым камнем у Симтупе. На камне высечен крест. Возможно, что это - пограничный камень, который отмечал границы земельного владения в ливонские времена или раньше. Предание говорит, что какой-то саксонский воин в древние времена шел разведать, как занять Арайшский замок, но был расстрелян в долине Симтупе. На этом месте еще тогда на камне был виден крест. В хрониках старой церкви говорится, что у этого камня в старые времена люди ходили лечить плохие глаза (зрение).
И о культовых деревьях:
У Конинциемса (Кулдигский район) находится древнее культовое место - береза Элку (Идолов), которя также памятник археологии республиканского значения.
В тему:
Литература по этому вопросу (к сожалению, только на латышском языке):
S. Salin,s' "Latvijas diz'koki un retie koki" Riga, 1974 (С. Салиньш "Вековые и редкие деревья в Латвии")
G. Enin,s' "Koks - dabas piemineklis" Riga, 1982 (Г. Эниньш "Дерево - памятник природы")
B. Saltupe, G. Eberhards "Akmen,i un diz'akmen,i" Riga, 1981 (Б. Салтупе, Г. Эберхардс "Камни и исполинские валуны")