Репрезентация культа Баст в современной России

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Репрезентация культа Баст в современной России

Непрочитанное сообщение Цила » Пт апр 27, 2018 7:17 pm


© Кочеганова Полина Петровна, студент факультета гуманитарных наук
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Россия)


На сегодняшний день, говоря о неоязычестве в России как о важной составляющей религиозной и культурной жизни, нельзя не отметить такие, казалось бы, противоречащие национальной специфике языческих культов тенденции как эклектизм и некий космополитизм. Последний выражается, в том числе, и во взаимопроникновении традиций и обрядово-культовых действий в рамках разнородных движений и в заимствовании (распространении) культа далеко за пределы его географического (национального) ареала. Примером подобного космополитизма является медленное, но уверенное распространение в России кеметизма и одного из самых популярных его культов – культа Баст. Кеметизм или неокеметизм – современная политеистическая египетская религия. Её название происходит от термина «Кемет» – с египетского «земля» (tA-kmt – Та-кемет – чёрная земля)2. Движение было основано в 1988 г. в Чикаго бывшей последовательницей викканской традиции Тамарой Логан Сиуда. Феномен кеметизма представляет особый интерес, так как сочетает в себе казалось бы, противоположные, в рамках абсолютного большинства существующих классификаций, особенности. Как отмечает А. В. Гайдуков, в новом язычестве выделяют два направления: универсальное (эклектичное, «всемирное») и этническое, ориентированное на определённую народную традицию [Гайдуков 2016: 41]. Кеметизм сочетает в себе оба. Так, исидическое и кеметическое направления викканства относятся к универсальному типу с его синкретизмом (синтез монотеизма и политеизма)3 и природоориентированностью4. Оба они включены в концепцию тамеранской викки5. Этнический кеметизм репрезентуется посредством кеметического реконструкционизма – самого объёмного по числу действующих культов направления кеметизма. Адепты данного течения делают акцент на историческую преемственность. Их основной задачей является возрождение религиозных культов Древнего Египта до греко-римского периода. Приоритетным по объективным причинам считается этнический, а не национальный компонент. Так все сторонники кеметического реконструкционизма, в независимости от выбранного культа (культ Баст, культ Анубиса, культ Ра и др.) признают необходимым возрождение по мере возможности египетского

языка6[Quirke 2014: 7], использование древнеегипетского календаря (адаптированного под современную систему летоисчисления) и даже подобия социальной структуры времён Древнего Египта. Стоит сказать пару слов о современных нео-египетских движениях с вольной интерпретацией египетской и викканской традиций. Их последователи вдохновляются общими идеями, культурой Древнего Египта, но не включены в систему верований как таковую. К этой категории относятся египетская йога, различные эзотерические практики, программы духовного роста. Так, например, жрица нТр, основательница виртуального «Звёздного храма» Анна Иштар обосновывает свой интерес к кеметизму следующим образом: «несколько моих древних Ка всё ещё живут в Древнем Египте. Для меня это особенное время и место, это мир в котором стремление к безупречности, красоте, гармонии и совершенству – священная обязанность каждого человека, а поэтичность образов делает мир живым, каждая частичка которого божественна» [Звёздный храм]. Очевидно, что восприятие древнеегипетских верований в данном случае далеко от кеметических (в смысле реконструкции) и викканских концепций. Культ Баст является синкретичным, в том смысле, что сочетает в себе как черты кеметического реконструкционизма, так и некоторые моменты тамеранской викки. В его основе лежит почитание Баст (Бастет) – богини радости, веселья, любви, красоты, домашнего очага и плодородия, а также её второй ипостаси7 – грозной богини-львицы Сехмет. Богиня Баст часто отождествлялась с тождественной ей по функциям богиней Хатхор и даже на рукоятке систра8 их изображали вместе [Рак 2000: 56–57]. Культ богини изначально зародился в городе Бубастис, в период правления XXII династии (Бубастидов) в X–VIII вв. до н. э. Об исключительном статусе богини в указанный период свидетельствуют её эпитеты: aAt-pHty – Обладающая великой Силой; irt-ra – Око Ра; Hnwt-Taw-n-anx – Госпожа Дыхания Жизни; Hnwt-THn – Госпожа Великолепия; nbt-anx – Госпожа Жизни; nbtAwt-ib – Госпожа Удовольствия, владычица Обеих Земель, великая владычица Ишеру и др. [Лапис, Матье 1969: 160]. Появление этого культа в России связано с общей волной ремифологизации и возрождением интереса к этническим традициям, в том числе и древнеегипетской. Этому способствовали и новые социально-экономические и социально-культурные реалии постсоветской России. Во времена доминирующего материализма существование животных рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма. Массовые забои, отлов и истребление бездомных животных были стандартной процедурой в Советском Союзе. В современной России продолжается борьба активистов за права животных, культивирование идей гуманности, борьба с культурой потребления. На общей волне деятельности правозащитных организаций поднимается интерес и к культурным, религиозным аспектам этого вопроса, появляется особый интерес к зооморфным божествам, концепциям гармоничного соседства человека и окружающего его природного мира. «Первое, на что обращают внимание большинство исследователей неоязычества – это природоцентризм (как одна из важнейших и наиболее широко распространённых мировоззренческих установок), постулирующий идею природы как высшей ценности, рассматривающий человека и общество как своеобразные составляющие природной среды» [Гизбрехт 2016: 48]. Всплеск интереса к культу Баст в России выпадает на период 2008–2010 гг., что вполне соотносится с новым витком зоозащитного движения. Интересно, что связь движения

в защиту животных с формирование новой идеологии и религии отмечают не только сами адепты или зоозащитники, но и лица, занимающие диаметрально противоположную позицию: «на Западе нынче модно жалеть бездомных зверей. Или выступать против меха. Или отказываться от мяса. Религиозный фанатизм ушел в историю, а инстинкты остались. Вот и обратился весь пыл на квазирелигиозные цели типа защиты живой природы любой ценой, не щадя живота своего. Это их нравы и их проблемы. А нам бы хоть изредка людей не забыть пожалеть» [Со звериным гуманизмом 2010]. Подобного рода наблюдения имели место ещё в 2010 г. Связь экологических движений (движений в защиту природы и прав животных) и основных догматов веры подтверждают и сами адепты. Так, жрица Баст-Сехмет, последовательница культа Кошки Людмила Пругло отмечает, что «оценить численность адептов довольно затруднительно, поскольку в настоящий момент российский культ Кошки – в большей степени идеология, нежели религия. Согласно системе наших взглядов, благословения Баст заслуживает всякий человек, заботящийся о детях Богини; при этом он может быть приверженцем абсолютно любой конфессии. Также нередки случаи, когда человек осознанно причисляет себя к культу Кошки, но не считает нужным соблюдать ритуальные аспекты, ограничиваясь, например, сугубо зоозащитными. Как жрица должна сказать, что не вижу в этом ничего предосудительного, поскольку дела для нас всегда будут стоять выше слов – даже слов сакральных и молитвенных» [ЛПА]. Конечно, распространение культа Бастет в России обусловлено целым спектром различных факторов. Одним из важнейших является также традиция преемственности по отношению к западным культурным и религиозным реалиям: «На Западе кеметизм в целом популярнее, чем в России: довелось переводить множество эзотерической литературы, практик, медитаций и молитв от американских авторов. Однако о Баст вспоминают не так часто, гораздо больше внимания уделяется Сехмет. Мне известно о действующем храме Богини-львицы в штате Невада, расположенном неподалеку от знаменитой военной базы под названием “Зона 51”» [ЛПА]. Социологический портрет последователя культа Кошки составить достаточно сложно, однако не ввиду отсутствия сведений, а в связи с широтой взглядов, как неофитов, так и жречества. Сам концепт «кошки» в массовом сознании неразрывно связан с такими противоречивыми ассоциациями как «свобода», «независимость», «уют», «хищник», «ласка», разнородность присуща и его адептам. «Это связано, прежде всего, с антиавторитарным пафосом неоязыческого духа – целенаправленным позиционированием своей мировоззренческой системы в качестве свободной и отказывающейся от любых форм духовного принуждения и дисциплинарности» [Чудинов 2016: 202]. Культ не содержит ограничений по гендерным, национальным, возрастным и иным критериям: «среди нас и мужчины, и женщины, а также люди, не идентифицирующие себя с определённым гендером. Последователи Бастет всех профессий и возрастов, и все приходят к Богине своими путями». Условие только одно: «всем причисляющим себя к Культу Кошки следует заботиться о детях Бастет и Сехмет» [ЛПА]. Однако тот факт, что Баст – богиня, в первую очередь покровительствующая женщинам и материнству, определил превалирование адептов женского пола. Культ Баст нашёл широкое отражение в массовой культуре и искусстве (кинематограф, художественная литература, живопись, поэзия, прикладное творчество) как на исторической родине культа, так и в других странах, в том числе и в России9. Художественное и сакральное тесно переплетены между собой. Одно и то же произведение может восприниматься как стихотворение, и как молитва. Многие произведения являются отражением основных постулатов культа:
Не надо ко мне прижиматься своим эгрегором!
С моей точки отсчёта не видно твоих пророков,
«Буддистов» с огромным эго
И летающих макаронных монстров.
Адептов религии кошек не так уж много,
Но служащих Ей не счесть.
Наши когти и зубы, поверьте, сверкают остро –
Не в крестовых походах за «веру», а чтобы поесть;
Или отбить у собаки израненного котёнка;
Или в марте сразиться за чувство, что пахнет весной.
Человек, защищающий кошку, для нас – святой,
Не важно, какие молитвы читает в потёмках.
Говорят, демиург – это Он, но мы знаем Богиню-Мать.
Её ярко прославил египетский пантеон,
Потому Её дети нередко мяучат – «Баст»,
Но на небе столько же звезд, сколько Её имён

10.

В частности, в приведённом выше отрывке отражено неодобрение, но максимальная терпимость к другим религиозным движениям, догмат действия, а не веры; культ Богини матери и её детей – кошек (максимальная реконструкция), а также множественность ипостасей Богини. Обрядовый комплекс культа включает в себя как общие праздники, так и закрытые действа: месса, магические ритуалы, некоторые эзотерические практики. На вопросы, связанные с праздниками Богини, признаваемыми в России, нам ответила жрица БастСехмет Людмила Пругло: «Древнеегипетские праздники прописаны в годовом календарегороскопе, начало которого устанавливалось жрецами в соответствии с разливом Нила и гелиакическим восходом Сириуса над северной широтой самых крупных городов Древнего Египта. Из-за того, что древние египтяне не признавали високосные года, календарь регулярно сдвигался, и два важных явления в точности совпадали лишь раз в 1460 лет. Считалось, что именно столько длится полет Бенну, древнеегипетского феникса; и когда Бенну прилетает в Гелиополь, умирает и возрождается – начинается новая эра. Поскольку традиция кеметизма уже давно вышла за пределы территории Египта, ориентироваться на разлив реки Нил стало затруднительно и нерационально, зато астрологический аспект Календаря не утратил своей актуальности. Даты и предсказания не универсальны – они сдвигаются в зависимости от положения наблюдателя, или же избранных мест силы его божеств-покровителей. В настоящее время среди кеметистов часто применяется синхронизация по Александрии: первый день Тота – 19 июля. Также распространён вариант начала года 16 июля. Культ Кошки ориентируется по гелиакическому восходу Сириуса над священными городами Баст и Сехмет – северной широте Бубастиса и Мемфиса. Следовательно, для приверженцев культа год начинается 23 июля; эта дата символично совпадает с воцарением на небе зодиакального знака Льва. Что же касается прославления Баст, то в доступном нам переводе Каирского календаря упоминания о фестивале отсутствуют. Однако, в тексте Канопского декрета подтверждается, что праздник Богини отмечался в первый день месяца Пайни – это 15 апреля по «Александрийской» синхронизации, и 19 апреля для последователей культа Кошки. Переводчик Канопского декрета, S. Birch, также упоминает, что праздник Бастет носил название Bubasteia (Бубастейя). Описание Бубастейи присутствует у Геродота во второй книге «Истории», однако оно в равной степени может относиться к первому дню месяца Пайни (Хенет-Хети-Перти) и десятому дню месяца Паофи (Менхет)» [ЛПА].
Таким образом, в отношении праздников имеет место полная историческая и религиозная реконструкция, максимально приближенная к реалиям того времени. Реконструируется и сама религиозная служба, от религиозной атрибутики до последовательности действий жреца и жрицы и подношений богине. В частности, во время мессы используется систр. Как и любое новое религиозное движение, культ Баст базируется на ряде священных книг и определённом пласте теоретических исследований в данной области. О священных книгах и выдающихся деятелей для российского культа Кошки рассказывает Людмила Пругло: «Я бы отметила вклад жриц Сехмет из храма в штате Невада, хотя они в большей степени практики, нежели теоретики. Также довольно интересны работы Роуз Шэрон, аналогично посвящённые львиному аспекту культа. Вызывает сожаление лишь то, что о Баст говорится гораздо меньше. Не священной, но достаточно значимой для нас является древнеегипетская «Книга Небесной Коровы», также известная, как «Книга Коровы» – это мифологическая история периода Нового Царства, предположительно переписанная с текстов периода Среднего Царства. Она повествует о дуалистичном аспекте культа и объясняет важную роль божественных ипостасей. Ярость Львицы, которая обрушилась на людей, являет собой своеобразное представление об Апокалипсисе, но при этом не лишает надежды» [ЛПА]. Последний аспект, который будет освещён в рамках данного обзора – это организационное состояние российского культа Баст. На сегодняшний день культ Баст не имеет единого центра и представляет собой в основном адептов или небольшие их группы, объединённые в единое целое посредством виртуального пространства. Проводятся закрытые мессы и акции в защиту животных, но массовые праздники и службы не отправляются. Представители жречества отвечают в основном за теоретикометодологическое и идеологическое поддержание культа. Так, интервьюируемая, Людмила Пругло, адаптировала для последователей этого культа древнеегипетский календарьгороскоп, занимается переводом и адаптацией ритуалов с египетского, а также является создательницей крупнейшего в социальной сети «ВКонтакте» сообщества, посвящённого богине Баст [Интервью со жрицей 2017]. Идейную и моральную поддержку в распространении культа оказывает Международная языческая федерация11. Также жреческий состав активно сотрудничает со сторонними экспертами, в том числе с переводчиком уроков Алана Гарднера. Подобное сотрудничество позволит читать молитвы и заклинания не только на египетском, но и на коптском. Таким образом, сегодня культ Бастет в России представляет собой развитую идеологическую систему, теснейшим образом связанную с зоозащитной деятельностью и реконструкцией древнеегипетского культа. Культ содержит концепции и положения, свойственные викканскому универсальному направлению кеметизма. Организационная слабость и недооформленность движения замещается проработанными теоретикометодологическими основами культа, а также осуществляемыми в рамках него адептами индивидуальными ритуальными и эзотерическими практиками.

Источники и материалы
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость