О почитании ужей и змей у прибалтийских народов

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

О почитании ужей и змей у прибалтийских народов

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пт окт 15, 2021 7:06 am

О почитании ужей и змей у прибалтийских народов

Жалтис (лит. Žaltys, латыш. Zalktis) — Божество в образе ужа в латышской и литовской мифологии.

Итальянский военный инженер и историк Алессандро Гваньини (лат. Alexander Gwagninus, итал. Alessandro Guagnini, польск. Aleksander Gwagnin; 1538—1614), служивший в XVI в. в Речи Посполитой, в своём «Описании Европейской Сарматии» (лат. Sarmatiae Europeae descriptio; впервые опубликовано в 1578 г. в Кракове, затем в 1581 г. в Спире (Германия), а в 1583 г. в Италии на итальянском языке, в Западной Руси оно было известно краковским изданием 1611 г. на польском языке) сообщает, что литовское племя жемайтов поклонялось священным ужам, содержащимся в жилищах людей. О культе домашних змей у литовцев свидетельствует и немецкий этнограф XVII в. Маттеус Преторий (нем. Matthäus Prätorius; ок. 1635—1704). Сведения эти нашли отражение в поэме Адама Мицкевича «Гражина» (1823):

А если уж вползает к нам в жилище,
Ему во славу божию литвин
От века не отказывает в пище:
Пьют молоко, и ковш у них один.
И, зла не причиняя, в колыбели
Гад на груди младенца мирно спит,
Свернувшись в бронзовое ожерелье...

Вообще, почитание змей у литовцев и латышей было издревле широко распространено: ужей кормили молоком и почитали как домашних духов-покровителей. Обозначение в литовском языке «змеи» как gyvatė [гивате] указывает на связь со словами gyvybė, gyvata — «жизнь», «жизнеспособность» (подробнее об этом — см., напр., по изд.: Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря / Пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2004).

Жалтис считался покровителем скота и сравнивается с Piena Māte («Мать Молока») (см., напр., по изд.: Haralds Biezais. Baltische Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1975). Добрым знаком считалось проживание ужа в доме под кроватью или в каком-нибудь уголке. Встреча с ужом предвещала свадьбу или прибавление в семействе. Жалтис считался Посланцем Богов, любимцем Солнца, потому убийство Жалтиса приравнивалось к преступлению. В литовском языке существует пословица: «При виде мёртвого ужа и Солнце плачет».

Сказка об Эгле — Королеве Ужей рассказывает, как простая девушка по имени Эгле («Ель») вышла замуж за Жалтиса. История послужила материалом для поэтических произведений литовских, латышских и польских поэтов, в частности, Саломеи Нерис (лит. Salomėja Nėris; 1904—1945). Русский пересказ этих легенд — см., напр., у Теобальда — барона Василия Алексеевича фон Роткирха (1819—1891) в книге «Литовско-языческие очерки» (Вильна, 1890. С. 67 и далее).

У этого же автора читаем: «...Почитанiе ужа было въ Литвѣ чрезвычайно распространено. Общее названiе его было Жалтисъ, ужъ. Его считали божкомъ, ему приписывали сверхъестественную силу, считали добрымъ генiемъ домашнимъ, держали въ домахъ, воспитывали, кормили, спали съ нимъ вмѣстѣ и нисколько его не боялись. <...> Съ введенiемъ христiанства, католическое духовенство начало сжигать торжественно на площадяхъ этихъ незлобивыхъ животныхъ тысячами» (цит. по изд.: Литовско-языческiе очерки. Историческiя изслѣдованiя Теобальда. Вильна: Типографiя п. ф. О. Завадзкаго, 1890. С. 65).

Интересно, что немецкий путешественник Георг Андреас Шлейзинг (нем. Georg Adam Schleissing либо Schlessinger; ок. 1660 — не ранее 1694), посетивший Россию в 1684—1686 гг., приписывал почитание змей и ужей также и «московитам»: «Среди московитов множество суеверных людей, и вот, между прочим, несколько тому примеров. Следует отметить, что почитание змей среди них так же распространено, как среди самоедов, так что когда в их семьях случается какое-то несчастье, они сразу же приписывают это недостаточной заботе об ужах, т.е. домашних змеях, кои в значительном количестве водятся на Руси, а потому в дальнейшем их следует лучше содержать и кормить» (цит. по изд.: Шлейзинг Г.А. Религия московитов // Бычков А.А. Московия. Легенды и мифы. Новый взгляд на историю государства. Доп. и переработ. изд. М.: Астрель; Олимп, 2010. С. 562–563).

На иллюстрациях ниже:
1) Литовцы поклоняются Змеиному Богу и Богу Огня. Из книги Олафа Магнуса, XVI в.
2) Портрет Алессандро Гваньини.
3) Титульный лист книги А. Гваньини «Описании Европейской Сарматии» (1581).
4) Титульный лист первого тома «Полной литовской мифологии» барона В.А. фон-Роткирха (1888).
5) Титульный лист книги Теобальда (1890).

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя