Страница 1 из 1

СУДЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФИНЛЯНДИИ (1500 — 1750). КРАТКИЙ ОЧЕРК.

Добавлено: Сб фев 22, 2020 12:35 am
Алексей Минский
СУДЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФИНЛЯНДИИ (1500 — 1750). КРАТКИЙ ОЧЕРК.



В ТЕ ВРЕМЕНА, КОГДА СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «ОХОТА НА ВЕДЬМ» ПОНИМАЛОСЬ НЕ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, КАК СЕЙЧАС, А СОВЕРШЕННО В ПРЯМОМ, ФИНЛЯНДИЯ БЫЛА ЧАСТЬЮ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА. ЕЁ НАСЕЛЕНИЕ В 1694 ГОДУ ДОСТИГЛО ПОЛУМИЛЛИОНА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, В САМОЙ ШВЕДСКОЙ МЕТРОПОЛИИ ПРОЖИВАЛО БОЛЕЕ МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК. К НЕМУ СЛЕДУЕТ ДОБАВИТЬ, КАК МИНИМУМ, ЕЩЕ НЕ МЕНЕЕ МИЛЛИОНА ЖИТЕЛЕЙ ПОДЧИНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ВКЛЮЧАЯ НЫНЕШНИЕ ЭСТОНИЮ И ЛАТВИЮ И ЮЖНЫЕ БЕРЕГА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.

Главными городами Финляндии в то время были Турку (по-шведски Åbo, читается в современном языке «Або» - прим. ScandiNews) на западном побережье и Выборг на востоке – оба основанные в Средние века. Большинство финнов исповедовали лютеранство (1523 г.). На востоке страны проживало небольшое православное меньшинство. Несмотря на давно утвердившийся официальный статус религиозных институтов, колдовство и суеверия оказывали заметное влияние на повседневную жизнь.

В XVII веке Финляндия занимала лидирующие позиции по экспорту дёгтя в Европе – хотя и под шведским флагом. Позднее, во внешнеторговом балансе страны выросла доля древесины. Судостроение сверхдержав того времени, особенно Британии, сильно зависело от поставок финского леса и дёгтя. Позже финнов на этом рынке потеснили конкуренты из России и Северной Америки с более дешёвыми предложениями. Шведская метрополия в то же время продавала большие объёмы железа и меди. Уже в самом начале периода, который мы теперь называем «новым временем» (1500-1800), Финляндия была известна своими ведьмами и колдунами, и – особенно – великими шаманами Лапландии. Красочные истории о финских колдунах ( см. например, сказку датчанина Г.Х. Андерсена «Снежная Королева») возникли не «из ниоткуда»: общее число жителей страны, официально подозревавшихся в колдовстве было довольно большим.

Между 1520 и 1750 годами обвинения в использовании чародейства и причастности к нему были предъявлены, как минимум, 2 000 жителям Финляндии ( почти полпроцента тогдашнего населения страны, один колдун на 200 человек населения, между прочим! - прим. ScandiNews). Мы составили список из 1200 индивидуальных дел, и тщательно изучили каждое из них. Поскольку архивы Апелляционного суда, основанного в 1623 году были частично уничтожены в 1827 году Великим Пожаром Турку, исследование основывалось на записях судов низшей инстанции. Истинный размах судебного преследования ведьм и колдунов открылась сравнительно недавно – в начале 90-ых годов прошлого века. Поэтому, число обвинительных приговоров, указанное в более ранних исследованиях, явно не соответствует реальному положению дел. Любопытно, что в то время, как число приговорённых во многих странах было завышено, в Финляндии, напротив, оно, похоже, до недавнего времени, наоборот, сильно занижалось.

Стоит отметить, что по мере работы исследователей, количество подтвержденных приговоров во многих странах снижается, в Финляндии же, напротив, наблюдается значительный рост их числа. Святая инквизиция не действовала на территории Шведского королевства. Дела о колдовстве рассматривались в Финляндии в обычных судах общей юрисдикции. Пытки были законодательно запрещены и в метрополии и на подконтрольных Стокгольму землях. В Финляндии, соответственно, тоже. Насколько нам известно, пытки применялись лишь в крайних и очень редких случаях. Выявленные нами исключения имели место во время процессов, известных под общим названием “Ахвенанмаанских” ( «Ахвенанмаа» – финское название Аландских островов – прим. ScandiNews) – о них читайте ниже – и позднее, на судах, происходившие в условиях массовой «антиколдовской» истерии в Швеции.

Вопреки тому, что известно о процессах над ведьмами в большинстве стран Западной Европы, колдовство в Финляндии вовсе не являлось занятием, ассоциировавшимся исключительно с женским полом. Больше половины обвиняемых составляли мужчины, а среди признанных виновными их, вообще, было большинство. Женщины преобладали среди привлекавшихся к ответу за чародейство только в 1670-ых и 1680-ых годах, из-за массовых судов, происходивших в Осторботнии, шведскоязычном регионе, расположенном на побережье Ботнического залива на западе Финляндии. Новые «теории о чародействе», (в частности, утверждение о том, что ведьмы летают на Шабаш) достигли Финляндии в 1660-ых годах. До этого, руководство финской церкви и образованная часть элиты крайне скептически относились к заявлениям о причастности к той или иной неприятной ситуации «руки сатаны» и «чёрной магии».

Подобный образ мысли быстро изменился в середине 1660-ых с назначением Иоганна Гезелиуса Старшего новым епископом епархии Турку. Однако, даже он не смог утвердить веру в справедливость новых теорий о колдовстве в умах своей паствы. К подобным тезисам большинство финнов, включая и элиту, продолжали относится с большой долей сомнения. Первые процессы по делам о «чёрной магии» состоялись в 1666 году на шведскоязычном Аландском архипелаге (те самые «Ахвенанмаанские процессы» – прим. ScandiNews), расположенном между Финляндией и Швецией ( в наши дни там делают остановку круизные паромы на пути из одной страны в другую – архипелаг расположен, как раз, примерно посередине - прим. ScandiNews). Однако, скорее всего назначение нового епископа в Турку никак не связано с паникой, охватившей крупнейший из Аландских островов. Судья острова Нилс Псиландер учился в Университете Тарту (Эстония) - основанном в 1632 году Великой Швецией. Ей некогда принадлежали 70% берегов Балтики. Университет находился под немецким влиянием , благодаря чему Псиландер был прекрасно осведомлён о немецких изысканиях в области «чёрной магии». Этим, по мнению почетного члена финского исторического общества Антеро Хейккинена, объясняются его познания в области колдовства. Нильс Псиландер действовал по собственной инициативе и, с высокой долей вероятности, верил, что руководствуется в своих поступках самой актуальной на тот момент информацией - и , на самом деле, так оно и было. Стоит отметить, что антиведьмовская истерия в Верхней Даларне (Даларна - историческая провинция в средней Швеции в области Свеаланд - прим. ScandiNews) вспыхнула через два года после Аландских процессов. Вскоре паника пересекла Ботнический залив и перекинулась из Швеции в Остроботнию - шведскоязычную провинцию Финляндии. Однако, как представляется, Аландские процессы имеют свои собственные причины, не связанные с истерией в Верхней Даларне … Такое явление, как суды над ведьмами встречается и на протяжении XVI в.

Мы обнаружили примерно 100 случаев до 1600 года , но, скорее всего, гораздо, гораздо больше подобных фактов ещё ждут своего открытия. Первые суды состоялись на западном побережье и на этих ранних процессах почти все осужденные были мужчинами. В Карелии большинство осужденных тоже составляли мужчины. Однако, это не свойственно одной лишь Финляндии. Известно, что в Исландии, Эстонии и России, среди других территорий, большинство обвиняемых составляли мужчины. Их доля среди осужденных за колдовство в Европе может ещё вырасти при более тщательном исследовании. Мы готовы предъявить убедительные доказательства того, что далеко не все осуждённые за колдовство были бедняками с нижних ступеней социальной лестницы. Большинство обвиняемых были фермерами и их жёнами. В городах тоже бывали случаи выдвижения обвинений против бюргеров и их жён. Значительную часть представших перед судом можно отнести к категории относительно состоятельных людей, в то время, как лишь малую долю составляли бедняки.

Встречаются очаровательные истории, как, например, в случае с богатым крестьянином, моряком и рыбаком по имени Матти Раутиа и министром Грегориусом Хенрици. Большинство процессов было организовано по схеме «один процесс - один обвиняемый ( колдун/ ведьма)». В некоторых случаях, однако, судебному преследованию подвергались не только подозреваемые в колдовстве, но и те, кто обращался к ним за помощью. Обвиняемые в колдовстве были знакомыми тех, кто на них донёс и часто жили по соседству в одной деревне. Насколько известно, очень немногие ( менее 5 %) обвинённых в колдовстве подвергались преследованию за использование магии более одного раза. Также очень редки свидетельства о нескольких обвинённых в колдовстве из разных поколений одной семьи (история Маркетты Пуносуамалайнен как раз из таких редких примеров - прим.ScandiNews). Всё это противоречит многим прежде широко распространенным представлениям о колдунах и колдовстве.

Финская Лапландия (единственное истинное место обитания Санта Клауса!) занимает северную часть страны. В XVI и XVII веках Лапландия была населена саамами ( в России их ещё называли «лопари» - прим. ScandiNews) с живой и сильной шаманской традицией. При этом, в описываемые времена отдельные саамы встречались гораздо южнее тех мест, где большинство их соплеменников живут ныне. Они были известны своими колдовскими умениями и магическим шаманским бубном «нойтарампу» (noitarumpu) ( известны достаточно широко, чтобы найти отражение в творчестве Г.Х. Андерсена, жившего двумя веками позже рассматриваемого периода в 2 000 км от упомянутых здесь земель - прим. ScandiNews).

У финнов тоже некогда были и шаманы и знахари, однако считается, что финны утратили большую часть своей шаманской традиции и навыков гораздо раньше своих северных соседей. Несмотря на широкую известность лапландских шаманов, в Лапландии прошло не так уж много процессов над колдунами и ведьмами. Наоборот, суды в северных областях рассмотрели лишь несколько подобных дел. Более того, лишь в малой доле из них фигурировали колдуны «шаманившие» с использованием заклинаний и магических бубнов. Основными местами проведения судов над колдунами и ведьмами были юго-западные области ( вокруг Турку) и юго-восточные районы Карелии около Выборга – самые богатые и густо населённые части страны.

Изображение

Copyright by Timo Kervinen and Marko Nenonen. Map by Lassi Koikkalainen.
Карта судов над ведьмами 1520-1700: по числу обвиняемых в сельских окружных судах ( обратите внимание, что большая часть судов в обширных северных приходах происходила только на западном побережье, хотя официальные полномочия органов власти простирались гораздо дальше вглубь материка).

Первые широкомасштабные процессы, отличавшиеся суровым отношением к обвиняемым, состоялись в 1649-65 годах в западной Финляндии. Тогда предстали перед судом многие колдуны, снискавшие известность и дурную репутацию. Мы используем термин «нищие колдуны» для таких людей, пользовавшихся дурной славой, подозревавшихся в колдовстве и занимавшихся бродяжничеством и попрошайничеством. Их обвиняли в убийстве с использованием магии и осуждали на смерть. Однако, Апелляционный суд Турку заменил большинство смертных приговоров на крупные штрафы, порку плетьми и изгнание. Что странно, несмотря на судебные решения об изгнании, многие из осуждённых не подчинились приговору, а предпочли остаться в знакомых им приходах. Необходимо отметить, что число «нищих колдунов», подвергавшихся судебному преследованию, не превысило в совокупности 15 человек. Абсолютное большинство процессов имели обычный для нормального судебного заседания состязательный характер и происходили в виде диспута между стороной защиты и стороной обвинения.

До 1660-ых законом преследовалось только «злокозненное» колдовство. В гражданских судах редко рассматривали случаи «благодетельного» колдовства и те, кто к нему прибегал, едва ли когда-либо осуждались в соответствии с нормами действовавшего тогда законодательства. В шведском Городском и Сельском уложении (1350, 1442) отсутствовали статьи, регулирующие «полезное» колдовство. Отдельные законодательные нормы, объявлявшие любые формы колдовства преступными, были введены в XVI веке. Однако, об этих законах вспоминали лишь время от времени. В этом отношении юридическая процедура очень быстро изменилась в 1660-ых или несколько позже, когда «благодетельное» колдовство стало также рассматриваться в судах общей юрисдикции, как нарушение закона. Более того, новые европейские теории о «чёрной магии» были , наконец, приняты и в Финляндии, впрочем, следует отметить, что лишь до определенной степени и никогда – в восточной части страны.

И, наконец, в 1670-ых и 1680-ых среди привлекавшихся к суду по обвинению в предполагаемом использовании колдовства и магии большинство составляли женщины. В эти десятилетия более двух сотен ведьм предстали перед судом, многие из них были признаны виновными и приговорены к смертной казни. Гонения на своем пике сильно смахивали на массовую истерию в Центральной Европе. В конце 1680-ых, однако, энтузиазма у охотников за ведьмами заметно поубавилось, и, хотя количество обвиняемых оставалось, по-прежнему, довольно высоким, признаком окончания эпохи всеобщей антиколдовской одержимости служит резкое уменьшение числа смертных приговоров. К концу века количество процессов заметно уменьшилось. Более того, обвиняемых более не признавали виновными в «злокозненном» колдовстве, а лишь в «благодетельном» волшебстве, а то и вовсе – в следовании предрассудкам. Теперь, в некоторых случаях к колдовству относились не как к элементу реальности, а лишь как к глупому суеверию из старых времен.

Тем не менее, ещё и в первой половине XVII века состоялось немало процессов по обвинениям в использовании магии.

Можно выделить некоторые общие черты судебных процессов над колдунами и ведьмами в Финляндии:

1. Большинство приговоров были оправдательными. Не так уж много из оказавшихся на скамье подсудимых по делам о колдовстве были признаны виновными в злонамеренном употреблении черной магии. По сравнению с другими правонарушениями, колдовство было редко встречавшимся и трудно доказуемым. Вопреки представлениям потомков, судьи и присяжные ( последних могло быть от 5 до 12) не принимали на веру всё то, что рассказывали о ведьмах! ( Отличали они и пустую болтовню и трюкачество от настоящего колдовства, каковы бы там ни были представления наших современников о судах над ведьмами). Доносчик рисковал, сообщая о том, что некто практикует магию, поскольку он или она подвергались штрафу, если не могли предоставить весомых доказательств своим обвинениям.

2. С заявлениями о злонамеренном колдовстве в суд чаще всего обращались отдельные лица, указывавшие на причинение им предполагаемым колдуном телесных повреждений или навлечение бед и несчастий. Обвинения в использовании лечебной магии или «наколдовывании» удачи выдвигались преимущественно официальными лицами и органами, представителями духовенства либо «органов охраны общественного порядка».

3. Количество судов по делам о колдовстве во всех провинциях в одно и тоже время было разным. Таким образом, нельзя сказать, что в какой-то период была развёрнута тотальная «общенациональная охота на ведьм». Было выдвинуто множество отдельных обвинений, основанных на разных личных причинах. Исследователи до сих пор спорят о том, были ли у всех этих обвинений общие предпосылки.

4. Обвинение выдвинутое официальным лицом или органом с большей вероятностью могло привести к осуждению, чем выдвинутое частным лицом - обычным обывателем, часто соседом предполагаемого колдуна. Почти все смертные приговоры были вынесены в ходе процессов, инициированных официальными органами. Чуть более 10% обвиняемых были приговорены к смерти судами низшей инстанции, но лишь около половины этих приговоров были в действительности исполнены ( «огнём и мечом»).

5. Большинство обвинительных приговоров было вынесено в короткий промежуток между 1649-ым и 1684-ым годами. Самым популярным наказанием был штраф ( 40 марок - цена хорошей лошади). Это была довольно внушительная сумма - до «открытия» инфляции ближе к концу XVII века.

Общее представление об «охоте на ведьм» в Европе сформировалось на основе наиболее известных приговоров, вынесенных в Центральной Европе ( и Салеме, Массачусетс, США). В этих процессах связь между дьяволом и предполагаемой ведьмой была важным фактором, равно как и исследование возможного участия в ведьминских шабашах. Весьма вероятно, что дальнейшие исследования продемонстрируют, что суды над ведьмами в ранней современной Европе были сравнительно обычной частью работы различных юридических систем. Если вы действительно верите в колдовство, довольно логично подозревать колдуна в возможном причинении вам вреда.

Конечно, остается открытым вопрос: почему большинство судов сконцентрированы на сравнительно коротком историческом отрезке?

Мы считаем, что только связь с дьяволом была новой чертой в антиведьминской панике в начале современной истории. Само же использование колдовства для причинения вреда рассматривается, как преступление, в одном из старейших сводов законов в истории человечества – в «Законах Хаммурапи» ( примерно 1750 год до нашей эры).

Re: СУДЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФИНЛЯНДИИ (1500 — 1750). КРАТКИЙ ОЧЕРК.

Добавлено: Сб фев 22, 2020 12:39 am
Алексей Минский
Изображение

Jos van Wunnik/ Reindeer and boats
Конечно, в истории человечества были и другие процессы над ведьмами, кроме происходивших в начале нового времени в Европе. Как это не удивительно, вспышки более или менее внезапной паники в Африке или Латинской Америке периодически возникали до конца 20 века (на самом деле, кое-где возникают и по сей день – прим. ScandiNews).

Кроме того, довольно хорошо известно влияние ведьм и колдовства в Исландских сагах ( странно, что финские исследователи не упоминают здесь карело-финский «Калевала». В нём колдуют все: и положительные персонажи и отрицательные, используя и «зловредное» и «благодеятельное» колдовство. Причём, занимаются этим постоянно – от начала времен до прихода христианства включительно - прим. ScandiNews).

Для наших предков в колдовстве не было ничего иррационального. Колдовство и магия были частью их повседневной жизни - реальностью, с которой им приходилось сталкиваться. Многие из них использовали магию и «анти-магию» просто, как один из повседневных инструментов в борьбе за выживание или улучшение условий жизни. Одним из способов взаимодействия с действительностью, допускавшей существование колдовства и колдунов, было выдвижение против последних обвинений в суде. Хотя совершенно ясно, что финские суды над ведьмами были организованы по шаблонам, сформировавшимся в Западной Европе лишь в 1670 и 1680-ых, мы хотели бы подчеркнуть, что, вопреки установившемуся мнению, суды над ведьмами в Финляндии в целом не сильно отличались от аналогичных процессов в других странах.

Время от времени «охота за ведьмами» перерастала в массовое явление, порождавшее панику и истерию, в свою очередь, вызывавшие всплеск насилия и жестокости в разных частях континента. Тем не менее, в общем предоставлении о преследовании ведьм в Европе слишком большой упор делается на эти периоды всеобщей неконтролируемой паники. Чем больше информации нам удается собрать о судах над ведьмами в разных странах, тем менее обоснованным кажется формирование представления о них на основе этих сравнительно коротких и, по-своему, исключительных периодов массовой истерии .

Подлинную сущность повседневного колдовства и суеверий можно лучше понять принимая во внимание все суды, а не только те, что производят наибольшее впечатление на современную публику. Изучение колдовства не должно ограничиваться лишь историей судов над ведьмами, но должно принимать к рассмотрению историю чародейства, магии и предрассудков в целом – как бы мы не называли совокупность концепций, чуждых современному сознанию. Историки согласны с тем, что термин «колдовство» не полностью описывает явление. Это объясняется тем, что понимание термина «колдовство» было навязано образованной элитой и священниками, которые использовали термин в отношении почти всего, что они воспринимали, как языческие верования или происки Сатаны. Народ, однако, пользовался большим количеством терминов для обозначения различных практик, обширный спектр которых сегодняшний наблюдатель обозначает всего тремя ( или не многим более того) словами: «колдовство», «магия», «предрассудки».

Текст: Марко Ненонен и Тимо Кервинен

Авторизованный перевод: © 2014 Aeolium Vellus Oy