Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср янв 01, 2020 11:55 pm

Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

В первой части легенд о прусских холмах мы познакомились с самими интересными городищами Самбийского полуострова, а теперь в поиске таинственных историй отправимся на восток нашей области!
Легенды о холмах на востоке Самбии
Сюжеты легенд, схожие с самбийскими преданиями, характерны и для других городищ исторической Пруссии. Сначала отправимся на восток Самбии – территорию, некогда населённую представителями той же прусской культуры, что и на западе полуострова. Здесь также находятся прусские городища – земляные насыпи некогда могущественных замков и площадок для народных сборов и обрядов. Вот что говорит об одном из них легенда, изданная в 1903 году Йонасом Басанавичусом – патриархом литовского национального возрождения, исследовавшим и литовский фольклор Восточной Пруссии.

«Пилгарбс»:

Среди заливных лугов у Деймы, в районе Лабиау, высится гора 45 футов в высоту и по сто шагов в длину и ширину – Пилгарбс [от прусского Pilis – замок, Garbs – гора]. В центре холма находится глубокая 5-футовая яма, заполненная камнями, такая глубокая, что до дна и двумя хмелевыми жердями не достать. Говорят, там замок провалился сквозь землю. Однажды дети, собирая ягоды подле этой дыры, увидели несколько странных существ, больших и малых, вышедших из этой ямы. В другой раз, одному музыканту и его сыну, шедшим мимо горы, привиделась девушка, которая стала звать их к себе поиграть. Тут она сразу приоткрыла дверь в горе, что находилась с западной стороны у дороги, и повела путников внутрь через темноту, освящённую факелами. Только зазвучала музыка, девушка сразу принялась танцевать, и вскоре к ней присоединилась другая – вся в чёрном. После того, как они прекратили музицировать, девушки в благодарность музыкантам заполнили их лапти, которые они сняли, сухими дубовыми листьями. Младший, разозлившись, сразу, как только спустился с горы, возьми и выкини все листья из лаптей. А у старшего, уже на подходе к дому, шнурки, которыми лапти были завязаны, возьми и порвись – такими тяжёлыми они стали – ведь все листья превратились в золотые монеты! Увидев это, расстроился сын, ведь в его лаптях лишь несколько оставшихся листочков обернулись золотыми.

Музыканты (особенно бродячие) нередко фигурируют в историях, связанных с объектами дохристианского наследия. Обычно действие происходит ночью, когда музыкант каким-то образом оказывается у холма, камня, на болоте и становится гостем «нечистой силы». Жители таких мест, в нашем случае – проклятого замка, странные существа из другого мира, вероятно, понимаемые и как «духи умерших» – рады живым посетителям.

Это может быть связано с архаичными ритуалами посещения живыми мест языческого культа во время праздников умерших. В представлении живых, призраки (=умершие) радуются, когда слышат музыку и могут прикоснуться к прошлой жизни. Интересно расположение «входа» в замковую гору Пилгарбса с запада – со стороны захода солнца, что дополнительно может указывать на «загробный» контекст истории. Ну и, конечно, мотив даров подземных жителей – золота, которое золотом изначально не является, характерный для многих восточнопрусских саг о городищах, присутствует и в этой истории.

Сюжет «провалившегося под землю» замка здесь, как и в других подобных легендах, связан с категорией «прошлого других» – представителей языческой эпохи, которые в христианском сознании трансформируются в таинственных существ, чудовищ или духов.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср янв 01, 2020 11:56 pm

Schwedenschanze с немецкого переводится как «шведское укрытие» –распространённое в Северной Европе название доисторических памятников – городищ, святилищ и укреплённых поселений, связываемых в народном сознании с чередой военных компаний шведов первой трети и второй половине XVII в.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср янв 01, 2020 11:57 pm

Неясно, какой именно из прусских замков, стоящих на берегу Деймы претендует на звание «Пилгарбса» из легенды. От современных Гвардейска до Полесска вверх по течению Деймы известно несколько прусских городищ. Наиболее вероятными вариантами, относимыми к бывшему крайсу Лабиау, являются два прусским городища – оба «шведенщанце», расположенные практически напротив друг друга на разных берегах Деймы: Kl. Pöpplen у посёлка Речки и Balance (Preussenberg) южнее пос. Марксово.

Изображение

Схема прусского городища Кляйн Пёппельн (шведеншанце) из книги А. Вендта 2011 г. по рисунку Х. Кроме 1940 г

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср янв 01, 2020 11:58 pm

Изображение

Схема прусского городища Кляйн Дрозден (шведеншанце). Рисунок Р. Гренца по рисунку из статьи Х. Кроме 1939 г.



Это городища среднего размера, окружённые по периметру кольцевыми валами («Пройссенбург» – несколькими) и имеющие несколько входов. Неизвестно, использовали ли шведы в Тридцатилетнюю и Северную войны XVII-XVIII вв. эти прусские сооружения, поскольку нет прямых на это указаний, в отличие от «шведских окопов» Юдиттена (ул. Ручейная в Калининграде). При этом, в названиях Schwedenschanze (шведеншанце), характерных не для всех прусских городищ Самбии, может скрываться указание на архаичное значение этих местностей – прусское *swent или литовское *švent – «святой». Такая смысловая нагрузка вместе с конструкцией таких городищ (округлая форма, несколько входов, как у городища Kl. Droosden) может намекать на существование здесь до середины-конца XIII в. святилищ (см. Schwentischken, у пос. Пугачёво). Со временем, вероятно, «шведы» в народном сознании становятся такими же мифологическими персонажами как «великаны» – некие культурные прапредки, герои.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср янв 01, 2020 11:59 pm

Легенды о прусских городищах Надравии
Отправимся дальше на восток области – в Надравию. Здесь, в двух километрах от Норкиттена (Междуречье) в пос. Бочаги находится мощное прусское укрепление Ворпиллен-Шлоссберг (от прус. Wārapils – старый замок), впервые упомянутое Йоханом Михаэлем Гизе и отождествляемое калининградским археологом Владимиром Кулаковым с надравским Ромове.

Изображение

Прусское городище Варапилс-Шлоссберг, известное также как городище у Норкиттена (рисунок-схема из статьи 1935 г. Х. Кроме и В. Грюнерта).

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:01 am

Вот что о нём рассказывает легенда, изданная в том же сборнике Басанавичуса:

«Городище в Норкитене, в районе Инстербурга, похоже издалека на огромный лес, потому как полностью поросло деревьями и находится в 60 футах от реки Ауксине, протянув свой длинный хребет на 70 шагов. Однажды давным-давно шёл один мужик из Ужбунджяй [Бубайнен/Бережковское] в церковь через эту гору. И тут увидел он на горе девушку, всю в чёрном. Стала просить его девушка прийти сюда же через две недели. А после, на третью неделю, он должен был прийти сюда снова и поцеловать живущих здесь существ [чудовищ, призраков?], чтобы её и всех здесь спасти. Долго отпирался путник, но всё же послушал девушку. И, когда пришёл через две недели, то увидел, что девушка та была с ног до головы вся белая. Но на третью неделю, когда он пришёл к назначенному месту «чудовищ» целовать – испугался и убежал. Вдогонку он слышал крик девушки: «Теперь мы пропали, пропали навечно!». С кладбища, или горки, не только ночью, но и днём, выходит свинья с поросятами. И тоже и ночью и днём в двенадцать здесь видели двух девушек, расчёсывающих волосы и купающихся в Ауксине. Говорят, под горой этой покоится провалившийся замок».

Изображение

«Вход в Подземные палаты». Хозяйственная постройка у восточного склона городища Норкиттен (Архив Р. Гренца).



Мы уже сталкивались с сюжетом о заколдованной «принцессе» и проклятом замке в легендах о городищах Самбии. Здесь появляется популярный в европейских сказках мотив с «целованием» нечистой силы, который также встречается в легенде о городище Ворпиле-Варапилс у Тильзита.

Как и в предыдущей легенде привлекает внимание противопоставление цвета одежды двух девушек, или изменение цвета одной из них – чёрного и белого, важных цветов для понимания сакрального у пруссов. Чёрный цвет обычно ассоциируется с хтоническими, подземными силами.

То же самое относится и к образу свиньи, неожиданно появляющемуся в конце легенды. Свинья – важное жертвенное животное у балтов и глубокий архаический символ, часто фигурирующий в фольклоре. Образ расчёсывания и купания заколдованный девушек или фей нередок и для общеевропейского фольклора. К тому же, не стоит забывать о «лаумах» – мифических существах балтов, схожих со русскими русалками – женских духах воды, имеющих много мифологических функций. Вероятно, в этом сбивчивом рассказе сохранилось указание на особое значение этого места в дохристианские времена, когда здесь мог быть не только административный, но и культовый центр пруссов-надравов.

Самой известной замковой горой Надравии, конечно же, является городище-замок Камсвикус-Таммовишкен (пос. Тимофеевка под Черняховском). Впервые это место упоминается в «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга (1326 г.) в связи с событиями захвата Орденом прусской крепости в Надравии в 1274 году. Статьи о Камсвикусе-Таммовишкене Геннадия Разумного и Евгения Калашникова можно прочитать в первом номере историко-краеведческого журнала «Надровия» 2002 года. Об орденском укреплении Таммов, возникшем на месте захваченного городища пруссов и действовавшем до начала XV века, подробно пишет Анатолий Бахтин в своей книге о замках области 2005 года.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:03 am

Изображение

План-схема земляных укреплений прусского орденского замка Камсвикус-Таммовишкен (рисунок М. Лёбеля, Журнал общества древностей Инстербурга, 6 том, 1900 г.).



На городище и его окрестностях до войны и уже в наше время проводились археологические изыскания, представившие материалы от Эпохи Камня до Раннего Средневековья.


Изображение

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:03 am

Археологические находки разных эпох обнаруженные на городище Камсвикус-Таммовишкен и его окрестностях (фото из архива Р. Гренца).



Но что рассказывают о нём народные предания? Одна легенда, изданная в сборнике Теттау и Теме 1865 г., гласит:

«Неподалёку от Инстербурга, на правом берегу Ангерапы, до того как она соединится с Инстерой, возвышается гора Камсвикус. Еще до прихода Ордена здесь возник замок, владелец которого и дал название этой горе. Камсвикус был жестоким и безжалостным человеком, которого его подданные вспоминали с ужасом. Дошло до того, что он свою собственную жену заковал в кандалы и заживо замуровал в подземелье замка. Однако это сделало его еще злее, еще безжалостнее и преступнее сделалась жизнь в замке, еще злее повел он себя с народом. Это, наконец, вынудило разгневаться богов, которые затопили весь замок водой. Однако властительница, погребенная там в подвалах, не нашла себе покоя. Она была осуждена являться в виде черной коровы. Ее муж в облике черной дикой кошки гнал ее перед собой. Иные рассказывают, что они сопровождались черным всадником, который постоянно размахивал над ними бичом. Так могли часто их видеть в полночь мчащимися по лесной чащобе. Сын Камсвикуса часто защищал людей от гнева своего родителя, однако это стоило ему жизни. В благодарность ему воздвигли памятник. Железный крест, впоследствии найденный и до войны находившийся в кирхе Инстербурга, был изготовлен для этого памятника. Показывали рядом с горой его могилу – камень длиной 25 шагов и шириной 24 шага. Ночами феи холма купаются в протекающей рядом реке, однако они не дают себя подслушать. Если к ним приблизится человек, они скрываются в горе, где обитают в светлых роскошных палатах».

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:04 am

Нобиль – от. лат «благородный», принятое в средневековых немецких хрониках и документах название представителей местной прусской аристократии, также встречается понятие «виТинг».

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Легенды о прусских холмах: От прусских святилищ к шведским окопам и феям

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 02, 2020 12:06 am

Судя по легенде, очевидна особая значимость этой горы как некоего «центрального» места в регионе, административного пункта, принадлежавшего прусскому нобилю. Не известно, с чем связана особая жестокость властителя замка – новыми полномочиями, данными ему Орденом после крещения, или же суровыми буднями дохристианской Пруссии? В путанной и непоследовательной легенде проскальзывают образы «потопа» и германской мифологии в виде «дикой охоты» и фей. Последние, вероятно, могли трансформироваться у местных жителей из более архаичных представлений об упомянутых здесь лаумах – женских духах воды. Мотивы чёрной коровы, как хтонического (жертвенного?) животного, и роскошных палат, скрытых под замковым холмом, тоже встречаются в балтийском фольклоре. Интересно, что образ коровы, связанный с Камсвикусом-Таммовишкеном проходит и в другом сказании из упомянутой книги Йонаса Басанавичуса:

«Гора Таммовишкена «Кампсвикальнис» около 1810 года принадлежала землевладельцу Крюгеру, род которого уже весь вымер. Случилось так, что одна принадлежавшая ему корова каждый вечер по дороге домой куда-то пропадала, а потом через час возвращалась полностью выдоенной. Со временем заметили хозяева, что ходит она вечером на ту самую гору. Поняв, что толку от такой коровы мало, господин решил продать её соседям за 6 талеров. На следующий вечер корова снова пропала, и, как обычно, вернулась позже уже выдоенной, но с мешочком с 6 талерами, привязанным к её рогу. Хозяин взял эти деньги. Но следующим вечером корова снова пошла на эту гору и потом не вернулась. И никто её больше не видел».


Изображение


Вид на вал городища Камсвикус-Таммовишкен (фото Карла Энгеля, 1932 г., Архив Р. Гренца).



С долей вероятности образ коровы с деньгами, которые должны были заплатить чужаки, желающие купить её, скорее всего, на убой (молока от неё нет) и последующая её пропажа, могут быть связаны с дохристианскими представлениями о жертве и даре. Кроме того, упоминание коровы, возвращающейся «выдоенной» с волшебной горы, косвенно намекает на «подземных жителей», лаум и других духов-обитателей проклятого замка, которые по поверьям, могли забирать молоко у коров.

В архиве археолога Карла Энгеля, немало уделившего времени исследованию городищ пруссов и их соседей, можно найти историю под названием «Заколдованная принцесса с замковой горы Висборинен (район Пилькаллен/Нестеровский район)»:

В древние времена стоял замок на реке Шешупе, в котором жила прекрасная принцесса. Однажды злая ведьма заколдовала принцессу и превратила её в жёлтую собаку. А замок провалился под землю. Там его и стережёт собака. Каждую Иванову ночь эта собака выходит к людям. Если кто-то угадает имя собаки, то она превратится обратно в принцессу, а замок поднимется вновь из-под земли. Но никто не угадывает и собака исчезает в печали, ожидая следующий канун летнего солнцестояния, который может принести ей долгожданное спасение.

В этой легенде уже упомянутые мотивы проклятой принцессы и провалившегося под землю замка пересекаются с оригинальным, но при этом архаичным, способом её вызволения – нужно просто «назвать её имя», которого никто не знает, поскольку так называемая «принцесса» принадлежит к другой культуре и эпохе.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость