Люди. События. Факты. КОЛДОВСТВО И КОЛДОВСКИЕ БОЛЕЗНИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Люди. События. Факты. КОЛДОВСТВО И КОЛДОВСКИЕ БОЛЕЗНИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс фев 06, 2022 9:38 pm

Люди. События. Факты. КОЛДОВСТВО И КОЛДОВСКИЕ БОЛЕЗНИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Ю. Е. АРНАУТОВА ... Объяснение причины болезни колдовством - одно из наиболее распространенных и устойчивых верований, известное всем народам и просуществовавшее вплоть до наших дней. Заметное место занимали колдуны с их колдовством и в повседневной жизни средневековой Западной Европы, включая сферу объяснения причин и лечения болезней. ... Христианство унаследовало эти верования от эпохи варварства. Устный характер и доминирующая роль традиции как механизма культуры, направленного на обеспечение ее устойчивости и приспособляемости к меняющимся условиям, позволили средневековой народной культуре сохранить эти верования даже тогда, когда христианский взгляд на мир, казалось бы, должен был господствовать во всех областях жизни. "Наколдованными", как правило, считались едва ли не любые внезапные заболевания, особенно со смертельным исходом, хотя предпочтение отдавалось скорее психическим заболеваниям, бесплодию или вяло текущим болезням с неясной локализацией симптомов. Когда речь идет о колдовстве как причине болезни, источник следует искать среди людей, "профессионально" занимающихся колдовством (ведьмы, колдуны, шаманы, знахари), хотя навести "порчу", как считалось, может каждый. ... Фольклорные образы субъектов колдовства никогда не были четкими, а их функции не были постоянными. К ведьме, шаману и колдуну обращались не только за содействием в "Изведении" ненавистного соседа или постылого мужа, но и за помощью при болезнях, розыске воров, то есть для контрколдовства. Мифологическое мышление тесно связывает между собой искусство исцеления и колдовство, поскольку всякое лечение предполагает ряд магических актов, а самый невинный отвар из трав на самом деле является тщательно разработанным символом, глубинный смысл которого - достояние "коллективного бессознательного". Он недоступен носителям культуры: ни лекарям, ни их пациентам, хотя многие травы из тех, что входят в состав различных отваров и снадобий, на поверку не имеют или почти не имеют никакого целебного эффекта. ... Привычное для современного человека разделение на колдунов (ведьм) и знахарей (ворожей), т. е. на практикующих "черную" (вредоносную) и "белую" (целительную) магию, условно. Противопоставление колдунов, запродавших душу дьяволу и ассоциируемых с силами зла, и знахарей, которые прибегают к помощи светлых сил - Бога, молитвы, знака креста и ладанок с христианским содержимым, а также естественной силы трав и минералов, характерно уже для народных верований Нового времени, но не Средних веков. Оно явилось плодом многовековой эволюции образа ведьмы (колдуна) под воздействием христианства и отражает в конечном счете присущее христианской картине мира противопоставление божественных и демонических сил. Отождествление" народной магии с культом дьявола и объявление ведьм и колдунов в том их облике, который существовал в массовом сознании ... Арнаутова Юлия Евгеньевна
- научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. ... стр. 158 ... в раннее и даже в развитое средневековье, слугами дьявола было обусловлено внутренними процессами эволюции культуры, укреплением в ней позиции церкви, повлекшим за собой "демонизацию" традиционной народной культуры1
. ... Христианская церковь изначально относилась к народной магии, практиковавшейся населением, с большим подозрением, а веру в ведьм вовсе отрицала. Саксонский капитулярий Карла Великого 787 г. угрожал смертной казнью тем, кто, одураченный дьяволом, верят в существование стриг или ламий - ведьм, способных пожирать живых людей, и на этом основании убивают обвиненных в подобном преступлении2
. Лишь с конца XIII в., когда в лоне официальной культуры оформляется учение о ведьме как прислужнице Сатаны, ее персона окончательно легализуется в тексте средневековой культуры, а народная магия - производственная, целительная и пр. - становится побочной и из пассивно осуждаемой превращается в активно преследуемую. Каковы же были эти средневековые колдуны и ведьмы до того, как "поступили на службу к дьяволу"? ... В скандинавской традиции колдовство, хотя и оправдывалось мифами об Одине, во времена позднего язычества, т. е. в IX - X вв., считалось делом, недостойным мужчин. В сагах чаще всего речь идет о вёльвах - женщинах- шаманках, провидицах и прорицательницах, владеющих искусством нарезать руны, влиять на погоду и менять свой облик. Их магия может быть опасной для человека: им ничего не стоит отнять у него разум и силу, наслать на него болезнь и даже смерть. Особенно зловредным считалось колдовство лапландских шаманов, которые и богам могут навязать свою волю. После распространения в Норвегии христианства норвежские законы угрожали смертью всем, кто практикует лапландское колдовство. В истории культуры это типичный случай, когда один народ считает колдунов другого, менее развитого, народа более могущественными. Точно так же несколько веков спустя враждовавшие между собой католики и протестанты полагали, что священники из враждебного лагеря более эффективно лечат болезни при помощи определенных христианских ритуалов и "отчитывают" одержимых.

https://www.semanticscholar.org/paper/Л ... 081a417c74

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя