Эвенкийские амулеты

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4901
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Эвенкийские амулеты

Непрочитанное сообщение Цила » Вс фев 18, 2018 9:38 pm

ЭВЕНКИЙСКИЕ АМУЛЕТЫ В ФОНДАХ БРАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЪЕДИНЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ АНГАРЫ

Александр Анатольевич Павлов,
заместитель директора по науке
Братского городского объединенного
музея истории освоения Ангары,
г. Братск, Иркутская область


В 1970–1990-х годах Братский городской музей проводил исследования культуры эвен­ков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идео­логической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще со­держала домашних оленей, составлявших когда-то основу тради­ционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые из них кочевали с оленями круглый год, сохраняя традиции в хозяйстве и отдельные элементы традиционного мировоззрения.

Традиционное мировоззрение эвенков основано, как известно, на одушевлении живых существ и неживой природы, вере в духов и возможности общения с ними через посредника-шамана. Глав­ной обязанностью шамана являлась охрана сородичей от злых духов, обеспечение их благосостояния, что осуществлялось че­рез различные обряды.

В фондах Братского музея имеется несколько амулетов, кото­рые можно разделить на охотничьи, амулеты-обереги, амулеты от бесплодия, амулеты, обеспечивающие продолжение рода.

Эвенки верили, что души промысловых животных живут в частях тела животных (носах, челюстях, зубах), которые они хранили как предметы-фетиши, приносящие охотничью удачу. Если охотнику длительное время не везло на охоте, то устраивали специальный обряд добывания «охотничьего счастья», во время которого охотник испрашивал удачу у духа — хозяина промысловых животных. Ма­териальным помощником этого духа был идол «бэллэй» — в виде антропоморфной фигурки. Перед охотой ему вешали связку носов и зубов, окуривали дымом, просили удачи на охоте (1, с. 161–165; 2, с. 164–165). Антропоморфные фигурки часто изготавливались в об­разе женщины — духа-хозяйки охотничьей территории (фото 1, 2).


Изображение
Фото 1. Бэллэй — охотничий амулет. Фото А. Павлова




По представлениям эвенков, болезни человека объяснялись похищением его души злыми духами, поэтому еще до обряда ле­чения изготовляли «куколки» по количеству членов семьи, пред­назначавшиеся для временного хранения душ членов семьи (2, с. 172). «Куколки» представляли собой плоские фигурки людей, изготовленные из дощечки, с укороченными руками и ногами, вы­сотой 4,5–5 сантиметров (фото 2). Амулет оберегал от несчастий и болезней.

Изображение
Фото 2. Амулет от болезней и несчастий. Фото А. Павлова



Семейными амулетами, передававшимися по наследству, символами деторождения, были фигурки птичек (кукушек), выре­занные из дерева и помещенные в сумочку-омирук (душехрани­лище), сшитую из ровдуги и выстланную оленьим волосом (фото 3).


Изображение
Фото 3. Семейный амулет — душехранилище нерожденных людей. Фото А. Павлова


По представлениям эвенков, души нерожденных людей жили в Верхнем мире в виде птичек. Дух-хозяин Верхнего мира посылал эти души на землю в виде волосков, и, попадая в тело женщины, они давали плод. У некоторых эвенков это был амулет — охрани­тель детских душ, поскольку считалось, что при болезни детей их души покидают тело, возвращаются в родовое душехранилище, и для того чтобы душа больше не покидала тела ребенка, во вре­мя шаманского обряда изготовлялись две птички и вшивались в одежду ребенка (3, с. 90).

Сумочка-омирук, изображенная на фото 3, имеет одну осо­бенность: ее горловина, хотя и имеет отверстия для ровдужной вздержки, зашита кусочком кожи. Возможно, этот амулет имел двойное назначение: охранителя детских душ и амулета, способ­ствовавшего деторождению.

Интересен женский амулет от бесплодия (фото 4). Он пред­ставляет собой коробочку из бересты цилиндрической формы, на которую надет чехол из ткани на ровдужной вздержке. В ко­робочке устроено гнездо из оленьего волоса, в которое помеще­ны антропоморфная фигурка и фигурка птички. Известно, что от божества Верхнего мира зависело рождение людей. Птичка олицетворяет, вероятно, нерожденную душу человека, а антро­поморфная фигурка — духа-хозяина Верхнего мира, к которому, открыв коробочку, можно обращаться с просьбой о рождении ребенка.


Изображение
Фото 4. Женский амулет от бесплодия. Фото А. Павлова


Все амулеты переданы в музей в 1980 году эвенком Л.П. Сычегиром. Изготовлены амулеты в середине ХХ века, что свидетель­ствует о том, что и в это время у эвенков существовали и испол­няли свои функции шаманы, без действий которых эти предметы не были бы амулетами.



ЛИТЕРАТУРА
Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год
http://www.pribaikal.ru/iaz-item/article/12188.html
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя