ПОЗИТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Добавлено: Вт июн 30, 2020 6:23 pm
ПОЗИТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Все человеческие достижения требуют вложения сил, поэтому внимательное рассмотрение законов, управляющих энергетическими ресурсами человека, всегда насущно и необходимо. Энергия приносит пользу только тогда, когда применена в законных целях; а знание этих целей зависит, в свою очередь, от внутренней цельности человека и уровня зрелости его сознания, питаемого мудростью, дисциплиной и опытом.
На уровне духовной деятельности энергия проявляется как сила воли, на ментальном уровне — как внимание, на эмоциональном — как интерес, а на физическом уровне — как жизнеспособность. И здесь мы займемся рассмотрением главным образом психической энергии, которая связана с умственно-психической, или ментальной, и эмоциональной деятельностью проявлениями внимания и интереса.
Все мы признаем, что физическая активность является следствием определенных импульсов, заставляющих человека преобразовывать внутренние стимулы в соответствующие телесные функции и действия. Такие действия ассоциируются с побудительной причиной, поскольку без движущей силы внутренних директив нам недостает побуждений к приложению стараний. Нам также известно, что ментально-эмоциональная деятельность по своим результатам может быть либо конструктивной, либо деструктивной в зависимости от цензуры здравого смысла или идеализации ее этического и нравственного значения. Если критерий ценностей неясен, деятельность часто приводит к внутреннему конфликту. Действие просто ради действия редко имеет смысл или бывает полезным.
Высвобождение психической энергии активизирует ментальную и эмоциональную жизнь человека. Однако эта активизация важна лишь в той мере, в какой она обогащает культурную жизнь индивидуума. Хотя энергии человека обычно достает для удовлетворения его потребностей, это не оправдывает расточительного истощения этих ресурсов. Любые энергетические затраты, не связанные с достижением четко определенной цели, не только пропадают попусту, но и могут вылиться в небезопасные для личности установки или чувства.
Следовательно, полезность энергии зависит от активности руководящего принципа в человеке, который определяет ее использование и регулирует ее расход. Большая часть психической энергии высвобождается и направляется умом, определяющим центры внимания. Мы питаем энергией любого субъекта или объект, на который обращаем внимание, а внимание, в свою очередь, стимулируется и усиливается интересом.
Фокус внимания, перемещаемый действием воли, почти непрерывно пребывает в движении. Его можно фиксировать на различных частях тела или переносить на других людей, или он сам «прикрепляется» к объектам и местам. У хорошо организованной личности внимание менее склонно к блужданию и в повседневной жизни меньше несообразностей и помех.
Если внимание человека бесцельно переходит от одного объекта к другому, почти не проникая вглубь, его называют поверхностным. Хотя широта кругозора и важна, но конструктивная, творческая широта взглядов возможна лишь тогда, когда способности надлежащим образом натренированы и дисциплинированы.
На каждом шагу встречаются доказательства того, что средний индивидуум неправильно питает энергией объекты своего внимания, а в результате его переживания не являются по-настоящему значительными. Значимость им придается тщательным обдумыванием и интуитивным осознанием нравственных и этических ценностей. Ценности являются плодом размышления, которое суть высвобождение внутренних духовных сил. Все вещи, появляющиеся в сфере нашего понимания, свидетельствуют не только о самих себе, но и о принципах и законах, с которыми они связаны или которыми определяется их обоснованность.
Энергия поддерживает все функции; и как физическая энергия приводит в действие тело, так и психическая энергия активизирует ментальную и эмоциональную жизнь. Правила пользования физическими ресурсами понимаются и оцениваются в широком смысле, но направлять психическую энергию на достижение ее законных целей мы еще не научились. Большая часть ее потенциала расходуется впустую, потому что человек или не осведомлен о потребностях, диктуемых его внутренним складом, или безразличен к ним.
Замечено, что люди, которые ничем живо не интересуются, больше других подвержены психической усталости. Отсутствие интересов говорит о неполноценности личности. По своей природе человек любознательное существо, наделенное непреодолимым стремлением исследовать тайну мира, в котором живет. Если случается, что в результате какого-то разочарования или склонности к невротическим состояниям он утрачивает этот жизненно важный стимул, значит, что-то не так с его жизненной философией. Это верно и в том случае, когда инстинкты толкают его к негативным разрушительным установкам и деятельности.
Мы должны помнить, что и любовь и ненависть поддерживаются психической энергией, но за собой каждая влечет особую цепь последствий. Опасные мысли и действия создают такие ситуации, которые требуют, в свою очередь, дополнительных затрат психической энергии. Человек, постоянно обремененный собственными злодеяниями, лишается времени и возможности двигаться вперед в созидательном плане.
Давление, оказываемое психической энергией на личность изнутри, не должно приводить к неуправляемой экстраверсии. Человеку нет необходимости становиться слугой своих побуждений. Энергия существует для того, чтобы использовать ее, выполняя обязанности своего существования. Не подобает уму и эмоциям быть прислугой у жизненного начала, приводящего их в действие. Высвобождение энергии без адекватного управления ведет лишь к беспокойству и потере ориентации. Определенный объем знаний, особенно заставляющих задуматься о назначении и судьбе человека, необходим, чтобы индивидуум начал ответственно относиться к своим духовным ресурсам.
Если интерес или внимание направляют энергию вовне, заставляя человека получать удовольствие от внешних вещей, про него говорят, что он экстраверт. Когда доминирует эта предрасположенность, счастье и душевное спокойствие индивидуума становятся зависимы от окружающей обстановки. В таком человеке обычно обнаруживаются симптомы внутренней незрелости, ему может недоставать рассудительности и самоконтроля. Одержимый собственными идеями фикс, человек этого типа проявляет чрезмерное внимание к внешней стороне жизни. Он легко становится безразличным к тому влиянию, которое его настроения и установки оказывают на жизнь окружающих.
Экстраверту повезло в том, что он способен почти незамедлительно разрядить любые напряжения, возникающие в его психической жизни. Он — человек действия, иногда агрессивный, а временами воинственный. Для него самоконтроль менее важен, чем господство обстоятельств окружающей среды. Он быстро реагирует на одобрение и восхищение друзей, хочет, чтобы его уважали, и, если природа дала ему конструктивный и оптимистичный характер, он хорошо адаптируется в обществе. Он не склонен к беспокойству и сравнительно легко переносит смену условий. Однако если он сталкивается с ситуацией, для преодоления которой требуется мобилизация мощных внутренних ресурсов, то оказывается в невыгодном положении.
Если интерес заставляет энергию направляться внутрь, чтобы активизировать или поддержать внутренние установки или убеждения, такого человека называют интровертом. В этом случае проявляется склонность получать личное удовлетворение, сосредоточивая внимание на собственных мыслях, эмоциях, воображении и мечтах. Принято считать, что интроверту свойственна большая содержательность и что он достиг большей зрелости, чем экстраверт. Все, однако, зависит от целостности психической сущности. Внутренний мир хотя и более реален, но менее веществен, чем окружающая сфера. В среднем интроверт не слишком счастлив, хотя его натура, возможно, мешает ему это понять. Он может с легкостью напитать энергией навязчивые идеи, комплексы и фобии, отягощающие его психику, и вконец запутаться в собственных установках, страхах и невротических склонностях.
Интроверт не столь агрессивен, как экстраверт, и часто плохо приспособлен к жизни в обществе. В критических ситуациях он стремится спастись от них уходом в себя и, поступая так, уклоняется от обязанностей и принятия решений, необходимых для сохранения собственной целостности. Эгоцентричный человек, всегда поглощенный собой, становится легкой жертвой жалости к себе, часто испытывает беспокойство и слишком придирчиво относится к своим друзьям и знакомым. В крайних случаях интроверт может превратиться в чудака или даже стать психически неуравновешенным человеком.
С другой стороны, некоторая доля погруженности в себя способствует раскрытию творческих способностей и придает глубину характеру. Нельзя сказать, что быть интровертом настолько же плохо, насколько хорошо быть экстравертом. Спокойный, сдержанный человек, вдумчивый и серьезный, склонный ценить свой внутренний мир, демонстрирует конструктивный аспект интроверсии. Позитивное стимулирование умственных способностей и нормальное развитие творческого воображения необходимы для философа, мистика, художника и поэта.
Настоятельно рекомендуется развивать склонность к размышлениям. И опять же все зависит от целостности психики. Внутренний мир может быть прекрасным или ужасным, соответственно достигнутой мере понимания и уровню идеализма. Экстраверт представляет себя с точки зрения своего мира, а интроверт судит о мире с точки зрения самого себя. И только по-настоящему цельному человеку удается представлять мир таким, каков он есть.
С интровертом сложнее, чем с экстравертом, потому что и он сам, и все остальные воспринимают его более серьезно. Его гораздо труднее понять, и он часто предстает в ложном свете. Интроверт будет настойчиво утверждать, что его чувства столь же горячи, намерения столь же благородны, а мотивы столь же искренни, как и у его более экстравертных приятелей. Просто он не знает, как дать волю своим чувствам, какое действие будет наиболее уместным. Он застенчив, не уверен в себе и порой слишком горд, чтобы признаться в глубине или силе своих реакций. До какой степени он неправильно представляет себя, до такой же степени он осложняет свою повседневную жизнь, а эти сложности, в свою очередь, усиливают его интроверсию. В конце концов он начинает вести одинокое существование, что особенно не годится человеку, чьи неприятности проистекают из отсутствия адекватного самовыражения.
Природа более всего вознаграждает тех, кто придерживается умеренных установок и проявляет ровность характера в отношениях с ближними. Необходима большая внутренняя целостность, чтобы жить углубленно, не будучи ограниченным, и жить широко, не будучи мелким. Более углубленная жизнь подобает интроверту, а более широкая — экстраверту. Если глубина и широта совмещены, получается истинно просвещенный индивидуум.
Между гениальностью и психической неуравновешенностью существует тонкое различие. Про гениев часто говорят, что они чуточку сумасшедшие, а один циник заметил, что гениальность — это творческая разновидность безумия. Все зависит от того, на чем сосредоточен интерес. Даже интроверт может обратиться к своему внутреннему миру, не концентрируя внимание на собственной концепции индивидуальности. Внутренний мир — это обиталище многих первичных моделей: религиозных, философских и даже научных. Любое движение на пути к истине должно быть внутренним душевным побуждением, однако не все движения психики направлены в сторону истины.
Привычки играют важную роль в состоянии внутреннего мира человека. Укоренившиеся установки и склонности порождают психологических сущностей, именуемых комплексами. Вначале человек приобретает привычку, а потом привычка приобретает человека. От привычек можно легко избавиться на ранних этапах их формирования, но, войдя в полную силу, они приобретают масштабы навязчивых идей. Они полностью подчиняют себе характер и поведение человека, и, если это дурные привычки и их не пытаются искоренить, они могут погубить всю жизнь.
Экстраверт тоже не всегда счастлив и беззаботен. Никто не способен быть самодостаточным, пренебрегая своим внутренним миром. Современный образ жизни во многом является результатом психического давления. Стремление создать некую грандиозную и сложную экономическую теорию в значительной степени служит компенсацией за чувство неудовлетворенности того или иного рода. Промышленные магнаты, финансовые воротилы и торговые короли — это большей частью несчастные человеческие существа, пытающиеся скрыть комплексы неполноценности за социальной установкой превосходства. И интроверт, и экстраверт — оба жертвуют счастьем ради самозащиты и бегства от реальности и твердо верят, что добиваются успеха. Однако их друзьям известно нечто противоположное.
Когда экстраверт питает энергией различные объекты вне себя, что при этом определяет его выбор? Движет ли им отчетливое представление о ценностях, или он просто угождает собственным поверхностным симпатиям и антипатиям? Любовь к изобразительным искусствам, великой музыке, дивному пейзажу или прекрасному цветку может сконцентрировать интерес вне собственной персоны. Такая разновидность экстраверсии не причиняет вреда, потому что вызывает внутреннюю реакцию, приносящую удовлетворение и способствующую обретению цельности. Бескорыстная любовь может заставить индивидуума пожертвовать всем, что он имеет, включая его права как личности, ради служения объекту чувств. Но если влюбленный все время думает о себе, его любовь неполноценна. Не каждое чувство достигает столь высокого уровня. Очень часто причиной служит глубокий эгоизм и прямой личный интерес.
Интроверсия же, наоборот, может привести через сосредоточенность на самом себе в чудесный мир божественных реальностей. Интроверт может переместить центр интереса с собственного эго на представление о божественной реальности, пребывающей в нем, превосходящей его собственную природу и достойной его восхищения и поклонения. Побуждаемый к поиску Бога внутри себя, человек смиренно сосредоточивается и посвящает свои мысли и чувства поклонению той высшей силе, которая правит как видимой, так и невидимой частями Вселенной. Экстраверт находит Бога через Природу, а интроверт — переступая границы собственного эгоизма.
У интроверта или экстраверта конструктивного склада представление о реальности наполняется энергией интереса. Внимание направляется не на второстепенные вещи, а на то, что имеет первостепенную значимость. Когда это случается, появляется общее ощущение обоснованности, стимулируемое и поддерживаемое твердостью воли. Ведя поиск в противоположных направлениях, и интроверт, и экстраверт тем не менее ищут одну и ту же вещь, и эта вещь — живая истина. Согласно одной концепции, истина пребывает в человеке и ее должно искать именно там, а по другой идее, человек обитает в истине и должен найти ее через жизненный опыт раскрытия и высвобождения склонностей восприятия.
Значение для развития человека точки приложения интереса объясняется в буддийской притче. Когда пришло время Будде Гаутаме войти в нирвану, все живые существа собрались, чтобы присутствовать при этом великом событии. Все, кроме кошки, которая не смогла прийти, потому что в решающий момент ей перешла дорогу мышка, и она не смогла устоять перед искушением погнаться за маленьким грызуном. Сиюминутный интерес отклонил ее от основной цели, направление приложения энергии изменилось, и дела огромной важности перестали обозначать действие.
Поняв, что поток психической энергии поддерживается вниманием, необходимо выяснить, почему некоторым людям недостает способности удерживать концентрацию. Очевидно, что для сохранения интереса должны иметься определенные стимулы. Обычно мы занимаемся только теми вещами, что кажутся нам интересными. При прочих равных мы, скорее всего, испытаем побуждение рассматривать объекты или обстоятельства, до некоторой степени нам знакомые. Мы равнодушны к тому, что полностью понимаем, и бываем сбиты с толку чем-то в высшей степени таинственным. Слушая рассказ лектора, мысленно мы постоянно выискиваем идеи и фразы, имеющие отношение к тому, что нам отчасти известно и о чем мы хотели бы узнать больше.
Внимание — это тоже вопрос дисциплины. Уму, не привыкшему думать, и эмоциональной природе, не достигшей определенного уровня зрелости, трудно сохранять внимание в течение длительного времени. Отсутствие непрерывности и последовательности — обычный недостаток современного человека. Наши интересы столь разнообразны, что сконцентрировать энергию на одном объекте дольше, чем на несколько минут, бывает трудно.
Склонности также являются важными факторами непрерывности внимания. Мы с повышенным усердием готовы работать над задачами, которые, по всей видимости, быстро принесут пользу, выгоду или прибыль, поскольку подобные цели считаем достойными неослабного внимания. В конечном счете большинство людей интересуются главным образом собой, и по этой причине им более доступно направление энергии на развитие личных качеств и продвижение по служебной лестнице.
Последствия интереса к себе могут быть либо созидательными, либо разрушительными. Если интерес носит болезненный характер и заставляет человека идти на поводу своих негативных или невротических инстинктов, то он может во многих отношениях испортить характер. С другой стороны, если интерес к себе побуждает индивидуума к самосовершенствованию и усилению его естественных этических и культурных устремлений, он может стать мощным средством достижения личного прогресса в любой из многочисленных сфер жизни. Интерес к себе, или внимание, сосредоточенное на собственной персоне, может напитать энергией лишь базовые структуры психической натуры. Если личность по природе прогрессивна и оптимистична, то в целях развития ей предоставляется в распоряжение дополнительная энергия. И наоборот, если личность нездорова или невротична, направленность внутрь может вызвать жалость к себе или комплекс преследования.
Как показывает практический опыт, заметная склонность к сосредоточенности на самом себе нередко приводит к антиобщественным установкам. Когда человек говорит, что он думает о самом себе, обычно это означает, что он просто воскрешает личные воспоминания или вновь переживает несчастья, которые ему довелось испытать.
Если фокус внимания «застревает» в психической природе, страдалец обычно лишается чувства перспективы. Он получает определенное тоскливое удовольствие, размышляя о своих невзгодах. Это большей частью уничтожает практическую ценность переживания. Мы живем, чтобы учиться, а невротик сводит этот процесс на нет. Он мысленно оправдывает все свои недостатки и благополучно забывает о влиянии своего поведения на окружающих. Он занят исключительно самооправданием, и стоит ему только погрузиться глубже в этот негативный процесс, как он не сможет ни сам помочь себе, ни принять помощь от других. Когда его установки оспаривают, он убеждает себя в том, что его неправильно понимают.
Мы на печальном опыте узнали, что один человек не может сделать другого счастливым. Мы можем сделать приятное своим близким, защитить их в критических ситуациях, обеспечить их материально и побудить к более конструктивному образу жизни. Мы можем усилить и высвободить потенциальную возможность счастья в характере, где этот потенциал уже имеется. Следовательно, счастье зависит от восстановления душевной целостности в пределах заложенной нормы. Если же человек, которому мы стараемся помочь, позволил дурным ментальным и эмоциональным привычкам целиком завладеть его характером, он автоматически отвергнет призыв к конструктивным установкам. Он может стать даже еще более несчастным, если напомнить ему, что он мог бы быть счастливым.
Комплексы и неврозы, как и все формы в природе, нуждаются в энергии для развития и продолжения существования. Единственный способ эффективно избавляться от негативных установок — это прекращать питать их психической энергией. Большинство людей пытаются бороться со своими недостатками, выдвигая одну установку, пробуждающую энергию, против другой. Это только усиливает внутренний конфликт и вполне способно привести к общему упадку. Восточные философские системы, такие, как дзэн-буддизм и веданта, искусно пропагандируют доктрину постепенного обучения искусству управления источником потоков энергии.
Жизнь обычного человека свидетельствует о доминирующей мотивации. Если общая картина неблагоприятна, это означает, что в структуре психики имеется коренной недостаток или отклонение от нормы. Если мужественно встретить и устранить главную проблему, то вытекающие из нее частности ликвидируются автоматически. Соответственно, если поведение испорчено неумеренным собственническим инстинктом, то невелика заслуга «скрепя сердце» отказаться от случайно доставшейся собственности — не больше, чем добровольно отказаться от всякого имущества. В этот момент важно, чтобы желание владеть этой собственностью и убежденность в ее значимости не продолжали неотступно преследовать ум и эмоции; отказываться надо не от собственности, а от собственнического инстинкта. А это возможно, только если человек признал и активизировал в себе более высокий критерий ценностей.
Все человеческие достижения требуют вложения сил, поэтому внимательное рассмотрение законов, управляющих энергетическими ресурсами человека, всегда насущно и необходимо. Энергия приносит пользу только тогда, когда применена в законных целях; а знание этих целей зависит, в свою очередь, от внутренней цельности человека и уровня зрелости его сознания, питаемого мудростью, дисциплиной и опытом.
На уровне духовной деятельности энергия проявляется как сила воли, на ментальном уровне — как внимание, на эмоциональном — как интерес, а на физическом уровне — как жизнеспособность. И здесь мы займемся рассмотрением главным образом психической энергии, которая связана с умственно-психической, или ментальной, и эмоциональной деятельностью проявлениями внимания и интереса.
Все мы признаем, что физическая активность является следствием определенных импульсов, заставляющих человека преобразовывать внутренние стимулы в соответствующие телесные функции и действия. Такие действия ассоциируются с побудительной причиной, поскольку без движущей силы внутренних директив нам недостает побуждений к приложению стараний. Нам также известно, что ментально-эмоциональная деятельность по своим результатам может быть либо конструктивной, либо деструктивной в зависимости от цензуры здравого смысла или идеализации ее этического и нравственного значения. Если критерий ценностей неясен, деятельность часто приводит к внутреннему конфликту. Действие просто ради действия редко имеет смысл или бывает полезным.
Высвобождение психической энергии активизирует ментальную и эмоциональную жизнь человека. Однако эта активизация важна лишь в той мере, в какой она обогащает культурную жизнь индивидуума. Хотя энергии человека обычно достает для удовлетворения его потребностей, это не оправдывает расточительного истощения этих ресурсов. Любые энергетические затраты, не связанные с достижением четко определенной цели, не только пропадают попусту, но и могут вылиться в небезопасные для личности установки или чувства.
Следовательно, полезность энергии зависит от активности руководящего принципа в человеке, который определяет ее использование и регулирует ее расход. Большая часть психической энергии высвобождается и направляется умом, определяющим центры внимания. Мы питаем энергией любого субъекта или объект, на который обращаем внимание, а внимание, в свою очередь, стимулируется и усиливается интересом.
Фокус внимания, перемещаемый действием воли, почти непрерывно пребывает в движении. Его можно фиксировать на различных частях тела или переносить на других людей, или он сам «прикрепляется» к объектам и местам. У хорошо организованной личности внимание менее склонно к блужданию и в повседневной жизни меньше несообразностей и помех.
Если внимание человека бесцельно переходит от одного объекта к другому, почти не проникая вглубь, его называют поверхностным. Хотя широта кругозора и важна, но конструктивная, творческая широта взглядов возможна лишь тогда, когда способности надлежащим образом натренированы и дисциплинированы.
На каждом шагу встречаются доказательства того, что средний индивидуум неправильно питает энергией объекты своего внимания, а в результате его переживания не являются по-настоящему значительными. Значимость им придается тщательным обдумыванием и интуитивным осознанием нравственных и этических ценностей. Ценности являются плодом размышления, которое суть высвобождение внутренних духовных сил. Все вещи, появляющиеся в сфере нашего понимания, свидетельствуют не только о самих себе, но и о принципах и законах, с которыми они связаны или которыми определяется их обоснованность.
Энергия поддерживает все функции; и как физическая энергия приводит в действие тело, так и психическая энергия активизирует ментальную и эмоциональную жизнь. Правила пользования физическими ресурсами понимаются и оцениваются в широком смысле, но направлять психическую энергию на достижение ее законных целей мы еще не научились. Большая часть ее потенциала расходуется впустую, потому что человек или не осведомлен о потребностях, диктуемых его внутренним складом, или безразличен к ним.
Замечено, что люди, которые ничем живо не интересуются, больше других подвержены психической усталости. Отсутствие интересов говорит о неполноценности личности. По своей природе человек любознательное существо, наделенное непреодолимым стремлением исследовать тайну мира, в котором живет. Если случается, что в результате какого-то разочарования или склонности к невротическим состояниям он утрачивает этот жизненно важный стимул, значит, что-то не так с его жизненной философией. Это верно и в том случае, когда инстинкты толкают его к негативным разрушительным установкам и деятельности.
Мы должны помнить, что и любовь и ненависть поддерживаются психической энергией, но за собой каждая влечет особую цепь последствий. Опасные мысли и действия создают такие ситуации, которые требуют, в свою очередь, дополнительных затрат психической энергии. Человек, постоянно обремененный собственными злодеяниями, лишается времени и возможности двигаться вперед в созидательном плане.
Давление, оказываемое психической энергией на личность изнутри, не должно приводить к неуправляемой экстраверсии. Человеку нет необходимости становиться слугой своих побуждений. Энергия существует для того, чтобы использовать ее, выполняя обязанности своего существования. Не подобает уму и эмоциям быть прислугой у жизненного начала, приводящего их в действие. Высвобождение энергии без адекватного управления ведет лишь к беспокойству и потере ориентации. Определенный объем знаний, особенно заставляющих задуматься о назначении и судьбе человека, необходим, чтобы индивидуум начал ответственно относиться к своим духовным ресурсам.
Если интерес или внимание направляют энергию вовне, заставляя человека получать удовольствие от внешних вещей, про него говорят, что он экстраверт. Когда доминирует эта предрасположенность, счастье и душевное спокойствие индивидуума становятся зависимы от окружающей обстановки. В таком человеке обычно обнаруживаются симптомы внутренней незрелости, ему может недоставать рассудительности и самоконтроля. Одержимый собственными идеями фикс, человек этого типа проявляет чрезмерное внимание к внешней стороне жизни. Он легко становится безразличным к тому влиянию, которое его настроения и установки оказывают на жизнь окружающих.
Экстраверту повезло в том, что он способен почти незамедлительно разрядить любые напряжения, возникающие в его психической жизни. Он — человек действия, иногда агрессивный, а временами воинственный. Для него самоконтроль менее важен, чем господство обстоятельств окружающей среды. Он быстро реагирует на одобрение и восхищение друзей, хочет, чтобы его уважали, и, если природа дала ему конструктивный и оптимистичный характер, он хорошо адаптируется в обществе. Он не склонен к беспокойству и сравнительно легко переносит смену условий. Однако если он сталкивается с ситуацией, для преодоления которой требуется мобилизация мощных внутренних ресурсов, то оказывается в невыгодном положении.
Если интерес заставляет энергию направляться внутрь, чтобы активизировать или поддержать внутренние установки или убеждения, такого человека называют интровертом. В этом случае проявляется склонность получать личное удовлетворение, сосредоточивая внимание на собственных мыслях, эмоциях, воображении и мечтах. Принято считать, что интроверту свойственна большая содержательность и что он достиг большей зрелости, чем экстраверт. Все, однако, зависит от целостности психической сущности. Внутренний мир хотя и более реален, но менее веществен, чем окружающая сфера. В среднем интроверт не слишком счастлив, хотя его натура, возможно, мешает ему это понять. Он может с легкостью напитать энергией навязчивые идеи, комплексы и фобии, отягощающие его психику, и вконец запутаться в собственных установках, страхах и невротических склонностях.
Интроверт не столь агрессивен, как экстраверт, и часто плохо приспособлен к жизни в обществе. В критических ситуациях он стремится спастись от них уходом в себя и, поступая так, уклоняется от обязанностей и принятия решений, необходимых для сохранения собственной целостности. Эгоцентричный человек, всегда поглощенный собой, становится легкой жертвой жалости к себе, часто испытывает беспокойство и слишком придирчиво относится к своим друзьям и знакомым. В крайних случаях интроверт может превратиться в чудака или даже стать психически неуравновешенным человеком.
С другой стороны, некоторая доля погруженности в себя способствует раскрытию творческих способностей и придает глубину характеру. Нельзя сказать, что быть интровертом настолько же плохо, насколько хорошо быть экстравертом. Спокойный, сдержанный человек, вдумчивый и серьезный, склонный ценить свой внутренний мир, демонстрирует конструктивный аспект интроверсии. Позитивное стимулирование умственных способностей и нормальное развитие творческого воображения необходимы для философа, мистика, художника и поэта.
Настоятельно рекомендуется развивать склонность к размышлениям. И опять же все зависит от целостности психики. Внутренний мир может быть прекрасным или ужасным, соответственно достигнутой мере понимания и уровню идеализма. Экстраверт представляет себя с точки зрения своего мира, а интроверт судит о мире с точки зрения самого себя. И только по-настоящему цельному человеку удается представлять мир таким, каков он есть.
С интровертом сложнее, чем с экстравертом, потому что и он сам, и все остальные воспринимают его более серьезно. Его гораздо труднее понять, и он часто предстает в ложном свете. Интроверт будет настойчиво утверждать, что его чувства столь же горячи, намерения столь же благородны, а мотивы столь же искренни, как и у его более экстравертных приятелей. Просто он не знает, как дать волю своим чувствам, какое действие будет наиболее уместным. Он застенчив, не уверен в себе и порой слишком горд, чтобы признаться в глубине или силе своих реакций. До какой степени он неправильно представляет себя, до такой же степени он осложняет свою повседневную жизнь, а эти сложности, в свою очередь, усиливают его интроверсию. В конце концов он начинает вести одинокое существование, что особенно не годится человеку, чьи неприятности проистекают из отсутствия адекватного самовыражения.
Природа более всего вознаграждает тех, кто придерживается умеренных установок и проявляет ровность характера в отношениях с ближними. Необходима большая внутренняя целостность, чтобы жить углубленно, не будучи ограниченным, и жить широко, не будучи мелким. Более углубленная жизнь подобает интроверту, а более широкая — экстраверту. Если глубина и широта совмещены, получается истинно просвещенный индивидуум.
Между гениальностью и психической неуравновешенностью существует тонкое различие. Про гениев часто говорят, что они чуточку сумасшедшие, а один циник заметил, что гениальность — это творческая разновидность безумия. Все зависит от того, на чем сосредоточен интерес. Даже интроверт может обратиться к своему внутреннему миру, не концентрируя внимание на собственной концепции индивидуальности. Внутренний мир — это обиталище многих первичных моделей: религиозных, философских и даже научных. Любое движение на пути к истине должно быть внутренним душевным побуждением, однако не все движения психики направлены в сторону истины.
Привычки играют важную роль в состоянии внутреннего мира человека. Укоренившиеся установки и склонности порождают психологических сущностей, именуемых комплексами. Вначале человек приобретает привычку, а потом привычка приобретает человека. От привычек можно легко избавиться на ранних этапах их формирования, но, войдя в полную силу, они приобретают масштабы навязчивых идей. Они полностью подчиняют себе характер и поведение человека, и, если это дурные привычки и их не пытаются искоренить, они могут погубить всю жизнь.
Экстраверт тоже не всегда счастлив и беззаботен. Никто не способен быть самодостаточным, пренебрегая своим внутренним миром. Современный образ жизни во многом является результатом психического давления. Стремление создать некую грандиозную и сложную экономическую теорию в значительной степени служит компенсацией за чувство неудовлетворенности того или иного рода. Промышленные магнаты, финансовые воротилы и торговые короли — это большей частью несчастные человеческие существа, пытающиеся скрыть комплексы неполноценности за социальной установкой превосходства. И интроверт, и экстраверт — оба жертвуют счастьем ради самозащиты и бегства от реальности и твердо верят, что добиваются успеха. Однако их друзьям известно нечто противоположное.
Когда экстраверт питает энергией различные объекты вне себя, что при этом определяет его выбор? Движет ли им отчетливое представление о ценностях, или он просто угождает собственным поверхностным симпатиям и антипатиям? Любовь к изобразительным искусствам, великой музыке, дивному пейзажу или прекрасному цветку может сконцентрировать интерес вне собственной персоны. Такая разновидность экстраверсии не причиняет вреда, потому что вызывает внутреннюю реакцию, приносящую удовлетворение и способствующую обретению цельности. Бескорыстная любовь может заставить индивидуума пожертвовать всем, что он имеет, включая его права как личности, ради служения объекту чувств. Но если влюбленный все время думает о себе, его любовь неполноценна. Не каждое чувство достигает столь высокого уровня. Очень часто причиной служит глубокий эгоизм и прямой личный интерес.
Интроверсия же, наоборот, может привести через сосредоточенность на самом себе в чудесный мир божественных реальностей. Интроверт может переместить центр интереса с собственного эго на представление о божественной реальности, пребывающей в нем, превосходящей его собственную природу и достойной его восхищения и поклонения. Побуждаемый к поиску Бога внутри себя, человек смиренно сосредоточивается и посвящает свои мысли и чувства поклонению той высшей силе, которая правит как видимой, так и невидимой частями Вселенной. Экстраверт находит Бога через Природу, а интроверт — переступая границы собственного эгоизма.
У интроверта или экстраверта конструктивного склада представление о реальности наполняется энергией интереса. Внимание направляется не на второстепенные вещи, а на то, что имеет первостепенную значимость. Когда это случается, появляется общее ощущение обоснованности, стимулируемое и поддерживаемое твердостью воли. Ведя поиск в противоположных направлениях, и интроверт, и экстраверт тем не менее ищут одну и ту же вещь, и эта вещь — живая истина. Согласно одной концепции, истина пребывает в человеке и ее должно искать именно там, а по другой идее, человек обитает в истине и должен найти ее через жизненный опыт раскрытия и высвобождения склонностей восприятия.
Значение для развития человека точки приложения интереса объясняется в буддийской притче. Когда пришло время Будде Гаутаме войти в нирвану, все живые существа собрались, чтобы присутствовать при этом великом событии. Все, кроме кошки, которая не смогла прийти, потому что в решающий момент ей перешла дорогу мышка, и она не смогла устоять перед искушением погнаться за маленьким грызуном. Сиюминутный интерес отклонил ее от основной цели, направление приложения энергии изменилось, и дела огромной важности перестали обозначать действие.
Поняв, что поток психической энергии поддерживается вниманием, необходимо выяснить, почему некоторым людям недостает способности удерживать концентрацию. Очевидно, что для сохранения интереса должны иметься определенные стимулы. Обычно мы занимаемся только теми вещами, что кажутся нам интересными. При прочих равных мы, скорее всего, испытаем побуждение рассматривать объекты или обстоятельства, до некоторой степени нам знакомые. Мы равнодушны к тому, что полностью понимаем, и бываем сбиты с толку чем-то в высшей степени таинственным. Слушая рассказ лектора, мысленно мы постоянно выискиваем идеи и фразы, имеющие отношение к тому, что нам отчасти известно и о чем мы хотели бы узнать больше.
Внимание — это тоже вопрос дисциплины. Уму, не привыкшему думать, и эмоциональной природе, не достигшей определенного уровня зрелости, трудно сохранять внимание в течение длительного времени. Отсутствие непрерывности и последовательности — обычный недостаток современного человека. Наши интересы столь разнообразны, что сконцентрировать энергию на одном объекте дольше, чем на несколько минут, бывает трудно.
Склонности также являются важными факторами непрерывности внимания. Мы с повышенным усердием готовы работать над задачами, которые, по всей видимости, быстро принесут пользу, выгоду или прибыль, поскольку подобные цели считаем достойными неослабного внимания. В конечном счете большинство людей интересуются главным образом собой, и по этой причине им более доступно направление энергии на развитие личных качеств и продвижение по служебной лестнице.
Последствия интереса к себе могут быть либо созидательными, либо разрушительными. Если интерес носит болезненный характер и заставляет человека идти на поводу своих негативных или невротических инстинктов, то он может во многих отношениях испортить характер. С другой стороны, если интерес к себе побуждает индивидуума к самосовершенствованию и усилению его естественных этических и культурных устремлений, он может стать мощным средством достижения личного прогресса в любой из многочисленных сфер жизни. Интерес к себе, или внимание, сосредоточенное на собственной персоне, может напитать энергией лишь базовые структуры психической натуры. Если личность по природе прогрессивна и оптимистична, то в целях развития ей предоставляется в распоряжение дополнительная энергия. И наоборот, если личность нездорова или невротична, направленность внутрь может вызвать жалость к себе или комплекс преследования.
Как показывает практический опыт, заметная склонность к сосредоточенности на самом себе нередко приводит к антиобщественным установкам. Когда человек говорит, что он думает о самом себе, обычно это означает, что он просто воскрешает личные воспоминания или вновь переживает несчастья, которые ему довелось испытать.
Если фокус внимания «застревает» в психической природе, страдалец обычно лишается чувства перспективы. Он получает определенное тоскливое удовольствие, размышляя о своих невзгодах. Это большей частью уничтожает практическую ценность переживания. Мы живем, чтобы учиться, а невротик сводит этот процесс на нет. Он мысленно оправдывает все свои недостатки и благополучно забывает о влиянии своего поведения на окружающих. Он занят исключительно самооправданием, и стоит ему только погрузиться глубже в этот негативный процесс, как он не сможет ни сам помочь себе, ни принять помощь от других. Когда его установки оспаривают, он убеждает себя в том, что его неправильно понимают.
Мы на печальном опыте узнали, что один человек не может сделать другого счастливым. Мы можем сделать приятное своим близким, защитить их в критических ситуациях, обеспечить их материально и побудить к более конструктивному образу жизни. Мы можем усилить и высвободить потенциальную возможность счастья в характере, где этот потенциал уже имеется. Следовательно, счастье зависит от восстановления душевной целостности в пределах заложенной нормы. Если же человек, которому мы стараемся помочь, позволил дурным ментальным и эмоциональным привычкам целиком завладеть его характером, он автоматически отвергнет призыв к конструктивным установкам. Он может стать даже еще более несчастным, если напомнить ему, что он мог бы быть счастливым.
Комплексы и неврозы, как и все формы в природе, нуждаются в энергии для развития и продолжения существования. Единственный способ эффективно избавляться от негативных установок — это прекращать питать их психической энергией. Большинство людей пытаются бороться со своими недостатками, выдвигая одну установку, пробуждающую энергию, против другой. Это только усиливает внутренний конфликт и вполне способно привести к общему упадку. Восточные философские системы, такие, как дзэн-буддизм и веданта, искусно пропагандируют доктрину постепенного обучения искусству управления источником потоков энергии.
Жизнь обычного человека свидетельствует о доминирующей мотивации. Если общая картина неблагоприятна, это означает, что в структуре психики имеется коренной недостаток или отклонение от нормы. Если мужественно встретить и устранить главную проблему, то вытекающие из нее частности ликвидируются автоматически. Соответственно, если поведение испорчено неумеренным собственническим инстинктом, то невелика заслуга «скрепя сердце» отказаться от случайно доставшейся собственности — не больше, чем добровольно отказаться от всякого имущества. В этот момент важно, чтобы желание владеть этой собственностью и убежденность в ее значимости не продолжали неотступно преследовать ум и эмоции; отказываться надо не от собственности, а от собственнического инстинкта. А это возможно, только если человек признал и активизировал в себе более высокий критерий ценностей.