МИЗИНЕЦ,УПРАВЛЯЕМЫЙ МЕРКУРИЕМ У ОСТЯКОВ

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

МИЗИНЕЦ,УПРАВЛЯЕМЫЙ МЕРКУРИЕМ У ОСТЯКОВ

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср май 25, 2022 8:47 pm

МИЗИНЕЦ,УПРАВЛЯЕМЫЙ МЕРКУРИЕМ У ОСТЯКОВ

В названии мизинца у хантов и манси доминирует определение «маленький». Ненцы же подчёркивают его крайнее положение (ваӆы‘крайний’, лесн. нен.; варты ‘крайний’, тундр. нен., от вар ‘край’, ‘кромка’, ‘граница’) Такая
топографическая характеристика мизинца воспринимается как рубеж с потусторонним миром. Именно через мизинец осуществлялся контакт с потусторонним. Пробудить героя ото сна в селькупском фольклоре можно было, только «отрубив ему мизинец» Согласно мансийским обрядам перехода в инициациях, отрубается кончик мизинца, как одного из маркеров символической смерти
[Устное сообщение С.А.Поповой, Ханты-Мансийск, 2018].
Мизинцу отводилась важная роль в качестве создания канала ментальной связи. За мизинец ханты берут разговаривающего во сне человека, задавая ему при этом интересующие их вопросы.
Во время исполнения хвалебных песен медведю кайёсян ар) ханты «берутся за руки мизинцами, что создаёт тонкую связь между ними»
Т.А. Молданова отмечает, что «брать за мизинец означает войти в контакт с целью получения информации» Манси при исполнении на медвежьем празднике священных песен (пять–семь мужчин) держатся друг за друга мизинцами, что
должно способствовать усилению энергетики главного исполнителя
Если рука с полным количеством пальцев выступала в качестве двойника человека, то беспалость (рука с неполным количеством пальцев) или лишним пальцем, в числе прочего, бывают рожденные с аннунакским кодом в шесть пальцев ,была одной из характеристик обитателей потустороннего мира.
Левая перчатка энецкого шаманского костюма, описанная Е.Д. Прокофьевой, «имеет три пальца (количество пальцев на левой руке, нарушающее норму, встречается также в кетском, якутском, ненецком шаманских костюмах) и называется перчаткой лесного урода…» Скажу от себя,что три пальца это знак трехпалого дракона и расы лемурийцев Известным персонажем ненецко-хантыйского фольклора являлась лесная ведьма Паӆны (Порнэ, Парнэ), которая, согласно одним источникам, имеет по два пальца с острыми чёрными когтями, а по другим – по три. У дете Паӆны могло быть по шесть пальцев на каждой руке и ноге Отличительными признаками селькупской ведьмы-людоедки Тӫмнäӊк’и (от тōмтä‘лягушка’) была нестандартная кисть
руки (трёхпалость), ее хозяйственная беспомощность, нечёткая артикуляция: она не умеет ни толком шить, ни готовить, постоянно пытается накормить гостей или даже собственного мужа собачьим калом (канантÿт)
Особо следует отметить символику руки в похоронном обряде. Так, салымские ханты в знак траура носят на руках и ногах тесьму, сплетённую из сухожильных нитей. «Если траур соблюдается по близким родственникам (отец, мать, жена, муж), то она – на правой руке или ноге, а если по даль-ним – на левой. У женщин этой тесьмой переплетаются средний и безымянный пальцы, на руках и ногах её носят также и мужчины» Юганские ханты в день погребения «вдоль тела покойника клали нитку, которую перед выносом хозяйка наматывала на палец левой руки (её потом можно
было использовать)» В данном обычае, возможно, проявляется отголосок существовавших в древности ритуальных увечий – отрубании определённой фаланги, сустава или целого пальца, что принято объяснять смертью родственника, идентифицировавшегося с ним. «Если родственник умирал, то и фалангу в знак скорби отрубали, она словно “покидала” семейный круг, а её владелец, таким образом, разделял семейную утрату» . На обычай ампутации пальца обратил внимание Л. Е. Этинген с оговоркой, что чаще всего эта процедура касалась мизинца, который менее других пальцев задействован в трудовых процессах
Вспомним пример отрубания пальцев у японской Якудзы.
Е.В. Перевалова и К.Г. Карачаров приводят описания пальцевых мер длины у аганских хантов:
сорт(сурт) – пядь (расстояние от указательного пальца до большого), а также вариации с использованием ширины сжатых пальцев – нелли ӆой (четыре пальца), длины пальцев – воченыйкан (мизинец), пять пальцев с поднятым кверху большим (кот чем). Собственно пальцами измерялась толщина (ӆэт) изделия: няӆтём ӊуп – «поперёк один (палец)», например, ячея мордушки для ловли ерша; няӆтём шича – «поперёк два», ячея мордушки для ловли щуки; няӆтём няхаӆ – «поперёк три», ячея мордушки на выдру; няӆтём чет – «поперёк четыре», ширина пяла-правилки для шкурки норки»
У шурышкарских хантов. Пядью измерялась длина топорища, а топорищем – длина полозьев нарты, высота подола одежды (малицы или ягушки), голенище меховых сапог (кисы). Длина подошвы обуви конкретного человека определя-
лась расстоянием, равным большой пяди (сурас) с добавлением длины большого пальца. Комбинацией из пальцев (нăӆ ӆўй вўтат ‘четырёх пальцев шириной’, хуӆәм ӆўй вўтат ‘трёх пальцев шириной’) измерялась ширина различных полосок-вставок для меховой обуви, сумочки для рукоделий, меховых мешков и др. . Пальцевыми мерамитрофеев: «Яныг н ёഥхыс пувыссум. Сове хӯрум кāттōрас арыгтем. В три пальца и полпальца измерялась высота штырей-резонаторов шаманского бубна, в четыре пальца –
ширина его обода-обечайки Тундровые ненцы использовали слово «палец» для определения длины ножа: «ңумбья лет хар – нож длиной с указательный палец»
Одним из древнейших является пальцевый счёт, что отразилось на формировании терминов для обозначения числа «десять». Если учитываются все пальцы рук, то вырабатывается десятеричная система; если же складывались пальцы рук и ног – то двадцатеричная. Интересно,что число 20 работает в майянском календаре У некоторых финно-угорских народов число 10 звучит как локке(фин.), лу(мар.), лов (манс.), что соответствует хантыйскому ӆўй ‘палец’. У коми лыд – «число, счет», в удмуртском лукет – «часть, доля», у финнов луку – «количество», у саамов лоагк – «счет», а также «потолок». Таким образом, все эти по-разному звучащие термины происходят, в общем-то, от слов, означающих «пальцы», «рука», «ладонь», что может свидетельствовать в пользу существования в период угорской общности десятеричного счисления
Десять признаётся наиболее совершенным числом и даже «архетипом Вселенной»
Следует отметить важную роль руки в арсенале этикета. Обычай избегания предписывал замужней женщине определённые нормы поведения по отношению к старшим (мужским) родственникам мужа. В хантыйской культуре женщине возбранялось показывать руку свёкру, старшим родственникам мужа, его старшему брату, дядьям, тёща–
зятю. Во время медвежьего праздника женщины «должны накрываться большим головным платком и натянуть рукава на кисти рук, чтобы не было видно голую кожу» ]. Мансийские женщины из с. Проточное (Посал павылыт) Октябрьского
района ХМАО при посещении святилища со священным амбарчиком Посалпавыл эквы ‘Женщины
кукушки’ закрывали лицо большим платком, а кисти рук – рукавицами
Манси предупреждают: «Протягивая руку друзьям, пальцы в кулак не сжимай (Кāтын юртанынн ке тактэതгын, тōнт тул ёഥ- вланын сяхныиг ул таӊыртэതн)» [54, с. 7]. Считалось неэтичным показывать пальцем («тыкать») в сторону человека, небесных светил (Луны и др.) из-за боязни покрыться бородавками

из сети

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость