О Домовом

Аватара пользователя
Касьян
Сообщения: 265
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2017 6:23 pm

О Домовом

Непрочитанное сообщение Касьян » Пт май 25, 2018 12:14 am

Мне часто задают вопрос о том, кто такой леший. Интереса к этому духу-хозяину всегда возникает гораздо больше, чем, скажем, к водяному – леший в сознании современного человека выступил скорее собирательным образом: царствует над всеми зонами неокультуренных территорий, будь они водные или наземные. Однажды, получив в личку такой вопрос от весьма юного собеседника, я стала с очень умным видом «по ту сторону монитора» приводить ссылки на этнографические данные с анализом туч фольклорных данных, заботливо структурированных собирателями, на что получила ответ: Нет, не как по книгам, - какой он для Вас? Что, или "кто" оно вообще? Почему человек раньше, находясь в лесу, кожей ощущал его присутствие - что случилось сейчас? Не может ведь быть такого, чтобы он пропал - наверное, человек изменился.

Вопросы вогнали меня в ступор – собеседник заметил моё лютое лукавство. Ведь и правда, столько раз разбирая фольклорные данные о происхождении МП, было внутри такое представление об этом, которое собирательными данными не заместить, так как появилось оно задолго до того, как я узнала слова «этнография» и «фольклор», - то представление, которое начало расти с тех пор, когда маленькая Диана впервые заснула в лесу, которое крепло, когда, будучи подростком, удавалось невредимой добираться до самых глухих уголков чащи и проходить через болота и, наконец, то, что сейчас на внутреннем уровне воспринимается как аксиома, которую ни один ученый ум не сможет опровергнуть, просто в силу того, что каждый раз, входя в лес, вдыхая аромат разнотравья, хвои или "звенящий" морозный воздух, я знала, что ничего со мной не случится.

Придётся ответить! За всё время, моему представлению о лешем глубоко откликнулась лишь одна фольклорная заметка, найденная в трудах Д.К. Зеленина «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов»: «…Уже из одних этих фактов явствуют старые анимистические представления о том, что духи срубленных на постройку дома деревьев переходят в этот дом и обитают там…» стр.38. И вот как эта коротенькая фраза стыкуется с моим видением духа – хозяина: то же самое происходит и на уровне леса - с тех пор, как зародились первые растения, из их маленькой жизни и смерти появился дух. Он то, что над определенным местом создается из такого круговорота: забирает в себя жизнь, силу, когда растение умирает и отдаст ее росткам, когда придет время, постоянно являясь таким вот её концентратом. То же самое происходит и с животными, закончившими свои дни в зоне отдельного леса – их души уходят в это большое хранилище, становятся частью всей его силы, чтобы она обрела свой дальнейший путь через их потомство, а если лесу случается погибнуть, спасшиеся животные переходят во власть другого духа-хозяина. У каждого леса он есть: там, где пагубного воздействие человека больше, такой дух слабее, и, напротив, где места нетронуты – сильнее. Так же сила лешего зависит от обширности владений, от их возраста. Так, например, в очень старых вековых хвойных лесах присутствие духа ощущается буквально каждой клеткой тела, а в молодых лиственных рощах такое чувство гораздо слабее. Он может быть рассеян по всему лесу в состоянии спокойствия и "сжаться" весь или частично, когда его покой потревожен. Может контактировать с человеком определенным своим фрагментом, и тогда незадачливые путники видят деда или любого другого человека, сгинувшего в лесах. Сам ли, по своей воле он принимает такие облики, или такой образ пытается найти человеческая психика - не знаю. Скорее сам, дабы была возможность показаться и толковать с людьми на одном уровне (насколько сами люди того могут вынести).
Помимо самого духа-хозяина в лесу существует ещё множество духов – те животные и растения, чью силу оболочка уже не удерживает, но так как она ещё не успела полностью разложиться и слиться с землёй, дух остаётся где-то поблизости. Я заметила это, когда изучала найдённые останки животных – ощущения от духа, некогда бывшего хозяином скелета, напрямую зависели от возраста кости, рядом с совсем старыми, уже крошившимися останками, присутствия и вовсе не было. С людьми, сгинувшими в лесу, дело обстоит сложнее, так как дух-хозяин их в себя не принимает – любой человек всегда будет находиться «по ту сторону границы» как минимум, в силу образа своей жизни и мышления, а потому долго ещё остаются "неприкаянными". В данной ситуации исключения могут составить, наверное, лишь горстка коренных народов, неразрывно связавших свою жизнь с дикой природой.

Любая сила, хоть как-то выраженная телесно (дух-хозяин через деревья, растения, животных), не хочет погибать. Так же как и мы. Да, то лишь телесная оболочка, но ведь и мы оберегаем свою. Защита границ тогда - обычное дело. И если человек не замечает на себе последствия разрушительных действий, направленных на эти границы, то не потому, что они минимальны или вовсе не ощутимы – люди просто перестали логически связывать свои состояния, происходящее в их жизни с наказанием духов.

Вопрос о том, почему у человека настолько исказилось восприятие окружающего мира, для меня остаётся открытым, хоть и есть некоторые соображения по этому поводу. Но об этом в следующий раз!

Благодарю за внимание, ваша Ди

(с)Диана Музалевская

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя