Колдовской талисман в современной армянской народной культуре

Аватара пользователя
Абибра
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Ср сен 27, 2017 5:53 pm
Интересы в магии: Чернокнижие, свечная магия

Колдовской талисман в современной армянской народной культуре

Непрочитанное сообщение Абибра » Чт фев 22, 2018 4:59 pm

Аналоги понятия «порча» в современном армянском языке обозначаются целым рядом терминов (кап, гир, ачк, навс, шоршоп и др.) в зависимости от способа нанесения и характера вреда (сглаз, одержимость и др.). Собственно колдовство (вредоносные действия или магические предметы) в основном сводится к понятиям кап и гир либо тухт у гир. Гир (дословно «письмена») — это талисман, написанный арабскими буквами. Если в тексте есть цифры, значит, он содержит в себе колдовство, а если только буквы — значит, это молитва. Кап — это зашитые в одежду или постель жертвы волосы, куски тканей и нити. Некоторые делят колдовство на гир, т.е. письмена, которым обозначается любой колдовской предмет, и тхти гир, т.е. письмена на бумаге. Это хорошо иллюстрирует современное развитие понятия гир, обозначавшего ранее письменный талисман, а теперь колдовской предмет, а чаще и то и другое, подбрасываемые жертве и наводящие порчу. Кап, капел— прежде всего действие — завязывание, закрытие, зашивание и, соответственно, его результат — связанные, зашитые удача, счастье, плодоносная сила. Так, во время свадеб специально следили, чтобы невесту и жениха «не завязали».
Описания рукописных колдовских талисманов сохранились в источниках начала XX в., большое количество которых хранится в Институте древних рукописей Матенадаране . Что касается предметных талисманов, то упоминания о них в источниках очень скудны и неопределенны. Так, в житии св. Геворка Скевраци (источник XIII в.) упоминается женщина с колдовскими свертками и костями мертвецов.
Гир в виде свертка, коробочки, ладанки злоумышленник по совету колдуна обычно прятал в доме жертвы (в пограничных местах, например в углах, на пороге или под ним, на ручке двери), во дворе, но чаще в вещах жертвы — одежде, постели (обычно в подушке или матрасе).
Гир либо находят случайно, либо его местонахождение определяет «антиколдун», гадалка, когда к ним обращаются за помощью, если с человеком что-то неладно.
Молодой женщине, обратившейся к «антиколдунье» по поводу своих семейных (сексуальных) проблем, та сообщила, что на нее наведена порча, и определила, что тухт у гир находится в подушке. По возвращении домой женщина нашла в подушке кулек арбузных косточек, семечко подсолнуха, пшеничное зерно, два уголька, а также перо, вымоченное в ее собственной крови. Чтобы избавиться от порчи, супругам надо было соблюсти сорокадневный пост, в течение которого следовало пить освященную воду, в которую «антиколдунья» опустила талисман — клочок бумаги с написанной по-арабски молитвой.
Еще одна женщина, у которой были проблемы с мужем, нашла вколотую в его костюм иглу, как и предсказывала «антиколдунья»: «В тот момент, когда ты найдешь иглу и попытаешься ее отколоть, к тебе подойдет женщина и постарается выбросить иглу в огонь. Но ты не дай ей это сделать, а если она все-таки сумеет ее выбросить, то выгреби иглу из-под золы и принеси мне». Вредительницей оказалась жена деверя, которой удалось выбросить иглу в камин. Принесенную иглу гадалка опустила в воду, и вода зашипела. Это означало, что игла была заговорена, но опасность миновала.
В качестве гира могут быть использованы «7 или 8 иголок, обмотанных красной нитью», «завернутые в мешочек фотография жертвы, черные нитки в узелках, разбитое зеркало», «сверток с чесноком, проткнутым иголками и обмотанным нитками», подвешенный на ручку входной двери, дохлая высохшая крыса, на которой куриной кровью написано слово «смерть», высушенная лягушка и пр. Вред, наносимый предмету (проткнутый чеснок, засохшая крыса, перо в засохшей крови), автоматически передавался жертве. Дополнительные компоненты усугубляли вредоносное действие. Например, перо в засохшей крови, сочетающееся с сухими зернами, возможно, должно было вызвать половое бессилие и бесплодие. Фотография в совокупности с черными нитками и разбитым зеркалом, вероятно, означает пожелание смерти (жертва перед обнаружением факта колдовства была при смерти). Многие «предметные письма» составлены из частей тела рыб, пресмыкающихся, грызунов (косточки, кожа, трупики), а также птиц (перья, пух). Встречается описание тухт у гира, сделанного из змеиной кожи с птичьими перьями в форме рыбы. Лягушки, змеи, рыбы, грызуны в армянских поверьях и фольклоре считаются существами хтонической природы, тесно связанными с целым рядом вредоносных духов (алк, тпха, каджк). Птицы также имеют отношение к фольклорным образам духов (например, пари). По материалам начала XX в. способы избавления от болезней, насылаемых духами тпха (бесплодие, выкидыши или смерть новорожденных), состояли именно в изготовлении аналогичных апотропеических талисманов из засушенных лягушек либо из частей лягушачьего тела (обмотанных нитками, с воткнутыми иголками и т.п.), так как этот дух в основном представлялся в виде лягушки.
В материалах начала XX в. по Ширакскому региону упоминается термин шоршоп в контексте рассказа о порче, в результате которой девушка стала одержимой (дословно «к ней прилип шоршоп». Упомянутая в начале статьи Алвард также использует этот термин для обозначения «силы» колдовских предметов. Обезвреживая колдовской талисман, она уничтожает шоршоп. Если хоть какие-нибудь компоненты колдовского талисмана не были найдены, то шоршоп, по словам Алвард, остается. Возможно, шоршоп тоже представлял собой зловредного духа, насылаемого колдовством.
Одним из наиболее распространенных и сильных компонентов колдовского талисмана является менструальная кровь. Ее достаточно подмешать к питью, по словам информантов, чтобы околдовать жертву, в основном мужчину. Также в нее окунают составляющие талисмана (перья, пух, нити и др.), используют для начертания колдовских знаков.
Гир «на бесплодие» может состоять из плодовых косточек, сухих зерен, лишенных жизнетворной влаги, символизируя отсутствие жизни, невозможность ее зарождения из семени жертвы, уподобляющимся этим сухим семенам.
Частыми компонентами как гира, так и апотропеических талисманов являются чеснок, перья, воткнутые иголки.
Информации о способах обезвреживания колдовства мало, так как люди в основном не запоминают их в деталях, а сами «антиколдуны» не очень охотно рассказывают о них. В целом обезвреживание может длиться достаточно долго — определенное число дней (как правило, символическое: 40, 7, 13). В процессе обезвреживания часто моделируется ситуация, воспроизводящая колдовской акт для его последующего разрушения. В одном из способов клиенту необходимо принести с собой 13 яиц, по 13 новых, неиспользованных иголок, разноцветных нитей, платков, свечей и один замок. Сначала «антиколдунья» связывает все платки в цепь. Иголками с вдетыми в них нитками она активно колет платки, а с ними и «глаз» злопыхателя, «заказавшего» жертву. Затем в течение 13 дней отвязывает по одному платку. Подобно этому, другая «антиколдунья» берет вместе две разноцветные нити, завязывает на них 7 или 8 узелков и в процессе снятия порчи одним резким движением развязывает узелки и выпрямляет нити над фотографией жертвы.
Иногда талисман «уничтожают» по-настоящему, например режут на части ножницами.
В этнографическом романе конца XIX в. описан процесс обезвреживания талисмана — возврат к истокам. Талисман, сделанный на родине и призванный приносить удачу, на чужбине становится вредоносным. Чтобы обезвердить талисман, «развязать» удачу, его надо вернуть в село, откуда родом страдающая семья, развернуть и положить на окно местного святилища.
После снятия порчи талисман надо отослать в мир иной, поэтому его выбрасывают в проточную воду, закапывают на кладбище, либо относят святому. Любопытно, что из 13 предметов, упомянутых выше, один остается у самой «антиколдуньи», таким образом подчеркивая ее пограничный статус, а 12 «отсылаются» святому (т.е. клиент «антиколдуна» относит их в любое святое место, называемое армянами сурб «святой», будь то церковь, развалины монастыря, святилище в виде камня, хачкара, дерева или часовни; обычно в таких местах можно увидеть импровизированный алтарь — или настоящий, если речь идет о церкви или монастыре, — куда складываются подношения).
Подобные способы колдовства особенно распространены в современной Армении для сведения счетов, изменения ситуации в семейных отношениях, когда скрытые конфликты невозможно разрешить иным способом.

Живая старина, 2006, № 4. Антонян Ю.Ю.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость