Иконография богини Бастет
Добавлено: Сб авг 04, 2018 12:02 am
Большое место в мифологии Древнего Египта занимают боги и богини,
принимающие кошачий облик. Одной из самых известных является богиня музыки, радости, веселья, плодородия и деторождения, домашнего очага богиня-кошка Бастет.
К сожалению, исследователи лишь вскользь обращаются к иконографии Бастет, и мы не имеем в своем распоряжении никаких научных работ конкретно по стилистике и особенностям изображения этой богини.
Стела со священными кошками из Дейр эль-Мединэ. XIX-XX династии
Эшмоловский музей, Оксфорд.
Большое внимание нужно уделить иконографии Бастет в разные исторические периоды. Для этого нужно выделить определенные типы её изображения. Это позволит не только изучить развитие культа и масштабы его распространения в египетской мифологии, но и определить, какую именно ипостась принимает эта богиня в том или ином произведении искусства, что позволит закрепить конкретные иконографические особенности именно за ней. Однако существуют сложности, связанные с определением её места в пантеоне и фиксацией за ней определенных функций.
Богиня Бастет в раннем периоде своего существования, вероятно, имела
львиноподобный облик, и лишь с периода Среднего царства «превратилась» в кошку. Согласно одной из египетских легенд, Сехмет в момент своего умиротворения, выходя из озера, превратилась в кошку Бастет. Таким образом, Бастет и ее слуги — кошки — считались символами умиротворения опасных сил, включая гневную Сехмет.
'Охота на Ниле' - фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II
тысячелетия до н. э.
Культ Баст к концу Древнего царства начинает сливаться с культами Тефнут, Сехмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Баст отождествлялась с Мут и Хатхор; в поздний период Баст - доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Исидой. Еще одним аргументом в вопросе неразрывной связи служит то, что в некоторых областях Египта запрещалась охота на львов в дни празднования в честь Бастет.
Главная трудность для исследователей состоит в том, что «переход» от Бастет к Сехмет и другим львиноподобным богиням практически неуловим. Они являются различными ипостасями одной божественной силы. Отсюда следует, что тот или иной облик напрямую зависит от обстоятельств и отдельных нюансов исполняемой функции.
Роспись из гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия.
Самый ранний храм богини был открыт в Бубастисе египетским ученым Хабаши. Он был построен фараонами VI династии и достраивался последующими правителями. Расцвет Бубастиса (Пер-Баст), и культа Бастет в целом пришелся на XXII династии (945-715 гг. до н.э.), которые происходили из «Дома Бастет», Пер-Баст. Геродот в V веке до н. э. довольно подробно описывал как сам храм Бубастиса, так и ежегодное празднество, посвященное Бастет. Кроме Бубастиса, культ Бастет получил распространение и в других местах: в Мефисе, Иуну, Фивах, Эсне, кладбища священных кошек были найдены в таких областях как Спеос Артемидос (носивший в древности название Та Инет Шетаит),
Танисе, Гизе, Ахмиме, Абидосе, Дендер, оазисе Дахла.
Солнечный кот и кошка были объектами почитания на ряде стел из Дейр эль Мединэ (XIX-XX династии)(рис.1). Двуполость этих кошек подчеркивается постоянным смешением указателей рода и, скорее всего, речь идет о Ра и его дочери, которую птолемеевские тексты в храме Дендеры называют Раит, или Ра в женском роде. Центральную часть стелы занимает текст гимна от лица умершего и его супруги, чьи имена так не были указаны. С развитием образа кота в мифологических представлениях, его все чаще начали связывать непосредственно с солнечным божеством. Подобное имеет место в ряде легенд, где кот выступает как странник через пространство иного мира. В только «Литаниях Ра» Солнце предстает в облике кота дважды.
На другой стеле, выполненной для начальника мастеров Пашеду, изображены «кошка, владычица небес» и «прекрасный гусь Амона», причем текст уточняет, что речь идет о священной кошке богини Мут, супруги Амона, в культе которой это животное играло значимую роль.
Ра в облике Кота. Фрагмент виньетки из Книги мертвых Хунефера. XIX дин.
Британский музей, Лондон. - Британский музей
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Кошка Бастет. Бронза. 26 династия. Торги Сотби за 2009.
Первое упоминание о домашней кошке встречается в период XI династии: мать одного из чиновников Ментухотепа носила имя Миу. Место кошки в жизни древнего египтянина показывают различные бытовые сценки в росписях стен храмов и гробниц. Красивая пятнистая кошка показана в сцене охоты на фиванской гробнице (№181)(рис.2), поедающая рыбу кошка из гробницы Нахта в Фивах (рис.3). Множество изображений кошек присутствуют на остраконах, которые иллюстрируют эпос и сказания: Ра, в облике кота убивающий змея Апопа (рис.4), кот пасущий гусей (рис.5) и пр. Древнейшие изображения кошки (амулеты из кости и фаянса) в религиозном контексте были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения. Что касается мелкой пластики-большинство изображений Бастет относится к периоду Нового и Позднего царства. Более ранние изображение либо довольно плохо сохранились, либо редки для построения хорошо обоснованной теории иконографии и выявления тенденций изменения. Иконография богини Бастет чрезвычайно разнообразна, но вполне поддается классификации. Обратимся к мелкой пластике, так богатой кошачьими изображениями. Они создавались из различных материалов. В Среднем царстве распространенными материалами были: алебастр, гипс, дерево, фаянс, а бронза и терракота — более популярная в Новом и Позднем царстве. Можно выделить два основных типа: зооморфный и смешанный (антропоморфный с головой кошки).
Кот, пасущий гусей. Остракон XIX-XX династии
Наиболее часто встречается Бастет в виде стройной женщины с кошачьей головой и рядом характерных атрибутов. Богиня одета в узкое, доходящее до щиколоток, платье из полосатой материи. Шея и руки украшены браслетами и ожерельями. В прижатой к груди правой руке она держит эгиду с изображением головы кошки. С левого плеча Бастет свисает маленькая круглая плетеная корзинка, а в правой руке располагается символ богини музыки — систр, музыкальный инструмент-трещотка. Подобные статуэтки имеются в коллекции четы Лангтон в Лондоне, Эрмитаже, Берлине, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Хильдесгейме(рис.6,7). Иногда такая фигура изображается с котятами.
Примером может являться статуэтка Бастет с четырьмя котятами из Британского музея (рис.8) Вполне вероятно, количество котят связано с символическим обозначением сторон света, на которые распространяется благосклонность богини.
Статуэтки Бастет. Бронза. Поздний период. Эшмоловский музей.Оксфорд.
Наряду с антропоморфными статуэтками имеются и изображения в виде кошки. Она обычно сидит на задних лапах с обвитым вокруг них хвостом и выставленными вперед передними лапами. Здесь выступают свои особенные атрибуты: на голове кошки располагается скарабей, один из отличительных особенностей главной священной кошки храма. Шея украшена нарядным воротником, на котором так же изображен скарабей, перемещающий солнечный диск по небу, и медальон с оком Гора. Если скарабей непосредственно связан с солярной символикой, то око Гора означает Луну (реже Солнце).В одном или обоих ушах имеется серьга. В некоторых случаях, преимущественно в Поздний период, это украшение встречается и в носу: это, вероятно, можно объяснить культурной традицией, принесенной нубийской XXV династией.
1-Богиня Бастет. Бронза. Поздний период. Лейденский музей.
2-Статуэтка богини Бастет. Бронза. XXVI дин. Британский музей, Лондон.
Трактовка мордочки, ушей и тела напрямую зависит от общей специфики иконографии конкретного периода: так, поджарое тело с выступающими ключицами больше характерно для статуэток кошек XXII династии(рис.9), более округлые и мягкие формы свойственны позднединастическому периоду — птолемеевскому (рис.10).
Кошка. Дерево. XXII-XXVI династия. Торги Сотби за 2010.
© Рекеда А.A.
НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Саратов, Россия
принимающие кошачий облик. Одной из самых известных является богиня музыки, радости, веселья, плодородия и деторождения, домашнего очага богиня-кошка Бастет.
К сожалению, исследователи лишь вскользь обращаются к иконографии Бастет, и мы не имеем в своем распоряжении никаких научных работ конкретно по стилистике и особенностям изображения этой богини.
Стела со священными кошками из Дейр эль-Мединэ. XIX-XX династии
Эшмоловский музей, Оксфорд.
Большое внимание нужно уделить иконографии Бастет в разные исторические периоды. Для этого нужно выделить определенные типы её изображения. Это позволит не только изучить развитие культа и масштабы его распространения в египетской мифологии, но и определить, какую именно ипостась принимает эта богиня в том или ином произведении искусства, что позволит закрепить конкретные иконографические особенности именно за ней. Однако существуют сложности, связанные с определением её места в пантеоне и фиксацией за ней определенных функций.
Богиня Бастет в раннем периоде своего существования, вероятно, имела
львиноподобный облик, и лишь с периода Среднего царства «превратилась» в кошку. Согласно одной из египетских легенд, Сехмет в момент своего умиротворения, выходя из озера, превратилась в кошку Бастет. Таким образом, Бастет и ее слуги — кошки — считались символами умиротворения опасных сил, включая гневную Сехмет.
'Охота на Ниле' - фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II
тысячелетия до н. э.
Культ Баст к концу Древнего царства начинает сливаться с культами Тефнут, Сехмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Баст отождествлялась с Мут и Хатхор; в поздний период Баст - доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Исидой. Еще одним аргументом в вопросе неразрывной связи служит то, что в некоторых областях Египта запрещалась охота на львов в дни празднования в честь Бастет.
Главная трудность для исследователей состоит в том, что «переход» от Бастет к Сехмет и другим львиноподобным богиням практически неуловим. Они являются различными ипостасями одной божественной силы. Отсюда следует, что тот или иной облик напрямую зависит от обстоятельств и отдельных нюансов исполняемой функции.
Роспись из гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия.
Самый ранний храм богини был открыт в Бубастисе египетским ученым Хабаши. Он был построен фараонами VI династии и достраивался последующими правителями. Расцвет Бубастиса (Пер-Баст), и культа Бастет в целом пришелся на XXII династии (945-715 гг. до н.э.), которые происходили из «Дома Бастет», Пер-Баст. Геродот в V веке до н. э. довольно подробно описывал как сам храм Бубастиса, так и ежегодное празднество, посвященное Бастет. Кроме Бубастиса, культ Бастет получил распространение и в других местах: в Мефисе, Иуну, Фивах, Эсне, кладбища священных кошек были найдены в таких областях как Спеос Артемидос (носивший в древности название Та Инет Шетаит),
Танисе, Гизе, Ахмиме, Абидосе, Дендер, оазисе Дахла.
Солнечный кот и кошка были объектами почитания на ряде стел из Дейр эль Мединэ (XIX-XX династии)(рис.1). Двуполость этих кошек подчеркивается постоянным смешением указателей рода и, скорее всего, речь идет о Ра и его дочери, которую птолемеевские тексты в храме Дендеры называют Раит, или Ра в женском роде. Центральную часть стелы занимает текст гимна от лица умершего и его супруги, чьи имена так не были указаны. С развитием образа кота в мифологических представлениях, его все чаще начали связывать непосредственно с солнечным божеством. Подобное имеет место в ряде легенд, где кот выступает как странник через пространство иного мира. В только «Литаниях Ра» Солнце предстает в облике кота дважды.
На другой стеле, выполненной для начальника мастеров Пашеду, изображены «кошка, владычица небес» и «прекрасный гусь Амона», причем текст уточняет, что речь идет о священной кошке богини Мут, супруги Амона, в культе которой это животное играло значимую роль.
Ра в облике Кота. Фрагмент виньетки из Книги мертвых Хунефера. XIX дин.
Британский музей, Лондон. - Британский музей
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Кошка Бастет. Бронза. 26 династия. Торги Сотби за 2009.
Первое упоминание о домашней кошке встречается в период XI династии: мать одного из чиновников Ментухотепа носила имя Миу. Место кошки в жизни древнего египтянина показывают различные бытовые сценки в росписях стен храмов и гробниц. Красивая пятнистая кошка показана в сцене охоты на фиванской гробнице (№181)(рис.2), поедающая рыбу кошка из гробницы Нахта в Фивах (рис.3). Множество изображений кошек присутствуют на остраконах, которые иллюстрируют эпос и сказания: Ра, в облике кота убивающий змея Апопа (рис.4), кот пасущий гусей (рис.5) и пр. Древнейшие изображения кошки (амулеты из кости и фаянса) в религиозном контексте были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения. Что касается мелкой пластики-большинство изображений Бастет относится к периоду Нового и Позднего царства. Более ранние изображение либо довольно плохо сохранились, либо редки для построения хорошо обоснованной теории иконографии и выявления тенденций изменения. Иконография богини Бастет чрезвычайно разнообразна, но вполне поддается классификации. Обратимся к мелкой пластике, так богатой кошачьими изображениями. Они создавались из различных материалов. В Среднем царстве распространенными материалами были: алебастр, гипс, дерево, фаянс, а бронза и терракота — более популярная в Новом и Позднем царстве. Можно выделить два основных типа: зооморфный и смешанный (антропоморфный с головой кошки).
Кот, пасущий гусей. Остракон XIX-XX династии
Наиболее часто встречается Бастет в виде стройной женщины с кошачьей головой и рядом характерных атрибутов. Богиня одета в узкое, доходящее до щиколоток, платье из полосатой материи. Шея и руки украшены браслетами и ожерельями. В прижатой к груди правой руке она держит эгиду с изображением головы кошки. С левого плеча Бастет свисает маленькая круглая плетеная корзинка, а в правой руке располагается символ богини музыки — систр, музыкальный инструмент-трещотка. Подобные статуэтки имеются в коллекции четы Лангтон в Лондоне, Эрмитаже, Берлине, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Хильдесгейме(рис.6,7). Иногда такая фигура изображается с котятами.
Примером может являться статуэтка Бастет с четырьмя котятами из Британского музея (рис.8) Вполне вероятно, количество котят связано с символическим обозначением сторон света, на которые распространяется благосклонность богини.
Статуэтки Бастет. Бронза. Поздний период. Эшмоловский музей.Оксфорд.
Наряду с антропоморфными статуэтками имеются и изображения в виде кошки. Она обычно сидит на задних лапах с обвитым вокруг них хвостом и выставленными вперед передними лапами. Здесь выступают свои особенные атрибуты: на голове кошки располагается скарабей, один из отличительных особенностей главной священной кошки храма. Шея украшена нарядным воротником, на котором так же изображен скарабей, перемещающий солнечный диск по небу, и медальон с оком Гора. Если скарабей непосредственно связан с солярной символикой, то око Гора означает Луну (реже Солнце).В одном или обоих ушах имеется серьга. В некоторых случаях, преимущественно в Поздний период, это украшение встречается и в носу: это, вероятно, можно объяснить культурной традицией, принесенной нубийской XXV династией.
1-Богиня Бастет. Бронза. Поздний период. Лейденский музей.
2-Статуэтка богини Бастет. Бронза. XXVI дин. Британский музей, Лондон.
Трактовка мордочки, ушей и тела напрямую зависит от общей специфики иконографии конкретного периода: так, поджарое тело с выступающими ключицами больше характерно для статуэток кошек XXII династии(рис.9), более округлые и мягкие формы свойственны позднединастическому периоду — птолемеевскому (рис.10).
Кошка. Дерево. XXII-XXVI династия. Торги Сотби за 2010.
© Рекеда А.A.
НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Саратов, Россия