Антропоморфные личины в древнем искусстве Нижней Ангары и Северного Китая

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Антропоморфные личины в древнем искусстве Нижней Ангары и Северного Китая

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 05, 2018 1:08 am


ДМИТРИЙ КОНОШОНКИН


Антропоморфные личины в петроглифах бассейна Нижней Ангары (тип «Каменский» и т.д.) демонстрируют графические аналогии в наскальном искусстве Северного Китая, а также на Нижнем Амуре. Это явление можно объяснить этнокультурными контактами между древним населением этих регионов в эпоху неолита. Существуют различные мнения по поводу определения исходного центра трансляции образов или миграций древнего населения: Центральная Азия, Нижняя Ангара, Северо-восточный Китай и др. Разнообразна интерпретация личин: человеческий череп, тотем, солнечное божество, дух воды и др. Большинство исследователей связывают личины с культом предков.

История изучения петроглифов Нижней Ангары насчитывает около 300 лет. Тем не менее, вплоть до конца XX в. Нижнее Приангарье в этом отношении оставалось малоизученной территорией. Открытия писаниц имели случайный характер, работы с петроглифами производились попутно, в контексте решения других научно- исследовательских задач.

На рубеже XX-XXI вв. археологическими отрядами КГПУ им. В.П. Астафьева в регионе выявлено более 40 новых местонахождений с петроглифами. Представительный комплекс наскальных рисунков составляют личины и антропоморфные фигуры с масками-личинами.


«Каменские» личины Нижней Ангары

Особый интерес представляют сложные личины «каменского» типа с частичным, реже — полным сердцевидным контуром. У многих личин внешний контур отсутствует. Основными элементами, маркирующими личины «каменского» типа являются: вертикальный «отросток» (часто с тройной развилкой, реже – древовидный), глаза в виде окружностей, вертикальные линии в области рта («зубы», «борода») (рис. 1, 1-9). Появившись в эпоху неолита, личины «каменского» типа «доживают» до эпохи раннего железа в наскальном искусстве региона, данные образы были признаны автохтонными и отнесены к местной изобразительной традиции [16].

Вместе с тем, сравнительно недавно получили известность результаты исследований китайских ученых на территории Северного Китая [13]. В горах Иньшань (Внутренняя Монголия) в долине р. Хуанхэ было обнаружено большое количество наскальных рисунков, среди которых видное место занимают разнообразного вида личины, ряд которых имеет, практически, прямое графическое сходство с личинами «каменского» типа на Нижней Ангаре. У личин в петроглифах Внутренней Монголии также акцентировано выражены округлые контуры глаз, тройная развилка в верхней части и ряд вертикальных линий в нижней части образа. Внешний контур у них также отсутствует, или частично обозначен в виде сердцевидного (рис. 1, 13-22). Единственное отличие – техника исполнения. Петроглифы Лунных гор исполнялись путем выбивки, гравировки, прошлифовки, личины на Ангаре – красящим пигментом.


Личины Северного Китая
Кроме этого, аналогии были обнаружены на примере простых «трехточечных» личин. Подобные чашевидные углубления, которые в тройной или парной комбинации составляют изображение личины (без внешнего абриса или с сердцевидным, череповидным, округлым контуром) известны в петроглифах Нижнего Амура, Нижней Ангары и северной излучины Хуанхэ. В последнем случае необходимо отметить личины с двойным округлым контуром, которые, практически, полностью идентичны ангарским петроглифам (рис. 1, 10-12, 23-25).

Исходя из вышеприведенных соответствий в петроглифах Ангары и Северного Китая, а также учитывая известные аналогии в петроглифах Нижнего Амура, М.А. и Е.Г. Дэвлет выдвинули предположение о прямых перемещениях древнего населения. По их мнению, мигранты из Внутренней Монголии в древности продвигались на север несколькими волнами, достигнув Нижнего Амура и Северного Приангарья. «…Изображения масок-личин были маркерами на пути их продвижения…направляясь из Центральной Азии на север, переселенцы следовали вдоль Тихоокеанского побережья и долиной Ангары…» [1].

Не исключая конвергентности возникновения схожих сюжетов в наскальном искусстве различных регионов Азии, образы в виде личин и, связанные с ними воззрения, по нашему мнению, могли передаваться «эстафетным» путем, посредниками через предметы мелкой пластики. Вектор трансляции идей и образов, возможно, мог иметь исходную точку на Нижней Ангаре. Контакты осуществлялись не по русловому участку реки, а по ее левобережным притокам, которые берут свое начало в Восточных Саянах – срединной территории между нижнеангарским и северокитайским регионами [7].

В недавнее время в Северо-восточном Китае обнаружен другой представительный комплекс петроглифов в долине реки Западная Ляохэ (Силяохэ), которая пересекает восточную часть Внутренней Монголии в окрестностях г. Чифэна. В бассейне Западной Ляохэ к настоящему времени найдено 75 местонахождений, где зафиксировано 109 плоскостей с петроглифами. Среди наскальных рисунков встречается большое количество личин (376 образов), которые составляют примерно 60% от общего количества изображений[9]. Для них характерны большие округлые глаза, рот с зубами и своеобразная борода в нижней части контура личины. Внешний абрис личин, как правило, сердцевидного облика (рис. 1, 26-30). Т.е. они находят аналогии с антропоморфными образами как в петроглифах северной излучины Хуанхэ, так и на писаницах Нижней Ангары и Амура. Вместе с тем, китайские исследователи отмечают своеобразие данных образов и видят истоки данной изобразительной традиции в мелкой пластике неолита на территории региона, которая получила дальнейшее развитие в эпоху бронзы (стиль таотие). Используя метод сравнительного анализа изображений, был определен примерный возраст наскальных изображений в долине Западной Ляохэ — 7000-4000 л.н. [14].

Учитывая высокую концентрацию личин в петроглифах Чифэна, ключевое расположение их на пересечении северных и восточных областей распространения личин в петроглифах Китая, исследователи приходят к выводу, что данное место было отправной точкой, откуда эти изобразительные мотивы распространяются на север и восток Китая и затем на побережье Тихого океана [12]. С одной стороны, если брать во внимание версию Е. Г. Дэвлет, петроглифы Чифэна удачно маркируют миграционный поток из бассейна р. Хуанхэ на Нижний Амур, с другой – личины в долине Западной Ляохэ имеют больше графических соответствий с петроглифами Нижнего Амура, чем с рисунками в горах Иньшань. Более того, некоторые образы находят прямые аналогии в наскальном искусстве Нижней Ангары, что расширяет круг вопросов, связанных с древними культурными взаимодействиями народов в различных районах Азии.

По вопросам семантики данных личин также существуют различные мнения, как среди китайских ученых, так и отечественных исследователей.

Исходя из того, что изображения личин являются отражением духовной культуры и религиозного мира первобытного человека, он, по мнению ряда китайских исследователей, искал смысл существования в окружающей среде и скалы представлялись ему неким образом предка-божества (или предка-духа). Путем создания антропоморфных образов они пытались персонифицировать его и взаимодействовать с ним. Этнологические соответствия теории о духе-скале существуют в современных ритуалах эвенков на севере Китая[15].

Другие китайские ученые, опираясь на работы европейских исследователей [6, 7], связывают изображения личин с культом солнца. Так, у некоторых личин на северо-востоке Китая, помимо стандартных двух глаз, которые персонифицируют «солнечное божество» в человеческой форме, имеются десять прямых линий, шесть из которых направлены из центра вверх, а остальные – в противоположную сторону, словно лучи солнца. Также трактуются линии, которые фиксируются только в нижней части личин – лучи солнца, которые падают сверху на землю, на людей. Данный тезис аргументируется сравнительно высоким расположением петроглифов. Более того, подобное расположение лучей напоминает написание иероглифа 皇 (huáng), который переводится как «царский», «высочайший», «светлый», «ослепительный». В итоге исследователи приходят к выводу, что уже во времена до династии Инь существовал культ солнечного божества у древнего населения Китая[15]. Другие теории связаны с тотемизмом или культом предков.

У Ангарских личин подобная солнечная символика, практически, не выражена [4, с. 332]. Появление личин в наскальном искусстве региона мы связываем с кардинальными изменениями природно-климатических условий в период голоцена, что отразилось на хозяйственной деятельности неолитического населения и, соответственно, заложило основы нового мировоззрения[5]. Глобальное потепление активизировало освоение водных пространств, развитие рыболовства. Формируются представления о горизонтальной модели мира, где стержневую роль занимает река, с которой связаны как фазы космического цикла, так и представления о жизни и смерти. Истоки ассоциировались с позитивным началом (рождение, свет, тепло), устье олицетворяло смерть, тьму, холод[6]. Именно по реке («мировой», «родовой», «шаманской») должны были отправляться умершие в «страну предков» в сопровождении мифических персонажей в виде личин, которые выступают и как представители загробного мира, и как духи воды. Этим объясняется их непосредственное соседство с водоемами, сюжетное сочетание с лодками в петроглифах, внешний демонический облик, некоторые ихтиоморфные черты[3]. В последнем случае линии «бороды» могли символизировать «усики» рыб осетровых пород [2].

Многие личины на Нижнем Амуре по мнению Е. А. Окладниковой схожи с головой мертвеца, черепом человека и могли отражать представления о потустороннем мире и о духах-предках, населявших его[8, с. 36-37].

Необходимо отметить, что, не смотря на различные варианты трактовки образов (человеческий череп, тотем, солнечное божество, дух воды и др.), данные личины многие исследователи, так или иначе, связывают с культом предков.

Таким образом, тема этно-культурных контактов древнего населения Северной, Центральной и Восточной Азии, которая может быть прослежена на примере антропоморфных личин в наскальном искусстве регионов, вопросы интерпретации образов приобретают особую актуальность в настоящее время и требуют тесного сотрудничества российских и китайских исследователей.

Литература
http://engur.ru/4790
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость