Карма, судьба. Из чего состоит она? И можно ли что-то изменить?

Аватара пользователя
Касьян
Сообщения: 265
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2017 6:23 pm

Карма, судьба. Из чего состоит она? И можно ли что-то изменить?

Непрочитанное сообщение Касьян » Вс май 13, 2018 12:41 am


Взгляд мистика и психолога






Часто, когда говорят о карме или о судьбе, то имеют в виду что-то неизбежное и тягостное, неприятное — "такова моя карма" или "несчастная судьбинушка". Есть и обратная сторона, когда говорят: "О! Счастливчик!", "Ему всегда везёт", "Счастливая судьба"… В обоих случаях речь идёт не о карме, как таковой, а лишь о кармических плодах, последствиях каких-то совершенных ранее действий.

На самом деле, что такое карма? И действительно, можно ли изменить судьбу?

Итак, Карма — это действие и его последствие, причинно-следственная связь. Ведь все же понимают, что если сунуть руку в кипяток, то неизбежно будет больно. Есть такое общее верование. Или если ты пилишь сук, на котором сидишь, то сам и свалишься. Карма — это рисунок жизни человека, который сформирован благодаря его вассанам и самскарам. Благодаря его поступкам, верованиям, впечатлениям и желаниям в прошлых жизнях. Составляющие полного кармического цикла, как говорит древнее знание, таковы: действие (карма)-> впечатления (самскары)-> тенденция (вассана)-> ментальный шаблон (вритти)-> и снова действие (карма)…

Действия (карма) формирует впечатления (самскары).
Действительно, если мы что-то делаем, то от этого действия или поступка у нас в сознании остаётся эмоциональное впечатление (хорошее или плохое), остаётся образ, оценка. Например, ответил кому-то грубо — чувствуешь злость, обиду, рассуждаешь, правильно или нет ты поступил, а как могло бы быть иначе, возможно, чувствуешь вину, долго переживаешь это, постоянно возвращаясь мыслями… и.т.д.

Самскары — скрытые впечатления, ментальные воспоминания, движущая сила кармы. Дословно — сумма сделанного делателем. Отпечатки, оставленные индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами. Привычка или шаблон состояний, глубинные импринты души. С самскарами, которые образовались или подтвердились в детстве или вообще в этой жизни, хорошо работают психологические методы, например, реимпринтинг (стирание старого впечатления или замена старого нересурсного на новое, ресурсное). В духовных традициях применяют технику перепросмотра, с целью уменьшить влияние впечатлений на жизнь и духовную практику человека. Впечатления (самскары) формируют предрасположности и желания (вассаны). Когда от совершённого действия осталось впечатление, то оно может укорениться и стать привычкой или из него могут родиться разные желания. Например, от того, что резко кому-то ответили, может развиться наглость или, наоборот, страх обидеть кого-нибудь.

Вассаны — это предрасположности и устремления души человека. Проще говоря, это его душевные качества, эмоциональные склонности, убеждения, ценности и желания. И совершенно неважно, осознанны они или нет. Любая захваченность или увлечённость чем-то — вассана. Можно быть увлечённым какой-то деятельностью, отношениями, любимым человеком, а можно быть увлечённым и захваченным какой-то идеей или чувством. Всё это будет вассанами. И их в душе каждого человека содержится очень много.

Вассаны бывают двух видов: чистые, которые помогают выйти из колеса перерождений или просто улучшить условия жизни, привлечь удачу, и нечистые, которые создают неблагоприятные условия жизни, неприятности и ещё больше затягивают в колесо перерождений. Гнев, гордыня, обиды, обман, лицемерие, вожделение, жадность, зависть, ревность, ненависть, желание мести, наживы, чужой жены или мужа и т.п. — нечистые вассаны. Милосердие, любовь, сострадание, терпимость, прощение, воздержание, щедрость, желания общения с мудрецами, устремление к познанию Бога и т.п. — чистые вассаны. Как правило, у любого человека есть и те, и другие, которые находятся в разных количествах.

Предрасположности (вассаны), примерно можно разделить на три группы: 1 — ошибка, 2 — действия и 3 — желания:

К первой группе относятся люди, которые не верят духовным учителям и святым писаниям. Часто очень образованные люди не могут познать Бога только по глупой самонадеянности или чрезмерной гордости. Они неправильно трактуют полученные знания или им не хватает уважения, веры и преданности. Они слишком привязаны к своему эго и их ум слишком переполнен всякими научными фактами, опытом.

Вторая группа людей, которых очень много — это жертвы своих прошлых неблагоприятных действий. Последствия, которых создают очень сильные помехи для понимания учения и восприятия истины. И это никак нельзя преодолеть. Избавление от таких вассан происходит только по милости Бога. Или сильнейшим личным устремлением, помноженным на время. Это может быть неблагоприятное рождение в таких условиях, где нет никакой возможности узнать или хотя бы прикоснуться к святым текстам, или болезнь, или просто умственная невозможность понять, или затуманенность сознания и чрезмерная ригидность сознания…

Третья группа — люди, которые охвачены желаниями, жаждой достижения и получения плодов своих усилий и действий. Эта самая многочисленная группа, поскольку желаний превеликое множество, и они не заканчиваются, а только порождают новые. Каждое желание слишком обширное, чтобы быть удовлетворённым, ибо оно ненасытно; слишком сильное, чтобы устоять перед ним; и слишком утончённое, чтобы избежать его. Эти вассаны уничтожаются бесстрастием и заменой всех желаний единственным желанием освобождения от самсары. Конечно, в человеке присутствуют две или все три группы вассан одновременно.

Вассаны очень тонки, они являются сущностью тонкого тела. Для человека они составляют основу жизни, её смысловую наполненность, само желание жить. Это не только базовые ценности человека, но и ещё более тонкие смысловые структуры души. Неслучайно, когда невежественные люди слышат о духовной реализации, просветлении, первое, что им приходи на ум, так это то, что просветление значит отсутствие желаний и различных эмоций, а это воспринимается людьми как смерть. Таким образом "просветление покушается" на самые основы "существования человека". И это правда! Однако у человека выбор небольшой. Либо продолжать держаться за вассаны и порождать их, создавая себе условия для нового перевоплощения, либо самоосвобождать их и полностью реализоваться, став Богом. Получается, что психология в основном работает с вассанами. Освобождая от их влияния или создавая новые, позитивные вассаны. Это происходит, когда изменяются убеждения и ценности, привычки и эмоциональные привязанности.

Какие бы у вас ни были цели (изменить жизнь к лучшему, притянуть удачу, реализовать свою мечту или духовная реализация), нужно понимать, что для этого необходимо прилагать усилия и иметь огромное желание и готовность измениться. А если говорить про духовный путь, то нужно иметь огромное намерение выйти из круговорота перерождений. Иначе ничего не получится. Я часто встречаю людей, которые говорят о Любви, о том, как они работают над собой, кто-то говорит об освобождении, но ничего для этого серьёзного не делают, только делают вид, обманывая себя и других. Они могут высказывать очень правильные мысли, ходить на тренинги, к психологу или сами быть психологами или тренерами, цитировать священные тексты, заниматься йогой или другими практиками, рассказывать себе и другим, как они хотят изменений или реализации, но на самом деле так ничего и не изменить, не реализовать, а только критиковать, сомневаться и завидовать тем, кто продвинулся дальше их. Я бы сказала, что просто они не очень-то и хотят. Потому что изменения и реализация возможны, если у вас очень сильное намерение и желание к этому, по силе такое, как когда вы очень хотите в туалет. Если вы очень хотите в туалет, разве вы рассуждаете о том, получится у вас это или нет? Вы бежите и делаете то, что нужно.

Предрасположности и желания (вассаны) формируют поток мыслей в уме (вритти). Итак, предположим, вы резко ответили кому-то, у вас осталось эмоциональное впечатление, которое закрепилось в привычку, и для вас стало естественным проявлять наглость и неуважение, и теперь ваш внутренний диалог — это постоянный спор, поиск виноватых, грубая речь, маты, мысли о негативных вариантах событий… Или после резкого ответа вы стали бояться обидеть кого-то и это превратилось в привычку молчать, уходить от конфликта, тогда ваш внутренний диалог будет часто оправданием, проговариванием своих эмоций, доказыванием своей правды и т.д. Или если вы помогли бабушке, у вас появилось желание помогать другим, то в вашем уме будет много мыслей о сострадании, доверии, любви…

Вритти — водоворот мыслей в манасе (понятийном уме) человека. (Ещё есть три типа ума. Чита — память, хранилище всевозможных впечатлений и эмоций. Будхи — это разум или наш интуитивный ум. Он более тонок и связан с вечностью, совестью и другими тонкими возвышенными состояниями. И ахамкара — это эго.)

Вритти — это тот поток мыслей, который мы можем наблюдать всё время, наш внутренний диалог. Мы используем этот ум для текущих дел. Но чаще всего это он нас использует! Потому что по-другому и не скажешь, если всё время оказываешься вовлечённым в какой-нибудь внутренний диалог или мысли, которые только засоряют наше сознание.

Различают пять видов вритти: правильные идеи, ложные идеи, фантазии, идеи приходящие во время сна и воспоминания.

Для нашей повседневной жизни работа манаса важна, но для духовной практики и просто хорошего самочувствия его следует контролировать и держать в чистоте. Это значит, что запускать позитивные мысли (что и советует современная психология) и удалять всё ненужное и вредное. В духовных традициях лучшая практика — это повторение имён Бога, изучение святых писаний и размышление над ними. Если уж ум говорит, то пусть говорит о Боге. Или может быть полная остановка внутреннего диалога. Хотя полностью его остановить сложно и часто невозможно, поэтому бывает достаточно просто не обращать внимание на те мысли, которые возникают, или самоосвобождать их в момент зарождения.

Итак, круг замыкается и теперь наши мыслеформы (вритти) формируют действия (карму). Условно выделяют четыре вида кармы:

отложенная на будущее (санчита),
созревшая, неотвратимая (прарабдха),
создаваемая сейчас (криямана),
ожидающая, незавершённая (агами).
Обычно все четыре вида кармы очень тесно взаимосвязаны, и точно определить, к какому виду кармы относится то или иное событие, бывает сложно:

Санчита-карма. Это сумма всех кармических последствий на данный момент времени. Или карма, для которой ещё не наступило подходящее время и условия. Она ещё созревает. Чтобы зерно дало всходы, оно должно упасть в благоприятную среду. Так и кармические семена должны проявиться в тех условиях, в которых они уместны. Например, карма жены может проявиться только рядом с мужем, но не на работе или с родителями и т.п. И тут нет свободы воли, а плоды кармы придётся отведать.

Прарабдха-карма. Созревшие плоды кармы. Этот вид кармы все могут знать по ярким событиям в своей жизни. Они ярки по своей эмоциональной окраске, но могут переживаться как наслаждение или страдание, удача или злой рок. Это как раз те события в жизни, изменить которые невозможно. Они — как уже выпущенная стрела, которая настигает свою цель. Они и есть кармические задачи, с которыми рождается человек. И тут неважно, просветлённый ты или нет, но плоды своей прошлой деятельности должен вкусить или эти задачи должен решить. Единственное отличие между просветлённым и невежественным человеком — в реакции на эти плоды. Невежественный человек может страдать или наслаждаться, но его реакция будет формировать следующие желания или тенденции, а значит, и карму. Кроме того, невежественный человек ожидает события и его результат и переживает до того, как оно случается, и ещё долго потом его вспоминает и оценивает, снова переживает и говорит о нём. Именно это и создаёт глубокий след в его сознании как вассаны или самскары. Просветлённые, джняни, реагируют на такие события в зависимости от степени своей реализации и кармы. Некоторые могут испытывать различные чувства (наслаждаться или страдать), но они не оставляют следов и не формируют следующие семена кармы, они просто самоосвобождаются, поскольку такие джняни не индульгируют в чувствах, оставаясь всегда в Боге. Другие воспринимают всё незначительным и мало ощущаемым, почти не замечая происходящего. Третьи всегда находятся в сахадже самадхи, и для них нет различий.

Криямана-карма. Это карма, которая создаётся прямо сейчас в результате наших действий. И тут можно говорить о свободе воли. Если конечно мы совершаем свои действия осознанно, отдавая себе отчёт об их последствиях. Что встречается у людей очень редко. Чаще всего действия совершают рефлекторно, по привычке, побуждаемые страстью или страхом, желанием или отвращением… Поэтому говорить о свободе воли можно только для истова практикующих осознанность или джняни. Различные психологические методы и духовные практики помогают стать осознанными, освобождают от влияния вассан и самскар, тем самым давая возможность хоть немного улучшить свою судьбу.

Агами-карма. Это наши планы и цели, намерения, действия, которые мы собираемся совершить в будущем. Этот тип кармы предполагает свободу воли! Но на практике, в основе наших целей и планов лежат наши же вассаны и самскары. С другой стороны, действительно, осуществление желаний возможно, но только сидхи и Боги способны увидеть за осуществлением своего желания последствия, к которым это приведёт. Кстати, это иллюстрируют очень хорошо Шива и Вишну в индийском сериале "Шива — великий Бог". Это и есть высшая суть творения, если уж об этом говорить. Обычный человек видит не дальше собственного носа — только объект своего желания. С агама-кармой работает психология. Она позволяет определить последствия, пусть и не все, и помогает быстро достичь цели.

Получается, психология и любые окол-психологические и эзотерические направления работают только на улучшение условий жизни в самсаре. Не больше. А исполнение желаний, так же как и изменение судьбы, во многом зависит от того, какие вассаны и самскары активны, каких из них больше, а каких меньше, насколько они сильны по отношению друг к другу. По-другому сказать, всё определяет сумма векторов намерения вашей души.

Самсара в переводе с санскрита — блуждание, странствование. Она включает в себя воплощение не только на Земле, как мы её знаем, но и в любых мирах, измерениях, в телах любых существ разного уровня сознания. Вообще, в любом мире, где действует закон кармы. И выйти из этого круговорота возможно только полностью реализовав свою Божественную природу. Можно и не выходить, конечно, а продолжать этот танец забвения и сна. Но тогда нужно приять последствия такого своего выбора. А они могут быть не только приятными, но и очень болезненными, как мы все могли убедиться на собственном опыте.

Автор - Татьяна Киселёва (Новосибирск).
Источник - Самопознание.ру.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя