О канунах праздников.

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

О канунах праздников.

Непрочитанное сообщение Цила » Чт июл 25, 2019 8:26 am

Суть вот в чём. Есть в славянской этнографии значимое явление — канун праздника. Ночь перед Рождеством, ночь на Ивана Купалу и т. п. Само слово «канун» — греческого происхождения, и, очевидно, попало к нам при посредстве христианской церкви. Ср. также значения этого слова в словаре Даля: «(…) день или вечер перед днем, о котором идет речь; день, в отношении к заутрию; предшедший чему день, вечер. || Моленье, молебствие, празднованье какому угоднику, накануне дня памяти его, особ. во время начала и окончанья полевых работ; вообще молебен и панихида. || Кисель с сытою, или блины с медом, или кутья по усопшем; || стол, пища, благословенная священником, сорокоуст. || Мед, пиво, брага, сваренное к празднику или на память усопшего; (…)».





С одной стороны, канун — это, вроде бы, ещё не праздник (навечерие Рождества / ночь перед Рождеством — это ещё не Рождество), с другой стороны — примыкая к празднику, он составляет с ним единое целое. Эта двойственность, по-видимому, объясняется тем, что в церкви используется две два способа отсчёта суток: «Церковный день начинается с вечера. Первая служба суточного круга – вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (Лев. 23:32). Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово нюхтэмерон переводится ночь-день, т. е. сутки. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи». [Автор: иеромонах Иов (Гумеров). Источник: https://pravoslavie.ru/7001.html] Поэтому мы и получаем ситуацию, когда даты у праздника и его кануна — разные, но из ритуалов понятно, что это, в сущности, один и тот же праздник.

Из сказанного выше следует, что народный обычай отмечать праздник, начиная с кануна, — может быть христианским влиянием. И возникает закономерный вопрос — что нам с этим делать? Отказаться от канунов — затруднительно. Большая часть обрядности, к примеру, праздника Купалы у родноверов (в полном соответствии с этнографией) приходится именно на канун. Да и сам я в своём недавнем тексте о календаре (http://novoyazychestvo.ru/slavyanskij-novoyazycheskij..) предлагал отмечать Новолетие, начиная с кануна — с даты безлуния (астрономического новолуния), а не с даты новолуния (неомении).

Здесь мы снова подходим к вопросу о методах реконструкции. Если мы пытаемся восстановить дохристианское язычество древних славян — мы не сможем доказать, что начало празднования в канун — это нечто славянское и дохристианское. Просто потому, что мы почти ничего не знаем о праздниках славян того времени. Однако, если наше язычество — «этнографическое», то нам важно не происхождение, а языческая суть того или иного элемента. Я уже ранее писал об этом — к примеру, здесь: http://novoyazychestvo.ru/o-prazdnike-solncestoyaniya..

И тут нам может помочь сравнительная мифология. С её помощью нельзя доказать, что нечто было у древних славян (это можно только предположить) — см. об этом мой текст «О бесполезности сравнительной мифологии»: http://novoyazychestvo.ru/o-bespoleznosti-sravnitelno.. Но с её помощью можно доказать, что тот или иной элемент «народного христианства» не является чем-то специфически христианским. Если нечто встречается в какой-то языческой культуре (или культурах) — то оно является языческим по своей сути, и, следовательно, приемлемым для нас. Несмотря на то, что конкретно к славянам оно, быть может, попало через христианство.

И сравнительная мифология показывает нам, что в обычае начинать праздник в его канун нет ничего специфически иудейского или христианского. Цитируемый мной выше иеромонах Иов, очевидно, ошибся, отсчёт суток с полуночи — это древнеримский способ. А греки-язычники (как и евреи) считали сутки от заката и до заката: «День (греч. ἡμερα, лат. dies). Понятие Д. означает и день естественный (naturalis), и день гражданский (civilis). (…) Гражданский Д., сутки, у древних определялся весьма различным образом. Вавилоняне считали сутки от утра до утра, умбры — от полудня до полудня, греки — от заката до заката, а римляне — от полуночи до полуночи». [Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. Источник: http://simposium.ru/node/3414] Так же, по-видимому, отсчитывали сутки древние кельты и германцы:

«Галлы все считают себя потомками [отца] Дита и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день». [Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. Источник: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364955006#18]

«Счет времени они ведут не на дни, как мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день». [Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. Источник: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1347202000#11]

Поэтому и для нас нет ничего зазорного в том, чтобы использовать этот же способ отсчёта и, в соответствии с ним, начинать отмечать праздники в их кануны. Хотя канунами, конечно, это время будет согласно нашему современному общепринятому (григорианскому) календарю, в котором используется римский счёт суток от полуночи и до полуночи. Если же применять греческий способ отсчёта — кануны праздников перестанут быть таковыми, потому что попадут в те же самые сутки, что и праздники.

24.07.2019
Мирослав (Курганский)

P. S. В связи с вышесказанным я отказываюсь от идеи начинать праздновать Новолетие во время безлуния. По аналогии с Рождеством и Купалой в народной традиции, «кануном» этого праздника должен быть вечер неомении. То есть — те же самые первые сутки нового года, если их считать с вечера. В статью о календаре я внесу соответствующие исправления.
Вообще, в славянской этнографии известны разные способы отсчёта суток: «Граница (начало и конец) суток не имеет точного определения: ею может считаться полночь, восход солнца, заход солнца и др. Так, в народном календаре праздник наступает обычно с захода солнца накануне (иногда даже с полудня предыдущего дня), тогда же вступают в силу относящиеся к нему предписания и запреты; соответственно сниматься эти ограничения могут после захода солнца или даже с середины праздничного дня». [Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 5. М.: 2012. Стр. 212.] Мы, в принципе, можем выбрать любой из этих способов. Но с народным обычаем начинать праздновать накануне будут сочетаться не все из них, потому что этот обычай, по-видимому, проистекает из того, что канун праздника и день праздника относятся к одним и тем же суткам.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость