Традиционные обращения к водяному / водяным

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Традиционные обращения к водяному / водяным

Непрочитанное сообщение Цила » Вс апр 08, 2018 8:26 pm

Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
(Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник.)


В других заговорах просят Петра и Павла отомкнуть золотыми ключами реки, озера, море и всякие протоки, всколебать воду ветром, вихрем и «сильною погодою» и «возбудить» красную рыбу, семгу, и белую рыбу, раков и щуку и гнать их отовсюду к рыболовам, чтобы добыча не застоялась на красном солнце, не загулялась бы с «охотной травы», не дать очам ее «виду», ушам ее «слыху»56. Этим магическим формулам некогда предшествовали различные приговоры и обращения к водяным, дошедшие до нас в свернутом, усеченном виде: «Вы эй, мои загонщики, я вам кланяюсь до струи воды, до желта песка»57 (обычно их произносили трижды перед каждым выходом на промысел).
Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. Стр. 350.


Когда человек заходил в воду, он должен был «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 345.


Чтобы не разгневать водяного, запрещалось набирать воду ночью, если все же это приходилось делать, то обязательно спрашивали разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять».
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 345.



Лучшим подтверждением того, что даже на Купецком озере, где роль водяного низведена до minimum’а, воспоминание о водяном царе все-таки очень сильно, служит следующая молитва, которую читают всякий раз, когда берут воду для лечения ею больного: «Бережок-батюшка, водушка-матушка, царь водяной и царица с малыми детьми, с приходящими гостями, благословите воды взять не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья рабу Божию».
Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. М.: Б.и., 1889.


Царь Донской, дедушка Водяной, дай водицы ключевой на уроки, на призоры, на прикосы, на ветряные переполохи. С раба Божия (имя) смой, сполощи уроки, призоры, прикосы, родимцы, паралимцы. Из ясных очей, из черных бровей, из ретивого сердца, из буйной головы, из костяной, из резвых ног, из белых рук, из всех суставов, из полусуставов — смой, сполощи. После этого крестят больного, обмывают водой.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. М., Издательство Московского университета, 1998.


Царь Ледяной, Царь Водяной, дай воды ключевой помыться, попариться. После парной баньки, после парной парушечки дай тебе, Господи, кротости и смирности и Божьей милости. Говорят во время мытья ребенка, чтобы был спокойный.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. М., Издательство Московского университета, 1998.


Если упадешь на улице, то надо сказать три раза: Царь Земной и Царица Земная, простите рабу Божью (имя). Не вы на меня носили, а я — на вас. Так надо повторять три дня по три раза. А если тонешь, то тоже самое надо сказать три раза — Царю Водяному и Царице Водяной с малыми детками.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. М., Издательство Московского университета, 1998.


Ошта, 2008 [А когда вы брали воду, вы как-нибудь заговаривали ее?] [СНС]: Крещение. [СМА]: На Крещение беру воду обычно. У меня и сейчас вот стоит крещёна вода, принéсена. [Это не святая вода, а обычная?] [СМА]: Да, а из речки-то? Воду? Ну, там тоже есть хозяин с хозяюшкой, моешься, так сказать: «Здоровья, благополучия, водяной хозяин с хозяюшкой!» Или «водянá царица – царь». Вот так говорят, вот эти слова, да. [И что потом делают с этой водой?] [СМА]: Пьют! [СНС]: Когда помыться. [СМА]: А Крещенье, дак я домой принесу, дак когда вот мыла в этот раз, дак воду мыть клала, да брызгала везде, это… как… как говорится, как нечисти го… считаются, как это говорить? Во… нечистая сила, или как-то, я не пом… Сила, сила, худое слово, просто нечисти говорю. [далее СНС говорит про знакомого священника]
Материалы экспедиции в д. Ошта Вытегорского района Вологодской области, 2008 г.


Ошта, 2008 [Когда у АС утонула свекровь, и ее не могли найти, она ходила к знающей бабушке. Бабушка научила сходить на реку, отнести гостинец для водяного и водяной и сказать при этом слова. В тот же день свекровь нашли. В качестве гостинца носила хлеб, сахар и пряник] …И, соответственно, ты идёшь с этим туда на рекý и спускаешь на воду. Сначала это всё, что она сказала, я сначала всё это сказала, оставила это всё, значит, ну, и домой пошла. Ну, не знаю, часá полтора прошло, и мы её нашли. [ЕП: А что сказать нужно было, когда отдаешь?] Хозяину и хозяйке, водяному и водяной. [ЕП: А говорить что при этом?] <…> «Хозяин и хозяюшка, водяной царь и царица, помогите мне найти такую-то, такую-то человека, называешь раба Бóжьего или рабý Бóжью по имени, по отчеству. Я вам даю гостинцы, а вы мне верните рабу Божью, там называешь по имени и по отчеству». Трижды это повторяешь, потом скажешь «аминь» каждый раз, и всё. <…> Ну, избави Бог, лучше не надо [таких случаев – Т.И.]. [«]
Материалы экспедиции в д. Ошта Вытегорского района Вологодской области, 2008 г.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость