Роль шамана в медицине и промыслах у народов Сибири

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Роль шамана в медицине и промыслах у народов Сибири

Непрочитанное сообщение Цила » Вт фев 27, 2018 12:04 am

Неотъемлемой частью ритуальной практики шамана было обеспечить удачу в хозяйственной деятельности оленеводстве, охоте, рыболовстве и"защитить" сородичей от внешней опасности.
Промысловое камлание, призванное испросить удачу в оленеводстве, охоте, рыболовстве, было широко распространено у народов Сибири в конце XIX - начале XX в. и оставалось тесно связанным с шаманскими промысловыми обрядами и культами.
Бережное отношение местного населения к природе сформировало особый тип поведения: больше того, что было необходимо для пропитания семьи, никогда не добывалось. Промысловая этика была неотделима от обрядовой деятельности, ориентированной на проведение "извинительных" актов перед природой: дарами, поклонением, жертвоприношениями человек искупал свою вину.
Во время промысловых камланий шаман обращался к верховному божеству или его помощникам, либо к покровителям территории с просьбой об успехах в хозяйственной деятельности, о плодородии, устранении возможной опасности, исходящей от добытого зверя.
Промысловые обряды совершались в форме камлания и представляли собой регулярные церемонии, приуроченные к хозяйственному календарю: началу охотничьего или рыболовного сезонов. Во время камлания, чтобы задобрить духов, приносили в жертву животное, после чего шаман отправлялся к духу - Хозяину охоты, рыболовства или местности и "уговаривал" его дать людям промысловых зверей, рыб, птиц. По возвращении шамана из путешествия участники камлания узнавали о перспективах предстоящего промыслового сезона.
Появление болезни у человека связывалось с воздействием на него вредоносных духов. Существовали общие приемы шаманского врачевания, в основе которых лежал единый принцип: шаман выступал от лица высших, более могущественных, чем человек, сил - духов и божеств. Основным способом лечения было изгнание из тела больного вселившегося злого духа либо возвращение похищенной души. С этой целью проводился обряд камлания с жертвоприношениями верховным небесным или подземным божествам: жертва обменивалась на душу больного.
Во время лечебных ритуалов сибирские шаманы вели диалог с духами и использовали полученную от них информацию, чтобы обменять душу больного на испрашиваемую ими жертву. Лечебные камлания выполняли определенную терапевтическую функцию. Наглядность изгнания духа болезни моделировала поведение участников обряда (в первую очередь больного человека), давала импульс и силу на преодоление недуга.
Способы лечения болезней можно отнести к следующим видам: магические способы, лечение с помощью шаманского камлания, лечение с помощью лекарственных растений, физиотерапевтические способы. Религиозные верования нашли отражение в использовании различных амулетов при лечении тех или иных заболеваний. Лечение с помощью шаманского камлания заключалось в магических и гипнотических действиях, которые в некоторых случаях излечивали от нервных заболеваний. Существовали деревянные амулеты от болезней конечностей, сердца, желудка и т. д. При заболеваниях широко применялись лекарственные растения, которые являлись довольно эффективными средствами. Среди них: можжевельник, багульник, боярышник, лиственница и др. Из растений готовили отвары, настои, порошки и мази. Часто использовали смолу и кору деревьев, листья, сок ягод.


На грани миров. Шаманизм народов Сибири. В.В.Горбачева, Т.Ю.Сем, К.Ю.Соловьева. Из собрания Российского этнографического музея. ИПЦ "Художник и книга", 2006.














"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя