Традиционные обращения к водяному / водяным

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 808
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Традиционные обращения к водяному / водяным

Непрочитанное сообщение Кэточка » Вт фев 06, 2018 5:42 pm

Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

В других заговорах просят Петра и Павла отомкнуть золотыми ключами реки, озера, море и всякие протоки, всколебать воду ветром, вихрем и «сильною погодою» и «возбудить» красную рыбу, семгу, и белую рыбу, раков и щуку и гнать их отовсюду к рыболовам, чтобы добыча не застоялась на красном солнце, не загулялась бы с «охотной травы», не дать очам ее «виду», ушам ее «слыху»56. Этим магическим формулам некогда предшествовали различные приговоры и обращения к водяным, дошедшие до нас в свернутом, усеченном виде: «Вы эй, мои загонщики, я вам кланяюсь до струи воды, до желта песка»57 (обычно их произносили трижды перед каждым выходом на промысел).
Когда человек заходил в воду, он должен был «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».

Чтобы не разгневать водяного, запрещалось набирать воду ночью, если все же это приходилось делать, то обязательно спрашивали разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять».

Лучшим подтверждением того, что даже на Купецком озере, где роль водяного низведена до minimum’а, воспоминание о водяном царе все-таки очень сильно, служит следующая молитва, которую читают всякий раз, когда берут воду для лечения ею больного: «Бережок-батюшка, водушка-матушка, царь водяной и царица с малыми детьми, с приходящими гостями, благословите воды взять не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья рабу Божию».

Бережок-батюшка, водушка-матушка, царь водяной и царица водяная с малыми детьми, с приходящими гостями, благословите воды взять не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья (называется имя).

Царь Донской, дедушка Водяной, дай водицы ключевой на уроки, на призоры, на прикосы, на ветряные переполохи. С раба Божия (имя) смой, сполощи уроки, призоры, прикосы, родимцы, паралимцы. Из ясных очей, из черных бровей, из ретивого сердца, из буйной головы, из костяной, из резвых ног, из белых рук, из всех суставов, из полусуставов — смой, сполощи. После этого крестят больного, обмывают водой.

Дедушка водяной, дай водицы ключевой на уроки, на призоры, на прикосы, на ветряные переполохи. С (называется имя) смой, сполощи уроки, призоры, прикосы, ветряные переполохи. Из ясных очей, из чёрных бровей, из ретивого сердца, из буйной головы, из резвых ног, из белых рук, из всех суставов, из полусуставов — смой, сполощи.

Царь Ледяной, Царь Водяной, дай воды ключевой помыться, попариться. После парной баньки, после парной парушечки дай тебе, Господи, кротости и смирности и Божьей милости. Говорят во время мытья ребенка, чтобы был спокойный.

Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. М.

Если упадешь на улице, то надо сказать три раза: Царь Земной и Царица Земная, простите рабу Божью (имя). Не вы на меня носили, а я — на вас. Так надо повторять три дня по три раза. А если тонешь, то тоже самое надо сказать три раза — Царю Водяному и Царице Водяной с малыми детками.

Ошта, 2008 [Когда у АС утонула свекровь, и ее не могли найти, она ходила к знающей бабушке. Бабушка научила сходить на реку, отнести гостинец для водяного и водяной и сказать при этом слова. В тот же день свекровь нашли. В качестве гостинца носила хлеб, сахар и пряник] …И, соответственно, ты идёшь с этим туда на рекý и спускаешь на воду. Сначала это всё, что она сказала, я сначала всё это сказала, оставила это всё, значит, ну, и домой пошла. Ну, не знаю, часá полтора прошло, и мы её нашли. [ЕП: А что сказать нужно было, когда отдаешь?] Хозяину и хозяйке, водяному и водяной. [ЕП: А говорить что при этом?] <…> «Хозяин и хозяюшка, водяной царь и царица, помогите мне найти такую-то, такую-то человека, называешь раба Бóжьего или рабý Бóжью по имени, по отчеству. Я вам даю гостинцы, а вы мне верните рабу Божью, там называешь по имени и по отчеству». Трижды это повторяешь, потом скажешь «аминь» каждый раз, и всё. <…> Ну, избави Бог, лучше не надо [таких случаев – Т.И.]. [«]

Материалы экспедиции в д. Ошта Вытегорского района Вологодской области, 2008 г. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_l ... rce_id=164

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость