Тема 6. Традиционная тряпичная кукла - оберег или игрушка?
Добавлено: Вт сен 24, 2019 12:50 am
Тема 6. Традиционная тряпичная кукла - оберег или игрушка?
До сих пор исследователи не могут окончательно ответить на вопрос -существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или эта ее ипостась вторична по сравнению с сакрально – обрядовыми функциями? Большинство исследователей все же придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему: в глубочайшей древности между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, а мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребенок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому традиционные куклы изначально были не только и не совсем игрушками.
Панки делались с помощью топора. Причем ударять топором можно было строго определенное количество раз. Каждый удар сопровождался заклинанием.
Куклы в качестве игрушки у разных народов вышли из обрядов. Именно в ритуально-магической практике наиболее явно проявляются характерные особенности куклы как особого феномена, стоящего на границе живого и неживого, природы и культуры В статье И.А. Морозова «Кукла в современном обиходе» вы сможете подробнее узнать о ритуально-магических функциях куклы, которые актуальны и по сей день. См. здесь http://www.ruplace.ru/etnologiya/kukla- ... eschi.html .
Условный язык безликой, безымянной фигурки позволял ей «участвовать» в ритуалах, празднествах (в русской деревни без кукол не обходился ни один праздник), различных сакральных действах. В первую очередь обрядовые куклы служили изображением духов, божеств. В предыдущих главах мы проследили с вами как в традиционной русской кукле закрепился образ почитания Матери – Земли Тема «Кукла в зеркале мифов» .
Куклы также выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, и, безусловно, были средством передачи детям различных религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Рассмотрим примеры участия традиционной куклы в сакрально – обрядовой жизни русской деревни. Кукла в качестве оберега присутствовала в жизни человека с самого начала. Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Как только женщина понимала, что беременна, то делала из бересты полое тело куколки, внутрь которой вкладывала тряпичную куклу пеленашку. Такая кукла никому не показывалась. Она должна была охранять женщину от злых сил, то есть кукла выполняла заместительную роль. Также как в случае с куклой, замещавшей в доме мужчину, ушедшего надолго из семьи (на промыслы или на войну, в армию). После родов полое тело куколки сжигалось, а пеленашку клали в колыбель к ребенку.
А за две недели до родов ребенка мать делала обережную куколку для ребенка, сшитую без иголки, без ножниц из своей поношенной одежды. Таким образом, она передавала часть своей жизненной силы. Эту куклу клали в пустую колыбель – обжить, обогреть.
Какое приданое своим детям/внукам готовили вы? Было ли среди вещей насущных: пеленок, распашонок, ползунков что-то не имеющее утилитарной функции?
Когда же младенец рождался, кукла продолжала находиться с ним в одной колыбели, чтобы отвлечь на себя злые силы и принять на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения младенца куклу убирали из колыбели. И хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.
Кирилл Лемох. «Родительская радость» 1872 г.
В 1971 году фольклорная экспедиция МГУ в Пинежском районе Архангельской области записала редкий вариант заговора, при исполнении которого в колыбель к девочке клали куклу со словами:
Сонница - бессонница
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Куколка при этом была простой тряпицей, связанной узелком, а узел в русской традиции до сих пор считается защитой от колдовства. Завязать узелок - значит не забыть, сохранить в голове.
До сих пор исследователи не могут окончательно ответить на вопрос -существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или эта ее ипостась вторична по сравнению с сакрально – обрядовыми функциями? Большинство исследователей все же придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему: в глубочайшей древности между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, а мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребенок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому традиционные куклы изначально были не только и не совсем игрушками.
Панки делались с помощью топора. Причем ударять топором можно было строго определенное количество раз. Каждый удар сопровождался заклинанием.
Куклы в качестве игрушки у разных народов вышли из обрядов. Именно в ритуально-магической практике наиболее явно проявляются характерные особенности куклы как особого феномена, стоящего на границе живого и неживого, природы и культуры В статье И.А. Морозова «Кукла в современном обиходе» вы сможете подробнее узнать о ритуально-магических функциях куклы, которые актуальны и по сей день. См. здесь http://www.ruplace.ru/etnologiya/kukla- ... eschi.html .
Условный язык безликой, безымянной фигурки позволял ей «участвовать» в ритуалах, празднествах (в русской деревни без кукол не обходился ни один праздник), различных сакральных действах. В первую очередь обрядовые куклы служили изображением духов, божеств. В предыдущих главах мы проследили с вами как в традиционной русской кукле закрепился образ почитания Матери – Земли Тема «Кукла в зеркале мифов» .
Куклы также выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, и, безусловно, были средством передачи детям различных религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Рассмотрим примеры участия традиционной куклы в сакрально – обрядовой жизни русской деревни. Кукла в качестве оберега присутствовала в жизни человека с самого начала. Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Как только женщина понимала, что беременна, то делала из бересты полое тело куколки, внутрь которой вкладывала тряпичную куклу пеленашку. Такая кукла никому не показывалась. Она должна была охранять женщину от злых сил, то есть кукла выполняла заместительную роль. Также как в случае с куклой, замещавшей в доме мужчину, ушедшего надолго из семьи (на промыслы или на войну, в армию). После родов полое тело куколки сжигалось, а пеленашку клали в колыбель к ребенку.
А за две недели до родов ребенка мать делала обережную куколку для ребенка, сшитую без иголки, без ножниц из своей поношенной одежды. Таким образом, она передавала часть своей жизненной силы. Эту куклу клали в пустую колыбель – обжить, обогреть.
Какое приданое своим детям/внукам готовили вы? Было ли среди вещей насущных: пеленок, распашонок, ползунков что-то не имеющее утилитарной функции?
Когда же младенец рождался, кукла продолжала находиться с ним в одной колыбели, чтобы отвлечь на себя злые силы и принять на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения младенца куклу убирали из колыбели. И хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.
Кирилл Лемох. «Родительская радость» 1872 г.
В 1971 году фольклорная экспедиция МГУ в Пинежском районе Архангельской области записала редкий вариант заговора, при исполнении которого в колыбель к девочке клали куклу со словами:
Сонница - бессонница
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Куколка при этом была простой тряпицей, связанной узелком, а узел в русской традиции до сих пор считается защитой от колдовства. Завязать узелок - значит не забыть, сохранить в голове.