Тенкиттен

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Тенкиттен

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт сен 30, 2021 10:43 pm

Тенкиттен.

Это место находится прямо на запад от Фишхаузена - нынешнего Приморска, и примечательно только тем, что кто-то когда-то, кто и когда - неизвестно, запустил в мир легенду о том, будто именно в этом месте пруссы убили первого миссионера, ступившего в Пруссию, Адальберта - ныне святого. В 1424 году здесь была поставлена часовня. Но во время урагана 1669 года она была разрушена, и о святом Адальберте в протестантской Пруссии стали забывать. Однако политическая иммигрантка из Польши графиня Эльжбета Велькопольска, коротая свои диссидентские будни в Фишхаузене, от скуки неожиданно вспомнила, что именно в этом месте безвинно сложил голову, весьма почитаемый католиками, святой. Именно по ее просьбе прусскими властями на месте разрушенной часовни в 1831 году и был водружен сначала деревянный, а затем и железный девятиметровый крест. Стоял он вплоть до тех времен, пока в этих местах не появились строители коммунизма. Те, конечно, крест своротили. Но недавно усилиями краеведов и общественности крест, который точности повторяет тот, что поставила польская графиня, был восстановлен, а о подвиге Адальберта, признаваемого святым мучеником, как католиками, так и православными, опять заговорили.

И хотя, канонизированная официальной историографией и церковью, якобы правдивая, история путешествия этого миссионера в Пруссию, его пребывания и гибели здесь, настолько полна логических неувязок и нелепиц, что сама похожа на миф, мы его пересказывать не станем. Гораздо интереснее посмотреть на то, как преломились реальные факты в умах переселенцев христиан, пришедших в Пруссию с запада Европы, и как менялось их мышление, под влиянием местных традиций и верований. Вот, что рассказывают саги Пруссии.

Как известно, а это подтверждают и официальные источники, Адальберту пришлось недолго проповедовать. Пруссы, почти сразу после высадки будущего святого мученика в Самбии, изловили его и, не выслушав, как следует, святого писания, тем более что Адальберт и говорил-то на неизвестном им языке - на латыни - отрубили ему голову. Однако Адальберт, недолго думая, подхватил голову подмышку и пошел дальше нести слово Божье. Голова, при этом, ни на миг не замолкая, пела псалмы, и одним только этим сильно смущала умы пруссов, закосневших в своем язычестве. Не растерялись только самые свирепые из них - жрецы-вайделоты и витинги. Они изрубили Адальберта на мелкие куски, разбросали их по песчаному берегу, и, довольные своим варварским поступком, разошлись по домам. Однако вечером куски святого стали сами собой ползти по пустынному пляжу друг к другу. К утру, они все соединились, и тело святого вновь обрело прежний облик. Не хватало только одного пальца. Как выяснилось впоследствии, палец этот отрубил один из прусских князей, который увидел на нем золотой перстень. Кольцо он забрал себе, а выброшенный палец подхватил ястреб-перепелятник. Он взлетел с ним над морем, но, не удержав, уронил в воду. Там его тут же проглотил лосось. Было бы у этой рыбы немного больше ума, она бы этого не делала. Дело в том, что, поскольку палец принадлежал святому человеку, то он так ярко светился в желудке лосося, что это свечение было видно издалека, и, в конце концов, он из-за своего освещения попался рыбакам. Те оказались христианами. Разделав рыбину, они быстро смекнули, что палец принадлежит не иначе, как святому человеку, и рассказали о чуде польскому королю Болеславу Храброму. Король, глядя на палец, сразу понял, что тот самый Адальберт, бывший пражский епископ, которого он так горячо отговаривал идти в Пруссию, все-таки дошел туда. Ни минуты не размышляя, благочестивый и богобоязненный Болеслав, знавший характер, жадных до денег, пруссов, предложил выкупить у них тело святого. Те запросили ровно столько золота, сколько весит сам Адальберт. Пока они торговались, тело святого, отгоняя любопытствующих, стерег огромный орел. В разных пересказах легенды, срок этой вахты колеблется от одного месяца, до сорока лет. Но в итоге Болеслав согласился на требования пруссов. О чем потом, правда, сильно пожалел. Оказалось, что все золото Польши не смогло перевесить чашу весов, на которой лежал Адальберт. Но тут мимо проходила сирая старушка, и добавила две монетки. Сразу чаша с Адальбертом взлетела вверх. Две монетки нищенки оказались ценнее золотых запасов целого государства. Такова мораль сей сказки. А что до нее самой, то на первый взгляд эта легенда - типичный образец раннехристианского мышления человека средних веков, наивного и верящего более чудесам, чем реальным фактам.

Но не все так просто.

Если вспомнить, что, согласно прусской мифологии, души мертвых уносил в Страну Предков ворон, называемый иносказательно "орел Пикола" /Пикол - бог преисподней/, то становится ясно, что орел, стерегущий незахороненный прах, явно указывает на влияние прусских источников на эту легенду. И тогда понятна кажущаяся анекдотичность воссоединения разрубленных кусков тела Адальберта. На самом деле это отголоски жреческих ритуалов прусских вайделотов. Есть, достойные внимания, свидетельства, что, входя в экстаз от общения с богами, вайделот не только протыкал свое тело мечом в разных местах, но и отрубал от него части, вплоть до отсечения кисти или стопы, и потом приращивал их, не принося себе в итоге ощутимого вреда. Есть и упоминания о том, как жрецы распарывали свои животы, и потом, подобрав назад, вывалившиеся кишки, как ни в чем, ни бывало, вставали, закончив ритуал целыми и невредимыми. По рассказу очевидца, жрец одного из родов племени вармов, сидя у священного костра в такой близости, что трава вокруг него выгорела, с молитвами отрезал от себя куски мяса и раскидывал их в стороны, посвящая жертвы Перкуну Потримпу и Пиколу. Затем он отделил голову и положил ее рядом с собой. Причем, голова эта продолжала бормотать заклинания.

Вайделоты умели многое. А уж о фокусах с вхождением в огонь, или парением в нескольких локтях над землей и говорить не стоит. Все это трудно объяснить последствиями массового гипноза. Тем более что навыками гипнотического влияния на людей и, естественно, способами защиты от них владели многие пруссы. Рассказы тевтонских рыцарей о том, как витинги самбов в единоборстве вдруг растворялись в воздухе, а затем появлялись за спиной крестоносца, нанося удар оттуда, имеют просто массовый характер.

Вероятно, прусские жрецы действительно обладали неким Тайным Знанием, доставшимся им от предков - упоминания о нем проходят красной нитью через весь наиболее древний пласт прусского эпоса. Изолировав Ульмиганию от мира, они смогли сохранить это Знание, в отличие от других арийских народов, подвергшихся сначала эллинизации, а затем - христианизации и растерявших его где-то на дороге к современной цивилизации. Но, как сказал о пруссах Эрнест Лависс: "Никакому народу нельзя так резко отличаться от своих соседей". Крестовый поход против Ульмигании разорвал ту последнюю ниточку, которая еще связывала европейские народы со своими пращурами ариями. А те скудные сведения, что донесли до нас саги - только жалкие обрывки той нити.

На торжестве, посвященном восстановлению креста святого Адальберта, кто-то сказал, что он станет символом возрождения Пруссии и конца эпохи разрушений, которые пронеслись над ее седой головой за последнее столетие. Пусть так.

Хорошо, если так.

Мне только хочется напомнить, что есть вещи, которые нам уже не восстановить. Мы можем собрать часть осколков, разбитой много веков назад, вазы, можем даже, склеив их, представить себе какой была эта ваза, домысливая очертания линий. Но саму вазу - настоящую и живую нам не увидеть никогда.

http://may1945pobeda.narod.ru/shturm-p02.htm

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость