"Ведьма" - плохое слово… или Небольшой ведьмовской манифест

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

"Ведьма" - плохое слово… или Небольшой ведьмовской манифест

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб июн 06, 2020 10:40 pm

Галина Бедненко
"Ведьма" - плохое слово… или Небольшой ведьмовской манифест
Я не называю себя ведьмой. Смысл слова стал претенциозным, в значении от салонных колдуний до неуравновешенных городских викканок. В русском языке есть различные термины, устаревшие и литературные, для определения женщины, имеющей мистический опыт, занимающейся теоретической или практической магией: ведьма, чародейка, колдунья, ведунья, ясновидящая и т.д. Я не могу найти среди них ни одного, который бы с точностью соответствовал мною лично избранным критериям и внятной этической направленности.

Тем не менее, если говорить о "ведьмовской природе", то ее я никогда не отрицала, как ее не отвергало и то сообщество, в котором мы пытались объяснить ее суть и даже правила. В свое время я приняла описание ведьмы (по природе и личностной организации, а не социальным претензиям) как женщины, опирающейся в своем мировоззрении на индивидуальный и практический мистический опыт. Это действительно достаточно емкое и точное определение всех возможных разновидностей ведьм, вне классификаций, иерархий, но также и вне суеверных (само)представлений.

Этого определения, однако, мне оказалось мало, именно по причинам поиска критериев внешней оценки индивидуальных состояний и общей (социальной) этической ориентации. Первые я обнаружила в аналитической психологии К.-Г. Юнга, говорящей на символическом языке, близком к языку магии, но также и в современной академической психологии (психологии возрастного развития, клинической и социальной психологии), вторые - в социальной и - вновь - мистической философии. В какой-то момент мне казалось, что я честно становлюсь психологом, психотерапевтом, а мистические практики это лишь знакомые мне темы, которые я могу вплести в общее поле своей практики с клиентами. Затем я сильно разочаровалась в философии современной психотерапии, и тем более в ее практическом исполнении. Но это привело меня не обратно к ведовству, а к попытке изучить не просто индивидуально изломанные души, но коллективную Тень социума. Я отправилась учиться на юридического (тюремного, пенитенциарного) психолога, и тогда мне казалось, что как нельзя ближе я оказалась к истинному мистическому пониманию и осознанию механизмов человеческой души. Большая и могучая, традиционная социальная Система действительно сумела дать понимание социальных масштабов, совершенно исключенных из современной как психотерапевтической, так и мистической ведовской практики, ориентированных исключительно на индивидуальный "прекрасный внутренний мир" и отношения в мини-сообществах.

Самым значимым событием в осознании ведьмовской природы для меня стала поездка в Прагу. Там же я воочию познакомилась с создателями шедевральных колод Таро, от Баба Студио - Алексом Уколовым и Карен Махони. Они показывали мне мистическую Прагу и рассказывали о том, что в создании настоящих колод (магических артефактов, по сути) главное - это честность, перед собой и своим творением, как честность перед Создателем. В Праге же я поняла свою природу, вне зависимости от того, как я себя называю.

Для меня основным критерием стало умение чувствовать качество силы (или божественного света), растворенной или проявленной в той или иной данности. Я ходила по храмам и монастырям и давала себе напитаться той силой, которую продуктивно взращивали в монашеских орденах или иных религиозных образованиях, оценивала ее и сопоставляла с другими. Посещала старинные усадьбы и замки, бродила по барочным садам и чувствовала иной характер силы (или света), уже имперской, маскулинной, празднично-активной. Быть ведьмой (нет пока нужного слова…) для меня стало означать восприимчивость и понимание, чувствование этого мира. Я утверждаю себя таким образом как самостоятельный субъект религиозного и мистического опыта, но также и как объект в руках силы, много большей чем я. Отсюда вырастает этика не только отношений с другими, и не только с самой собой, но и высшая этика отношений со своей судьбой, требующая определенного индивидуального героизма.

Если говорить об инструментальной стороне дела, то в последнее время я разъясняю теорию и обучаю практике работы с мантическими инструментами (Таро и рунами Старшего Футарка) в свете индивидуального мифа человека. Этот сюжет (или сказка) очень индивидуален, очень отличен в зависимости от всего предыдущего опыта, личных качеств, а также уровня и качества личной силы, кроме того - от объективных обстоятельств и условий судьбы. Подобные инструменты способны быть лишь проводником к внутренней "книге жизни" человека, в которой есть свои собственные закономерности и своя уникальная вариативность выборов.

В нынешнем своем восприятии ведьмовства (вновь использую это слово исключительно потому, что нет лучшего) я внимательна не только к насыщенности силой (светом), но и к осознанию ее божественной природы, к контакту с высшей целью и смыслом. И это уже философия высокой мистики, связи с Божественным в радости возвышения духа. А не обычное потребительство чудес, каковым предстает ведьмовство в своей массе не только для обывателей, но и для многих т.н. ведьм.

В большинстве современных "городских ведьм" можно наблюдать бесхитростную произвольность волевых и эмоциональных движений, источником которых видится эгоцентричное желание, сдобренное представлением о личной исключительности. В опоре лишь на самую себя, такая ведьма сражается с бессознательным, собственным и коллективным, с переменным успехом, но известным напряжением. Отсюда непостоянство достижений, власть окружения, непоследовательность социальных проявлений, лабильность этики. Такая ведьма взаимодействует со стихийным бессознательным, потому слишком многое (из проявлений более высокого, нежели бытовой здравый смысл, порядка) остается неосознанным. Салонных ведьм, работающих на потоке, я не рассматриваю вовсе, как вариант духовной проституции и неизбежного падения уровня, приводящего чаще всего либо к прямому мошенничеству, либо к растворению личности в потоках бессознательного.

Движение Викка попыталось предложить ведьмам новую религию, пантеистическую и матриархальную, а заодно и начать массовую вербовку в оные. Практики этого течения способны развить определенное "чувствование" окружающего мира, как мистическое феминное качество, однако они не дают постижения нового смысла. Все, что требуется - верить и чувствовать, как хорошей жене при недоступном муже. Духовная маскулинность оказывается невидимой для виккан. Нео-религия Викки отрицает познание Логоса, низводя маскулинность лишь до прогрессивной сексуальности (включая гендерную недифференцированность) Эроса (мужское божество, Рогатый бог, лишь принц-консорт, сын-любовник при Великой Матери). Матриархальная религия воспевает власть Великой Матери, восполняя тоску современных женщин по всеохватной материнской женственности микромира семьи и ожидание ее от макромира в целом. В остальном, в соответствии с господствующим нынче культом потребления, Викка стала привычно-фантазийным коммерческим эклектическим идолопоклонством, с ее котлами, метлами, пентаграммами и ловцами снов. Впечатления, как обычно на среднем уровне культуры, подменяют смысл. И здесь это заложено в самой системе, по сути маркируя не столько "возвращение к истинным истокам" и "стремление к естественной гармонии", сколь регресс к всепоглощающей и всепринимающей "природной до-человечности", в общих рамках увлечения нашего времени всеобщей толерантностью. Существуют в изобилии и практичные ведьмы, также как примыкающие к ним женщины, ориентированные на бытовую магию (включая любовную) и бытовые же прорицания. Для них ведовство это прежде всего инструментальное воплощение своей воли и любопытства в реальности, для тайной над ней власти. Но приоритет желания над индивидуальной ответственностью я полагаю отображением чувства инфантильного всемогущества, детской позиции, самовлюбленной, дерзкой, иногда жалкой - перед силами судьбы.

Известно представление о потомственной передаче магической силы. Однако существование вне традиционной общины, родовой или социальной, размывает, необходимую для рабочего эффекта, концентрацию этого условия. Потому оказываются дискредитированы и идут ко дну "потомственные гадалки" в динамике большого города. Это условие уже непринципиально, и в новых масштабах, так как было, не работает. Кроме того, по опыту обучения, я поняла, что, вне зависимости от родословной, женщина в определенном возрасте способна обрести необходимые навыки и контакт с естественной и уникальной личной силой, но также и научиться видеть нити своей и чужих судеб, не вмешиваясь без нужды.

В языческих культурах (насколько нам известно, по тем, что обладали собственной письменностью) ведуньи ориентировались на бытовую функциональность в магии, хотя и играли роль посредников между общиной и миром сверхъестественного, в произвольной ориентации на этические смыслы или при отсутствии таковых. В то же время были и легитимные профессиональные жрицы или пророчицы, посвященные в этический кодекс своего божества. В традиционной культуре христианских времен ведьма (не берем сугубо бытовую магию, совершавшуюся мало-мальски приличной хозяйкой в пределах своего дома) не могла не ориентироваться на Бога, располагая себя и свою деятельность в той или иной точке относительно этого полюса, или поляризации Бог - Дьявол.

Для меня очевидно - и мой круг, в результате мистических и магических опытов нескольких лет, готов меня поддержать - что пришло время восстановить легитимную связь мистической женщины (ведьмы) с Богом. И это уже будут не частные отношения двух втайне договорившихся о вложениях и плате субъектов, а обязательства и ответственность в рамках высшего смысла. И суть таких отношений я вижу именно в проживании жизни как уникального и героического личного мифа, с его испытаниями и духовными достижениями, в социальной реальности и в развитии своих душевных сил, во взаимодействии с другими людьми и в соблюдении этики отношений с миром и судьбой. Ориентироваться на этот самый героический индивидуальный миф мы можем только при вере в непостижимый и недосягаемый источник божественного бытия, искра которого присутствует и в нас самих (как юнговская Самость). И для меня именно это будет критерием правильности, "праведности ведьмы". Вызовом же для нее - готовность взаимодействовать с данным ей проявлением божественной силы.

Точность определений и аналитика - это навыки и свойства высокого маскулинного аспекта проявления силы. Интеллектуальная и аналитическая работа с символическими системами становится принципиальна в масштабах, отличных от замкнутого микромира традиционной общины. А на данном этапе развития социальной культуры именно хороший язык точных обобщений и абстракций совершенно необходим для поддержания как минимум общего когнитивного уровня описания реальности. Это дает точность не только определений. Это как будто случайное нахождение ровно к нужному месту и ко времени. Удачные слова и действия, которые оказываются все более глубокими и осмысленными, при лучшем понимании ситуации. У меня этим, например, стали также картины, смысл которых оказывался поразительно очевидным и более ясным спустя месяцы, вплоть до количества деталей и особых знаков. Это часто нахождение своего индивидуального знакового разговора с миром, который может быть поразительно различным. Тут также важно знать свои уникальные качества именно как мистического субъекта, однако же и относиться к этому предельно деликатно и пунктуально, как к искусному инструменту и регулярно "проверяя настройки". Чтобы быть точными, нам необходимо - и вновь - быть предельно честными с собой, с тем, кто является для нас значимым Другим в актуальный момент жизни, и в целом со своей судьбой.

Я вижу присутствие и поддержку маскулинной стороны божественного света в осознании, озарении, точности и ответственности в отношениях с неведомым и премного-большим; но и присутствие женской стороны божественности в реальном воплощении и ответах мира. При этом правилами для меня являются ориентация на внутреннее чутье и волю, при достаточно ясном понимании существующей системы (и принятии ее как данности), но также и личная ответственность перед неперсонифицированным источником силы. Я отличаю, и обучаю отличать, различные качества проявления божественного света, которые не являются и не должны превращаться в идолопоклонство (актуальный исторический момент слишком способствует позитивному или негативному очарованию вещных образов). Это также не только, и не столько пантеизм (и его дщерь, толерантность к разнообразию всяческих и любых проявлений) - именно благодаря признанию иерархичности систем, необходимости возвышения души и духа (в индивидуальном равновесии с плотью) и ответственности за свой выбор. Это индивидуальный договор с Богом за принятие силы и судьбы, обязательство героического странствия, но и служение Пряхам людских судеб.

© Бедненко Г.Б., 2010

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя