Царство теней. Ядовитые растения

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 13008
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Царство теней. Ядовитые растения

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср авг 28, 2024 10:45 pm

Царство теней. Ядовитые растения

Некоторые растения в Европе окутаны особенным мистическим ореолом. К ним относятся несколько ядовитых растений, одно из которых — белена (Hyoscyamus niger). Она долгое время использовалась как магическая трава, яд, лекарство. Это галлюциноген, который может вызывать такие симптомы, как беспокойство, учащенное сердцебиение и нечеткость зрения. В тяжелых случаях растение может вызывать потерю сознания и повреждение мышц. Белена имеет заманчивый, завораживающий вид. Желтые, похожие на колокольчики цветы изящно украшены фиолетовыми, похожими на кровеносные сосуды, прожилками. Но, как и в случае со многими другими ядовитыми растениями, для меня есть что-то мощное и угрожающее в раскрытии белены. Может быть знание о том, что она содержит яд, способствует тому, что я воспринимаю ее таким образом? Возможно, я проецирую свои собственные страхи на внешний вид белены и ее ядовитых братьев и сестер? Когда я вижу ядовитые растения, я всегда завороженно смотрю на них, меня привлекает их присутствие, и я испытываю глубокое уважение. Стоит помнить, что вся флора может быть ядовитой, в зависимости от дозировки, но некоторые растения, несомненно, ядовиты.

В моем родном регионе Уппланд я однажды увидела огромные дикие растения белены около амбара. И однажды летом, когда я проводила экскурсию по саду, посвященную растениям в фольклоре, к своей радости, я внезапно нашла белену. Она появилась там сама по себе, без приглашения. Мне показалось очень уместным поговорить об этом растении во время этой экскурсии.

Белена была связана с теневой стороной нашего мира, с историями о колдуньях и Блокуле, обители, где ведьмы праздновали шабаш с Дьяволом. Таким образом, флора была демонизирована; действительно, люди создали флору теневого мира. Я хотела бы рассказать вам о народной легенде из Сконе о колдуньях, у которых был рог с мазью, в состав которой, среди прочего, входила белена. В легенде мы слышим о группе колдуний, которые вместе путешествовали к горе Блокула. Говорят, что у каждой группы путешественников был предводитель, обладавший тайными знаниями, скрытыми от остального мира. Мастерство состояло в приготовлении trollsmör (масла троллей, «troll» связано со словом «trolla», колдовать), которое должны были съесть путешественники к Блокуле во время трапезы перед отправлением. Масло тролля состояло из мака (Papaver spp.), белены и, как гласит легенда, несомненно, других ингредиентов. Смесь хранилась в маленьких рожках, называемых trollhorn (рога тролля). Это масло тролля также использовалось для помазания путешественников.

В Сконе говорили, что троллье масло считалось ценным для многих полезных целей. Охотник был бы счастлив, если бы мог получить немного этого масла для смазывания своего ружья. Тогда у него никогда не было бы недостатка в дичи. Рыбак пытался получить немного магической мази, чтобы нанести ее на свои рыболовные снасти для удачи во время рыбалки. Хотя охотник и рыбак использовали волшебное масло, их не демонизировали, хотя подразумевалось, что в этот момент они практиковали магию. С другой стороны, женщины, которые в легенде из Сконе использовали волшебное масло, были заклеймены как колдуньи. Слово häxa (ведьма) было редким в шведском народном языке. Но социальный фон был такой же, как и в верованиях в колдовство в большинстве частей света; определенные люди в деревне, такие как пожилые мужчины, одинокие женщины или люди, которые считались чужаками, становились объектом подозрений для местных, когда что-то шло не так. Истории о Блокуле и ведьмах сохранялись в шведской деревне в 19 веке и в некоторой степени в начале 20 века. Еще раньше вера в ведьм, вероятно, была распространена, даже так же широко, как вера в Бога.

Легенда из Сконе относится к традиции рассказывания историй о помазании себя для полета, традиции, которая возникла в древности. Древний источник, «Золотой осел», римский роман около 200 г. н. э., приписываемый Апулею, описывает, как главный герой Луций тайно смотрит на колдунью Памфилу, которая использует помазание для полета, чтобы превратиться в сову:

Сначала Памфила полностью разделась. Затем она открыла сундук и достала несколько маленьких коробочек. Она сняла крышку с одной из них и вылила немного духов. Она некоторое время растирала их между ладонями. Затем она натерла себя от кончиков пальцев ног до кончиков волос, и после того, как она некоторое время тайно что-то нашептывала своей лампе, ее конечности начали опухать, мягкое оперение и мощные крылья вырвались наружу и обрели форму. Ее нос затвердел и изогнулся, ногти на ногах утолщились в когти, и Памфила превратилась в сову. Она издала пронзительный крик и после нескольких небольших попыток она подпрыгнула и, широко расправив крылья, полетела в возвышенные высоты.

В дни ведьмовских процессов летательные мази были связаны с идеями Дьявола и ведьмовских шабашей. Ведьмы праздновали шабаш с Дьяволом и вступали с ним в половую связь на горе Блокула. В 1487 году немецкие доминиканские инквизиторы Якоб Шпренгер и Генрих Крамер опубликовали «Malleus Maleficarum». Эта книга, наряду с аналогичными сочинениями, была руководством по выявлению и охоте на ведьм. Эти книги, и, в частности, «Malleus Maleficarum», оказали большое влияние на ведьмовские процессы, их идеи и их реализацию.

В «Malleus Maleficarum» мы можем прочитать о летающей мази, рецепт которой ведьма получила от Дьявола. В Швеции истерия по поводу колдовства достигла своего пика в 1660-х и 1670-х годах, когда было казнено около 300 человек. Согласно судебным записям, ведьмы смазывали мазью метлы, грабли для печи, свиней или телят. Затем они садились на свое транспортное средство и летели на Блокулу, где праздновали свадьбу с Сатаной и его подчиненными дьяволами. Младенцев, которых они рожали вскоре после этого, измельчали и размешивали в мазь, которую хранили в помазальных рогах для следующего путешествия. Со времен судов над ведьмами в Европе сохранились некоторые рецепты летательных мазей. К ним относятся рецепты, записанные в 16 веке Джамбаттистой делла Порта, натурфилософом. Рецепты включают ядовитые растения, такие как белена, королевская белладонна (Atropa belladonna) с ее зловещими темными ягодами, дурман (Datura spp.), смертоносное растение болиголов (Conium maculatum) и мандрагора (Mandragora officinarum), чей удивительный корень напоминает человека или, может быть, точнее, какое-то абсурдное, гротескное существо. Но нетоксичные растительные компоненты, такие как петрушка (Petroselinum crispum) и тополь (Populus spp.), также были включены в рецепты. Однако имеют ли эти формулы основу в народной традиции, мы не знаем. Рецепты были записаны священниками и демонологами. Это история, окутанная туманом.

И белена, и такое растение, как белладонна, могли использоваться в качестве наркотических мазей, поскольку они галлюциногенны и обладают способностью проникать через кожу. Говорят, что белена дает ощущение парения и вызывает эротические ощущения, напоминающие истории, рассказанные на судах над ведьмами. Согласно легенде из Сконе о колдуньях, летающих в Блокулу, летательная мазь также содержала мак, еще одно растение, которое может быть наркотическим. Однако, по словам этноботаника Йенса Хеймдаля, идея летательной мази — это в основном миф, который существует уже много веков. А в мире фэнтези и историй миф о белене как ингредиенте летающей мази процветает.

В саду немного севернее Уппсалы, где я провожу прогулки по саду, когда-то выращивали дурман с его большими, направленными вверх воронкообразными цветами, как будто бог смерти в подземном мире играл на трубе. Но однажды в сад пришли несколько мальчиков и сказали садовнику, что слышали, что там растет дурман. Во время этого разговора они стояли у этого печально известного растения с белыми цветами. После этого события дурман больше не выращивают в этом саду. Его посчитали слишком соблазнительным и ядовитым. Очевидно, что ядовитые, галлюциногенные растения несут в себе очарование, как в реальности, так и в мире повествования.

Ядовитые растения, растения сферы теней, рассказывает ли нам шведский фольклор что-нибудь еще о них? Ну да, змея получает свой яд из царства ядовитых цветов. Фольклорный архив в Уппсале содержит заметку из Да ларны о том, что змеи ползают в траве и собирают яд ядовитых цветов.

Позже в своей книге я напишу о волчеягоднике (Daphne mezereum), ядовитом растении, которое, возможно, является самым известным из всех растений в шведском фольклоре, посвященных флоре.

©Сара Бонадеа Джордж «Цветы крови: растения в шведском фольклоре»
© Перевод Баньши Дану
(Иллюстрация: фрагмент картины Фредрика Сэндиса «Медея»)


Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость