Зевс, бог неба: царство воли и власти
Добавлено: Вт мар 20, 2018 4:50 am
Вооруженный грозным оружием – молнией, – он был властелином Неба, богом Дождя, повелителем Туч. Он был могущественнее всех остальных богов, вместе взятых.
И все же не был он ни всемогущим, ни всеведущим.
Эдит Гамильтон, "Мифология"
Божественный Зевс во всей своей славе является нам как свет и несет свет и осознание людям. В темном же своем проявлении он выступает как враг жизненной силы, – закостеневший в правилах и законах, сопротивляющийся любым переменам, боящийся любого изменения статус-кво.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Зевс – главный и самый могущественный из олимпийских богов. Как олимпийский небесный бог, он правил с Олимпа – высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону – море, а Гадесу – подземный мир. Земля и гора Олимп находились в совместном владении, однако Зевсу с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей.
Небо очень отличается от моря и подземного мира, – как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю – утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого кругозора. С заоблачной высоты мы видим лес, но не различаем отдельные деревья.
Зевс – это бог-громовержец, его символ – молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением. Будучи подателем дождя, Зевс также обеспечивает растения условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека.
Как и все успешные правители, Зевс был умелым стратегом и владел искусством создания союзов, – что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим.
Человек уподобляется Зевсу, когда стремится к власти и положению в обществе – либо ради самой власти над другими, либо для того, чтобы осуществить свои мечты и как-то изменить мир. Царство Зевса – это мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью, – от легендарного короля Артура и исторического римского императора Августа Цезаря и до современных политических лидеров, включая премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тэтчер на собственном примере продемонстрировала, что небесное царствование принадлежит не только мужчинам, но является ориентацией на обретение власти и умение действовать решительно.
Наиболее существенно, с психологической точки зрения, – особенно на фоне царств Посейдона и Гадеса – то, что небо представляет определенную сознательную позицию, точку зрения, ставящую самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств.
Зевс как бог
Зевс (в римской мифологии – Юпитер) был высшим из греческих олимпийских богов. Это небесный бог-громовержец, правивший Олимпом. Животное, символизирующее Зевса, – орел. Зевса называли Собирателем Туч, Посылающим Попутный Ветер, а также Отцом Богов и Людей (хотя, согласно греческой мифологии, он не является их праотцом; некоторые боги были его братьями и сестрами, и он не создавал и не зачинал человечество). Он наделял царей властью, охранял их права и авторитет, следил за соблюдением законов и наказывал нарушителей.
Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии.
Величие – лишь один аспект Зевса. Еще он был известным развратником, чьи амурные похождения служили источником вдохновения для многих поколений художников.
Его имя восходит к индоевропейскому корню дью, что означает светить. Свет и власть – два важнейших его атрибута.
Генеалогия и мифология
Историю рождения Зевса я уже рассказала во второй главе этой книги ("Отцы и сыновья"). Он был самым младшим и последним сыном Кроноса и Реи. До Зевса у этой пары родились еще два сына и три дочери, но все они были проглочены Кроносом.
Рея спасла Зевса, подсунув Кроносу вместо младенца завернутый в пеленки камень. Затем Зевса спрятали в одной из пещер Крита, где его вырастила нимфа (или, согласно другим историям, коза).
Став взрослым, Зевс убедил мудрую Метиду дать Кроносу рвотное средство, чтобы тот изверг из себя братьев и сестер. Затем, объединившись с братьями, Посейдоном и Гадесом, а также заручившись помощью других союзников, Зевс пошел войной на Кроноса и титанов, которые тогда правили миром с Олимпа. Десятилетняя война за власть увенчалась победой Зевса. В этом противостоянии Зевс проявил себя как искусный стратег, умеющий заключать выгодные союзы, ибо победить ему удалось благодаря тому, что он привлек на свою сторону циклопов и сторуких* (которые согласились помогать Зевсу в благодарность за то, что он дал им свободу). Циклопы подарили Зевсу его громы и молнии, а могучие сторукие были незаменимыми воинами, ибо каждый из них метал камни сотней рук.
* Сторукие (гекатонхейры) – в греческой мифологии чудовища, порожденные Геей и Ураном. Их трое – Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из них пятьдесят голов и сотня рук. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, отправлял их в недра Земли. Сторукие – пример объединения олимпийской мощи Зевса и древних стихийных сил ("Мифы народов мира", энциклопедия). – Прим. ред.
Зевс и его супруги
Покончив со своим отцом Кроносом и титанами, Зевс вступает в связи с женскими божествами, нимфами и смертными женщинами. В результате появляется на свет большинство олимпийцев следующего поколения и множество полубогов, получивших от отца божественные качества. Гесиод перечисляет семь официальных браков Зевса. Последней его супругой была Гера. Весь список таков: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемосина, Лето и Гера. Большинство из этих жен были "старые" богини, то есть им поклонялись до того, как к власти пришел Зевс, – но их народы потерпели поражение от греков, после чего эти божества были подчинены Зевсу.
Первой женой была известная своей мудростью богиня Метида, мать Афины. Второй женой стала титанида Фемида, богиня справедливости и правосудия; она стала матерью мойр, богинь судьбы, а также гор, управляющих временами года и временем. От Эвриномы родились хариты, вносящие в жизнь радость, веселье и изящество. От брака с сестрой-олимпийкой Деметрой родилась Персефона. Мнемосина (память) родила девятерых муз. Шестая жена, Лето, еще одна титанида, дала жизнь близнецам Аполлону и Артемиде.
Зевс и Гера
Олимпийка, дочь Реи и Кроноса, Гера была по рангу равна Зевсу. Зевс вознамерился соблазнить ее и принял облик дрожащего от холода кукушонка. Увидев несчастного птенчика, Гера пожалела его и прижала к груди, чтобы согреть, – в тот же миг Зевс принял свой истинный облик и попытался овладеть Герой. Но она отвергала его домогательства до тех пор, пока Зевс не пообещал на ней жениться. Сыграли свадьбу, и медовый месяц длился три сотни лет, после чего Зевс снова предался разврату. Греческая мифология полна рассказов о его любовных похождениях и о том, как мстила соперницам униженная Гера.
Хотя ныне брак между Герой и Зевсом известен прежде всего как притча об "окончании медового месяца" (с легкой руки Гомера), в Греции Геру очень чтили как богиню брака. Весной проводили ритуал почитания Геры-Девственницы. Летом или осенью – в ритуале священного брака с Зевсом как Подателем Завершения, или Совершенства, – Геру чтили как Завершенную, или Совершенную. Зимой проводился траурный ритуал, посвященный Гере-Вдове (хотя Зевс никогда и не умирал), ежегодно свершающей обряд уединения. Весной образ Геры окунали в водоем, откуда она возвращалась девственницей как Гера-Дева.
Зевс-развратник
У Зевса было не менее двадцати трех романов, в результате которых родилось множество знаменитых потомков, включая двух олимпийских богов: бог-вестник Гермес, чьей матерью была Майя, и экстатический бог вина и виноделия Дионис, чьей матерью была смертная женщина Семела. Согласно Гомеру, Зевс был также отцом Афродиты от морской нимфы Дионы.
Соблазняя смертных женщин, Зевс нередко принимал нечеловеческий облик. Так, оплодотворяя Данаю, он принял вид золотого дождя, в результате чего родился герой Персей; Антиопе он явился в облике сатира; Леде – в облике лебедя; похищая Европу, превратился в белого быка.
Другая женщина и ее потомство всегда становились объектами гнева Геры. Зевсу обычно не удавалось надежно скрыть своих любовниц, даже когда он превратил Ио в корову, а Каллисто – в медведицу. Ему неизменно удавалось спасти потомство, рожденное в результате своих похождений, но женщин он нередко уберечь не мог, и на них обрушивался гнев Геры.
Зевс и Ганимед
Зевс, – как это было принято в греческой культуре, представителем которой он является, – не ограничивал свою чувственность только женщинами. Ганимед, прекрасный троянский юноша, взятый на Олимп, чтобы быть виночерпием Зевса, согласно большинству источников, также был его любовником. Юношу унес из дома то ли ураган, то ли орел Зевса. Затем Зевс отправил Гермеса, чтобы тот утешил отца Ганимеда и передал в качестве компенсации двух прекрасных коней (или, согласно другой версии, золотую виноградную лозу). В Риме Ганимеда также называли Катамитом, откуда произошло английское слово catamite (мальчик на содержании у педераста). Он увековечен в созвездии Водолея как податель воды.
Зевс и его дети
Зевс стал отцом множества детей. Среди его отпрысков были боги, богини и полубоги, родившиеся в результате многочисленных связей Зевса как с богинями, так и со смертными женщинами.
Он был первым из греческих небесных богов, проявлявшим по отношению к своим сыновьям и дочерям заботу, щедрость и доверие. Когда мать Диониса умерла во время беременности, он зашил плод себе в бедро и выносил до срока. Он дал своей дочери Артемиде все, что она просила для выполнения функций богини-охотницы: лук, стрелы, гончих псов и возможность выбрать себе спутников. Он доверил своей другой дочери, Афине, собственные символы власти. Он уладил спор между Аполлоном и Гермесом, твердо настояв на том, чтобы Гермес вернул коров, украденных у своего старшего сводного брата, – что позволило им стать друзьями.
Однако его натуре также свойствен и темный аспект отца-разрушителя. Он выступил либо инициатором инцеста, соблазнившим собственную дочь Персефону, либо позволил Гадесу похитить и изнасиловать ее, не отвечая на крики дочери о помощи, когда Гадес уносил ее прочь. Один из мифов обвиняет Зевса также в хромоте Гефеста: он сбросил сына с Олимпа за то, что тот вступился за мать, – жестокое обращение с ребенком. Еще один сын, Арес, оказался в психологической изоляции, поскольку вызывал у Зевса неприязнь. И (как мы уже говорили выше) боясь, что сын Метиды посягнет на его положение, Зевс проглотил свою жену, чтобы предотвратить рождение ребенка.
Но, независимо от того, как Зевс относился к своим детям, плодовитость этого бога является важной составляющей его натуры.
Зевс как архетип
Место Зевса на вершине, – он наделен властью, авторитетом и правом управлять избранным царством. Мужчины, играющие в реальной жизни роль "горних царей" и преуспевающие в этом деле, подобны Зевсу. Им свойственны те же черты характера и склонности; в основе их личности лежит архетип Зевса.
Зевс как архетип царя
Зевс обладал амбициями и способностями, необходимыми для того, чтобы создать царство и стать царем. Важной движущей силой для этого архетипа является стремление владеть собственной территорией, побуждающее мужчин (и женщин) стремиться к положению Зевса и вести себя соответствующим образом.
Когда доминирующим архетипом является Зевс, потребность в "создании царства" является основной движущей силой в жизни человека. Как минимум, мужчина руководствуется принципом "мой дом – моя крепость" и направляет все силы на приобретение дома и построение семьи. Таким образом, этот архетип обусловливает желание мужчины жениться и завести детей, которые станут его продолжением. Он ожидает от жены умения отлично вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как его роль в этих делах сводится к минимуму.
Семья – лишь часть мечты о царстве, которая побуждает такого мужчину к действию. Зевс стремится к авторитету и власти, и он готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то и предпочитает быть сам себе хозяином. Если это достаточно дальновидный Зевс, то, начиная свой первый бизнес, он видит в нем только первую ступень долгого восхождения.
Король Артур – воплощение этого архетипа в легендах. Никому не известный рыцарь, он начинал с нуля, но сумел объединить под своим знаменем непрестанно воевавших феодалов своей страны. Сегодня сражения ведутся главным образом за экономические королевства, и архетип царя воплощается в молодых неизвестных предпринимателях, становящихся королями бизнеса, – таких, как Росс Перо, чье предприятие в Техасе выросло в гигант "Electronic Data Systems".
Этот архетип также олицетворяется в "наследных принцах" – мужчинах, которые родились в семьях, обладающих большим весом в обществе и богатством, и, так сказать, унаследовали атрибуты власти. Если мужчина, в ком силен этот архетип, получает власть по наследству, тогда им движет стремление расширить свои владения, приобретая все больше и больше богатства и влияния.
Большой дом и роскошный офис суть проявления этого же архетипа. После того как власть утверждена, необходимо строить Камелот.*
* Дворец короля Артура. – Прим. перев.
Зевс как архетип решительных действий
Молнии и орел – два главных символа Зевса. Они как нельзя лучше выражают свойственные этому архетипу способности быстро принимать решения и влиять "издалека".
Кругозор парящего высоко над землей орла необычайно широк. Но при этом он способен издалека различить движение потенциальной жертвы – и стрелой метнуться вниз, чтобы схватить своими когтями маленького зверька. Подобным образом Зевс постоянно высматривает в окружающем мире то, чего он хочет или в чем испытывает потребность. Это может быть товар, потенциальный наемный работник или целое предприятие. Увидев желаемое, Зевс целеустремленно бросается к добыче. Он обладает одновременно широким кругозором – видит картину в целом – и способностью вычленять отдельные важные детали. Когда он сосредоточивается на деталях, они всецело завладевают его вниманием: он не намерен выпускать их из вида или позволить выскользнуть из когтей. Однако – подобно орлу, чья добыча все-таки скрылась или досталась другому хищнику, – он легко изменяет направление, сворачивает невыгодное дело и идет дальше.
Зевсова молния служит символом карательной власти. Она поражает быстро и издалека, – но лишь после того, как соберутся тучи и пророкочет первый гром, свидетельствующий о концентрации эмоций – накопившемся гневе. Ревнивый Зевс убил молнией Иасиона, возлегшего с богиней Деметрой на трижды вспаханном поле. Еще одна молния поразила Фаэтона, когда юноша утратил власть над конями, влекущими колесницу солнца.
Молнию можно воспринимать как символ "власти увольнять"*, – как орел символизирует способность без колебаний приобретать или нанимать. В работе генерального директора – такого, как Ли Иакока, который спас корпорацию "Крайслер" от, казалось бы, неминуемого банкротства, – способность увольнять (и нанимать) работников жизненно необходима. Конечно, увольнение может положить конец карьере верного работника и, вне всяких сомнений, негативно скажется на его семье. А для руководителей мафии "избавиться от парня" нередко означает убить его. Но Зевс не берет в расчет эти соображения, и носители этого архетипа не теряют сон из-за подобных вещей.
* Игра слов: по-английски слово fire означает "огонь", "стрелять", а также "увольнять". – Прим. перев.
С другой стороны, бывший президент США Рональд Рейган предпочитал сам не отдавать распоряжений об увольнении. Несмотря на то что Рейган занимал пост Зевса, он не был склонен к решительным действиям, какие характерны для данного архетипа.
Зевс как создатель союзов: деловые связи
Успешный носитель архетипа Зевса умеет налаживать сотрудничество с другими влиятельными людьми. В ходе "встреч на высшем уровне" он искусно формирует альянсы, договаривается о границах и заключает взаимовыгодные соглашения. Это человек слова. Ему нравится иметь дело с людьми, обладающими властью и решительным характером. Он ожидает, что другие будут сами заботиться о собственных интересах, как он заботится о своих. Для этого архетипа естественно укреплять основы своей власти, готовя почву для дальнейшего расширения, – именно для этого и необходимы альянсы.
В нынешние времена мужчина-Зевс ищет союза с банкирами, поставщиками, дистрибьюторами и даже с конкурентами, а также с влиятельными лицами в бюрократических структурах государства и потенциальными инвесторами. В прежние времена основными участниками таких альянсов были феодальные лорды или монархи. Титулы и владения изменили форму, но содержание осталось прежним.
Зевс – это бог, приведший олимпийцев к власти при помощи сторуких и циклопов, без чьей помощи победа над титанами была бы невозможна. Эти существа помогли олимпийцам потому, что те их освободили. В мире бизнеса Зевс тщательно выбирает время, когда потребовать, чтобы ему "вернули должок". Действительно ли пора просить компенсации за оказанную услугу? Если да, то успешный Зевс напомнит об этом мягко и тактично. Каждым таким действием Зевс укрепляет альянс в целом и свои личные позиции, – что очень хорошо проиллюстрировано в фильме Марио Пьюзо "Крестный отец" с Марлоном Брандо в главной роли. Здесь архетип Зевса воплотился в главаре мафии.
Зевс как создатель союзов: брак
Для архетипа Зевса, – чья главная цель состоит в расширении своих владений, – брак тоже является возможностью заключить альянс и укрепить свою власть. Браки между царственными особами устраивались премьер-министрами. Патриархальные браки во всех культурах представляют собой альянсы между семьями, где во главе угла стоят соображения умножения имущества и построения родословной. Эти же мотивы стоят за семью официальными браками Зевса.
Выбирая себе жену, Зевс ориентируется не на зов сердца или родство душ. Для него главную роль играет упрочение своего положения, – он стремится заключить союз, способствующий расширению или укреплению владений. Для того чтобы в этом союзе играли роль также любовная страсть, дружба или иные аспекты, обеспечивающие личностную связь между супругами, необходимо присутствие в человеке и других архетипов.
Не удивительно, что союз между Зевсом и Герой является образцом конфликтных взаимоотношений. Этими двумя мощными архетипами движут совершенно разные намерения. Для Геры брак – это священное обязательство, являющееся главным жизненным приоритетом. Причем моногамия и верность – ключевые условия для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Когда в характере женщины доминирует архетип Геры, она ищет в браке возможности для самоосуществления, самосовершенствования и обретения завершенности.
Зевс-развратник
Как уже отмечалось ранее, Зевс является архетипическим развратником. Он соблазнил немало нимф, смертных женщин и богинь, оставив после себя многочисленное потомство. Для того чтобы соблазнить и оплодотворить женщину, которую он возжелал, Зевс нередко прибегал к превращениям. Для Леды он стал лебедем, для Данаи – золотым дождем, для Европы – белым быком, для Ио – облаком.
Он преследовал женщину с целеустремленностью, свойственной его "орлиной" натуре. Положив глаз на женщину, он делает все, чтобы добиться близости: меняет облик, обнажает собственные слабости, становится страстным любовником. Добившись своего, он, как правило, снова сосредоточивает внимание на работе. Зевс бессознательно пренебрегает противозачаточными средствами, поскольку в нем сильно стремление к продолжению рода. Как правило, он "заботится о том, что ему принадлежит" – материально поддерживая детей и признавая свое отцовство.
Зевс как небесный отец
Архетипу Зевса свойственно стремление иметь детей. От своих детей он ожидает приблизительно того же, чего требует от подчиненных: послушания и выполнения его воли. Его любимый ребенок соответствует требованиям, которые Зевс предъявляет к себе: беспристрастный руководитель, никогда "не утрачивающий контроля" над своими эмоциями. Эти качества воплощены в детях Зевса Аполлоне и Афине: рациональный, стремящийся к достижению успехов сын, хороший ученик и спортсмен; и дочь, чей образ мыслей подобен отцовскому, – "папина дочка", которую связывает с отцом взаимное восхищение. Он – отец-наставник, заботящийся об образовании и карьере своих детей, а также других молодых людей, кому он решает покровительствовать в бизнесе или профессиональной деятельности. Взамен Зевс ожидает лояльности – и когда ребенок или подчиненный "вырастает" и начинает вести себя независимо, считает его предателем.
Зевс – это архетип отца-основателя династии. Он хочет, чтобы его дело продолжали множество детей и внуков, и ради этого пытается навязать им свою волю, указывая, что они должны делать не только при его жизни, но и после смерти. Побуждаемый этими династическими устремлениями, а также своим инстинктом отца-кормильца, Зевс-мультимиллионер специально структурирует свой бизнес и организует трасты таким образом, чтобы его воля осуществлялась и через следующие поколения. Более скромный Зевс, владеющий меньшим царством, делает то же самое, но в других масштабах.
Для мужчины-Зевса характерно заботиться о благосостоянии семьи, и он гордится тем, что это ему удается. Эта черта отражена в его потребности иметь большой дом и территорию. Отец-кормилец обычно щедр, но эта щедрость обусловлена стремлением контролировать детей и тесно связана с его ожиданиями. Распределение бюджета семьи – как и бюджета государства – определяется целями главы.
Архетипически Зевс представляет собой авторитарного отца, оставляющего за собой последнее слово. Он может быть открыт к мнениям членов семьи, но окончательные решения в семье и в бизнесе принимаются так, как описывает Ли Иакока: "Моя политика допускает полную демократию до момента принятия окончательного решения. В этот момент я твердо беру бразды правления в свои руки и говорю: "Ладно, я всех вас выслушал. А теперь поступим следующим образом...""1
Зевс-мужчина
Изучая жизнь мужчины-Зевса, мы можем видеть, как воплощается в реальности архетипический образ Зевса. Этот собирательный образ, интуитивно составленный на основании множества примеров, может послужить мужчине-Зевсу зеркалом, где он увидит свое отражение. Проследив, как этот архетипический образ развивается от младенчества до старости, мы научимся узнавать Зевса в окружающих людях.
Большинство подобных Зевсу мужчин обладают также и другими аспектами личности. В каждом мужчине обычно присутствует более одного бога, а поэтому мужчине-Зевсу могут быть свойственны многие из перечисленных ниже черт, но не обязательно все. Кроме того, образ Зевса (как и другие архетипические схемы) может преобладать только в продолжение какого-то этапа жизни мужчины, а все остальное время не оказывать на него особого внутреннего влияния. В какие-то моменты Зевс играет главную роль в психике, а в какие-то отходит на задний план. Например, само по себе отцовство может подтолкнуть мужчину на путь Зевса: он предпринимает активные шаги, чтобы утвердиться в мире ради обеспечения семьи, тогда как прежде у него не было особых амбиций. Или же мужчина (или женщина) может походить на Зевса лишь в одной сфере жизни – например, только в бизнесе или только в сфере личных взаимоотношений.
Ранние годы
Маленький Зевс проявляет себя рано, демонстрируя сильную волю и независимость. Не так уж легко отвлечь его внимание, если он что-то вознамерился схватить или не хочет выпускать из своих ручонок. Этот малыш больше, чем кто бы то ни было, подтверждает стереотип о том, что "два года – тяжелый возраст", ибо в его устах "Нет!" звучит наиболее уверенно и властно.
Чтобы умерить властный нрав и развить способности ребенка-Зевса, необходимо дома и в школе учить его честности и справедливости, поощрять к обдумыванию практических вопросов, а также предлагать ему игрушки, которыми можно манипулировать и управлять. Обычно, оставаясь наедине с собой, ребенок-Зевс создает миниатюрный мир, подчиненный его власти. Он строит дороги для своих автоколонн, командует полками игрушечных солдатиков, возводит город из кубиков, – он явно предпочитает эти виды деятельности чтению или мечтаниям. Однако если у него есть выбор, он не станет играть в одиночестве. Этот ребенок всегда верховодит в дворовой игре – или стремится верховодить – и очень расстраивается, если это не удается.
Родители
В раннем детстве мальчишка-Зевс подавляет силой своей воли некоторых матерей, привыкших подчиняться доминированию властных мужчин. Он по природе лидер, и это качество провоцирует некоторых отцов – особенно, авторитарных – довольно жестоко демонстрировать, кто на самом деле главный в семье. Некоторые родители постоянно "сталкиваются лбами" с таким ребенком – приходится все время следить, чтобы не уступать ему, иначе он может к двум-трем годам превратиться в мелкого тирана, но в то же время стараться не доводить до прямого конфликта, иначе ребенок усвоит, что побеждает всегда сила.
Гораздо в большей степени, чем с детьми другого типа, родителям следует помнить, что они имеют дело всего лишь с малышом, – даже если он ведет себя как Людовик XIV или Генрих VIII. Родителям следует предлагать ему варианты выбора, вместо того чтобы вступать с ним в конфликт, – таким образом они поощряют ребенка думать и действовать, тем самым развивая сильные качества, присущие Зевсу. Спросить: "Ты предпочтешь это или то? Будешь делать так или эдак? Пойдешь туда или сюда?" – намного лучше, чем вступать в спор относительно того, кто здесь имеет право говорить "нет" и за кем будет последнее слово. Это также лучше, чем решать вопрос при помощи физической силы, – ибо маленький "Зевс" очень легко возводит в правило идею "кто сильнее, тот и прав". Установите жесткие границы и ожидайте, что он будет испытывать их на прочность. Ему, несомненно, необходимо, чтобы родители в разумной мере применяли свою власть, – ему нужно видеть, что у отца с матерью есть определенный авторитет и они им пользуются.
Если тот или иной вопрос решается так, как он хотел, этот ребенок немедленно забывает о конфликте и всецело погружается в свои занятия. Обычно он обладает экстравертным темпераментом и позитивным отношением к действительности. После того как проблема решена, воцаряется мир.
Хуже всего для развития такого ребенка – слабая пассивная мать и властный грубый отец. Тогда мальчик будет при любой возможности отождествлять себя с агрессором – и ждать своего часа. Если отец обращается с ним грубо, постоянно демонстрируя, "кто в доме хозяин", а мать не может его защитить, в нем может развиться покорность перед власть имущими. В этом случае он также будет склонен при любой возможности помыкать более слабыми. (Помните, что грубым и властным родителем может быть также и мать.)
Если отец Зевса является преуспевающим и эмоционально закрытым человеком, он служит для ребенка ролевой моделью, что помогает и сыну заметно преуспеть в жизни. Если у него к тому же еще и нежная любящая мать, в ребенке развивается ощущение, что он способен получить от жизни то, что хочет, уверенность в себе и в своем месте под солнцем. Природа и воспитание поддерживают в нем чувство, что он "что-то значит в мире".
Юность и молодость
В юности нередко главной проблемой становятся взаимоотношения с фигурами, осуществляющими власть над ним. Молодой Зевс бывает достаточно самоуверен, что нередко побуждает мужчин с авторитарными склонностями жестко демонстрировать ему, "кто здесь главный". И хотя подчиненное положение вызывает у него досаду, он готов до поры сотрудничать и ждать своего часа. Будучи хорошим стратегом, Зевс не видит смысла вступать в борьбу за власть, пока не способен победить.
Ровесники, как правило, естественным образом признают в нем лидера в старших классах школы, в институте или на работе. Обычно он встречается с девушками, которые нравятся многим, и проявляет значительную половую активность. Он прагматик, а не идеалист. Этот молодой человек принимает мир таким, каков он есть, и хочет занять в нем свое место. Он достаточно умен, но интеллектуалом не является. Зевс не склонен к самосозерцанию, не станет тратить время на анализ своего прошлого, а также своих или чужих чувств. Насколько он понимает, с ним все в порядке, а жизнь – такая штука, где нужно так или иначе устраиваться.
Работа
С того самого момента, как он получает свою первую работу после окончания учебы, этот молодой человек начинает размышлять, что он делал бы, если бы был начальником. Многие его ровесники воспринимают работу как источник заработка, где нужно делать то, что от тебя требуется, – и не более. Но молодой
Зевс проявляет живой интерес к любой работе (воспринимая ее как бизнес), оценивает людей, с которыми работает, и вскоре хорошо разбирается в делах предприятия, – как правило, практически без посторонней помощи. Если он растет в деревне или в гетто, его внимание привлекает тот "бизнес", который есть под рукой, – сбыт сельскохозяйственной продукции или торговля наркотиками и бандитизм. Как правило, он видит широкую картину происходящего и постоянно обдумывает возможности для себя. Он удивляется, почему руководители бизнеса не делают то, что кажется ему очевидным и важным, и не используют возможности, за которые он на их месте непременно ухватился бы. Ему не нужно рассказывать о необходимости проявлять инициативу, много работать и постоянно искать благоприятные возможности для развития бизнеса, – это все для него естественно.
Если он преследует какие-то специфические интересы – в чем бы они ни состояли, – широкий кругозор помогает Зевсу преуспеть практически в любой области. Он мастерски использует связи и знакомства, очень любит капитализм, поскольку эта система дает ему хорошие возможности для продвижения. У него есть определенные психологические преимущества перед окружающими, помогающие добиваться своих целей. Приобретение власти, денег, имущества – это игра, дающаяся Зевсу довольно легко, поскольку он реалистичен, уверен в себе и, в отличие от большинства людей, не принимает близко к сердцу некоторые вещи. Когда ему приходится идти на серьезные конфликты в бизнесе, могущие повлечь за собой чье-то финансовое крушение; когда ему нужно увольнять работающих на него людей; когда возникает потребность наказать кого-то в пример другим, – он отдает приказы, словно мечет молнии. Подобным же образом, Зевс, занимающий высокий пост в Пентагоне или руководящий преступной группировкой, может хладнокровно отдавать приказы, влекущие за собой смерти многих людей. Эмоциональная холодность помогает ему не терять сон после таких поступков.
Взаимоотношения с женщинами
Как заметил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, "Власть – это афродизиак". Окружающая Зевса аура "важного человека" действительно притягивает к нему некоторых женщин – что является одной из составляющих его успеха. Он не станет покорно следовать за женщиной, предлагая ей свое сердце, – с женщинами, как и на работе, он стратег. Если Зевс хочет женщину (сделать ее своей любовницей, нанять на работу или жениться), он сознательно подает себя так, чтобы максимально увеличить вероятность соблазнить или завоевать ее.
Зевс считает, что деньги и власть являются важной составляющей его привлекательности. Он уверен, что положение дает ему право добиваться определенных женщин, – так Аристотель Онассис ухаживал за Жаклин Кеннеди. Он не ждет, что женщина будет любить его только за какие-то личные качества, и уж тем более за душу – предмет, о котором, с его точки зрения, и говорить-то вообще не стоит.
Его не интересуют эгалитарные отношения с женщиной – ни с женой, ни с подругой. Также не интересуют его разговоры о чувствах, – да он и не умеет их вести. Зевс хочет, чтобы женщина делала то, чего он от нее ждет, и не беспокоила его в остальное время.
Взаимоотношения с мужчинами
Мужчины для него – всего лишь участники "игры". Одни игроки являются его соперниками, другие – союзниками, и он знает, что сегодняшний союзник завтра может стать соперником и наоборот. Все остальные игроки больше подобны ладьям и слонам на шахматной доске, чьими движениями он управляет. Кого-то нужно продвинуть, кем-то – пожертвовать. Если его союзники или сотрудники думают, будто значат что-то для него лично, они ошибаются, – как только человек перестает приносить выгоду, Зевс перестает дорожить им. С этой точки зрения он не дорожит никем и полагает, что другие думают и относятся к нему так же. Хотя Зевс может быть беспощаден, он практически не пользуется этим своим качеством, поскольку знает, что наживать врагов невыгодно. Он не испытывает никакого сочувствия к людям, которые "переживают", осознав, что ими не дорожат, – Зевс полагает, что им следовало понимать это с самого начала, ибо он считает любые проявления уязвимости, нужды и выражение эмоций признаками глупости или слабости. Если бы Зевс заглянул в себя и задумался о таких вещах – что ему не свойственно, – он мог бы осознать, насколько некомфортно он чувствует себя от подобных мыслей, и удивился бы.
Одним из источников успеха является его способность вести переговоры и заключать соглашения, что он постоянно и делает. Он умеет договариваться, поскольку изучил людей и понимает, чего они хотят и чем готовы удовлетвориться. Зевс довольно чуток и до определенного момента очень заботится о (невысказанных) потребностях человека – включая потребность "сохранить лицо".
Закрытые клубы для мужчин, где они собираются пообедать, поиграть в гольф, поохотиться на уток, являются бастионами власти Зевсов и служат многим целям. Членство в таком клубе – важное свидетельство высокого социального статуса. Кроме того, здесь можно заключать альянсы в интересах бизнеса или семьи. И еще такой клуб является своего рода убежищем, местом, где Зевс оказывается среди себе подобных – то есть мужчин, которые посвятили все свои силы приобретению власти и поэтому остались незрелыми или неразвитыми психологически. Их представления о развлечениях хорошо видны на примере Богемской Рощи, где собираются самые могущественные мужчины Америки – начиная с президентов корпораций и заканчивая президентами США. Они напиваются допьяна, "ходят к девочкам" (в качестве членов и работников женщин в Богемскую Рощу не допускают, однако этот клуб является настоящей Меккой для проституток), кривляются, ругаются и организуют похабные игрища, где мужчины изображают женщин.
Сексуальность
Преуспевающий Зевс является эквивалентом "альфа-самца" у приматов с иерархическим устройством стаи. Альфа-самцы сориентированы на успех, агрессивны, они запугивают самцов более низких рангов, выбирают себе самок, каких хотят (так, по меньшей мере, обстоят дела у приматов), и проявляют бóльшую половую активность, чем подчиненные самцы. Бог Зевс действовал именно как альфа-самец: он добился власти, укрепил ее, оплодотворил многих женщин и стал отцом многочисленного потомства. Нередко половые подвиги мужчины-Зевса, подобно политическому или экономическому могуществу, помогают ему доказать себе и другим, что он способен всегда получить желаемое. Зевс-развратник может воспринимать желанную женщину как некую "льготу", которую дает ему статус. Он может воспринимать ее как приобретение или как объект сексуального желания. Иногда все эти факторы могут действовать вместе.
Несмотря на успех у женщин, которым пользуется Зевс, не секрет, что он не очень хороший любовник. Чтобы быть хорошим любовником, необходимо присутствие других архетипов. Зевс эмоционально холоден, он не пытается доставить удовольствие женщине и не обладает страстностью. Он сексуально агрессивен и нередко соблазнителен, хотя его либидо в течение длительных периодов времени может быть полностью сосредоточено на работе.
Поскольку мужчина-Зевс всецело сосредоточен на обретении власти, другие грани его личности нередко оказываются недоразвиты. Особенно часто он страдает неспособностью к эмоциональной близости, – что сказывается и на половом поведении. Эта эмоциональная бедность отражается на выборе половых партнеров, – особенно это заметно в преклонном возрасте. Нередко чем старше Зевс, тем моложе становятся партнерши, совсем как на традиционной картинке: пожилой Зевс в окружении молоденьких нимф.
Хотя такой мужчина окружает себя молоденькими нимфами, у него нередко бывают сексуальные фантазии о том, что над ним доминирует могущественная женщина. Проститутки, обслуживающие очень важных клиентов, говорят, что их довольно часто просят разыгрывать эту фантазию. Если в эротической жизни он может быть только с женщинами, годящимися ему в дочери и внучки, или если ему хочется почувствовать себя бессильным мальчиком под пятой у женщины, значит, у него незрелая сексуальность или он путает сексуальность с властью.
У гомосексуального Зевса модель остается той же, но, как правило, больше партнеров. Подобно тому как Зевс привел на Олимп Ганимеда, такой мужчина может поселить у себя дома красивого юношу, – возможно, периодически меняя одного юношу на другого.
Брак
Если поинтересоваться "кто есть кто" среди супруг Зевсов, выясняется, что такой мужчина всегда женится на женщине из более высокого класса или на равной. Если провести параллели с далеким прошлым, эти браки отражают переход власти от некогда могущественной богини с передачей ее атрибутов воинственному богу-мужчине. Нечто подобное происходит и в жизни, когда честолюбивый молодой человек женится на женщине из известной семьи и через этот брак приобретает атрибуты жены – общественный статус и богатство. Любой честолюбивый молодой человек, берущий в жены дочь своего босса и благодаря этому получающий преимущества в продвижении по службе, которых он иначе не имел бы, делает то же самое, что делал Зевс. Возможно, он сознательно выбрал именно такую жену, которая поможет его восхождению, или же это может быть бессознательный выбор, "сделанный" архетипом Зевса. В последнем случае его просто непреодолимо влечет к женщине, с чьей помощью он может осуществить свою мечту стать важным человеком.
Большинство мужчин-Зевсов женятся именно на том этапе жизни, когда происходит их становление. Для молодого человека, чья жизнь формируется под влиянием архетипа Зевса (если не проявляются другие аспекты его личности), такой ранний брак исключительно важен. Если мужчина женился на женщине просто потому, что полюбил ее, значит, этот шаг определен не архетипом Зевса, – ибо с точки зрения Зевса она может быть совершенно неподходящим выбором. Но эта женщина обеспечивает его связь с иррациональной, глубоко эмоциональной, земной или духовной частью его личности, – и вполне возможно, что он активно сопротивляется ее проявлениям. И наоборот, если женщина требует от мужчины, чтобы он был преуспевающим Зевсом, тогда как, начиная жизнь, он опирался на другие, не менее важные для него архетипы, влияние партнерши может оказать решающее влияние на его судьбу.
Какое бы большое потенциальное влияние ни оказывала женщина на развитие такого мужчины, воздействие архетипа Зевса на взаимоотношения повышает вероятность того, что мужчина будет доминировать над женой и у них состоится традиционный патриархальный брак, сориентированный на потребности мужчины, когда от жены требуется, чтобы она хорошо выполняла свои обязанности. Если она недостаточно сильна, чтобы создать конфликт, способный изменить мужа, ей придется забыть о своей потребности в духовной близости и о мечте осуществить себя вне брака.
И все же не был он ни всемогущим, ни всеведущим.
Эдит Гамильтон, "Мифология"
Божественный Зевс во всей своей славе является нам как свет и несет свет и осознание людям. В темном же своем проявлении он выступает как враг жизненной силы, – закостеневший в правилах и законах, сопротивляющийся любым переменам, боящийся любого изменения статус-кво.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Зевс – главный и самый могущественный из олимпийских богов. Как олимпийский небесный бог, он правил с Олимпа – высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону – море, а Гадесу – подземный мир. Земля и гора Олимп находились в совместном владении, однако Зевсу с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей.
Небо очень отличается от моря и подземного мира, – как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю – утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого кругозора. С заоблачной высоты мы видим лес, но не различаем отдельные деревья.
Зевс – это бог-громовержец, его символ – молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением. Будучи подателем дождя, Зевс также обеспечивает растения условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека.
Как и все успешные правители, Зевс был умелым стратегом и владел искусством создания союзов, – что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим.
Человек уподобляется Зевсу, когда стремится к власти и положению в обществе – либо ради самой власти над другими, либо для того, чтобы осуществить свои мечты и как-то изменить мир. Царство Зевса – это мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью, – от легендарного короля Артура и исторического римского императора Августа Цезаря и до современных политических лидеров, включая премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тэтчер на собственном примере продемонстрировала, что небесное царствование принадлежит не только мужчинам, но является ориентацией на обретение власти и умение действовать решительно.
Наиболее существенно, с психологической точки зрения, – особенно на фоне царств Посейдона и Гадеса – то, что небо представляет определенную сознательную позицию, точку зрения, ставящую самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств.
Зевс как бог
Зевс (в римской мифологии – Юпитер) был высшим из греческих олимпийских богов. Это небесный бог-громовержец, правивший Олимпом. Животное, символизирующее Зевса, – орел. Зевса называли Собирателем Туч, Посылающим Попутный Ветер, а также Отцом Богов и Людей (хотя, согласно греческой мифологии, он не является их праотцом; некоторые боги были его братьями и сестрами, и он не создавал и не зачинал человечество). Он наделял царей властью, охранял их права и авторитет, следил за соблюдением законов и наказывал нарушителей.
Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии.
Величие – лишь один аспект Зевса. Еще он был известным развратником, чьи амурные похождения служили источником вдохновения для многих поколений художников.
Его имя восходит к индоевропейскому корню дью, что означает светить. Свет и власть – два важнейших его атрибута.
Генеалогия и мифология
Историю рождения Зевса я уже рассказала во второй главе этой книги ("Отцы и сыновья"). Он был самым младшим и последним сыном Кроноса и Реи. До Зевса у этой пары родились еще два сына и три дочери, но все они были проглочены Кроносом.
Рея спасла Зевса, подсунув Кроносу вместо младенца завернутый в пеленки камень. Затем Зевса спрятали в одной из пещер Крита, где его вырастила нимфа (или, согласно другим историям, коза).
Став взрослым, Зевс убедил мудрую Метиду дать Кроносу рвотное средство, чтобы тот изверг из себя братьев и сестер. Затем, объединившись с братьями, Посейдоном и Гадесом, а также заручившись помощью других союзников, Зевс пошел войной на Кроноса и титанов, которые тогда правили миром с Олимпа. Десятилетняя война за власть увенчалась победой Зевса. В этом противостоянии Зевс проявил себя как искусный стратег, умеющий заключать выгодные союзы, ибо победить ему удалось благодаря тому, что он привлек на свою сторону циклопов и сторуких* (которые согласились помогать Зевсу в благодарность за то, что он дал им свободу). Циклопы подарили Зевсу его громы и молнии, а могучие сторукие были незаменимыми воинами, ибо каждый из них метал камни сотней рук.
* Сторукие (гекатонхейры) – в греческой мифологии чудовища, порожденные Геей и Ураном. Их трое – Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из них пятьдесят голов и сотня рук. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, отправлял их в недра Земли. Сторукие – пример объединения олимпийской мощи Зевса и древних стихийных сил ("Мифы народов мира", энциклопедия). – Прим. ред.
Зевс и его супруги
Покончив со своим отцом Кроносом и титанами, Зевс вступает в связи с женскими божествами, нимфами и смертными женщинами. В результате появляется на свет большинство олимпийцев следующего поколения и множество полубогов, получивших от отца божественные качества. Гесиод перечисляет семь официальных браков Зевса. Последней его супругой была Гера. Весь список таков: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемосина, Лето и Гера. Большинство из этих жен были "старые" богини, то есть им поклонялись до того, как к власти пришел Зевс, – но их народы потерпели поражение от греков, после чего эти божества были подчинены Зевсу.
Первой женой была известная своей мудростью богиня Метида, мать Афины. Второй женой стала титанида Фемида, богиня справедливости и правосудия; она стала матерью мойр, богинь судьбы, а также гор, управляющих временами года и временем. От Эвриномы родились хариты, вносящие в жизнь радость, веселье и изящество. От брака с сестрой-олимпийкой Деметрой родилась Персефона. Мнемосина (память) родила девятерых муз. Шестая жена, Лето, еще одна титанида, дала жизнь близнецам Аполлону и Артемиде.
Зевс и Гера
Олимпийка, дочь Реи и Кроноса, Гера была по рангу равна Зевсу. Зевс вознамерился соблазнить ее и принял облик дрожащего от холода кукушонка. Увидев несчастного птенчика, Гера пожалела его и прижала к груди, чтобы согреть, – в тот же миг Зевс принял свой истинный облик и попытался овладеть Герой. Но она отвергала его домогательства до тех пор, пока Зевс не пообещал на ней жениться. Сыграли свадьбу, и медовый месяц длился три сотни лет, после чего Зевс снова предался разврату. Греческая мифология полна рассказов о его любовных похождениях и о том, как мстила соперницам униженная Гера.
Хотя ныне брак между Герой и Зевсом известен прежде всего как притча об "окончании медового месяца" (с легкой руки Гомера), в Греции Геру очень чтили как богиню брака. Весной проводили ритуал почитания Геры-Девственницы. Летом или осенью – в ритуале священного брака с Зевсом как Подателем Завершения, или Совершенства, – Геру чтили как Завершенную, или Совершенную. Зимой проводился траурный ритуал, посвященный Гере-Вдове (хотя Зевс никогда и не умирал), ежегодно свершающей обряд уединения. Весной образ Геры окунали в водоем, откуда она возвращалась девственницей как Гера-Дева.
Зевс-развратник
У Зевса было не менее двадцати трех романов, в результате которых родилось множество знаменитых потомков, включая двух олимпийских богов: бог-вестник Гермес, чьей матерью была Майя, и экстатический бог вина и виноделия Дионис, чьей матерью была смертная женщина Семела. Согласно Гомеру, Зевс был также отцом Афродиты от морской нимфы Дионы.
Соблазняя смертных женщин, Зевс нередко принимал нечеловеческий облик. Так, оплодотворяя Данаю, он принял вид золотого дождя, в результате чего родился герой Персей; Антиопе он явился в облике сатира; Леде – в облике лебедя; похищая Европу, превратился в белого быка.
Другая женщина и ее потомство всегда становились объектами гнева Геры. Зевсу обычно не удавалось надежно скрыть своих любовниц, даже когда он превратил Ио в корову, а Каллисто – в медведицу. Ему неизменно удавалось спасти потомство, рожденное в результате своих похождений, но женщин он нередко уберечь не мог, и на них обрушивался гнев Геры.
Зевс и Ганимед
Зевс, – как это было принято в греческой культуре, представителем которой он является, – не ограничивал свою чувственность только женщинами. Ганимед, прекрасный троянский юноша, взятый на Олимп, чтобы быть виночерпием Зевса, согласно большинству источников, также был его любовником. Юношу унес из дома то ли ураган, то ли орел Зевса. Затем Зевс отправил Гермеса, чтобы тот утешил отца Ганимеда и передал в качестве компенсации двух прекрасных коней (или, согласно другой версии, золотую виноградную лозу). В Риме Ганимеда также называли Катамитом, откуда произошло английское слово catamite (мальчик на содержании у педераста). Он увековечен в созвездии Водолея как податель воды.
Зевс и его дети
Зевс стал отцом множества детей. Среди его отпрысков были боги, богини и полубоги, родившиеся в результате многочисленных связей Зевса как с богинями, так и со смертными женщинами.
Он был первым из греческих небесных богов, проявлявшим по отношению к своим сыновьям и дочерям заботу, щедрость и доверие. Когда мать Диониса умерла во время беременности, он зашил плод себе в бедро и выносил до срока. Он дал своей дочери Артемиде все, что она просила для выполнения функций богини-охотницы: лук, стрелы, гончих псов и возможность выбрать себе спутников. Он доверил своей другой дочери, Афине, собственные символы власти. Он уладил спор между Аполлоном и Гермесом, твердо настояв на том, чтобы Гермес вернул коров, украденных у своего старшего сводного брата, – что позволило им стать друзьями.
Однако его натуре также свойствен и темный аспект отца-разрушителя. Он выступил либо инициатором инцеста, соблазнившим собственную дочь Персефону, либо позволил Гадесу похитить и изнасиловать ее, не отвечая на крики дочери о помощи, когда Гадес уносил ее прочь. Один из мифов обвиняет Зевса также в хромоте Гефеста: он сбросил сына с Олимпа за то, что тот вступился за мать, – жестокое обращение с ребенком. Еще один сын, Арес, оказался в психологической изоляции, поскольку вызывал у Зевса неприязнь. И (как мы уже говорили выше) боясь, что сын Метиды посягнет на его положение, Зевс проглотил свою жену, чтобы предотвратить рождение ребенка.
Но, независимо от того, как Зевс относился к своим детям, плодовитость этого бога является важной составляющей его натуры.
Зевс как архетип
Место Зевса на вершине, – он наделен властью, авторитетом и правом управлять избранным царством. Мужчины, играющие в реальной жизни роль "горних царей" и преуспевающие в этом деле, подобны Зевсу. Им свойственны те же черты характера и склонности; в основе их личности лежит архетип Зевса.
Зевс как архетип царя
Зевс обладал амбициями и способностями, необходимыми для того, чтобы создать царство и стать царем. Важной движущей силой для этого архетипа является стремление владеть собственной территорией, побуждающее мужчин (и женщин) стремиться к положению Зевса и вести себя соответствующим образом.
Когда доминирующим архетипом является Зевс, потребность в "создании царства" является основной движущей силой в жизни человека. Как минимум, мужчина руководствуется принципом "мой дом – моя крепость" и направляет все силы на приобретение дома и построение семьи. Таким образом, этот архетип обусловливает желание мужчины жениться и завести детей, которые станут его продолжением. Он ожидает от жены умения отлично вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как его роль в этих делах сводится к минимуму.
Семья – лишь часть мечты о царстве, которая побуждает такого мужчину к действию. Зевс стремится к авторитету и власти, и он готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то и предпочитает быть сам себе хозяином. Если это достаточно дальновидный Зевс, то, начиная свой первый бизнес, он видит в нем только первую ступень долгого восхождения.
Король Артур – воплощение этого архетипа в легендах. Никому не известный рыцарь, он начинал с нуля, но сумел объединить под своим знаменем непрестанно воевавших феодалов своей страны. Сегодня сражения ведутся главным образом за экономические королевства, и архетип царя воплощается в молодых неизвестных предпринимателях, становящихся королями бизнеса, – таких, как Росс Перо, чье предприятие в Техасе выросло в гигант "Electronic Data Systems".
Этот архетип также олицетворяется в "наследных принцах" – мужчинах, которые родились в семьях, обладающих большим весом в обществе и богатством, и, так сказать, унаследовали атрибуты власти. Если мужчина, в ком силен этот архетип, получает власть по наследству, тогда им движет стремление расширить свои владения, приобретая все больше и больше богатства и влияния.
Большой дом и роскошный офис суть проявления этого же архетипа. После того как власть утверждена, необходимо строить Камелот.*
* Дворец короля Артура. – Прим. перев.
Зевс как архетип решительных действий
Молнии и орел – два главных символа Зевса. Они как нельзя лучше выражают свойственные этому архетипу способности быстро принимать решения и влиять "издалека".
Кругозор парящего высоко над землей орла необычайно широк. Но при этом он способен издалека различить движение потенциальной жертвы – и стрелой метнуться вниз, чтобы схватить своими когтями маленького зверька. Подобным образом Зевс постоянно высматривает в окружающем мире то, чего он хочет или в чем испытывает потребность. Это может быть товар, потенциальный наемный работник или целое предприятие. Увидев желаемое, Зевс целеустремленно бросается к добыче. Он обладает одновременно широким кругозором – видит картину в целом – и способностью вычленять отдельные важные детали. Когда он сосредоточивается на деталях, они всецело завладевают его вниманием: он не намерен выпускать их из вида или позволить выскользнуть из когтей. Однако – подобно орлу, чья добыча все-таки скрылась или досталась другому хищнику, – он легко изменяет направление, сворачивает невыгодное дело и идет дальше.
Зевсова молния служит символом карательной власти. Она поражает быстро и издалека, – но лишь после того, как соберутся тучи и пророкочет первый гром, свидетельствующий о концентрации эмоций – накопившемся гневе. Ревнивый Зевс убил молнией Иасиона, возлегшего с богиней Деметрой на трижды вспаханном поле. Еще одна молния поразила Фаэтона, когда юноша утратил власть над конями, влекущими колесницу солнца.
Молнию можно воспринимать как символ "власти увольнять"*, – как орел символизирует способность без колебаний приобретать или нанимать. В работе генерального директора – такого, как Ли Иакока, который спас корпорацию "Крайслер" от, казалось бы, неминуемого банкротства, – способность увольнять (и нанимать) работников жизненно необходима. Конечно, увольнение может положить конец карьере верного работника и, вне всяких сомнений, негативно скажется на его семье. А для руководителей мафии "избавиться от парня" нередко означает убить его. Но Зевс не берет в расчет эти соображения, и носители этого архетипа не теряют сон из-за подобных вещей.
* Игра слов: по-английски слово fire означает "огонь", "стрелять", а также "увольнять". – Прим. перев.
С другой стороны, бывший президент США Рональд Рейган предпочитал сам не отдавать распоряжений об увольнении. Несмотря на то что Рейган занимал пост Зевса, он не был склонен к решительным действиям, какие характерны для данного архетипа.
Зевс как создатель союзов: деловые связи
Успешный носитель архетипа Зевса умеет налаживать сотрудничество с другими влиятельными людьми. В ходе "встреч на высшем уровне" он искусно формирует альянсы, договаривается о границах и заключает взаимовыгодные соглашения. Это человек слова. Ему нравится иметь дело с людьми, обладающими властью и решительным характером. Он ожидает, что другие будут сами заботиться о собственных интересах, как он заботится о своих. Для этого архетипа естественно укреплять основы своей власти, готовя почву для дальнейшего расширения, – именно для этого и необходимы альянсы.
В нынешние времена мужчина-Зевс ищет союза с банкирами, поставщиками, дистрибьюторами и даже с конкурентами, а также с влиятельными лицами в бюрократических структурах государства и потенциальными инвесторами. В прежние времена основными участниками таких альянсов были феодальные лорды или монархи. Титулы и владения изменили форму, но содержание осталось прежним.
Зевс – это бог, приведший олимпийцев к власти при помощи сторуких и циклопов, без чьей помощи победа над титанами была бы невозможна. Эти существа помогли олимпийцам потому, что те их освободили. В мире бизнеса Зевс тщательно выбирает время, когда потребовать, чтобы ему "вернули должок". Действительно ли пора просить компенсации за оказанную услугу? Если да, то успешный Зевс напомнит об этом мягко и тактично. Каждым таким действием Зевс укрепляет альянс в целом и свои личные позиции, – что очень хорошо проиллюстрировано в фильме Марио Пьюзо "Крестный отец" с Марлоном Брандо в главной роли. Здесь архетип Зевса воплотился в главаре мафии.
Зевс как создатель союзов: брак
Для архетипа Зевса, – чья главная цель состоит в расширении своих владений, – брак тоже является возможностью заключить альянс и укрепить свою власть. Браки между царственными особами устраивались премьер-министрами. Патриархальные браки во всех культурах представляют собой альянсы между семьями, где во главе угла стоят соображения умножения имущества и построения родословной. Эти же мотивы стоят за семью официальными браками Зевса.
Выбирая себе жену, Зевс ориентируется не на зов сердца или родство душ. Для него главную роль играет упрочение своего положения, – он стремится заключить союз, способствующий расширению или укреплению владений. Для того чтобы в этом союзе играли роль также любовная страсть, дружба или иные аспекты, обеспечивающие личностную связь между супругами, необходимо присутствие в человеке и других архетипов.
Не удивительно, что союз между Зевсом и Герой является образцом конфликтных взаимоотношений. Этими двумя мощными архетипами движут совершенно разные намерения. Для Геры брак – это священное обязательство, являющееся главным жизненным приоритетом. Причем моногамия и верность – ключевые условия для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Когда в характере женщины доминирует архетип Геры, она ищет в браке возможности для самоосуществления, самосовершенствования и обретения завершенности.
Зевс-развратник
Как уже отмечалось ранее, Зевс является архетипическим развратником. Он соблазнил немало нимф, смертных женщин и богинь, оставив после себя многочисленное потомство. Для того чтобы соблазнить и оплодотворить женщину, которую он возжелал, Зевс нередко прибегал к превращениям. Для Леды он стал лебедем, для Данаи – золотым дождем, для Европы – белым быком, для Ио – облаком.
Он преследовал женщину с целеустремленностью, свойственной его "орлиной" натуре. Положив глаз на женщину, он делает все, чтобы добиться близости: меняет облик, обнажает собственные слабости, становится страстным любовником. Добившись своего, он, как правило, снова сосредоточивает внимание на работе. Зевс бессознательно пренебрегает противозачаточными средствами, поскольку в нем сильно стремление к продолжению рода. Как правило, он "заботится о том, что ему принадлежит" – материально поддерживая детей и признавая свое отцовство.
Зевс как небесный отец
Архетипу Зевса свойственно стремление иметь детей. От своих детей он ожидает приблизительно того же, чего требует от подчиненных: послушания и выполнения его воли. Его любимый ребенок соответствует требованиям, которые Зевс предъявляет к себе: беспристрастный руководитель, никогда "не утрачивающий контроля" над своими эмоциями. Эти качества воплощены в детях Зевса Аполлоне и Афине: рациональный, стремящийся к достижению успехов сын, хороший ученик и спортсмен; и дочь, чей образ мыслей подобен отцовскому, – "папина дочка", которую связывает с отцом взаимное восхищение. Он – отец-наставник, заботящийся об образовании и карьере своих детей, а также других молодых людей, кому он решает покровительствовать в бизнесе или профессиональной деятельности. Взамен Зевс ожидает лояльности – и когда ребенок или подчиненный "вырастает" и начинает вести себя независимо, считает его предателем.
Зевс – это архетип отца-основателя династии. Он хочет, чтобы его дело продолжали множество детей и внуков, и ради этого пытается навязать им свою волю, указывая, что они должны делать не только при его жизни, но и после смерти. Побуждаемый этими династическими устремлениями, а также своим инстинктом отца-кормильца, Зевс-мультимиллионер специально структурирует свой бизнес и организует трасты таким образом, чтобы его воля осуществлялась и через следующие поколения. Более скромный Зевс, владеющий меньшим царством, делает то же самое, но в других масштабах.
Для мужчины-Зевса характерно заботиться о благосостоянии семьи, и он гордится тем, что это ему удается. Эта черта отражена в его потребности иметь большой дом и территорию. Отец-кормилец обычно щедр, но эта щедрость обусловлена стремлением контролировать детей и тесно связана с его ожиданиями. Распределение бюджета семьи – как и бюджета государства – определяется целями главы.
Архетипически Зевс представляет собой авторитарного отца, оставляющего за собой последнее слово. Он может быть открыт к мнениям членов семьи, но окончательные решения в семье и в бизнесе принимаются так, как описывает Ли Иакока: "Моя политика допускает полную демократию до момента принятия окончательного решения. В этот момент я твердо беру бразды правления в свои руки и говорю: "Ладно, я всех вас выслушал. А теперь поступим следующим образом...""1
Зевс-мужчина
Изучая жизнь мужчины-Зевса, мы можем видеть, как воплощается в реальности архетипический образ Зевса. Этот собирательный образ, интуитивно составленный на основании множества примеров, может послужить мужчине-Зевсу зеркалом, где он увидит свое отражение. Проследив, как этот архетипический образ развивается от младенчества до старости, мы научимся узнавать Зевса в окружающих людях.
Большинство подобных Зевсу мужчин обладают также и другими аспектами личности. В каждом мужчине обычно присутствует более одного бога, а поэтому мужчине-Зевсу могут быть свойственны многие из перечисленных ниже черт, но не обязательно все. Кроме того, образ Зевса (как и другие архетипические схемы) может преобладать только в продолжение какого-то этапа жизни мужчины, а все остальное время не оказывать на него особого внутреннего влияния. В какие-то моменты Зевс играет главную роль в психике, а в какие-то отходит на задний план. Например, само по себе отцовство может подтолкнуть мужчину на путь Зевса: он предпринимает активные шаги, чтобы утвердиться в мире ради обеспечения семьи, тогда как прежде у него не было особых амбиций. Или же мужчина (или женщина) может походить на Зевса лишь в одной сфере жизни – например, только в бизнесе или только в сфере личных взаимоотношений.
Ранние годы
Маленький Зевс проявляет себя рано, демонстрируя сильную волю и независимость. Не так уж легко отвлечь его внимание, если он что-то вознамерился схватить или не хочет выпускать из своих ручонок. Этот малыш больше, чем кто бы то ни было, подтверждает стереотип о том, что "два года – тяжелый возраст", ибо в его устах "Нет!" звучит наиболее уверенно и властно.
Чтобы умерить властный нрав и развить способности ребенка-Зевса, необходимо дома и в школе учить его честности и справедливости, поощрять к обдумыванию практических вопросов, а также предлагать ему игрушки, которыми можно манипулировать и управлять. Обычно, оставаясь наедине с собой, ребенок-Зевс создает миниатюрный мир, подчиненный его власти. Он строит дороги для своих автоколонн, командует полками игрушечных солдатиков, возводит город из кубиков, – он явно предпочитает эти виды деятельности чтению или мечтаниям. Однако если у него есть выбор, он не станет играть в одиночестве. Этот ребенок всегда верховодит в дворовой игре – или стремится верховодить – и очень расстраивается, если это не удается.
Родители
В раннем детстве мальчишка-Зевс подавляет силой своей воли некоторых матерей, привыкших подчиняться доминированию властных мужчин. Он по природе лидер, и это качество провоцирует некоторых отцов – особенно, авторитарных – довольно жестоко демонстрировать, кто на самом деле главный в семье. Некоторые родители постоянно "сталкиваются лбами" с таким ребенком – приходится все время следить, чтобы не уступать ему, иначе он может к двум-трем годам превратиться в мелкого тирана, но в то же время стараться не доводить до прямого конфликта, иначе ребенок усвоит, что побеждает всегда сила.
Гораздо в большей степени, чем с детьми другого типа, родителям следует помнить, что они имеют дело всего лишь с малышом, – даже если он ведет себя как Людовик XIV или Генрих VIII. Родителям следует предлагать ему варианты выбора, вместо того чтобы вступать с ним в конфликт, – таким образом они поощряют ребенка думать и действовать, тем самым развивая сильные качества, присущие Зевсу. Спросить: "Ты предпочтешь это или то? Будешь делать так или эдак? Пойдешь туда или сюда?" – намного лучше, чем вступать в спор относительно того, кто здесь имеет право говорить "нет" и за кем будет последнее слово. Это также лучше, чем решать вопрос при помощи физической силы, – ибо маленький "Зевс" очень легко возводит в правило идею "кто сильнее, тот и прав". Установите жесткие границы и ожидайте, что он будет испытывать их на прочность. Ему, несомненно, необходимо, чтобы родители в разумной мере применяли свою власть, – ему нужно видеть, что у отца с матерью есть определенный авторитет и они им пользуются.
Если тот или иной вопрос решается так, как он хотел, этот ребенок немедленно забывает о конфликте и всецело погружается в свои занятия. Обычно он обладает экстравертным темпераментом и позитивным отношением к действительности. После того как проблема решена, воцаряется мир.
Хуже всего для развития такого ребенка – слабая пассивная мать и властный грубый отец. Тогда мальчик будет при любой возможности отождествлять себя с агрессором – и ждать своего часа. Если отец обращается с ним грубо, постоянно демонстрируя, "кто в доме хозяин", а мать не может его защитить, в нем может развиться покорность перед власть имущими. В этом случае он также будет склонен при любой возможности помыкать более слабыми. (Помните, что грубым и властным родителем может быть также и мать.)
Если отец Зевса является преуспевающим и эмоционально закрытым человеком, он служит для ребенка ролевой моделью, что помогает и сыну заметно преуспеть в жизни. Если у него к тому же еще и нежная любящая мать, в ребенке развивается ощущение, что он способен получить от жизни то, что хочет, уверенность в себе и в своем месте под солнцем. Природа и воспитание поддерживают в нем чувство, что он "что-то значит в мире".
Юность и молодость
В юности нередко главной проблемой становятся взаимоотношения с фигурами, осуществляющими власть над ним. Молодой Зевс бывает достаточно самоуверен, что нередко побуждает мужчин с авторитарными склонностями жестко демонстрировать ему, "кто здесь главный". И хотя подчиненное положение вызывает у него досаду, он готов до поры сотрудничать и ждать своего часа. Будучи хорошим стратегом, Зевс не видит смысла вступать в борьбу за власть, пока не способен победить.
Ровесники, как правило, естественным образом признают в нем лидера в старших классах школы, в институте или на работе. Обычно он встречается с девушками, которые нравятся многим, и проявляет значительную половую активность. Он прагматик, а не идеалист. Этот молодой человек принимает мир таким, каков он есть, и хочет занять в нем свое место. Он достаточно умен, но интеллектуалом не является. Зевс не склонен к самосозерцанию, не станет тратить время на анализ своего прошлого, а также своих или чужих чувств. Насколько он понимает, с ним все в порядке, а жизнь – такая штука, где нужно так или иначе устраиваться.
Работа
С того самого момента, как он получает свою первую работу после окончания учебы, этот молодой человек начинает размышлять, что он делал бы, если бы был начальником. Многие его ровесники воспринимают работу как источник заработка, где нужно делать то, что от тебя требуется, – и не более. Но молодой
Зевс проявляет живой интерес к любой работе (воспринимая ее как бизнес), оценивает людей, с которыми работает, и вскоре хорошо разбирается в делах предприятия, – как правило, практически без посторонней помощи. Если он растет в деревне или в гетто, его внимание привлекает тот "бизнес", который есть под рукой, – сбыт сельскохозяйственной продукции или торговля наркотиками и бандитизм. Как правило, он видит широкую картину происходящего и постоянно обдумывает возможности для себя. Он удивляется, почему руководители бизнеса не делают то, что кажется ему очевидным и важным, и не используют возможности, за которые он на их месте непременно ухватился бы. Ему не нужно рассказывать о необходимости проявлять инициативу, много работать и постоянно искать благоприятные возможности для развития бизнеса, – это все для него естественно.
Если он преследует какие-то специфические интересы – в чем бы они ни состояли, – широкий кругозор помогает Зевсу преуспеть практически в любой области. Он мастерски использует связи и знакомства, очень любит капитализм, поскольку эта система дает ему хорошие возможности для продвижения. У него есть определенные психологические преимущества перед окружающими, помогающие добиваться своих целей. Приобретение власти, денег, имущества – это игра, дающаяся Зевсу довольно легко, поскольку он реалистичен, уверен в себе и, в отличие от большинства людей, не принимает близко к сердцу некоторые вещи. Когда ему приходится идти на серьезные конфликты в бизнесе, могущие повлечь за собой чье-то финансовое крушение; когда ему нужно увольнять работающих на него людей; когда возникает потребность наказать кого-то в пример другим, – он отдает приказы, словно мечет молнии. Подобным же образом, Зевс, занимающий высокий пост в Пентагоне или руководящий преступной группировкой, может хладнокровно отдавать приказы, влекущие за собой смерти многих людей. Эмоциональная холодность помогает ему не терять сон после таких поступков.
Взаимоотношения с женщинами
Как заметил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, "Власть – это афродизиак". Окружающая Зевса аура "важного человека" действительно притягивает к нему некоторых женщин – что является одной из составляющих его успеха. Он не станет покорно следовать за женщиной, предлагая ей свое сердце, – с женщинами, как и на работе, он стратег. Если Зевс хочет женщину (сделать ее своей любовницей, нанять на работу или жениться), он сознательно подает себя так, чтобы максимально увеличить вероятность соблазнить или завоевать ее.
Зевс считает, что деньги и власть являются важной составляющей его привлекательности. Он уверен, что положение дает ему право добиваться определенных женщин, – так Аристотель Онассис ухаживал за Жаклин Кеннеди. Он не ждет, что женщина будет любить его только за какие-то личные качества, и уж тем более за душу – предмет, о котором, с его точки зрения, и говорить-то вообще не стоит.
Его не интересуют эгалитарные отношения с женщиной – ни с женой, ни с подругой. Также не интересуют его разговоры о чувствах, – да он и не умеет их вести. Зевс хочет, чтобы женщина делала то, чего он от нее ждет, и не беспокоила его в остальное время.
Взаимоотношения с мужчинами
Мужчины для него – всего лишь участники "игры". Одни игроки являются его соперниками, другие – союзниками, и он знает, что сегодняшний союзник завтра может стать соперником и наоборот. Все остальные игроки больше подобны ладьям и слонам на шахматной доске, чьими движениями он управляет. Кого-то нужно продвинуть, кем-то – пожертвовать. Если его союзники или сотрудники думают, будто значат что-то для него лично, они ошибаются, – как только человек перестает приносить выгоду, Зевс перестает дорожить им. С этой точки зрения он не дорожит никем и полагает, что другие думают и относятся к нему так же. Хотя Зевс может быть беспощаден, он практически не пользуется этим своим качеством, поскольку знает, что наживать врагов невыгодно. Он не испытывает никакого сочувствия к людям, которые "переживают", осознав, что ими не дорожат, – Зевс полагает, что им следовало понимать это с самого начала, ибо он считает любые проявления уязвимости, нужды и выражение эмоций признаками глупости или слабости. Если бы Зевс заглянул в себя и задумался о таких вещах – что ему не свойственно, – он мог бы осознать, насколько некомфортно он чувствует себя от подобных мыслей, и удивился бы.
Одним из источников успеха является его способность вести переговоры и заключать соглашения, что он постоянно и делает. Он умеет договариваться, поскольку изучил людей и понимает, чего они хотят и чем готовы удовлетвориться. Зевс довольно чуток и до определенного момента очень заботится о (невысказанных) потребностях человека – включая потребность "сохранить лицо".
Закрытые клубы для мужчин, где они собираются пообедать, поиграть в гольф, поохотиться на уток, являются бастионами власти Зевсов и служат многим целям. Членство в таком клубе – важное свидетельство высокого социального статуса. Кроме того, здесь можно заключать альянсы в интересах бизнеса или семьи. И еще такой клуб является своего рода убежищем, местом, где Зевс оказывается среди себе подобных – то есть мужчин, которые посвятили все свои силы приобретению власти и поэтому остались незрелыми или неразвитыми психологически. Их представления о развлечениях хорошо видны на примере Богемской Рощи, где собираются самые могущественные мужчины Америки – начиная с президентов корпораций и заканчивая президентами США. Они напиваются допьяна, "ходят к девочкам" (в качестве членов и работников женщин в Богемскую Рощу не допускают, однако этот клуб является настоящей Меккой для проституток), кривляются, ругаются и организуют похабные игрища, где мужчины изображают женщин.
Сексуальность
Преуспевающий Зевс является эквивалентом "альфа-самца" у приматов с иерархическим устройством стаи. Альфа-самцы сориентированы на успех, агрессивны, они запугивают самцов более низких рангов, выбирают себе самок, каких хотят (так, по меньшей мере, обстоят дела у приматов), и проявляют бóльшую половую активность, чем подчиненные самцы. Бог Зевс действовал именно как альфа-самец: он добился власти, укрепил ее, оплодотворил многих женщин и стал отцом многочисленного потомства. Нередко половые подвиги мужчины-Зевса, подобно политическому или экономическому могуществу, помогают ему доказать себе и другим, что он способен всегда получить желаемое. Зевс-развратник может воспринимать желанную женщину как некую "льготу", которую дает ему статус. Он может воспринимать ее как приобретение или как объект сексуального желания. Иногда все эти факторы могут действовать вместе.
Несмотря на успех у женщин, которым пользуется Зевс, не секрет, что он не очень хороший любовник. Чтобы быть хорошим любовником, необходимо присутствие других архетипов. Зевс эмоционально холоден, он не пытается доставить удовольствие женщине и не обладает страстностью. Он сексуально агрессивен и нередко соблазнителен, хотя его либидо в течение длительных периодов времени может быть полностью сосредоточено на работе.
Поскольку мужчина-Зевс всецело сосредоточен на обретении власти, другие грани его личности нередко оказываются недоразвиты. Особенно часто он страдает неспособностью к эмоциональной близости, – что сказывается и на половом поведении. Эта эмоциональная бедность отражается на выборе половых партнеров, – особенно это заметно в преклонном возрасте. Нередко чем старше Зевс, тем моложе становятся партнерши, совсем как на традиционной картинке: пожилой Зевс в окружении молоденьких нимф.
Хотя такой мужчина окружает себя молоденькими нимфами, у него нередко бывают сексуальные фантазии о том, что над ним доминирует могущественная женщина. Проститутки, обслуживающие очень важных клиентов, говорят, что их довольно часто просят разыгрывать эту фантазию. Если в эротической жизни он может быть только с женщинами, годящимися ему в дочери и внучки, или если ему хочется почувствовать себя бессильным мальчиком под пятой у женщины, значит, у него незрелая сексуальность или он путает сексуальность с властью.
У гомосексуального Зевса модель остается той же, но, как правило, больше партнеров. Подобно тому как Зевс привел на Олимп Ганимеда, такой мужчина может поселить у себя дома красивого юношу, – возможно, периодически меняя одного юношу на другого.
Брак
Если поинтересоваться "кто есть кто" среди супруг Зевсов, выясняется, что такой мужчина всегда женится на женщине из более высокого класса или на равной. Если провести параллели с далеким прошлым, эти браки отражают переход власти от некогда могущественной богини с передачей ее атрибутов воинственному богу-мужчине. Нечто подобное происходит и в жизни, когда честолюбивый молодой человек женится на женщине из известной семьи и через этот брак приобретает атрибуты жены – общественный статус и богатство. Любой честолюбивый молодой человек, берущий в жены дочь своего босса и благодаря этому получающий преимущества в продвижении по службе, которых он иначе не имел бы, делает то же самое, что делал Зевс. Возможно, он сознательно выбрал именно такую жену, которая поможет его восхождению, или же это может быть бессознательный выбор, "сделанный" архетипом Зевса. В последнем случае его просто непреодолимо влечет к женщине, с чьей помощью он может осуществить свою мечту стать важным человеком.
Большинство мужчин-Зевсов женятся именно на том этапе жизни, когда происходит их становление. Для молодого человека, чья жизнь формируется под влиянием архетипа Зевса (если не проявляются другие аспекты его личности), такой ранний брак исключительно важен. Если мужчина женился на женщине просто потому, что полюбил ее, значит, этот шаг определен не архетипом Зевса, – ибо с точки зрения Зевса она может быть совершенно неподходящим выбором. Но эта женщина обеспечивает его связь с иррациональной, глубоко эмоциональной, земной или духовной частью его личности, – и вполне возможно, что он активно сопротивляется ее проявлениям. И наоборот, если женщина требует от мужчины, чтобы он был преуспевающим Зевсом, тогда как, начиная жизнь, он опирался на другие, не менее важные для него архетипы, влияние партнерши может оказать решающее влияние на его судьбу.
Какое бы большое потенциальное влияние ни оказывала женщина на развитие такого мужчины, воздействие архетипа Зевса на взаимоотношения повышает вероятность того, что мужчина будет доминировать над женой и у них состоится традиционный патриархальный брак, сориентированный на потребности мужчины, когда от жены требуется, чтобы она хорошо выполняла свои обязанности. Если она недостаточно сильна, чтобы создать конфликт, способный изменить мужа, ей придется забыть о своей потребности в духовной близости и о мечте осуществить себя вне брака.