Шабаш
Добавлено: Сб июл 15, 2023 9:20 pm
В описаниях шабаша ведьм также повторяются сюжеты поедания пищи, вызывающего чувство насыщения или, напротив, невозможности насытиться. Пищевые продукты, используемые как инструмент и объект ведовских практик, упомянуты в судебных документах в следующем количестве: соль (20 раз, чаще всего, в силу общей широты применения в хозяйстве), пресная лепешка (11), яйца (6 раз), мука (5), сливочное масло (4), хлеб (2), молоко (2), растительное масло (2), сыр (1), миндаль (1), вино (1) [Survey of Scottish Witchcraft].
Один из самых широко распространенных мифов о ведовстве гласит, что ведьмы могут на время принимать обличье различных зверей и птиц; это позволяет им незаметно и анонимно вершить свои злодеяния. Судя по устойчивости и частоте данных сюжетов, мы можем причислить их к архаическому тотемическому комплексу верований. Наиболее живописную картину превращений в животных рисует в своих показаниях Изобель Гоуди. Во втором признании она показала, что члены ее ковена при помощи особых заклинаний могли превращаться в галок, ворон, зайцев, кошек. В таком виде ведьмы
якобы заходили в дома своих соседей и заставляли последних следовать за ними. Гоуди показала, что в обличье кошки она могла бегать по полям, кричать и мяукать, драться с другими кошками, но когда принимала свой обычный облик, все полученные царапины и отметины сохранялись на ее человеческом теле. При этом отчасти она действительно становилась животным, а не просто меняла видимые очертания («мы деремся, как кошки, убегаем от собак, как кошки»). Изменчивость формы и содержания ведьмы отражает изменчивость дьявола – бестелесного духа, не имеющего устойчивой формы. Видовой признак тварного человека – наличие вполне определенного
облика – образа и подобия бога, тогда как ведьма, заключив сделку с дьяволом, утрачивает божественный компонент своей сущности и замещает его дьявольским.
Чаще всего в судебных документах в качестве эманаций ведьм упоминаются собака, кот, ворона, галка, заяц, олень, иногда лошадь, бык. Звериный облик во время встреч с ведьмами принимает и дьявол. Иногда в показаниях встречаются химерические животные, такие как собака с головой свиньи [Miller, 2008, p. 153]. Однако персонажи католических бестиариев – грифоны, змеи, ящерицы и драконы – не встречаются совершенно. Все животные, представленные в мифологии
шотландского ведовства – обитатели привычного ареала, что, по-видимому, связано с общим уровнем развития шотландской визуальной культуры, обусловившим скудность иконографии шотландского ведовства
Помимо животных и птиц в ведовских манипуляциях повсеместно использовались травы: крапива, любисток, ромашка, ракитник, для аристократии – шафран. Растения, не считая употребляемых в пищу, упоминаются в качестве ритуального объекта шотландских ведьм 31 раз, что неудивительно, учитывая широту их применения во всех типах магических практик.
Шотландская ведовская мифология в целом отличается частотой упоминаний эксгумации человеческих останков, которые использовались во вредоносной магии. Останки животных и части их тел были компонентами зловредных зелий, направленных на уничтожение урожая, наведение порчи, убийство. Наибольшее число упоминаний касается частей тел жаб, овец, кошек, зайцев.
.
Некрофагия практически не встречается в описаниях ведовских практик, исключение составляет только суд ведьм из Форфара 1661 г., в ходе которого выяснилось, что на своих шабашах обвиняемые поедали тела эксгумированных младенцев [Proceedings… p. 254]. Несколько чаще ведьмам приписывали каннибализм, воспроизводя общеевропейский миф, который встречается и в «Молоте ведьм», и в ранней демонологии (например, в трактате «О действиях демонов» Михаила Пселла).
© Н. В. Филатова. Живое и мертвое в шотландской ведовской мифологии
Один из самых широко распространенных мифов о ведовстве гласит, что ведьмы могут на время принимать обличье различных зверей и птиц; это позволяет им незаметно и анонимно вершить свои злодеяния. Судя по устойчивости и частоте данных сюжетов, мы можем причислить их к архаическому тотемическому комплексу верований. Наиболее живописную картину превращений в животных рисует в своих показаниях Изобель Гоуди. Во втором признании она показала, что члены ее ковена при помощи особых заклинаний могли превращаться в галок, ворон, зайцев, кошек. В таком виде ведьмы
якобы заходили в дома своих соседей и заставляли последних следовать за ними. Гоуди показала, что в обличье кошки она могла бегать по полям, кричать и мяукать, драться с другими кошками, но когда принимала свой обычный облик, все полученные царапины и отметины сохранялись на ее человеческом теле. При этом отчасти она действительно становилась животным, а не просто меняла видимые очертания («мы деремся, как кошки, убегаем от собак, как кошки»). Изменчивость формы и содержания ведьмы отражает изменчивость дьявола – бестелесного духа, не имеющего устойчивой формы. Видовой признак тварного человека – наличие вполне определенного
облика – образа и подобия бога, тогда как ведьма, заключив сделку с дьяволом, утрачивает божественный компонент своей сущности и замещает его дьявольским.
Чаще всего в судебных документах в качестве эманаций ведьм упоминаются собака, кот, ворона, галка, заяц, олень, иногда лошадь, бык. Звериный облик во время встреч с ведьмами принимает и дьявол. Иногда в показаниях встречаются химерические животные, такие как собака с головой свиньи [Miller, 2008, p. 153]. Однако персонажи католических бестиариев – грифоны, змеи, ящерицы и драконы – не встречаются совершенно. Все животные, представленные в мифологии
шотландского ведовства – обитатели привычного ареала, что, по-видимому, связано с общим уровнем развития шотландской визуальной культуры, обусловившим скудность иконографии шотландского ведовства
Помимо животных и птиц в ведовских манипуляциях повсеместно использовались травы: крапива, любисток, ромашка, ракитник, для аристократии – шафран. Растения, не считая употребляемых в пищу, упоминаются в качестве ритуального объекта шотландских ведьм 31 раз, что неудивительно, учитывая широту их применения во всех типах магических практик.
Шотландская ведовская мифология в целом отличается частотой упоминаний эксгумации человеческих останков, которые использовались во вредоносной магии. Останки животных и части их тел были компонентами зловредных зелий, направленных на уничтожение урожая, наведение порчи, убийство. Наибольшее число упоминаний касается частей тел жаб, овец, кошек, зайцев.
.
Некрофагия практически не встречается в описаниях ведовских практик, исключение составляет только суд ведьм из Форфара 1661 г., в ходе которого выяснилось, что на своих шабашах обвиняемые поедали тела эксгумированных младенцев [Proceedings… p. 254]. Несколько чаще ведьмам приписывали каннибализм, воспроизводя общеевропейский миф, который встречается и в «Молоте ведьм», и в ранней демонологии (например, в трактате «О действиях демонов» Михаила Пселла).
© Н. В. Филатова. Живое и мертвое в шотландской ведовской мифологии