Страница 1 из 1

Старые деревья в народной демонологии

Добавлено: Ср апр 18, 2018 12:07 am
Цила
Деревья, особенно старые и высокие, с дуплами, по общим пове-
рьям славян, считаются местом обитания нечистой силы, и их нель-
зя рубить. У сербов такое дерево называется сјеновито (Караџић
1986: 932–933) (серб. сен ‘тень’, в значении ‘душа’, макед. сен, сениш-
те ‘душа покойного человека, призрак’), вакафско, самовилско дрво,
само дрво, стан самовила (Косово, Сретечка жупа, Подрима; Николић
1957: 581; Николић 1961: 115). По поверьям болгар, в дуплах дуба пря-
чется ампирина (упырь) (Сакар; Попов 2002: 240), македонцев – ламня
(Скопска котлина; Филиповић 1939: 521–522), бошняков в Косово –
ала (Николић 1961: 129). У белорусов не советовали рубить дерево,
которое скрипит, ибо это знак, что в нем мучается человеческая душа
(Богданович 1895: 29). В словенской быличке (Савиньская долина), че-
ловек хотел срубить высокую ель, место пребывания вил, чем вызвал
их гнев. В лесу началась буря, и на человека стали падать сломанные
верхушки деревьев, которые его и убили (Videc 1910). По рассказам
болгар, человек, который срубил высокий дуб, место пребывания
змея-стопанина, умер (Мицева 1994: 57).


По поверьям, между полем и лесом существуют места, где мифоло-
гические существа любят собираться, устраивать совместные трапезы,
хороводы, пеленать своих детей. Чаще всего они находятся в тени старых
деревьев (дуба, бука, вяза, грецкого ореха), а также под колючими рас-
тениями (шиповник, боярышник, терн, ежевика). Человек, ступивший на
такое место, бывает наказан обиженными вилами, самовилами, халами.
Тогда человек обращается за помощью к знахарю. Составной частью ле-
чения обычно является принесение жертвы этим существам в виде опре-
деленной пищи. Под грецким орехом нельзя спать, потому что на нем
собираются ведьмы: «Немој, сине, да спиш поди ореј, неје добро оди веш-
тице, гадине» [Не спи, сынок, под грецким орехом, накажут тебя ведьмы,
злодейки] (восточная Сербия, Пиротский край; Златковић 1989: 307).

Л.Раденкович Опасные места в славянской народной демонологии



Фото моё. (с)Цила