01-07 сентября: Макошино полетье
Добавлено: Ср янв 31, 2018 11:11 pm
«Ой, ты Осень-чаровница, чаровница щедрая! Напоила всласть живицей спелые соцветия.
Приласкала Мать-землицу, растрепала вЕтрами, да одела в багрянИцы Макоши полетие.
В золочёны половицы травы безмятежные заплетЁны мастерицей, рученьками нежными.
Над студёною криницей всё туман серебряный навязала кружевница с облаков да северных.
С перелесною зарницей да зарёй рассветною прилетала Жарой-Птицей птицей заповедною…»
Медленно-медленно падают первые желтые листья с деревьев на пока еще сочную зеленую траву и разгоряченный солнечным зноем асфальт. Разноцветье трав сменяется яркими красками ягод и плодов, все больше охры в зелени листвы. Дни становятся короче, ночи холоднее, все чаще ранним утром туманы клубятся молочными реками прямо под окнами домов, как будто стараются забраться внутрь и погреться. Еще не топят печь, но окна на ночь закрывают плотно. Закончилось лето, наступила послелетняя пора – осень и самое ее начало Макошино полетье. Полетье, послелетье – это время, когда яркость уступает место мудрости, но это уже даже не зрелость, это по сути, старость. Но не дряхлость, нет. Это время, когда накопленный жизненный опыт востребован множеством потомков и еще достаточно сил для многого. Но если рассматривать само название недели, то получается, что понятие «старая» у нас применяется к богине, у которой, собственно нет возраста) Однако, здесь дело совсем не в возрасте богини.
Дело в том, что когда уже собрана бОльшая часть урожая, прошли спасы и возданы почести духам земли, что помогали взращивать урожай, и наступает пора полетья - приходит время работы с родом. Но не работы в нави, а воздаяние уважения старшей женщине в роду. Как раз той, что заботится о роде и опыт свой передает младшим поколениям в силу своего возраста, ума, опыта и авторитета. Это может быть как бабушка, к которой бегут и дети, и внуки и правнуки за советом, а может быть и ведьма, что по праву силы своей является главной в роду, является хранительницей рода. Как благодарить – решайте сами, прислушайтесь к себе и почувствуйте - чем вы готовы порадовать ее.
Бабье лето. Это время еще называют бабьим летом. А называют его так потому, что именно в этот период выдавали замуж тех женщин, что уже были замужем, но остались одинокими по какой-то причине. Неважно по какой – погиб муж, развелись, пропал без вести и т.д., но это те женщины, которые должны продолжить тот род, что был начат. Те, кому нужна поддержка для того, чтобы вырастить уже рожденных детей или те, кто еще не родил, а род надо продолжать. Дети – это большая ценность для рода, каждый род дорожил ими и старался увеличить свою численность. Есть дети – значит продолжается род, значит не угаснет, не сойдет на нет, а будет и дальше продолжаться из поколения в поколение. Если молодые девушки по весне замуж выходили, в Ладино время, то женщины, побывавшие замужем – именно в сентябре, во время Макоши - хранительницы и защитницы рода. Это работа на улучшение своей женской доли – вытягивание по роду хорошей судьбы. Работа с веретенами и пряжей именно на выправление женской доли, изменение ее в лучшую сторону.
Похороны мух и тараканов. В день бабьего лета праздновали славянский языческий обря - похороны мух и тараканов. Традиция, надо сказать, важная с точки зрения гигиены. Потешные похороны устраивали девушки. Для этого вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. И сажали в гробики горсть пойманных мух, закрывали их крышечками и «торжественно», а иногда с плачем и причитаниями выносили из избы, чтобы предать земле, дабы насекомые оцепенели на время зимы.
В ритуал входил выгон мух из избы – размахивали полотенцем и приговаривали:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или:
«Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать.
Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».
Обычай хоронить мух и тараканов охватывал весь север России и был похож, как две капли воды. И только в некоторых местах вместо полотенца изгоняли мух, размахивая штанами, в полной уверенности, что это средство гораздо сильней, поскольку у мухи, выгнанной мужскими портками, навсегда отбивается охота возвращаться обратно в избу. В народе говорили:
«Убить муху до Сёмина дня – народится семь мух;
убить после Сёмина дня – умрет семь мух».
Смысл обряда заключается ещё и в том, что во время похорон мух девушкам устраивали смотрины. Так как приближалась осенняя пора свадеб, называется она свадебная неделя, начинается с Семёнова дня, заканчивается в конце ноября. Смотрины проходили под песни. Например:
«Таракан дрова рубил, комар водушку носил,
В грязи ножки увязил. Вошка парилася да ударилася.
Ненароком – Правым боком: ребро вывихнула.
Клопы подымали, живот надорвали».
А еще с полетья начиналось много праздников, именно женских праздников. В этот правий месяц собирались вместе все три ипостаси женщины. Лада со свадьбами молодых девушек, когда готовили все к свадьбе - и приданное перебирали и опытом делились, чтобы на Радогощь сыграть свадьбы. Макошь с женской судьбой, когда замуж выходили женщины повторно не только для семейного счастья, а для того, чтобы род не угас и продолжился. И Мара-ведунья как олицетворение мудрости, ведовста, страшинства в роду, опыта и авторитета.
__________
© Жива_девица, стихи - Л. Ильянкова.