Страница 1 из 1

КАМЕНЬ — ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Добавлено: Вс май 12, 2019 9:56 am
Алексей Минский
КАМЕНЬ — ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Так уж получилось, что основой всей человеческой культуры стал камень. Из него вылетела искра, которая зажгла яркий огонь в очаге. Камень был первым помощником человека в борьбе за жизнь, он был первым символом его могущества, первым рабочим инструментом и грозным оружием. Именно при помощи камня человек начал завоевывать мир. И недаром «многие каменные орудия долго сохранялись при различных церемониях. Так, например, египтяне, бальзамируя тела своих покойников, делали первый надрез в боку трупа каменным ножом. В Ветхом Завете находим сведения о том, что подобного же рода инструмент употреблялся при священном обряде обрезания, которое и до настоящего времени производится осколком стекла или кремня… Не так давно в Мексике и Центральной Америке человеческая жертва закалывалась каменным ножом, причем шея, руки и ноги придерживались ошейником и оковами, сделанными также из камня» (Клодд Э. История первобытного человека. СПб., 1904, с. 30).

Камень являлся первым идолом, которому стали поклоняться первобытные люди. Особенно широко было распространено поклонение камням, форма которых напоминала растения или животных. Перуанские индейцы, например, поклонялись камням в форме маиса, кукурузы, барана. Камень служил первым алтарем. На Соломоновых островах еще до недавнего времени на камень клали пищу, чтобы обезопасить урожай, и вареную рыбу, чтобы улов был хороший. Библейская легенда о помазании Иаковом священного камня в Бефиле (Бытие, XXXV, 14) напоминает этот обычай. Камень занимал почетное место в храмах, представляя великих богов. Камни служили надгробием. В Библии, например, рассказывается: когда скончалась Рахиль, Иаков поставил столб на ее могиле (Бытие, XXXV, 20). Как пишет в «Политике» Аристотель, древние иберы обыкновенно ставили около могилы воина столько камней, сколько врагов он убил. Вообще камни воздвигались с разными целями. Так, когда Иаков с Лаваном заключили между собой договор, «И взял Иаков камень, и поставил его памятником» (Бытие, XXXI, 45), а потом велел насыпать холм из камней и «назвал его Галаадом», то есть «свидетелем» (Бытие, XXXI, 47—48). А Моисей под горой Синай поставил «жертвенник и двенадцать камней, по числу колен Израилевых (Исход., XXIV, 4).

Поклонение священным камням существовало у всех народов. И несмотря на то, что уже в древности идолопоклонство осуждалось (так, библейский пророк Исайя осуждает своих соплеменников за то, что они делают приношения гладким камням), культ камня держался довольно стойко. В Европе, например, уже много времени спустя после введения христианства, не только языческое население, но и крещеное, еще не проникшееся вполне духом христианской религии, упорно почитало первобытные памятники и поклонялось им.

На распространение этого культа указывает, в частности, целый ряд декретов, изданных против него христианской церковью. Так, постановления соборов показывают, что во Франции камни и другие первобытные памятники оставались предметом поклонения вплоть до времен Карла Великого (742—814). В VII веке Нантский собор вменяет в обязанность епископам и другим служителям церкви «выкапывать, удалять и скрывать в потаенных местах, где их нельзя было найти, камни, которым в глухих лесных местностях народ до сих пор воздает почести и приносит на них обеты». А в XI веке датский король Канут, канонизированный впоследствии римско–католической церковью, в одном из своих указов запрещает «языческие поклонения камням, деревьям, источникам и небесным телам».

Однако несмотря на запреты и преследования пережитки культа камней сохранились до наших дней. Сохранились и первобытные, каменные постройки, относящиеся к эпохе неолита. Эти постройки встречаются повсюду (что уже само по себе говорит о роли камня в истории человеческой культуры) и их можно разделить на 3 группы:

1. Менгиры (от кельтского maen — камень и hir — высокий) — одиноко стоящие камни. Вероятно, они были поставлены в память о каком–нибудь событии или как надгробные памятники.

2. Дольмены (от кельтского daui — стол и maen — камень) — состоящие из трех–четырех камней, на которые сверху положен еще один камень, образуя таким образом закрытое со всех сторон помещение. Этот тип построек очень распространен. Образцом его может служить «Kits Coty House» близ Эйлесфорда в Кенте (Англия).

3. Кромлехи (от кельтского crom — круг и lech — камень) — ограды из камней либо сами по себе, либо вокруг курганов и дольменов. Подобно курганам, они устроены по образу первобытных жилищ. Камни, охватывающие кольцом эти постройки, соответствуют ограде вокруг неолитических «круглых хижин». Нередко эти сооружения называют друидическими кругами, могилами гигантов и камнями Одина; с ними связано множество легенд об удивительных деяниях дьявола, мифов о чудовищах и карликах, поверий, обращенных к камню.

Самый большой кромлех находится близ Эберы в Уильтшире (Англия). Он практически не сохранился, из нескольких сот камней уцелело не более 20 штук. Большинство из них пошло на постройку деревни, приютившейся внутри валов, окружавших некогда внешний ряд камней.

Лучше сохранился кромлех более позднего происхождения — знаменитый Стоунхендж. Он состоял из двух концентрических кругов. Внешний круг образовали большие четырехугольные грубо отесанные камнЬ с перекладинами, образующими таким образом непрерывную колоннаду. Камни эти — глыбы песчаника, встречающегося поблизости. Согласно легенде, это — сарацинские воины, обращенные в камень.

Внутренний круг Стоунхенджа состоит из так называемых «голубых» камней, доставленных сюда, очевидно, издалека, так как они встречаются только близ северного Уэльса. Эллипсы состоят из пяти дольменов, или двух больших стоящих камней, поддерживающих третий в виде перекладины. Дольмены группируются в форме подковы. Меньший эллипс составлен из «голубых» камней без перекладин. Внутри этой двойной подковы лежит большая плоская плита, так называемый жертвенный камень. В кругах проделана галерея, в которой находится громадный неотесанный камень, известный под названием «Пята Монаха» («Friar’s Heel»).

Последние два камня интересны тем, что в самый длинный день в году солнце восходит как раз над «Пятой Монаха», и его лучи падают на жертвенный камень, а в самый короткий день солнце восходит и заходит над небольшими камнями, находящимися за пределами внешнего круга. Это обстоятельство привело к предположению, что Стоунхендж был местом поклонения Солнцу (как не вспомнить тут «жертву Солнцу у Монте–Чирчео»?).

Любопытно, что в храмах Древнего Египта колоннады были устроены таким образом, что во время летнего солнцестояния лучи, падая вдоль них, освещали статую бога, стоящего в святилище в конце коридора. Такое расположение соответствует направлению «по солонь», то есть храмы строились так, чтобы алтарь был обращен на восток, где солнце восходит в день святого, в честь которого выстроен этот храм.

Каменные постройки эпохи неолита встречаются в Северной Аравии и на Синайском полуострове. Архитектура их нашла свое отражение в более поздние века. Так, менгир — не что иное, как прообраз колонны Трояна в Риме, дольмен — саркофага Рамзеса и гробницы Веллингтона, кромлех — английского собора в Темпле, построенного в XII веке по подобию Храма Господня в Иерусалиме. И не прерывающаяся цепь переходных форм соединяет Стоунхендж с величественным Солсберийским собором.

Таким образом, только при знакомстве с памятниками первобытной эпохи можно проследить постепенный переход от жертвенного камня к алтарю и от алтаря к храму. Так места погребения, где происходили пиршества, сделались жертвенниками, на которых приносились жертвы духам предков, поклонение которым лежит в основе религий всех времен и народов, а также духам и богам. Жертвенники же со временем трансформировались в алтари, а алтари, в свою очередь, стали основанием будущих храмов. Так, храму Св. Петра в Риме, в котором, согласно преданию, находятся мощи этого святого, предшествовал ряд построек, начиная от грубо сделанного каменного круга, изображавшего алтарь, а, по сути, от первого камня, которому стал поклоняться первобытный человек.

Величайшие загадки и тайны магии
Смирнова Инна Михайловна