Титан Крон как Змей по «основному мифу»

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 3612
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Титан Крон как Змей по «основному мифу»

Непрочитанное сообщение Цила » Пн мар 05, 2018 1:04 am

Перед тем как отвечать на вопрос, почему титан Крон должен быть Змеем, мы должны освежить в памяти древние легенды и вспомнить мифы.

Вначале был Хаос:

Не было моря, земли и над всем распростертого неба,—
Лик был природы един на всей широте мирозданья,—
Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,
Бременем косным он был…
Во чреве Хаоса появилась первая пара: Гея и Уран. Так возникли основы нашего мира, выражаемые через понятия «низ» и «верх». По-гречески Гея это Земля, Уран это Небо. Но вначале они были нераздельной парой, пребывая в постоянном единстве, в постоянном соитии. Инертный Хаос делится на две противоположности, между которыми возникает потенциал взаимного влечения. Их союз приводит к рождению гекатонхейров (сторуких) и циклопов. Они были ненавистны своему отцу, отчего Уран спрятал их в недрах Геи-Земли.

Мы находим параллели греческой теогонии с шумеро-аккадской мифологией. Так, в древнем городе шумеров Ниппур считали, что было время, когда небо и земля были слиты воедино и пребывали в вечных водах Намму в виде одной цельной горы. Затем Намму рождает сына и дочь – Ану и Ки – и селит первого на вершине горы, а вторую – внизу, под горой. Имя бога Ану означает «небо, верх», а имя его сестры Ки означает «земля, место». Земля является низом только относительно неба, но для людей это место, где они живут. Поэтому шумеры правильно подметили сущность неба как «верх» относительно себя, а земля это «место пребывания» людей.

Спустя некоторое время у Ану и Ки рождается Энлиль – бог жизненных сил. Проходит время и многочисленное потомство Ану и Ки заполняет собою всю гору. Тесно становится жить богам, и Ану решает разорвать гору на две части, а в помощники зовет своего первенца Энлиля.

В греческой мифологии, в отличие от шумерской, «разделителем» Неба и Земли выступил их младший сын Крон:

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.
Инициатором «мирового разделения» выступила Гея, по Аполлодору – негодуя по поводу того, что её дети оказались в Тартаре, по Гесиоду – потому что её чрево было переполнено. То есть причиной разделения Неба и Земли также оказалось многочисленное потомство первородителей. На призыв Геи откликнулся Крон, которого она вооружила мечом. Уран лишился своего полового члена, тем самым была разорвана связь двух родителей, и, мы должны сами понять, Небо было вознесено ввысь, навсегда отдалившись от Земли.

Здесь кто-то может сказать: «Крон подобен Энлилю – оба разделили Небо и Землю. Если Энлиль – Господин Ветра, то и Крон мог использовать бурю как оружие разделения родителей. Вспомним египетского бога воздуха Шу, поднявшего над головой богиню неба Нут». Но я предлагаю почитать мифы дальше.

Крон женится на своей сестре титаниде Рее и повторяет ошибку своего отца, пожирая своих детей. В этом он даже более похож на упомянутую выше богиню Нут, которая ежедневно проглатывает и снова рождает своих детей. Но Крон не рождал снова своих детей, а держал их в своем чреве. Теперь пришла пора негодовать его жене Рее. Она тайно прячет своего младшего сына Зевса в пещере на острове Крит, где он воспитывается нимфами под охраной куретов. Возмужав, Зевс берется за оружие и свергает своего ужасного отца, после чего заточает его в Тартар.

Зевс – бог ясного, светлого неба. При этом он считается богом-громовержцем, что отправляет нас к теории «основного мифа» В.Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова. Поэтому мы должны рассмотреть миф о борьбе Зевса и Крона с той позиции, что Крон это Змей.

Поведение Крона соответствует главному свойству Змея, отмеченному в теории «основного мифа: Змей прячет скот, людей, воду». В нашем случае Крон прячет своих детей у себя в утробе. Олимпийские боги отличаются от первых богов тем, что они ближе к людям в их повседневной жизни. Эти боги уже не просто первоначальные потенции как Уран-Небо-Верх, или Гея-Земля-Низ, или бесплодное Море, или глубокий Тартар. Олимпийские боги это в первую очередь покровители природы, в которой живут люди: Небо, дающее дождь, Земля, дающее плоды, Океан, где плавает рыба, Аид, куда попадет каждый. Поэтому дети Крона должны нами рассматриваться как природные богатства, которыми пользуются люди. В этом смысле они могут занять свою позицию в перечне украденного Змеем по «основному мифу».

Интересно отметить, что в древней американской космогонии змеи осуществляют разделение и соединение неба и земли. Индейцы Восточной Боливии верили, что небо некогда упало на землю, но змей обвившись вокруг них, снова разъединил их и продолжает держать разъединенными. Кецалькоатль и Тескатлипока из ацтекской мифологии превратились в двух змей, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище, из которых появились небо и земля (по статье «Змей» из энциклопедии «Мифы народов мира»).

Но главное, что крадет Змей, это вода. Основное сражение между Героем и Змеем ведется за доступ к водам. Я здесь специально использую слово «Герой» вместо «Громовержец», потому что много славных Героев сражалось с Драконами-Змеями. Геракл сражался с многоголовой Гидрой (др. греч. Ὕδρα, «водяная»), чьё логовище находилось рядом с озером Лерна, а под водой находился вход в царство Аида. В поисках своей сестры Европы, похищенной Зевсом, Кадм прибыл в Беотию, где основал Фивы. Но перед этим он убил Дракона, охранявшего рядом с тем местом источник. Ясон усыпил сторожащего золотое руно Колхиса, сидящего у дуба – дерева, посвященного Громовержцу. Аполлон убил Пифона, сторожащего вход в Дельфийское прорицалище. Персей отрубил голову Медузе Горгоне, чудовищу со змеями вместо волос. Вода же здесь проявлена в образе коня Пегаса, имя которого означает «источник» (Πήγασος от πηγή – источник). Пегас рождается вместе со своим братом Хрисаором из обезглавленного тела Медузы. Если Пегас это «вода», то кто такой Хрисаор? По др. греч. его имя (Χρυσάωρ) означает «золотой меч», что может указывать на поэтическое определение молнии. Получается, что Пегас и Хрисаор это гроза с дождем.



Бронзовая статуя Персея с головой Медузы, 16 век, Италия.
Именно появлением воды (дождя) заканчивается реконструированный В.Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым миф о Боге Грозы, сражающимся со Змеем. Так, по Гесиоду, после победы Зевса над Тифоном появляется влага («Теогония», 868-869):

Пасмурно в Тартар широкий Кронид Тифоея забросил.
Влагу несущие ветры пошли от того Тифоея…
Помимо борьбы за воду, за доступ к источнику, существуют другие варианты этого мифа, в которых Герои спасают дочерей правителей. Упомянутый Персей в продолжении своего мифа, возвращаясь после победы над Медузой Горгоной, попадает в Египет, где разворачивались трагические события: жена царя Кефея (Цефея) – Кассиопея – вступила в спор о красоте с нереидами. Нереиды разгневались на Кассиопею, и Посейдон наслал на них морское чудовище. Согласно оракулу, бедствие закончится, если отдать дочь Кассиопеи – Андромеду – на съедение морскому чудовищу. О подобных событиях рассказывает средневековая легенда о Святом Георгии.

Само слово «герой» произошло от др. греч. ̔ήρως – «вождь, предводитель, воин», которое в свою очередь восходит к фракийскому *ierus или *iarus. Словом ̔ήρως греки и римляне называли фракийского бога, именуемого в научной литературе «фракийским всадником». В.Н. Топоров посвятил этому богу статью под названием «Еще раз о фракийском всаднике в балканской и индоевропейской перспективе», в которой обращает внимание, что фракийский всадник на барельефах часто изображается напротив дерева, обвитого змеем, а позади всадника стоит женщина. В своей статье В.Н. Топоров предполагает, что на этих барельефах изображается сцена из того же «основного мифа», но несущего образ жертвоприношения коня, известного из ведийской религии под названием Ашвамедха.

В ритуале Ашвамедха участвовала жена царя. Она должна была оплакивать гибель коня, а на следующий день царь должен был подарить жену, жен или дочь проводящим ритуал жрецам. Из этого можно сделать вывод, что ранее возможно жертвой выступали женщины царя (жена или дочь), именно такая человеческая жертва могла служить в качестве умилостивления богов в случае крайне тяжелого положения народа.

О приношении в жертву дочери правителя, чей народ находится в критическом положении, мы читаем у Павсания в описании Первой Мессенской войны. По пророчеству оракула для спасения мессенцев было необходимо принести в жертву дочь кого-то из правящего рода (Павсаний, «Описание Эллады», IV, 9, 4):

Взявши деву чистую Эпита крови –
Жребий вам её укажет, – в жертву ночью
Демонам её подземным принесите.
Если ж жертва не свершится, кто другой пусть
Даст для жертвы добровольно дочь свою вам.
В результате гибнет дочь некого Аристодема от руки своего же отца. Этот Аристодем в дальнейшем становится правителем мессенцев. Павсаний, что интересно отметить, называет его Офионеем, то есть Змеем (др. греч. Ὀφίων «змей»), за его дар пророчества.

Сделаем вывод: в древности было распространенным у различных народов принесение в жертву женщины правителя (жены или дочери), что в дальнейшем выразилось в мифах о спасении Принцессы храбрым Героем, побеждающим Дракона-Змея. В варианте мифа могло быть принесение в жертву Героем своего коня взамен Принцессы, что возможно выражено в ритуале Ашвамедха. То есть, человеческое жертвоприношение заменялось жертвой коня: Пурушамедха заменилась Ашвамедхой. Отсюда предположим этимологию имени «Андромеда», как созвучную словам «пурушамедха» и «ашвамедха», в виде «андро + меда» = «человек + жертва».

Мифическое поедание Кроном своих детей я предлагаю рассматривать как принесение Змею жертвы, причем жертвы страшной – детей. Принесение в жертву детей Хранителю вод (см. выше о Геракле, Кадме, Персее, Святом Георгии) могло способствовать появлению представлений о дочерях Бога Воды (Реки, Озера, Источника) – нимфах и русалках.

В мифе о Кроне упоминаний о воде нет, никаких водоемов этот титан не стережет зорко (греч. δράκων «зоркий»). Однако Платон в диалоге «Кратил» (402, b) вкладывает в уста Сократа фразу, что имена Реи и Крона означают течение. В комментариях к диалогу мы читаем: Рея от греч. ῥεῖν («течь»), Кронос – от греч. κρουνός («источник»). Если мы представим мифическую Рею рекой, то приносимое ею потомство Крону это жертвы, отправленные вниз по течению реки. Взамен жертв Бог Воды должен дать дождь для произрастания травы и плодов. Несогласные с таким ходом вещей это и есть Герои, побеждающие Дракона.

Согласно Аполлодору, после победы над Титанами Зевсу приходится сражаться ещё со змееподобными Гигантами и стоголовым драконом Тифоном, которые были порождением Геи. Складывается впечатление, что ничего кроме змей Земля родить не может. Крон же несомненный плод Земли, т.к. именно в сговоре с Геей он свергает Урана. Хтоническая природа змея хорошо известна и понятна: рождённый ползать — летать не может. Поэтому предположим, что Зевс вовсе не сын Крона. Ведь даже по мифам Гея вступается за своих страшных детей, порождая ещё ужаснее, но за Олимпийских богов она не вступилась. Здесь видится, что Титаны вовсе не были плодом Геи-Земли, а Крон уже позже был включен в их число.

Вырисовывается следующая «генеалогическая «линия: Уран – Кой + Феба – Зевс. Феба, согласно мифам, была матерью Лето и Астерии («звездной»). Лето рождает от Зевса Аполлона и Артемиду. Вот как об этом пишет Гесиод («Теогония», 918-920):

С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась.
Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой;
Всех эти двое прелестней меж славных потомков Урана.
Перейдя от «водного» к «астральному плану», мы должны вспомнить про Змея, который хотел небесных жертв. Это Змей из египетской мифологии – Апоп – вечный враг Солнца. Но при этом без воды не обошлось: Апоп стремится поглотить не только Солнце, но и весь подземный Нил. В этом смысле мы видим в Змее Бога Горизонта: облака, приносящие влагу, приходят из-за горизонта, реки начинают течь где-то за горизонтом.


Ра в образе кота повергает Апопа в образе змеи
Но всё же, нельзя однозначно отбрасывать тот слой в мифах, в которых мы можем найти происхождение Небесного быка от Змея. Фракийцы кроме Героса также поклонялись Сабазию, символами которого были одновременно бык и змея. Такую двойственность этого божества хорошо пояснил В. Иванов: «Смысл соединения змеи и быка был прозрачен: Дионис — бык в мире живых и змий в подземном царстве. Существо бога вечно рождающегося и вечно умирающего есть постоянная смена этих двух образов или состояний бытия: бык превращается в змия, змий — в быка. Бык мыслится при этом как оплодотворитель, умирающий после акта оплодотворения, и как жертва; змий — как его неистребимая сущность и семя в земле» («Дионис и прадионисийство»).

Культ Сабазия считается предшественником культа Диониса. Якобы мать Александра Македонского была участницей оргий, посвященных Сабазию. А сам Александр, по распространяемым его матерью слухам, был зачат от Зевса в образе змея, подобно Дионису, матерью которого была Персефона.

Также речной бог Ахелой мог менять свой облик, превращаясь в быка, змея или быкоголового человека.

Древнегреческая религия формировалась под влиянием многих народов и их представлений об окружающем их мире. В мифах мы можем находить различные слои, появившиеся в них с течением времени. Древние верования греков складывались как часть индоевропейской культуры, так и сохраняя черты, присущие всем мировым культурам, указывая на своё происхождение от ностратической религии.

КОНСТАНТИН БАЛАНДИН ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, МИФОЛОГИЯ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость