Находки с Коралленберга (рисунок из статьи П. Шиффердекера 1873 г. в сборнике Физико-Экономического общества Кёнигсберга).
Не обошли стороной слухи и предания, вероятно, главное святилище скальвов – соседей пруссов, ставшее позже литовской святыней – гору Рамбинас, или как её называли немцы – Ромбинус, которая находится на противоположном берегу Немана напротив теперь одноимённого города. Про знаменитый на всю Пруссию и Литву жертвенник с Рамбинаса я расскажу в следующий раз. А сейчас перейду к легенде «Призраки Ромбинуса» из упомянутого уже сборника восточнопрусских саг Теттау и Теме:
«Одной мрачной неспокойной ночью шкипер, шедший вниз по Мемелю (Неману) обратил внимание на какое-то мельтешение на святой горе Ромбинус, на том самом месте, где раньше был жертвенный камень. И скоро понял он, что это не что иное, как духи. Он схватился за крест, так как совсем недавно принял крещение. Но духи не исчезли, становясь всё более отчётливыми, пока он не увидел детей в белых одеждах. Они замахали моряку и жалобно попросили перевезти их на другой берег, за что пообещали заплатить золотом и драгоценностями.
Движимый жалостью и обещанным вознаграждением, шкипер высадился у подножья горы. Маленькие духи стали прыгать в корабль, неся с собой в корзинах сокровища. Как только стало светать, он с удивлением обнаружил, что в корзинках этих лежал только уголь. Эта насмешка духов, наказавшая его любопытство, разозлила моряка и он стал выбрасывать угли в реку. И они тотчас же тонули. Тут послышался смех духов и шкипер стал тщетно махать веслом в воздухе. Напрасно, дети-призраки исчезли. С первыми лучами солнца, осветившим и палубу, он увидел, что там, где были угли, что-то поблёскивало. Оказалось, это был кусок настоящего золота. Только теперь он понял, что за уголь он выбросил. Шкипер схватился за голову, стал кричать, рвать волосы, да напрасно – никто его не слышал.
Это золото было из недр горы и хранилось оно под жертвенным камнем. И ни один человек, особенно нечестивый, не может его найти. И до сих пор это сокровище спокойно лежит на глубине. Хотя все жители той местности слышали, что в горе Ромбинус, на месте давно исчезнувшего жертвенного камня, однажды нашли золотую мотыгу».
Вид на священную гору Рамбинас до обрушения части склона, фото 1898 г. (Архив Р. Гренца).
Так, с течением веков, святость древних объектов в сознании местного населения превратилась в мифы о спрятанных здесь кладах и сокровищах, связанных с подземными жителями и прочей «нечистой силой» – таинственными предками. Лейтмотив «святого» превратился во что-то «полезное», как, например, неожиданное обогащение, более понятное для обыденного мировоззрения. Также «священство» таких мест постепенно заменилось в народном сознании некими «шведами», которые тоже были здесь давно и которых никто к XIX в. не видел и почти не помнил.
Собрание легенд и сказаний о городищах, святилищах и других интересных холмах исторической Пруссии могло бы занять очень толстую книгу, учитывая возможные исторические и мифологические интерпретации этих текстов. Поэтому в следующих публикациях я расскажу о других объектах нашего региона, на этот раз природных – камнях и деревьях, оставивших свои следы не только в ландшафте,но также в легендах и фольклоре, переданных из глубины веков.
Роман Широухов