Ра́доница, или Ра́дуни́ца (Деды)

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Ра́доница, или Ра́дуни́ца (Деды)

Непрочитанное сообщение Цила » Сб апр 07, 2018 6:48 pm

Ра́доница, или Ра́дуни́ца — день всеобщего, то есть «вселенского», общецерковного поминовения усопших верных[1]. Заупокойное всенощное бдение, вселенская панихида в Православной церкви[2]. В Русской православной церкви поминовение установлено для того, чтобы «после светлого праздника Пасхи мы могли разделить с усопшими великую радость воскресения Христова».[3]

Упоминается в источниках с XIV века. В некоторых местах так называлась вся Радоницкая неделя[4].

У южных славян аналогом Радоницы является обряд по­бу­са­ни, бу­са­ни[5].

По мнению Ю. Лаучюте, слово заимствовано у балтов: лит. raudine «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda «плач с причитанием»[6]. По мнению М. Мурко и А. В. Десницкой, название Радуница явилось переосмысленным (путём сближения с рад, радость) производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад» — кальки лат. Rosalia «день роз» с тем же значением «праздника поминовения мёртвых»[7] (аналогичная этимология общепринята для названия праздника Русалий). М. Фасмер возражал против подобной этимологии рус. Радуница, ссылаясь на отсутствие в среднегреческом языке подобного термина для поминок, и считал наиболее приемлемым понимание Радуницы как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых и её сближение с рад- («радование, радость»)[8]. Сравните полесское название праздника — Деды радостные. Это полностью отвечает как диалектным названиям этого праздника (активно сближающим Радуница с радоваться), так и христианскому восприятию Пасхи[3], имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых[9].

Другие названия.

рус. Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье[3], Навьи проводы, Навий день[10]; на Украине: Могилки, Гробки[11]; в Белоруссии: Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки[11]; укр. Про́води, Бабский Великдень, Мертвецький великден[12][13], белор. Небожчицкій велик день[14], Ра́даўнiца, Радуніца, Раданiца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых, полес. Деды́ ра́достные.

У южных славян аналогом Радоницы является обряд по­бу­са­ни, бу­са­ни[5]. Он проводится в понедельник Фоминой недели, называемый: серб. Побусани понедељак, Ускрс за мртве, Ускрс покоjника[15]; болг. Малък Великден[15].


Даты поминовений


В России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день приходится на вторник, реже — понедельник Фоминой недели[16]. На Украине, в Белоруссии и в Подляшье (Польша) Радоница называется Проводы, отмечается в воскресенье, понедельник или вторник Фоминой недели[17].

В Белоруссии — официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной Пасхи) — День поминовения усопших. Так же в Брянской области,в районах граничащих с Беларусью, отмечается во второй после Пасхи вторник.В 2018 году Радоницу в Брянской области объявили выходным днём.

В Молдавии этот день называется «Родительским днём» и отмечается в воскресенье или понедельник[18].

Отмечается: в Центральной Украине — в понедельник Фоминой недели (Проводы), на востоке Украины — в воскресенье (Красная горка), в Белоруссии — во вторник (Радованцы), на севере России — во вторник или воскресенье[11], в Костромской губернии — в воскресенье[19]. На юге России поминают предков на Пасху (основано на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах»)[20] или на Красную горку[21].


Поминовение на Радоницу не предусмотрено церковным Уставом (Типиконом) Русской православной церкви[22], Устав Радоницу вообще не упоминает[23]. Согласно Амвросию Медиоланскому в этот день: «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня»[24].

Традиция поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлена тем, что, согласно Типикону, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим верным, прекращавшееся с Великого четверга[25][неавторитетный источник? 324 дня]. При этом, на богослужении этого дня церковный устав не предполагает «ничего специально заупокойного», поскольку вторник Фоминой седмицы приходится на период попразднства Антипасхи. Уставом (Типиконом) заупокойная служба не предусмотрена. Традиция совершения на Радоницу заупокойной службы, копировавшей службу Троицкой субботы, критиковалась литургистами в лице Афанасия (Сахарова), так как Устав не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного[26].

Церковь осуждает некоторые народные обычаи этого дня (поминовение предков алкоголем и т. д.), называя их «языческими[27].

У белорусов
Ещё в середине XX века белорусы на Радоницу пекли драчёну, варили кашу, жарили «яешню», красили в шелухе яйца, пекли пироги, лепёшки или блины, готовили кутью. Хозяин варил пиво или покупал водку[28].

После полудня всей семьёй шли на кладбище к могилам близких. Нередко приглашали священника для совершения церковной панихиды и чтения заупокойной молитвы. Затем катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом или водкой. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Считалось, что блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут». Если встречались нищие, их одаривали крашеным яйцом, а иногда угощали едой и напитками.

Некоторые «сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, мальчишки борются, пробуют крепость яиц, играя в битки». Отсюда и пословица: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет»[29].

В других губерниях Российской империи Радоница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. На Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался Радульные деды; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы).

В Полесье к Радунице красили яйца, но уже не в красный цвет, как на Пасху, а в «жалобные» цвета — жёлтый или зелёный[17].

Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день[30].

Сход­ные об­ря­ды бы­ту­ют у южных сла­вян (серб. по­бу­са­ни, бу­са­ни), ру­мын (по­ми­наль­ные об­ря­ды в Фо­ми­но во­ск­ре­се­нье) и др.
— Агапкина Т. А. Радуница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь - с. 391[17]


Окликание дождя


В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь[31]. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Раньше утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя[32]. При виде облачка дети выкрикивали:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ[33].
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять[32].
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром[32].
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей![32]
Дождик, дождик, перестань, я поеду в Арестань![34]
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость[35].

Поговорки и приметы

На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут).
Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице.
Весёлая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница.
Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Если во вторник на Радоницу дождь, то говорили: «Божья Мать коромыслом будет воду носить» (полес. Рáдовныца во втóрок. Як будэ дож, Божа Мати корóмыслом будэ вóду нэсти).

Литература:
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Alberti
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн сен 11, 2017 2:55 pm
Интересы в магии: Собиратель магических историй

Re: Ра́доница, или Ра́дуни́ца (Деды)

Непрочитанное сообщение Alberti » Вт апр 10, 2018 1:59 pm

Традиционные обращения к Предкам.

Даётся оригинал, а затем предлагаемая к использованию обработанная версия:

"В Белоруссии также собираются на кладбище. Там на могилах родных катают красные яйца, которые отдают нищим. На могиле, политой медом и водою, раскладывают кушанье и приветствуют покойников: «Святые радзицили! Хадзице к нам хлеба и соли кушац». Потом старые и малые рассаживаются по местам. Кушанья должны быть нечетные: пять, семь, девять и т. д. и без подливки (соуса). Необходимо, чтобы тут находились мед, творог, блины, гречаники, колбаса и свинина. Кто бедный, тот просит у зажиточного, который всем наделяет его. Остатки отдают нищим. По окончании угощения обращаются к покойникам: «Мои радзицили! Выбачаице, недзивице; чим хата богата, тим и рада». После отправляются в корчму и там поют и танцуют. Радуницу отправляют здесь еще весною, когда растает земля, и думают, что тогда родителям тепло, потому, разговаривая с ними, желают им: «Дай вам Бог легко в земле лежати и Христа Курганский
ти»* [* Goleb. «Lud polsk. jego zwycz. i zabob.», ч. 2, с. 269.]. "

А.В. Терещенко. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
___________
Святые родители! Ходите к нам хлеба и соли кушать!
___________

"Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение. "

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.-Петербург, ТОО "Полисет", 1994. Источник: http://www.booksite.ru
____________
Прости меня (называется имя), забудь всё, что я тебе нагрубил(а), чем навредил(а).
____________

"В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают:
«Честные наши родители! вот для вашей душки блинок»."

Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 725.
____________
Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.
____________

"На деды нужно угощенье приготовить, чтобы блюд было нечетное число. Говорят, нужно сварить что-нибудь горячее, чтобы пар шел. Всю еду нужно поставить на стол и звать: «Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!» После еды льют воду с каждого края стола по кругу крест-накрест и говорят: «Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место». "

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 206.
____________
Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!
Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место.
____________

"Кое-где считают, что души приходят ужинать ночью, после трапезы живых, — в эти ночи посуду и остатки еды не убирают со стола. Души приглашают к поминальному столу, крича в печную трубу или через окно: «Деду, иди к обеду!» или: «Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите
ужинать!» Часто приглашали и те души, у которых не осталось живых родственников: «У кого нет родни, приходите ко мне!» После завершения трапезы души нужно выпроводить из дома, чтобы они вернулись к себе на «тот» свет и не мешали живым. Для этого после ужина все встают и говорят: «Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе».

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207. Деду, иди к обеду!
____________
Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите ужинать!
У кого нет родни, приходите ко мне!
Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе.
____________

"Отецъ, глава семейства, зажигает свѣчу, прилѣпливаетъ ее къ углу — на кутъ и начинаетъ молитву, по окончанiи которой свѣча потушается. Все садятся за столъ, уставленный яствами, среди которыхъ находится пиво и вино, и читавшiй молитву говоритъ слѣдующее:

Святые дзяды, зовемъ васъ,
Святые дзяды, идзице до насъ!
Ёсць тутъ ўсё, што Богъ даў,
Што я ли васъ охвяроваў,
Чимъ только хата богата.
Святые дзяды, просимъ васъ,
Ходзице, ляцице до насъ!

За симъ наливаетъ рюмку водки, такъ, чтобы черезъ края пролилось нѣсколько на скатерть, — для дѣдов, как говорятъ, и выпиваетъ; всѣ старшiе и взрослые пьютъ также, немного проливая. Кушать никто не начинаетъ раньше, пока не отольетъ отъ каждаго кушанья по ложкѣ и не отложитъ по кусочку въ отдѣльный сосудъ, который непосредственно за симъ ставится для этой цѣли на окошкѣ, а иногда и за онымъ, если только есть тамъ для этого удобное мѣсто. (…)
По окончанiи ужина встаютъ изъ-за стола и расходятся, простившись напередъ съ неземными жителями:

Святые дзяды! Вы сюды приляцѣли,
Пили и ѣли,
Ляцице жъ цяперь до сябе!
Скажице, чаго еще вамъ треба?
А лѣпiй, ляцице до неба!
Акышъ, акышъ! "

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 596-597.
____________

Святые деды, зовём вас!
Святые деды, идите к нам!
Есть тут всё, что Бог дал,
Что я вам пожертвовал,
Чем только хата богата.
Святые деды, просим вас,
Ходите, летите к нам!

Святые деды! Вы сюда прилетели,
Пили и ели,
Летите ж теперь к себе!
____________

"Собравшись въ полдень на кладбищѣ, обступаютъ могилу, катаютъ по ней красные яйца, которыя послѣ отдаютъ стоящимъ тутъ же вблизи нищимъ. Изо всѣх кушаньевъ оставляютъ понемногу на могилѣ, которую покрываютъ скатертью и поливаютъ напитками. Затѣм вызываютъ: «Святые родзицели, ходзице къ намъ, ѣсьце, што Богъ даў!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 622.
____________
Святые родители, ходите к нам, ешьте, что Бог дал!
____________

"(…) каждая семья отдѣльно, а нѣкоторые и съ родственниками другого двора, усаживается на могилахъ и начинаетъ выпивать и закусывать, говоря: «честные и праведные родители, ходите къ намъ ѣсть». Предъ первою рюмкою водки говорятъ: «честные и праведные родители, ходите къ намъ горѣлку пить».

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 626.
____________
Честные и праведные родители, ходите к нам есть.

Честные и праведные родители, ходите к нам горелку пить.
____________

"На поминкахъ болѣе всего обращаютъ вниманiе на то, чтобы приготовить какъ можно больше и разнообразнѣе кушаньевъ, между которыми должна быть непремѣнно вареная голова свиная, или баранья, а въ крайнемъ случаѣ, хотя и куриная — все равно, пѣтуха или курицы. Голова эта въ поминальномъ обрядѣ занимаетъ весьма видное мѣсто.
Усадивъ гостей за поминальный столъ, хозяинъ беретъ въ одну руку свѣчу, обернувъ ее блиномъ, а въ другую — булку хлѣба и обноситъ ихъ три раза вокругъ поставленной на столѣ головы, поминая громко по имени не только всѣхъ умершихъ родныхъ и близкихъ, но даже и тѣхъ, которые прежде когда-либо жили на принадлежащей ему, хозяину, землѣ, приглашая ихъ словами: «Прибывайце къ этому столу!» Сидя за столомъ, всѣ гости, каждый разъ при выпиванiи водки, что повторяется довольно часто, отливаютъ изъ рюмокъ на столъ нѣсколько капель, приговаривая: «прибывайце!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 602-603.
____________
Прибывайте к этому столу!

Прибывайте!
____________

"На тарелку, покрытую блиномъ, хозяинъ откладываетъ немного съ каждаго подаваемаго кушанья и, присоединяя туда иногда рюмку водки, ставитъ тарелку, или на подоконникъ, или на особо придѣланную полочку съ наружной стороны главнаго окна и съ тѣмъ вмѣстѣ произноситъ: «Святыи дзяды! придзитя сюды — ета ли васъ!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 599.
____________
Святые деды! Придите сюда — это для вас!
____________

"На Русском Севере хозяйка, приготовив поминальный ужин, открывала двери и выходила во двор встречать невидимых гостей, приговаривая: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь... Вы озябли — погрейтесь». Последним на поминках подавали кисель. Перед этим пели «Вечную память», а затем хозяин вывешивал за окно холст, на котором гроб опускают в могилу, и обращался к душам: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут
помягче — ступайте с Богом».

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207.
____________
Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь...
Вы озябли — погрейтесь.

Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут помягче — ступайте с Богом.
____________

"Шестинедѣльное поминовенiе, называемое «останье» или просто «шестины», совершается слѣдующимъ образомъ: кто-либо изъ семьи умершаго отправляется въ церковь съ блинами, пшеничною кашею и пирогомъ, называемымъ «проскурой», и ставитъ все принесенное предъ мѣстными иконами на полу. (…) По окончанiи службы въ церкви, каша, блины и «проскура» приносятся въ домъ, куда приглашаются и близкiе сосѣди «на столъ» (на обѣдъ). Здѣсь, помолившись Богу предъ зажженною свѣчею, всѣ усаживаются за столъ и въ началѣ ѣдятъ «проскуру», говоря: «Вѣчный покой, царство небесное (имя умершаго), честные и праведные родители ходите съ нами обѣдать» (...) "

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 592-593.
____________
Честные и праведные родители, ходите с нами обедать.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость