Ведьмовство

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Ведьмовство

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пт июл 05, 2019 1:41 pm

Ведьмовство

«В подоплеке всех сказок лежит нечто необычное. В чем его необычность? В том, что появляющееся существо обладает иной природой, даже если оно приходит в человеческом обличье и удовлетворяет вполне человеческие потребности подвластных ему людей.

Но оно холодно, ненасытно, жестоко и иллюзорно. Его не может удовлетворить теплая кровь младенцев или совокупления шабашей. Ему нужно нечто большее и нечто иное: оно жаждет «подчинения» и, при всем его стремлении к плотскому, ему нужны «души». Оно никогда не существовало и том не менее постоянно присутствует».
Чарль Вильямс. «Ведьмовство»

Дьяволопоклонство лежит за пределами основной линии магической традиции, которая всегда была направлена на обретение магом власти над всеми естественными и сверхъестественными силами. Оно является прерогативой тех, кто подчинился силам зла, чтобы слиться с ними воедино. Вот, что сообщается в предисловии к трактату XVI века «Fausti Hollenzwang» («Исследование преисподней Фаустом»), предположительно написанному самим Фаустом:

«Если вы хотите стать истинным магом и повторить мои деяния, вы должны обладать знанием Бога, как и других существ, но чтить его надо лишь в той форме, которая нравится Князьям этого мира… Пусть желающий практиковать мое искусство любит духов преисподней, а также тех, кто правит в воздухе; ибо только они могут сделать нас счастливыми в этой жизни; а тот. кто обладает мудростью, пусть ищет того же у Дьявола.
Ибо есть ли в мире такое, что лучше всего не было бы выражено в Дьяволе, Князе этого мира?
Одним словом, просите что угодно: богатства, чести и славы, и он даст их вам, а если надеетесь на благо после смерти, то лишь обманываете себя».
Одна традиция предполагает усмирение и использование злых духов магом, другая — то, что маг склоняется перед Властителем Зла, как перед источником его магической силы. Люди, которые сознательно вступают в союз с Дьяволом, любят «духов преисподней» и расценивают обещание посмертного рая как ловушку, расставленную коварным христианским Богом, наслаждаются двумя основными ритуалами сатанизма — шабашем и Черной мессой.
Природа и сам факт существования шабашей вызывают многочисленные споры. Одни современные авторы расценивают всю европейскую эпидемию «охоты на ведьм» как заблуждение, порожденное доверчивым фанатизмом, другие же принимают на веру всю сумму признаний, полученных у ведьм. Вероятно, истина находится между этими крайностями и все же ближе к первой из них. Фактический материал не оставляет сомнений в том, что из многих невинных людей признания были выжаты под угрозой физических и духовных мук. Некоторые из признавшихся явно заблуждались. Как правило, подробности их признаний совпадают, так как они основываются на широко распространенных представлениях о деятельности ведьм, к тому же они являются ответами на наводящие вопросы. Но было бы неправомерно отметать все свидетельства как фикцию — вряд ли при таком количестве дыма не было совсем никакого огня. Ведьмы и сатанисты существуют сегодня, и, вероятно, они существовали и в прошлом, каким бы малым ни было их число.
Охоты на ведьм начались в альпийских долинах Швейцарии, в Савойе и юго-восточной Франции в начале XV века. Первым произведением, дающим подробный анализ ведьмовства, была книга Джона Найдера «Formicarius» («Муравейник»), написанная около 1435 года. Ее автор, доминиканец и профессор теологии Венского университета, получил свои сведения от швейцарского судьи Питера из Грейе, открывающего длинный и мрачный список фанатиков, преследовавших ведьм. В Германии суды над ведьмами начинаются в 1446 году, но лишь к 1625 году эти отвратительные преследования достигают своего апогея. Большинство французских судов над ведьмами датируются 1450—1670 гг. Последние годы XV века и начало XVI стали временем кровавых преследований в северной Италии и настоящей войны с ведьмами, которая велась среди басков на Пиренеях. Первая казнь ведьмы в Испании произошла в 1498 году, но испанская инквизиция отнеслась к обвинению в ведьмовстве осторожно и со скепсисом, так что дальнейшие суды такого рода были относительно редки. В Англии и Шотландии подобные суды появляются в 1566 году и существуют весь XVII век. В конце XVII века боязнь ведьм охватила Швецию, а суды в Салеме, штат Массачусетс, возникли в 1692 году.
Относительно поздняя датировка процессов над ведьмами не дает возможности согласиться с широко распространенной теорией, выдвинутой Маргарет Муррей и другими авторами, о том, что культ ведьм явился рудиментом языческой религии, «Свидетельства подтверждают, что в глубинах христианской религии языческие культы продолжали практиковаться во многих классах общества, в основном среди наиболее безграмотных слоев населения и в наименее населенных частях страны. Их возникновение можно проследить еще в дохристианской эпохе, и именно они являлись древней религией западной Европы».
К несчастью, ничего подобного свидетельства не подтверждают. О языческих культах западной Европы известно немногое, поэтому нет оснований связывать их с ведьмами. К тому же существование этих культов и процессы над ведьмами разделяет значительный временной промежуток. В Англии, одном из последних бастионов язычества в западной Европе, все культы исчезают после времени Канута, умершего в 1035 году, а на континенте они исчезли еще раньше. Ведьмы расценивались своими христианскими противниками как новая секта и преследовались не как язычники, а как еретики. Языческие представления и обряды сохранились в ведьмовстве, как, впрочем, и в христианстве, но это отнюдь но означает сохранения какого-то конкретного культа.
Ведьмы существовали с незапамятных времен, и всегда считалось, что они имеют связь со злыми духами и силами преисподней. В средневековой Европе Князем преисподней и господином демонов считался Сатана, и очень может быть, что богом ведьм был не какой-то «рогатый бог» гипотетической «древней религии», а Дьявол христианства. Несомненно, основные представления и ритуалы средневековых ведьм сформировались под влиянием катаров, люцифериан и других сект, обвинявшихся в дьяволопоклонстве, хотя многое они почерпнули и из других источников — магии и колдовства, классических традиций, Библии, языческих обрядов и общепринятых представлений о поведении ведьм.
Очень похоже, что преследование сатанинских сект и процессы над ведьмами стимулировали деятельность, которую они были призваны подавить. Праведные ужасались, но кое-кто из неправедных явно начинал испытывать интерес, а подробности ритуалов, афишируемые в публичных признаниях, могли быть использованы как образцы для подражания. Точно так же очень сильное влияние на современных ведьм оказала теория Муррей — интересный пример того, как жизнь подстраивается под вымысел.
Греки, римляне и языческие народы западной Европы верили, что ведьмы могут налагать разнообразные злые чары — уничтожать урожай, вызывать ураганы и засухи, болезнь скота, убивать или причинять вред людям, способствовать или препятствовать любви. Свидетельств о ведьминских шабашах и их ритуалах не существует, однако считалось, что время от времени они собираются, обычно по ночам. Традиционной датой встречи на высшем уровне считался канун 1 мая. «Саллическая правда» Шарлеманя сообщает, что, если человека обвиняют в том, что он относил котел «на место встреч ведьм», но это не может быть доказано, обидчик должен уплатить штраф. Кроме того, утверждалось, что ведьмы занимаются каннибализмом. Если доказано, что ведьма съела человека, «Саллическая правда» сообщает, что она должна быть обложена штрафом (в три раза большим, чем клеветник). Если ведьмы действительно так часто, как это считалось, питались людьми (что представляется сомнительным), это могло быть последствием магической теории о том, что жизненная энергия человека приобретается путем поедания его тела.
У греков и римлян ведьмы ассоциировались с темнотой и смертью — с ночью и Луной (госпожой ночи), а также существами, управлявшими мертвыми. Божественной покровительницей ведьм был не рогатый бог, а богиня — Селена или Геката, или Диана, каждая из которых олицетворяла Луну. Геката, пришедшая из Малой Азии, наиболее часто вызывалась ведьмами и магами. Она была трехликой, и ее изображали либо с тремя головами либо с тремя телами, что ассоциировалось с тремя фазами Луны — новолунием, полнолунием и старением и что символизировало Луну в небе, Диану на земле, и Прозерпину в преисподней. Гекате подчинялись привидения, ночь, тьма, надгробия, собаки, кровь и страх. Кроме того, она была богиней перепутий. Считалось, что, когда Геката мрачно блуждает в ночи, за ней следуют легионы духов, поэтому в качестве подношений духам и привидениям на перекрестках дорог оставлялась пища. Иногда эти подношения съедались беспринципными циниками.
В раннехристианскую эпоху сама Геката была забыта, но о ней сохранилась память как о Диане. В VI веке святой Цезарий из Арля изгнал из девушки демона, которого крестьяне называли Дианой. В 1318 году папа Иоанн XXII приказал расследовать деятельность группы магов при его дворе к Авиньоне, заявив, что те совокуплялись с дьяволицей по имени Диана. Сохранились и рассказы о блуждающих духах и их пирах на распутьях дорог. В период раннего средневековья бродило множество историй об ордах летающих по ночам демонов и сопровождающих их мертвых душах.
Считалось, что с ними была и Диана, и это укрепляло мнение о том, что смертные могут встретиться с ней ночью.
«Не исключено также, что некоторые развратные женщины, соблазненные Дьяволом, иллюзиями и фантазиями демонов, ездят по ночам на различных животных с языческой богиней Дианой, и их сопровождают бесчисленные толпы женщин. В тиши ночи они пересекают огромные пространства, подчиняются Диане, как своей госпоже, и в определенные ночи призываются к ней на службу».
Этот отрывок из церковного уложения, называемого «Епископальным каноном» и написанного в IX веке, цитировался Бурхардом, епископом Вормским, в 1020 году и позднее постоянно повторялся и комментировался различными авторами. Бурхард говорит, что богиню эту называют также Иродиадой, смертельной противницей Иоанна Крестителя, и Хольдой, тевтонской богиней. Он спрашивает читателей, верят ли те, что «женщины, находясь по ночам со своими мужьями, покидают дома сквозь закрытые двери и окна, перелетают через огромные расстояния вместе с такими же растленными товарками и убивают людей невидимым оружием».
Ночные наездницы ассоциировались с вампирами и духами, в которых верили греки, римляне и иудеи, и каннибализм приписывался ведьмам именно в связи с этим. В 1155 году Иоанн из Солсбери говорил, что некоторые бедные женщины и необразованные мужчины верят, что по ночам их призывает к себе Царица Ночи или Иродиада. устраивающая пиры и празднества. В зависимости от своих заслуг пришедшие получали награды или наказывались. Позднее это перешло в традицию шабашей. На этих сборищах поедались младенцы, которых затем целиком отрыгивали, и богиня возвращала их в колыбели.
Эти, основанные на классических представлениях, истории о Гекате, Диане, демонах и привидениях, которые высасывают человеческую кровь, были широко распространены и пользовались общим доверием. Возможно, они лежали в основе обвинений, выдвигаемых против катаров и ведьм, в том, что те летали на свои сборища на разных животных и метлах. Использование мазей для летаний также восходит к древней традиции. В «Золотом осле» Апулея ведьма намазывает свое тело мазями и бормочет заговор, превращающий ее в птицу. Уже в XV веке было известно, что различные притирания могут вызывать галлюцинации. Джон Найдер в своем «Formicarius» рассказывает историю о женщине, испытывавшей эффективность мази в присутствии нескольких свидетелей, втирая ее в себя и произнося соответствующие заговоры. Она впала в крепкий сон. Проснувшись, женщина утверждала, что была с госпожой Венерой и Дианой, однако свидетели уверяли, что она не покидала комнаты. Рецепты мазей зачастую включали в себя аконит и беладонну, которые могут вызывать галлюцинации, корень чемерицы, болиголов и сажу для большей густоты, а также кровь летучей мыши для способствования ночным полетам. Многие ведьмы признавались в том, что летали на шабаши, другие говорили, что ходили на них пешком или ездили верхом на лошади. Некоторые свидетельства указывают на то, что речь шла скорее о ритуальных танцах, чем о настоящих полетах.
«Епископальный канон» стал камнем преткновения для охотников за ведьмами, так как в нем утверждалось, что поездки с Дианой и соответственно полеты на шабаш являются галлюцинациями. В 1458 году Никола Жакэ. инквизитор Франции и Богемии, заявил, что «Епископальный канон» устарел, так как ведьмы являются новой сектой, отличающейся от предшествовавших ночных наездниц. Он доказывал это тем, что классические ведьмы и ночные наездницы служили богине, в то время как верховное божество шабашей мужского пола. Тем не менее некоторые признаки поклонения богине все еще сохранялись в ведьмовстве. В начале XVI века считалось, что на сборищах итальянских ведьм председательствовала некая Синьора в золотом облачении. В начале XVII века баскские ведьмы выбирали Королеву шабаша, которая являлась главной невестой Дьявола. В некоторых судах, проводившихся в Шотландии, упоминается Королева Эльфина, совокуплявшаяся с мужскими участниками шабаша. Современные ведьмы возродили поклонение богине, называемой Царицей Небесной и Госпожой всего живого.
Богиня и посвященные ей обряды привнесли в средневековое ведьмовство полеты на шабаш, пиры и каннибализм, награды и наказания. Особое значение стало придаваться перепутиям как местам для проведения шабашей и заключения договоров с Дьяволом.
Слово «шабаш» означает собрание ведьм, проводимое обычно раз в неделю. Оно имеет отношение к евреям, которые постоянно подвергались гонениям со стороны христиан. (Как настаивают некоторые авторы, «шабаш» — это просто латинское или французское произношение слова «суббота».) Некоторые ранние авторы называли эти собрания «синагогами», как собрания катаров. Кроме этих еженедельных встреч, ежегодно в определенные вечера проводились крупные празднества, однако, несмотря на утверждения Муррей, общего мнения относительно их дат не существует. В некоторых областях праздники проводились 2 февраля (Кендлмес), в канун 1 мая (Вальпургиева ночь), 1 августа (Ламмес) и 31 октября (канун Дня Святых или Хэллоуин). Эти даты указывают на сохранение языческих традиций, поскольку они соответствуют древнему кельтскому делению года па две половины, которые начинались 1 мая (Бельтан) и 1 ноября (Самхайн), и еще на два подразделения — 1 февраля и 1 августа. Бельтан — начало лета и Самхайн — начало зимы и день сил тьмы отмечались праздниками, на которых жгли костры. В VIII веке День Всех Святых был перенесен на 1 ноября, первоначальную дату Самхайна. А 13 мая в римское время было днем, посвященным Лемурам, злобным духам, питавшимся человеческой кровью.
Еще одним важным днем для ведьм в некоторых областях считался канун середины лета — канун праздника Святого Иоанна Крестителя, который отмечался по всей языческой Европе. Однако некоторые ведьмы приурочивали свои шабаши к главным христианским праздникам. В 1460 году ведьмы Лиона отмечали Чистый четверг, день Вознесения, праздник Тела Господня и Рождество. Баскские ведьмы, осужденные в 1610 году, бодрствовали перед различными христианскими праздниками, включая Рождество, Пасху, Троицу, праздник Тела Господня, день Святого Иоанна и День Всех Святых. В XVII веке ланкастерские ведьмы организовали шабаш в Страстную пятницу.
Несколько поколений исследователей были убеждены в том, что первые сведения о шабашах ведьм связаны с историями двух пожилых тулузок Анны-Мари де Жоржель и Катарины Делор, которых судили в 1335 году. Однако недавно выяснилось, что несколько веков спустя признания эти были подделаны Ламотом-Лангоном, который включил их в трехтомную историю инквизиции, опубликованную им на французском языке в 1829 году.
Самые ранние сведения о шабашах относятся к 1400 году, тогда власти Швейцарии подвергли суду подозреваемых из Симменталя близ Берна. Вина некоторых из них была доказана, и они были сожжены. Их обвиняли в занятиях колдовством, в том, что они вызывали ураганы и убивали при помощи молнии, переносили урожаи с полей соседних фермеров на свои собственные, насылали безумие и бесплодие, предсказывали будущее и описывали события, происходящие на больших расстояниях от них.
Этих людей под пытками заставили признаться в том, что они принадлежат к сатанинской организации, существующей в течение многих лет, и что собрания их проводились в церкви по воскресеньям. Для того чтобы стать членом группы, надо было отречься от Христа, дать обет верности Дьяволу и причаститься, приняв питье, сделанное из сваренных тел убитых младенцев.
Дьявол являлся на их собрания в образе человека, и его называли «маленьким хозяином». Ведьмы пользовались мазями для превращения в животных, для полетов и для того, чтобы становиться невидимыми. Эти признания зафиксированы в «Formicarius'e» Найдера.
В процессах, проводимых инквизиций в области Дофин юго- восточной Франции в 1420— 1430-х годах, было казнено более ста женщин и пятидесяти мужчин. Подозреваемых пытками вынуждали к признаниям в нанесении вреда посредством колдовства, осуществляемого с помощью злых духов. Многие из этих духов были местными сельскими привидениями, носившими имена Пьер или Жилом, Гриффар или Жинифер.
Точно так же как в Швейцарии, подозреваемых вынуждали признаваться в том, что они принадлежат к давней и хорошо организованной сатанинской секте, что они летали по ночам на «синагоги», где поклонялись Сатане, пировали, танцевали и совокуплялись друг с другом и с самим Дьяволом. Сатана являлся к ним в образе человека с горящими глазами, в венце и черных одеждах, а иногда в образе черного кота.
Многие подробности этих признаний стали неотъемлемой частью более поздних представлений о поведении и деятельности ведьм. Члены секты заключали формальный договор с Дьяволом, поклонялись ему и почитали недостойным целованием. Они приносили чему в жертву младенцев и черных котов, а из тел младенцев делали магическое причастие. Секта испытывала воинствующую неприязнь к христианству, и Дьявол приказывал ее членам никогда не ходить к мессе и не совершать крестного знамения. Он учил их, как навлекать порчу, и на каждом собрании они отчитывались за сделанное. Иногда Дьявол ставил на их телах знак, свидетельствующий о том, что эти люди принадлежат ему.
Аналогичные признания были добыты под пытками у подозреваемых в районе Валэ в южной Швейцарии в 1428 году. Они отрекались от Бога, Христа и церкви, летали на сборища, где поклонялись Дьяволу, который обещал им, что они свергнут христианство и установят свои собственные законы. Преследования в Валэ продолжились, распространившись на Савойю.
Вероятно, появление поклонявшихся Сатане ведьм и шабашей в альпийских долинах явилось результатом новых попыток покончить с вальденсианцами, многие из которых ушли во французские и швейцарские Альпы, где упрямо продолжали исповедовать свою веру. Однако вскоре появился новый вид ведьм.
Мартин ле Франк, писавший приблизительно в 1440 году, сообщает, что Дьявол являлся на шабаши в образе кота, которому поклонялись ведьмы. Он передавал им магические порошки и мази. Ведьмы пировали и совокуплялись, а те, кому недоставало мужчин, соединялись с демонами. Они прилетали на свои сборища и улетали обратно на палках.
Более подробное описание шабаша и посвящения в ведьмы дается в анонимном трактате «Errores Gazariorum», написанном в Савойе в середине XV века. Новую ведьму приводят в «синагогу» и представляют Дьяволу, который является в образе «порочного человека» или животного, обычно черного кота. Посвящаемая приносит клятву быть верной Дьяволу и сообществу, являться по первому призыву, приводить новых членов, хранить в тайне обряды сообщества и мстить за наносимый его членам ущерб. Она также обещает убивать детей в возрасте до трех лет и препятствовать заключению браков. После этого она кланяется Дьяволу и целует его в зад. Дьявол вручает своей новой послушнице посох и коробочку с магическими мазями и порошками. После этого все пируют, поедая жареных и вареных младенцев, и танцуют. Затем гасятся свечи, Дьявол кричит «местлер, местлер» («metez, melez»), и начинается оргия без разбора пола и семейных связей. После этого свечи снова зажигаются, и все опять приступают к еде и питью. Всякий, нарушивший законы сообщества, жестоко избивается. Перед тем как разойтись, все мочатся и испражняются в бочку, что, как они утверждают, делается «из презрения к святому причастию».
Сведения, которые сообщила Антуан Роз, ведьма из той же местности в Савойе, судимая в 1477 году, расходились с этим описанием лишь в деталях. Под пытками она призналась, что пожаловалась соседу на свою нужду, и тот обещал помочь ей. Однажды вечером он отвел ее на сборище, где люди веселились и танцевали пятясь. Сначала она испугалась, но ее уговорили поклониться Дьяволу, темноволосому мужчине по имени Робинет, который говорил с ней хриплым невнятным голосом, обещая дать много денег. Она отреклась от Бога и христианской веры, поцеловала ноги Дьявола и пообещала ежегодно отдавать ему часть денег, что с тех пор и делала. Дьявол дал ей кошелек, полный золота и серебра, но, когда она вернулась домой, кошелек был пуст. Он также дал ей палку в 18 дюймов длиной и бутылочку с мазью. Надо было намазать палку мазью, вставить ее между ног и сказать: «Ступай, во имя Дьявола, ступай!», и тут же она перелетала в «синагогу». Там ведьмы пировали, поедая хлеб, мясо и вино. Потом они танцевали, а Дьявол превращался в черную собаку. Все целовали ее в заднюю часть. Затем свечи гасились, Дьявол кричал «местлер, местлер», и мужчины совокуплялись с женщинами по-собачьи. Дьявол давал им порошки и мази, чтобы причинять вред людям и скоту. Он велел делать как можно больше зла окружающим, вместо Христа поклоняться в церкви ему, и, принимая причастие, выплевывать его. На одном из сборищ было растоптано освященное причастие.
Последовательность ритуалов на шабаше в разных областях различна. Обычно они начинаются с формальной клятвы верности Дьяволу. Согласно трактату Гуаччо «Compendium Maleficarum» (1626), как правило, ведьмы разжигали костер, Дьявол в образе козла или пса садился на трон, «… они подходили к нему и поклонялись, но не всегда одинаково. Иногда они вставали перед ним на колени, иногда стояли, повернувшись к нему спиной, иногда задирали ноги так высоко, что головы их откидывались назад и подбородки поднималась кверху. Потом они поворачивались к нему спиной и подходили, пятясь, как раки, и вытягивая руки назад, чтобы прикоснуться к нему в знак повиновения. Обращаясь к нему, они опускали лица к земле; и все, что они делали, они делали не так, как обычные люди».
Затем Дьяволу подносились свечи, и следовало непристойное целование. В общества принимались новые члены, Дьяволу представляли детей ведьм, и порой он даже сочетал их браком. Затем ведьмы усаживались за пир, после которого следовали безумные пляски, переходившие в оргию, в которой принимал участие и сам Дьявол, стараясь одарить своими милостями как можно больше ведьм. Иногда за оргией следовала религиозная церемония, пародировавшая католическую мессу. Затем ведьмы сообщали о вреде, который им удалось причинить с момента предыдущей встречи, и наконец Дьявол отпускал их.
Описание шабашей в признаниях ведьм воспроизводит многие обвинения, надвигавшиеся ранее против дьяволопоклоннических сект — ночные сборища, появление Дьявола в образе человека, кота, собаки или козла, непристойное целование, отречение от христианства, убийство детей, пиры и оргии при погашенных свечах. Ведьмам, как и более ранним сектам, была свойственна особая ненависть к евхаристии, эта ненависть коренилась в отказе притязаниям церкви быть посредником между Богом и человеком. Слова, которые священник произносил во время мессы, превращали хлеб и вино в плоть и кровь Христа, и, съедая их, верующий становился единым с Христом. Однако еретики считали, что они имеют непосредственную связь с Богом и не нуждаются в посредничестве церкви, священника и освященного причастия. Пренебрежение евхаристией, выражавшееся, например, в том, что еретики заявляли, что вкус причастия напоминает им дерьмо, переросло в сатанизме в настоящую ненависть к плоти н крови презираемого христианского Спасителя.
В течение долгого времени ведьм обвиняли в каннибализме. Содержащееся в их клятве обязательство препятствовать бракам и убивать детей предполагает, что на раннем этапе развития культа ему был свойствен еретический ужас перед брачными отношениями и деторождением. От порицания деторождения до детоубийства лежит огромная пропасть, однако Клементин из Буси и его последователи перешагнули через нее. Позднее одна из целей каннибализма заключалась в том, чтобы привязать ведьму к секте, точно так же, как поедание экскрементов жабы связывало вальденсианцев Турина. Некоторые ведьмы утверждали, что ели маленьких детей, будучи уверенными в том, что впоследствии этого помешает им сделать признания, вероятно, тем самым они надеялись приобрести младенческую немоту.
В признаниях постоянно упоминается непристойное целование. Некоторые ведьмы утверждали, что у Дьявола на заднице есть второе лицо, которое они и целовали. Жаннет д'Абади говорила, что целовала Дьяволу лицо, пуп, фаллос и зад, в этом обвинялись и темплиеры. В 1581 году ведьмы Авиньона говорили, что при посвящении в секту они отрезали кусок ткани от своей одежды и в знак покорности отдавали его Дьяволу. Ранее это встречалось в люциферианской инициации. Кроме того, в ритуале шабашей, проводившихся обычно по ночам, фигурируют свечи. В 1564 году три мужчины и женщина из Пуатье признались, что поклонялись чудовищному черному козлу, непристойно целовали его и, в качестве знака верности, подносили свечи. В некоторых случаях Дьявол зажигал свечи и раздавал их своим поклонницам, в других они сами зажигали свечи от свечи, которую он держал в руках или которая была закреплена у него на рогах. Возможно, это отражает связь Дьявола с солнцем, источником света. Антихристианская направленность культа не вызывает никаких сомнений. Например, в «Молоте ведьм» («Malleurs Maleficarum»), написанном двумя инквизиторами и опубликованном в I486 году, книге, считавшейся авторитетным источником по ведьмовству, сказано, что отречение от католической веры — первое из четырех главных требований, предъявляемых ведьмам (далее — преданность злу, принесение в жертву Сатане некрещеных детей и свободное излияние похоти). Там также сообщается, что многие люди, обращавшиеся к ведьмам за помощью, обрекались ими на то, чтобы плевать, закрывать глаза или бормотать непристойности, когда во время мессы поднималось причастие. Жертвы чудовищных преследований в Бамберге в начале XVII века утверждали, что ведьмы отрекались от христианства следующим образом: «Здесь я стою на этом дерьме и отрекаюсь от Иисуса Христа». Четыре бамбергские ведьмы, обвиненные в том, что брали в рот причастие, а затем оскверняли его, были приговорены к разрыванию раскаленными щипцами.
Хотя в ранних описаниях эта подробность не встречается, но позднее ведьмы признавались, что на своих шабашах они пародировали мессу, и это стало основной чертой их ритуала. Иезуит Мартин дель Рио, писавший в конце XVI века, сообщает, что ведьмы используют святую воду и придерживаются католического обряда. Пьер де Ланкре, адвокат и фанатичный преследователь ведьм, описывая свои изыскания среди французских басков в 1609 году, сообщает, что духовенство этой области заражено сатанизмом. Было признано, что пятеро священников пародировало мессу на шабашах, а один из них получил в награду от Дьявола двести крон. В некоторых случаях Дьявол сам читал текст мессы. Низложенный пресвитерианский священник, входивший в одну из ведьминских сект и в 1768 году подвергнутый суду, признался, что исполнял роль Дьявола и вел службу на шабаше, говоря ведьмам, что они будут счастливее в Дьяволе, чем во Христе. «Его они видят, а Бога не видят; и в насмешку над Христом и святым таинством в память тайной вечери, он раздавал им причастие, прося съесть и выпить его в память о нем». Сообщается, что на вкус хлеб причастия напоминал вафлю, а вместо вина была кровь или черная болотная жижа.
Отрекаясь от Бога христиан, ведьмы признавали богом Дьявола. Согласно Ланкре, новоиспеченная ведьма говорила Дьяволу: «Я отдаю себя целиком в твою власть и в твои руки, не признавая никакого другого Бога, ибо ты есть мой Бог». Агнес Вобстер из Абердина, представшая перед судом в 1596 году, была обвинена в том, что называла Сатану своим богом. Нортумберлендские ведьмы, которых судили в 1673 году, называли Дьявола своим богом и благословенным спасителем. Мартин дель Рио говорит, что ведьмы приветствовали Дьявола как своего «творца, хранителя и дарителя», а Сильвен Нэвиллон в 1614 году в Орлеане призналась, что ведьмы считали Дьявола своим богом, учителем и творцом.
Упоминания о Дьяволе как о творце и господине указывают на представление о том, что мир был создан и управляется Дьяволом, в то время как Бог пребывает где-то очень далеко. Вероятно, одна из привлекательных черт ведьмовства заключается в том, что их бог зримо присутствовал на шабашах, воплощенный в образе человека или животного, в отличие от Христа, вознесенного на небеса. «Его они видели, а Бога видеть не могли». Есть сведения, что идол тамплиеров имел голову того, «кто создал нас и не покинул нас».
Вероятно, ведьмы обращались к своему богу как к «Дьяволу», и тот факт, что он обладает большим количеством имен — Сатана, Люцефер, Вельзевул, Велнал, Астарот, Асмодей, Маммон, указывает на то, что он сознательно идентифицировался с Дьяволом христиан. В 1595 году Жан дель Во, монах аббатства Стабло в Нидерландах без пыток признался в том, что поклонялся на шабашах Вельзевулу. Ведьмы целовали следы его ног, и перед началом пиршества произносилась молитва: «Во имя Вельзевула, нашего Великого Господина и Властителя». Вероятно, из-за того, что Дьявол был христианским Сатаной, он приказывал ведьмам отомстить. «Отмстите или умрите», — говорил он ведьмам Пуатье, а согласно Мартину дель Рио шабаши заканчивались словами Дьявола: «Отметим же, дабы вы узнали закон, враждебный милосердию; ибо если не отметим, то погибнем». Вероятно, это предполагало, что, пока христианство не свергнуто, Дьявол и его последователи не смогут обрести вечной жизни.
Совершенно очевидно, что Дьявол, появлявшийся на шабашах, был человеком, главой сообщества. Зачастую, соответствуя образу Дьявола как Князя тьмы, он был «черным» или «темным». Сообщается также, что он был холоден как лед, как скелетообразное существо, которое при посвящении целовали люцифериане. Описания голоса Дьявола дают возможность предположить, что иногда он говорил через маску. В 1591 году французский демонолог Никола Реми писал, что голоса у демонов были «как из бочки». Как правило сообщается, что голос у Дьявола тонкий или хриплый, или невнятный.
Если Дьявол появлялся в образе животного, то зачастую его роль исполнял переодетый человек. В Дофине он появлялся то как человек, то как черный кот. В Пуатье дьявол был козлом, говорившим человеческим голосом, а в Бреси в 1616 году — черным псом, который стоял на задних лапах и разговаривал как человек. В Гернси в 1617 году Изабель Беккет, отправившаяся на шабаш, увидела рогатую собаку, которая «взяла ее за руку своей лапой, (показавшейся ей человеческой рукой) и, назвав по имени, сказала, что рада ее приходу». Иногда наряды Дьявола были действительно изысканными. Бамбергскис ведьмы сообщали, что Дьявол появлялся в образе человека, козла или зеленого существа с совиной головой, рогами, черным или горящим лицом, с ногами козла, длинным хвостом и когтями на руках. Согласно показаниям шотландской ведьмы Агнес Сампсон, тело у Дьявола твердое как железо, глаза горящие, вместо носа орлиный клюв, руки и ноги волосатые и когти на руках и ногах.
Пристрастие Дьявола к рогам может объясняться его связью с числом 2, и не удивительно, что он появляется в образе животного, так как с незапамятных времен считалось, что демоны являются в образе животных или же в фантастических образах. Ранние отцы церкви утверждали, что Дьяволы являются в образе животных или комбинированных существ (подобно рогатой собаке Изабель Беккет или бамбергскому зеленому дьяволу). Чаще всего Дьявол является в образе козла (как ни странно, подобное никогда не встречается ни в Англии, ни в Шотландии), но также и в образах кота, собаки, быка, лошади, овцы, реже — борова, медведя, оленя. В образе козла Дьявол рогат, у пего есть хвост, раздвоенные копыта и рыжая борода. Обычно он черного цвета и хромает.
Вероятно, ассоциация Дьявола с козлом связана с основным действом шабашей — совокуплением ведьм с Дьяволом. Во многих показаниях сообщается, что ведьмы наслаждались козлом. Вера в то, что дьяволы могли совокупляться с человеческими существами и желали этого, в основном проистекает из иудейской традиции — например, из истории связи Адама с Лилит и другими демонессами. Кроме того, существуют многочисленные классические мифы о совокуплениях смертных женщин с богами, которые христианам казались дьяволами. Но главным источником этой веры, конечно же, является легенда о Сторожах.
На связь между Сторожами, злом и козлом указывает иудейский ритуал «Козел отпущения». В Левите, где описывается этот ритуал, сообщается, что Аарон выбирает козла «вместо Азазела». Он возлагает на голову козла обе руки, «чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения». Этот ритуал осуществлялся иудеями до 70 г. н. э. Козла отводили в пустыню и сбрасывали со скалы. К голове козла привязывалась красная шерстяная нитка, вероятно, в связи со стихом из Исайи 1.18 — «если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю». Много сотен лет спустя красная нить или веревка стала отличительным знаком ведьмы.
Ритуал не был позабыт. В XIII веке рэби Моисей бен Намен объяснял, что «Господь приказывал нам посылать козла в Йом Киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс… и доля его среди животных — козел. Демоны входят в его владения и называются в Библии сейрим (козлы)». Этим господином пустынь, которому посылался козел, был Азазел, «звезда, упавшая с небес», глава Сторожей в Первой книге Еноха. Связанный с Марсом, он обучил людей изготовлению оружия и был заточен Богом в пустыню до Судного дня, когда ему предстояло быть брошенным в геенну огненную.
Обряд «Козел отпущения» связывал козла, нагруженного всеми грехами людей, со злом и пороком. Кроме того, через Азазела он соединялся с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии Святого Матфея Иисус говорит, что он придет во Славе своей и «как пастырь отделит овец от козлов». Козлы — это нечестивые, которые будут брошены «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Азазел был главой Сторожей, воспылавших страстью к дочерям человеческим, а также предводителем сейрим или козлообразных демонов, которые несколько раз упоминаются в Ветхом завете и которым поклонялись некоторые иудеи. Реовоам назначал им жрецов, а Иосия уничтожил места, где им поклонялись. Подобно тому, как Сторожа взяли себе в жены смертных женщин, культ сейрим включал в себя совокупление женщин с козлами. Левит говорит: «И женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним», и ранее: «чтоб они впредь не приносили жертв своим идолам, за которыми блудно ходят они». Аналогичный культ существовал в Египте во времена Плутарха. В Мендесе поклонялись божественному козлу, для совокупления с которым выбиралась самая красивая женщина. Это и есть Козел Мендеса Элифаса Леви, которого он воспринимал как козла шабашей и называл Бахометом Мендеса.
История о Сторожах и их страсти к земным женщинам была хорошо известна в средние века. Благодаря этой связи между козлом, Азазелом, Сторожами и сейрим и могла возникнуть традиция совокупления женщин с Дьяволом в образе козла. Средневековое представление о том, что ведьмы совокуплялись с животным, которое было их божеством, можно подкрепить отрывком из Исхода, начинающимся страшным стихом: «Да не потерпите вы живую ведьму». Отрывок этот постоянно цитировался охотниками за ведьмами. Следующий стих запрещает скотоложство и поклонение всем богам, кроме Ягве: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложец да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен». Некоторые современные авторы предполагают, что на ритуал шабаша оказал влияние культ греческого бога Диониса. Доказательств этого не существует, но между Дионисом и Дьяволом ведьм наблюдается некоторая схожесть. Оба в основном апеллируют к женщинам, и ритуалы обоих носят характер оргии. Звериный образ Диониса — козел, но чаще — бык. В Элевтерах, деревне, из которой культ Диониса был перенесен в Афины, его называли Меланайгис — «носящий черную козлиную шкуру». Там же проводилась ритуальная схватка между «Темным» и «Светлым», что является параллелью борьбе между Дьяволом и Богом. В Дельфах Дионис управлял зимними месяцами и ассоциировался с ночным солнцем или черным солнцем, уводившим за собой хоровод звезд, в противоположность яркому солнечному богу Аполлону, правившему остальную часть года. Дионис ассоциировался с подземным миром, как и другие боги плодородия и растительности, поскольку растения и деревья растут из-под земли. Прислуживали ему сатиры — похотливые козлы, очень напоминающие иудейских сейримов.
Бог Пан, чей культ был широко распространен в греческом мире, тоже был предводителем сатиров. Получеловек, полукозел — сластолюбивый и энергичный бог плодородия, он играл на свирели, сделанной из тростника (ведьмы Пуатье сообщали, что танцевали вокруг Дьявола, издававшего жуткие и пронзительные звуки на свирели).
Согласно теории Муррей, Дьявол приобрел образ козла и других животных, поскольку он являлся языческим рогатым богом западной Европы. Для этой роли был выбран Кернунн, бог-олень древних галлов, хотя о нем мало что известно, а о его культе неизвестно практически ничего. Он был богом плодородия и подземного мира, иногда его изображали трехголовым, как Гекату, и как Дьявола соотносили со змеем. Юлий Цезарь говорил, что галлы считают себя потомками Диспатера, римского бот подземного мира. Местное название этого бога неизвестно, но, если он был Кернунном, это позволяет сопоставить его с Дьяволом, как с творцом мира и человека.
Однако сохранение культа Кернунна представляется сомнительным. Ни одно из законоуложений западной Европы, направленных против язычества, не упоминает рогатого бога или богов в образе животных. Хотя языческая традиция наряжаться в костюмы животных и в определенные праздники надевать их маски сохранилась до христианских времен. Святой Цезарий из Арля, умерший в 542 году, сообщает, что «некоторые надевают на себя шкуры скота, головы диких зверей и веселятся и радуются». Позднее, в VI веке, совет Оксер осудил людей, которые 1 января наряжались быками и оленями. Теодор, первый архиепископ Кентерберийский (668—690) обличал различные языческие пережитки, а также колдунов, предсказателей будущего, отравителей и «всех, кто наряжается быками и оленями первого января — то есть превращается в диких животных. или облачается в шкуры животных, надевая на себя их головы… ибо это от Дьявола».
Традиция этих нарядов сохранилась и по сей день, однако это не свидетельствует о сохранении культа. Костюмированные праздники до сих пор проводятся в Англии, но танцоры в звериных нарядах являются не большими поклонниками языческого бога, чем американские ребятишки в хэллоуинских масках. К тому же первое января никогда не считалось важным праздником для ведьм. Впрочем, традиция переодеваться в животных в праздничные дни могла оказать влияние на ведьм и их Дьявола. В некоторых случаях дьяволопоклонники, как и их бог, являлись на шабаши в масках, облачались в звериные шкуры и надевали звериные головы, однако чаще они предпочитали обычную одежду или же вовсе ее отсутствие и веселились обнаженными.
Все вышеизложенное нельзя считать наследием какого-то определенного культа — Кернунна, Диониса, Пана или другого языческого бога — скорее это наследие определенных представлений. Ведьмы, которым свойственно такое же магическое мировоззрение, как и дьяволопоклонникам, вероятно, соразделяли языческое отношение к животной стороне человеческой природы. Танцы и веселье в костюмах животных, оргиастическое поклонение богу в образе животного — все это высвобождало животные инстинкты в человеке. По магической теории, это существенный шаг в достижении целостности, обретая которую человек становится божественным. Гностические и еретические представления о том, что для спасения нужно испытать все, выражают ту же идею. Вероятно, ведьмы считали, что в процессе оргии, а особенно в сексуальном соединении о божеством, которое зачастую предстает в образе животного и совокупляется сзади (как это делают животные), они достигают божественного.
Высвобождению животного начала в оргии обычно предшествовала дикая безумная пляска в хороводе, движущемся справа налево — то есть в сторону зла. Испанский автор Петр Вальдерама сообщает, что ведьмы танцуют «странным образом: повернувшись друг к другу спинами и держась за руки, они то поднимаются с земли, то опускаются, вертятся на месте и трясут головами, как ненормальные». Согласно сведениям Мартина дель Рио, они танцуют парами, спина к спине, держась за руки, и дико трясут при этом головами. Такое положение — спина к спине — считалось в средние века непристойным, вероятно, потому что оно противоречило нормальной позе.
Ведьмы обвинялись в совершении всех возможных извращений друг с другом и с Дьяволом. Кульминация шабаша заключалась в зверином разгуле чувственности, в соединении истязаний и удовольствий, в процессе чего ими достигалось экстатическое состояние. Совокупление с Дьяволом обычно описывается как чрезвычайно болезненное. Многие ведьмы свидетельствуют, что по боли она не уступает родам. Жаннет д'Абади сообщала, что член Дьявола был покрыт чешуей, и она испытывала страшную боль. Фаллос Дьявола был противоестественно большим и холодным, как и его выделения. Сегодня это объясняют тем, что использовался искусственный фаллос. Однако существуют сведения и о том, что переживаемые ощущения были крайне приятными. Павел Грилландус, судивший ведьм в начале XVI века в Риме, узнал от них, что взаимоотношения с Дьяволом были «невероятно сладострастными». Юная французская ведьма заявила: «Я не хочу ничего другого, мне слишком нравится мое нынешнее состояние, меня все время ласкают». В Шотландии в 1662 году Изабель Гоуди сообщила своим обвинителям, что Дьявол «тяжел, как бочонок с солодом, и половой член у него большой и холодный, как лед», однако «он дееспособнее любого мужчины».
Та же извращенная смесь боли и удовольствия фигурирует в сообщениях о бичевании на шабашах. Ведьм часто избивали за то, что они причинили недостаточно зла или каким-то другим образом доставили Дьяволу неудовольствие. Изабель Гоуди говорила, что сначала они дразнили Дьявола, а потом он избивал их кнутом. «Он бил и истязал нас плетьми и бичами с шипами, как обнаженных духов, а мы кричали: «Сжалься! сжалься! смилуйся! смилуйся! наш Господин!» Но и жалость и милость были чужды ему». Как сказано в одном источнике: «Более всего это напоминает садомазохизм».
Экстатические удовольствия шабашей обладали невероятной притягательностью для многих ведьм, и они оставались верными Дьяволу до самой смерти. Юная ведьма из Лоррена, Жан Дибассон. говорила, что шабаш — «это истинньй Рай, где количество удовольствий не поддается описанию». Мари де ла Ральд 28-ми лет, женщина необычайной красоты, говорила, что ходить на шабаши было необычайным удовольствием и даже не столько из-за той раскованности и свободы, которыми они наслаждались там, сколько из-за подавляющего влияния, которое оказывал на них Дьявол и которое не оставляло в их сердцах уже никаких желаний. Дьявол убедил их, что он является истинным Богом, и радости шабаша лишь начало гораздо более великой славы. В Англии Ребекка Вест и Роуз Холлибред «умерли упорствуя, не раскаявшись и без угрызений совести за свое отвратительное колдовство». Перед казнью Элинор Шоу и Мэри Филипс было предложено помолиться, однако они лишь громко рассмеялись в ответ, «призывая Дьявола явиться и помочь им в таких богохульных выражениях, что и упомянуть нельзя… и как они жили верными сторонницами Дьявола, так они и умерли его решительными поклонницами». Когда Роллан дю Вернуа вели на костер, священники умоляли ее раскаяться и спасти свою душу, примирившись с Господом, но она отвечала, что у нее есть добрый господин, и с этим умерла.
Широко бытовало мнение, что, вступая в услужение Дьяволу, ведьмы и колдуны подписывают с ним формальный договор. В 1320 году инквизитор из Каркассонны распорядился организовать преследования людей, которые приносят жертвы демонам, поклоняются им и повинуются или заключают с ними письменные соглашения. «Errores Gazariorum», написанная в середине XV века, приводя процедуру посвящения в ведьмы, сообщает, что Дьявол берет кровь из левой руки ведьмы, пишет ею на бумаге и оставляет эту бумагу себе. Обычно договор пишется кровью, которая содержит в себе жизненную энергию и тем самым привязывает жизнь человека, подписавшего договор, к Дьяволу.
Договор с Дьяволом стал предметом бесчисленного количества рассказов. В уплату за услуги Сатаны после смерти или по прошествии определенного количества лет подписавший договор обещал ему свои тело и душу. Дьявол вожделеет к человеческому телу, поскольку, будучи существом духовным, он нуждается в материи, чтобы стать совершенным, а человеческая душа нужна ему для того, чтобы отнять у своего противника — Бога. Стремление расширить свою сферу Тьмы и уменьшить область Света, зачастую вынуждает Дьявола идти на такие сделки, в которых его обманывают. Хотя, по-видимому, врага не так-то легко обвести вокруг пальца. «Признающий Дьявола, — согласно Элифасу Леви, — творит или созидает Дьявола». От созданного в воображении мага духа не так-то легко отделаться:
В августе 1677 года в полицию был доставлен баварский художник Кристоф Хайцманн. В отчаянии он молил, чтобы его доставили в ближайший храм Девы Марии. Девять лет назад он подписал договор с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора истекал, и теперь художник боялся, что за ним придет Дьявол. Полиция поверила ему и доставила его в храм. После трехсуточных заклинаний раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порвать договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».
Сто лет спустя, в 1785 году, в Гамбурге колесовались две женщины, обвиненные в убийстве еврея. Они убили его, чтобы получить кровь для подписания договора с Дьяволом.
Морис Гарсон, адвокат, писатель и специалист в области черной магии, в своих лекциях в Париже, в 1929 году рассказывал, как он видел колдуна, вызывавшего Дьявола в лесу близ Фонтенбло. Спрятавшись за деревьями, он наблюдал, как маг нарисовал на земле круг и в полночь начал свой обряд. Две черных свечи мерцали тусклым синеватым пламенем, а от трав, горевших на серебряной жаровне, клубился дым. Маг произносил свои заговоры л, наконец, достигнув кульминации церемония, предложил Дьяволу подписать договор, написанный его собственной кровью. Предлагая в качестве уплаты свою душу, маг также обещал Сатане вербовать ему по слуге за каждое выполненное желание и за каждую удовлетворенную страсть. Однако, как утверждает Монтегю Саммерс, из-за присутствия постороннего наблюдателя Дьявол не появился.
Представление о договоре с Дьяволом стало источником раннехристианских убеждений в том, что маги могут успешно заниматься своим искусством только при помощи сверхъестественных существ. Поскольку черные маги не были связаны с Богом, они должны были получать помощь от Дьявола. На возможность формального договора с силами ада намекал еще Ориген, скончавшийся в 254 году н. э., но основной вклад в это убеждение был внесен Святым Августином, говорившим, что колдуны, астрологи и прочие оккультисты находились в союзе с демонами. Он обличал «все занятия такого рода… являющиеся результатом преступной связи людей с демонами, основанной на договоре о бесчестной и неправедной дружбе». Ветхозаветные свидетельства о таких договорах черпались в книге Исайи 28.15. Изначально этот стих не имел никакого отношения к договору с Дьяволом, но перевод Вульгаты уже содержал намек на него — «percurrimus foedus cum morte et cum inferno fecimus pactum» — «мы заключили союз со смертию и с преисподнею сделали договор».
Постепенно начали распространяться истории о людях, подписавших договор с Дьяволом. Одна из наиболее популярных — история Теофила, восходящая к VI веку. Теофил был правоверным христианином и управляющим в своей местной церкви, но группа коварных священнослужителей, не взлюбивших управляющего, уговорила епископа отстранить его от дел. Теофил, решивший во что бы то ни стало вернуть себе свое положение, обратился за помощью к колдуну-еврею, который отвел его в полночь на перепутье. Там они повстречали толпу зловещих фигур в белых одеждах со свечами, фигуры эти издавали страшные крики и напоминали духов и демонов, сопровождавших но ночам Гекату или Диану. Их предводитель, восседавший на престоле, согласился помочь Теофилу, если тот отречется от христианства. Теофил согласился, написав на пергаменте: «Я отрекаюсь от Христа и его Матери»—и запечатал его своим кольцом. На следующий день он был вновь назначен управляющим, но, в ужасе перед совершенным, обратился с молитвой к Деве Марии. Она явилась к Теофилу в видении и, попеняв за его поступок, вернула ему злополучный пергамент.
В XIII веке у этой истории появились до— полнительные подробности. Теофил пообещал Дьяволу свои тело и душу, присягнув терпеть вместе с ним все муки ада во веки вечные. Договор был написан кровью Теофила, и Дьявол скрепил его своей подписью. В пьесе под названием «Миракль о Теофиле» приводится содержание этого договора: «Всем, кто увидит это письмо, я, Сатана, сообщаю, что судьба Теофила и вправду изменена и что он принес мне присягу, дабы вернуть себе свое положение, и что он запечатал это письмо кольцом со своего пальца и написал его своей кровью, не пользуясь другими чернилами».
Сохранился письменный договор, предположительно подписанный Урбаном Грандье, священником из Лудана, который был обвинен в околдовывании монашенок и в передаче их в рабство Сатане. Он признался под страшными пытками и был заживо сожжен. В качестве доказательства на суде в 1634 году был представлен договор Грандье с Люцифером, написанный его собственной кровью.
«Мой господин и повелитель Люцифер, я признаю тебя своим богом и князем и обещаю служить и повиноваться доколе живу. И я отрекаюсь от другого 6oгa Иисуса Христа от святых, Римской церкви и всех ее таинств и всех молитв, обращаемых ко мне правоверными; и обещаю делать зла сколько смогу и склонять других ко злу; и я отрекаюсь от причастия, крещения и всех достопнств Иисуса Христа и его святых; а если я буду плохо служить и поклоняться тебе, трижды в день свидетельствуя тебе о своей верности, то отдам тебе свою жизнь. Подписано в этом году сегодня. Урбан Грандье».
Сохранился и документ, подписанный Сатаной, Вельзевулом, Люцифером, Левиафаном и Астаротом, принявшими этот договор. Написанный справа палево перевернутыми словами, он обещает Грандье женскую любовь, цветы девственности и все мирские почести, богатства и удовольствия. За это Грандье должен был молиться дьяволам, вместо бога, и растаптывать церковные причастия. В течение двадцати лет ему обещалась счастливая жизнь на земле, после чего он должен был присоединиться к дьяволам в аду и проклинать Бога.
Магические трактаты уделяют мало внимания договору с Дьяволом. Их ритуалы направлены на подчинение злых духов воле мага, а когда маги нуждаются в сверхъестественной помощи, они ищут ее у Бога. С точки зрения магов, продажа своей души является свидетельством провала отчаянных потуг второсортного колдуна. «Grand Grimoire» дает невыразительное описание процесса заключения договора, который на самом деле является лишь способом получения займа у Дьявола. Впоследствии этот займ используется слабым и малоспособным магом для подчинения себе демонов. Второсортный колдун имеет дело с второсортным духом, и договор с ним заключается не самим Дьяволом, а одним из его подчиненных, Люцифугом Рофокалем. Люцифуг означает «летящий свет» (и Мефистофель, с которым заключал договор Фауст, может считаться искаженным переводом греческого Люцифуга). Рофокаль, вероятно, является анаграммой Фокалора, дьявола, появляющегося в образе человека с крыльями и упоминаемого в «Lemegeton'e».
Для того чтобы заключить договор, маг отправляется в пустынное место и гелиотропом (предпочтительнее кровавиком) рисует на земле треугольник. По сторонам треугольника он расставляет свечи, а внизу пишет имя Иисуса — пример упорной тенденции обращаться за помощью к Богу даже в самых неподобающих случаях. Встав в треугольник и взяв в руки ветку орешннка как магический жезл, маг произносит заклинания, призывающие Люцифера, Вельзевула и Астарота помочь и защитить его, а затем просит появиться Люцифуга Рофокаля. Появившись, демон спрашивает: «Я здесь. Что ты хочешь от меня? Почему тревожишь мой покой? Отвечай мне». Маг объясняет, что хочет заключить договор, а в обмен получить сокровище. Демон говорит: «Я не могу выполнить твою просьбу, если ты не согласишься отдать мне свои тело и душу через двадцать лет, чтобы я делал с ними что мне пожелается». Тогда маг бросает демону уже подготовленный договор. Написанный на пергаменте и подписанный кровью, он гласит следующее: «Я обещаю отплатить великому Люцифугу через двадцать лет за все сокровища, которые он мне отдаст».
Не удивительно, что иногда Люцифуг Рофокаль проявляет нежелание брать этот сомнительный договор со всеми его очевидными лазейками, и исчезает. Магу приходится угрожать демону именами власти и вызывать вновь. Демон появляется снова, жалуясь на то, что маг мучает его, и неохотно соглашается отвести его к «ближайшему сокровищу». За это маг обязуется ежемесячно платить ему по монете. Если выплата не будет осуществляться, то через двадцать лет демон заберет мага себе в собственность. Маг соглашается, Люцифуг Рофокаль подписывает договор, возвращает его магу и отводит мага к сокровищу.
Как и прочие маги, современные ведьмы настаивают на том, что они преданы добру. Их восковые фигурки изготавливаются с целью исцеления больных, и, вместо того, чтобы уничтожать урожаи и поедать младенцев, они способствуют плодородию земли. Под сильным воздействием теории Муррей, они вернулись к «древней религии», предшествовавшей эпохе гудов над ведьмами, и считают, что возрождают ее в своей деятельности.
Ведьмы организуют шабаши, состоящие из тринадцати человек (по крайней мере теоретически, на практике численность группы бывает гораздо меньше), которые возглавляются жрицей или жрецом. Они отмечают крупные языческие праздники, особенно канун первого мая и Хэллоуин. В эти дни они танцуют вокруг костров и прыгают через них, как это делали язычники в день Бельтана и Самхайна. Это является подражательной магией, направленной на то, чтобы способствовать и усилить активность солнца, источника жизни на земле. В качестве опознавательных знаков ведьмы носят различные подвязки, а некоторые группы осуществляют свои ритуалы в обнаженном виде.
Божествами ведьм являются бог и богиня, символизирующие великие силы и ритмы природы. Бог — Люцифер, носитель света, и Кернунн, рогатый бог. Богиня — возвращенная на свой классический пьедестал Диана, или Артемида, или Иштар, имеющая много имен, царица небес и мать всего живого. Ведьмы утверждают, что их богиня спускалась в преисподнюю, где совокуплялась с их Господином (версия мифа о Персефоне, греческой владычице подземного мира и богини плодородия и урожая).
Современное движение ведьм было отмечено публикацией книги Маргарет Муррей «Культ ведьм в западной Европе», которая вышла в свет в 1921 году. После ее появления начали организовываться небольшие группы с целью возвращения к жизни «древней религии». Однако лишь к 1950-м годам движение стало набирать силу. К 1970-м оно уже имело тысячи сторонников в Англии и Соединенных Штатах.
Вдохновителем этого движения стал отставной таможенный офицер Джеральд Гарднер, который большую часть своей жизни провел на Дальнем Востоке. Он вернулся в Англию в 1937 году. В то время ему было немного за пятьдесят, он испытывал интерес к магии, фольклору и ритуалам бичевания. Познакомившись с группой гемпширских ведьм, находившихся под влиянием книги Муррей, он с энтузиазмом воспринял их культ.
Гарднер был членом оккультного ордена Кроули и уговорил Великого Зверя создать пышные ведьминские ритуалы для его группы. Кроули сочувственно отнесся к тому, что ему казалось популяризацией его собственного дела, Он написал «Книгу теней», в которой описываются ритуалы, используемые ныне большинством ведьм.
В 1954 году Гарднер опубликовал свою книгу «Ведьмовство сегодня». На нее откликнулось много женщин, желающих стать ведьмами, и он организовал из них много новых групп. Американцы перевезли этот культ через Атлантику, он распространился во Франции и в Германии.
После смерти Гарднера в J964 году появилось много желающих возглавить движение, но группы занимали крайне независимые позиции, завидуя друг другу, каждая стремилась идти собственным путем. Некоторые группы отказались от сексуальных обрядов, приправленных бичеванием, которое доставляло удовольствие Гарднеру. Другие начали в полном объеме практиковать церемониальную магию, почерпнув ее ритуалы из «Золотой Зари». Интерес средств массовой информации помогает движению привлекать новых членов, которых соблазняет антихристианская и антиматериалистическая направленность культа, а также надежда на обретение признания, влияния и статуса, которых им не удалось добиться более традиционными средствами.

Ричард Кавендиш

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей