Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 10602
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:08 am

Изображение

Берег Шешупе с видом на городище (фото Карла Энгеля, начало 1930-х, Архив Р. Гренца).

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 10602
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:09 am

Возвышенность Коралленберг и гора Рамбинас
Напоследок хотелось бы привести две легенды с пограничных регионов пруссов: с Куршской косы и земли скальвов. В сборнике Х. Фухса 1971 года, включающего фольклорные тексты жителей Куршской косы, есть интересное предание «О том, как в Росситене замок сквозь землю провалился»:

«Неподалёку от Росситена стоит гора Коралленберг. Издалека она выглядит словно огромный дом с башнями, занесёнными песком до самого верха. Несколько веков назад здесь стоял прекрасный замок. Но со временем злые духи охватили замок и его владельцев. Старые люди, видя это, шептались: «Недолго осталось замку здесь стоять». Слухи эти дошли до принцессы, что жила в этом замке. Закручинилась девушка – неужели никто не может ей помочь? И тут она увидела один сон, в котором голос сказал: «Пригласи в замок человека, который всё делает наоборот, тогда спасёшься». Следующим утром, полная надежды, девушка спустилась вниз в деревню. Парни, собравшиеся внизу, наперебой выкрикивали: «Я это сделаю! Я этих духов прогоню! Вот уж я пойду! …». Но никто не знал, что нужно делать на самом деле. А когда узнали, что «всё нужно сделать наоборот» – это показалось им легче лёгкого. Но потом, перешёптываясь, стали спрашивать: «Что именно нужно сделать наоборот? Как это сделать?». И вскоре, переговорив с одним старым человеком, принцесса узнала, что нужно задом наперёд заехать на коне в гору и таким же образом завести его в конюшню. Один рыбак по имени Шпанагель всё запомнил и тотчас же запряг коня, сделав всё наоборот. Уже близ ворот замка девушка заметила, что «шпанагель» (от нем. Spannagel – штифт, придерживающий оглоблю) вставлен как обычно. И она стала кричать: «Поверни шпанагель!». А рыбак подумал, что ему велят обернуться и ехать назад, звали-то его так же. И только он сделал шаг, тотчас же очутился в нескольких милях от замка. За спиной он всё ещё слышал страшный треск и гром: это сквозь землю провалился замок».

Изображение

Вид на Коралленберг у Росситена (рисунок из статьи П. Шиффердекера 1873 г. в сборнике Физико-Экономического общества Кёнигсберга).



Сюжет легенды о проклятом замке, провалившимся под землю с «принцессой» из-за неправильно выполненного магического задания-спасения, напоминает мотивы легенд о самых больших самбийских городищах Гальтгарбен и Гросс-Хаузен. Возможно, жители полуострова, поселившись на Косе, принесли сюда свои суеверия и фольклор. Благодаря археологическим исследованиям Пауля Шиффердекера и Владимира Кулакова сегодня мы знаем, что на одной «коралловой» или «королевской» возвышенности (к юго-западу от современного Рыбачьего), известной в литературе как Коралленберг, в период раннего средневековья действительно существовало сравнительно небольшое, скорее всего – сезонное, поселение пруссов и их соседей. Кроме того, на возникновение легенды могло повлиять существование орденского замка в Росситене (п. Рыбачий), от которого к XVIII веку мало что осталось.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 10602
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:11 am

Изображение

Находки с Коралленберга (рисунок из статьи П. Шиффердекера 1873 г. в сборнике Физико-Экономического общества Кёнигсберга).



Не обошли стороной слухи и предания, вероятно, главное святилище скальвов – соседей пруссов, ставшее позже литовской святыней – гору Рамбинас, или как её называли немцы – Ромбинус, которая находится на противоположном берегу Немана напротив теперь одноимённого города. Про знаменитый на всю Пруссию и Литву жертвенник с Рамбинаса я расскажу в следующий раз. А сейчас перейду к легенде «Призраки Ромбинуса» из упомянутого уже сборника восточнопрусских саг Теттау и Теме:

«Одной мрачной неспокойной ночью шкипер, шедший вниз по Мемелю (Неману) обратил внимание на какое-то мельтешение на святой горе Ромбинус, на том самом месте, где раньше был жертвенный камень. И скоро понял он, что это не что иное, как духи. Он схватился за крест, так как совсем недавно принял крещение. Но духи не исчезли, становясь всё более отчётливыми, пока он не увидел детей в белых одеждах. Они замахали моряку и жалобно попросили перевезти их на другой берег, за что пообещали заплатить золотом и драгоценностями.

Движимый жалостью и обещанным вознаграждением, шкипер высадился у подножья горы. Маленькие духи стали прыгать в корабль, неся с собой в корзинах сокровища. Как только стало светать, он с удивлением обнаружил, что в корзинках этих лежал только уголь. Эта насмешка духов, наказавшая его любопытство, разозлила моряка и он стал выбрасывать угли в реку. И они тотчас же тонули. Тут послышался смех духов и шкипер стал тщетно махать веслом в воздухе. Напрасно, дети-призраки исчезли. С первыми лучами солнца, осветившим и палубу, он увидел, что там, где были угли, что-то поблёскивало. Оказалось, это был кусок настоящего золота. Только теперь он понял, что за уголь он выбросил. Шкипер схватился за голову, стал кричать, рвать волосы, да напрасно – никто его не слышал.

Это золото было из недр горы и хранилось оно под жертвенным камнем. И ни один человек, особенно нечестивый, не может его найти. И до сих пор это сокровище спокойно лежит на глубине. Хотя все жители той местности слышали, что в горе Ромбинус, на месте давно исчезнувшего жертвенного камня, однажды нашли золотую мотыгу».

Изображение

Вид на священную гору Рамбинас до обрушения части склона, фото 1898 г. (Архив Р. Гренца).



Так, с течением веков, святость древних объектов в сознании местного населения превратилась в мифы о спрятанных здесь кладах и сокровищах, связанных с подземными жителями и прочей «нечистой силой» – таинственными предками. Лейтмотив «святого» превратился во что-то «полезное», как, например, неожиданное обогащение, более понятное для обыденного мировоззрения. Также «священство» таких мест постепенно заменилось в народном сознании некими «шведами», которые тоже были здесь давно и которых никто к XIX в. не видел и почти не помнил.



Собрание легенд и сказаний о городищах, святилищах и других интересных холмах исторической Пруссии могло бы занять очень толстую книгу, учитывая возможные исторические и мифологические интерпретации этих текстов. Поэтому в следующих публикациях я расскажу о других объектах нашего региона, на этот раз природных – камнях и деревьях, оставивших свои следы не только в ландшафте,но также в легендах и фольклоре, переданных из глубины веков.

Роман Широухов

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя