Поклонение кошкам в Египте

Аватара пользователя
Ёкай
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Вс янв 14, 2018 10:56 am
Интересы в магии: Графика и знаки, Ба Цзы, некромагия(учусь здесь), разные виды мантики.

Поклонение кошкам в Египте

Непрочитанное сообщение Ёкай » Чт фев 22, 2018 3:42 pm

«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.





Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго. Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света.

Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов. В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра, Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню. Несмотря на гневливый характер, была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом.

Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти.

Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э). Закон был также на стороне этого священного животного.

За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни. Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах).

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам. Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники не поскупились изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Аватара пользователя
Alberti
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн сен 11, 2017 2:55 pm
Интересы в магии: Собиратель магических историй

Re: Поклонение кошкам в Египте

Непрочитанное сообщение Alberti » Сб мар 17, 2018 10:37 am

В Египте найден храм богини-кошки


Одна из найденных статуй богини-кошки.

Эллинистический Египет был образован после завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до нашей эры. Государством со столицей в Александрии управляла династия Птолемеев, начало которой положил Птолемей I, один из соратников Македонского. Птолемеи правили до 30 года до нашей эры, пока последняя царица династии Клеопатра не покончила с собой, опасаясь плена римского императора Октавиана Августа.

Открытие интересно не только тем, что в городе впервые находят святилище богини Баст, но и сопутствующими находками — тремя кошачьими статуями и фигуркой этого млекопитающего. Баст (или Бастет) — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, ее изображали в виде львицы.

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр (музыкальный инструмент), а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой.

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Раскопки производились группой квалифицированных археологов с помощью 18 экскаваторов. По словам археолога Мохаммеда Абдель Максуда, руководившего раскопками, храм может привести ученых к открытию целого квартала дворцов Птолемейской династии в Александрии. Находка также подтверждает теорию о том, что греческая династия египетских правителей продолжала поклоняться богине-кошке. Храм был построен во времена правления третьего царя Эллинистического Египта Птолемея III Эвергета (246?221 годы до н. э.) для его супруги Береники II. Береника родила мужу четверых детей и была убита по приказу собственного сына, ставшего Птолемеем IV.

Размеры храма составляют 60 метров в длину и 15 — в ширину. Сам храм почти не сохранился. По мнению генерального секретаря египетского Высшего совета по делам древностей Захи Хавасса, святилище было разрушено в конце правления династии Птолемеев и после Птолемейского периода сооружение использовалось как каменоломня, чем и объясняется отсутствие большого количества каменных блоков. Несмотря на многовековое разграбление, в руинах комплекса уцелело и обнаружено более 600 ценных предметов: бронзовые статуи различных древнеегипетских божеств, терракотовые фигурки покровителя ремесел Птаха и царственности — Гора, глиняные горшки, римский бассейн и даже гранитная статуя высокопоставленного чиновника, датируемая 205–222 годами до нашей эры, сообщил глава раскопок в Нижнем Египте Мохаммед Абдель Максуд.



До последнего времени считалось, что отправление культа Бастет практически сошло на нет с упадком древнеегипетской династии правителей, на смену которым пришли греки Птолемеи — царская династия, основанная одним из военачальников Александра Македонского и правившая Египтом в IV-I веках до н.э. Находка опровергает эту устоявшуюся теорию.
Современная Александрия построена на руинах древней столицы, поэтому, как полагают археологи, им предстоит открыть ещё многое. Да и в Египте в целом ещё осталось немало тайн, чему свидетельство находки последнего времени. Не так давно благодаря инициативе SCA был пересмотрен статус строителей пирамид, найден> языческий храм в мечети, открыта новая пирамида (а безголовая – даже во второй раз) и загробная ладья №2.

По материалам BBC News, Discovery News и ИТАР-ТАСС.
Эта статья была опубликована: Вторник, марта 9, 2010
http://j-times.ru/egipet/v-egipte.html#more-155

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя