Шапка и очелье. Тарасов Д.А.

Аватара пользователя
Юзер
Сообщения: 246
Зарегистрирован: Чт янв 18, 2018 4:50 pm

Шапка и очелье. Тарасов Д.А.

Непрочитанное сообщение Юзер » Чт сен 27, 2018 9:40 am


Женское очелье



Очелье – это часть женского головного убора (сороки, повязки, кокошника и т.д.), который прикрывает чело, т.е. лоб. В словаре Даля: «ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя».
Также у Даля «налобник», «начельник» для девичьей повязки (сл. статья «Налобанивать»):
«Налобник м. начельник, начелок, девичья повязка; поднизь». «Очеловечить» дается определение слову «очелье»: «Очелыш м. вят. оцёлыш, девичий головной убор, кокошник. Очелье ср. твер. очелы м. мн. олон. перед кокошника, лобок. Очелочный, очелковый, к очелку, очельный, к очелью относящийся».

В статье Д.К. Зеленина[1] Очелье, налобник − это лобовой щиток головного убора. Очелье прикрывает «чело», «лоб», но не всю голову. Когда говорят об очелье, всегда имеют в виду часть женского головного убора, а не мужского.


Мужской наголовень

В статье Д.К. Зеленина[1] «У великорусских рабочих, особенно у шерстобитов, и до наших дней сохраняется обычай обвязывать веревкой или ленточкой волосы на голове, «чтоб зря не трепались» при движениях корпуса. (Изображения можно видеть, напр., в книге «Илья Репин. Воспоминания. Под редакцией К. И. Чуковского. Бурлаки на Волге» Птб., s. а., стр. 81: рисунок из альбома И. Е. Репина «Ларька»)».


Даль пишет: «Наголовень муж. ремень кольцом, что мастеровые носят на голове; наголовник, то же, и вообще головной убор». Сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет.


Русские крестьяне за работой


Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.
Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов.


Головной убор в виде ленты в других культурах

Головной убор в виде ленты изображён на колонне Траяна в Риме, подобные ленты носили некоторые гето-даки. В научной литературе головные уборы в виде ленты называют лентами-метопидами, подобные ленты встречаются у скифов. В статье «Инфула» (Похлёбкин В. «Словарь международной символики и эмблематики») описываются некоторые обрядовые функции подобного головного убора − «налобника» − у римлян, очень коротко у скифов, древнееврейских жрецов и в католицизме.

Шапка
В своей статье Седов В.В.[2] пишет: «Головной убор славян − шапка языческого времени − известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола увенчана шапкой − полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Порфиридов, 1930, с. 31−33).







Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фрес­ках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем яв­лялись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких ша­пок. Так же изображались в подобных шапках только женщины княжеского сословия.



Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг.


По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны».
На раннем этапе формирования древнерусского государства шапки преобладали в княжеской среде, но уже в феодальную эпоху шапки получают более широкое распространение во всех слоях древнерусского общества. Первые изображения князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в научной литературе «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека». У простых людей преобладали колпаки разной формы из войлока или сукна.

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья – парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.


Ритуалы, связанные с шапкой
Как пишет в своей статье Е.С.Узенёва[3], «Шапка − головной убор мужчины, социально и ритуально значимая часть одежды (ср. сербскую пословицу: «Шапка старше головы»).



Брайчевская А.А. Изделия мелкой пластики, монеты и актовые печати как источник


В традиционном этикете противопоставление обнаженная−покрытая голова было важнейшим, но имело разную реализацию в зависимости от возраста и семейного положения. У южных славян только парни брачного возраста получали право носить Шапку. Мужчины, как правило, носили Шапку на улице и снимали в помещении, а также в церкви, перед иконой, перед человеком более высокого социального положения. При исполнении некоторых обрядов обнажение головы мужчиной имело сакральный смысл: мужчины снимали Шапку при первом севе, при покойнике и др. У южных и восточных славян отсутствие Шапки у мужчин было знаком траура, а в Сербии в этом случае носили Шапку наизнанку.
Некоторые ритуалы, напротив, требовали ношения Шапки. Так, по обычаю сербов Хомолья (восточная Сербия), при объявлении имени новорожденного гости должны сидеть в Шапках, пока кум не сообщит имя крестника. У южных и восточных славян независимо от времени года жених оставался в Шапке, а у македонцев не снимал ее даже во время венчания. В этом случае Шапка имела апотропейную функцию.

Срывание Шапки иногда символизировало отказ от прежнего статуса. По сербскому обычаю, при выносе покойницы из дома ее муж сбрасывает Шапку и надевает новую в знак того, что он хочет вступить в новый брак. У русских на свадьбе подруги невесты крали Шапку жениха и требовали за нее выкуп. Шапку жениха надевали на невесту в знак утверждения над нею его власти и как пожелание мужского потомства. У русских срывание Шапки в послесвадебный период было одним из обрядов приема молодого в круг взрослых мужчин.

Использование головного убора, принадлежащего противоположному полу, могло быть одним из видов ряжения и нередко имело продуцирующий смысл. Так, в болгарской свадьбе дружка невесты надевала Шапку жениха при замешивании обрядового хлеба. Чтобы у девочки поскорее выросли груди, она должна была потереть их шапкой, взятой у парня (Полесье). В Польше невеста во время брачной ночи надевала Шапку своего мужа, а роженица не снимала ее шесть недель после родов, что должно было защитить ее от сглаза.

В целом, однако, ношение женщинами мужского головного убора осмыслялось негативно. Считалось, что девочка, надевшая Шапку, потеряет волосы, станет жертвой сглаза (Украина), останется в девках (Полесье) или родит внебрачного ребенка (Словакия).
Шапка нередко использовалась в сельскохозяйственной и птицеводческой обрядности с продуцирующей целью. На Украине в Сочельник хозяйка окуривала все хозяйство, надев Шапку мужа. В Полесье и в Польше (Покутье), сажая наседку на яйца, предварительно клали их в мужскую Шапку.






Шапка часто воспринимается как символ человека и может замещать его в особых случаях. У болгар на помолвке отсутствующего жениха заменял его колпак. Во время свадьбы, если желали молодым мужского потомства, то у восточных славян и в Польше подкладывали в постель новобрачным Шапку, а у южных − невесту сажали на мужскую Шапку. В Белоруссии над Шапкой священник нарекал имя младенцу, а в Черногории епископ мог заочно прочитать молитву об исцелении отсутствующего больного над его Шапкой. У восточных и южных славян покойника непременно хоронили в шапке или клали ее в гроб рядом с телом. У сербов существует поверье, согласно которому тот, кто наденет себе на голову Шапку мертвого, не сможет ее снять. У южных славян при побратимстве менялись Шапками.

Показательны запреты в обращении с Шапкой. В Сербии считали, что «у того, кто греет Шапку на огне, заболит голова». У русских считали, что нельзя играть с Шапкой, вертеть ею − голова заболит, нельзя класть на стол − будет ссора. На юге России во время сева конопли запрещалось отвечать на приветствие («ломать шапки»), иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.

В сказках и поверьях Шапка предстает как средоточие магической силы дьявола или другого мифологического персонажа. В южнославянском фольклоре нередко отмечается, что красная и остроконечная Шапка − атрибут дьявола и мира мертвых. Известен также другой сказочный предмет − шапка-невидимка».

«Хайратник» и современность
Хайратник («хаератник») – повязка вокруг головы, один из главных атрибутов хиппи. Происходит от английского «hair» – волосы.
Хайратники появились в 60-70-е годы и сразу стали одним из важнейших отличительных знаков субкультуры хиппи. Они изготавливались из ниток, бисера и любых подручных материалов. Выполняли как функцию эстетическую, так и практическую, поддерживая волосы разноцветной хипповой молодёжи в менее растрёпанном виде, чем обычно. Кроме того, ношение хайратников хиппари объясняли философски: «Чтобы башню сильно не срывало».[9]



Хиппи




Jack Gariss (Джек Гарисс), учитель, гуру и наставник медитирующих проводит групповой эксперимент по медитации среди хиппи


Хайратник нашел отражение и в советском кинематографе 80-х годов



Кадр из фильма «Пацаны» 1983



Мода на хайратник не обошла стороной художественные фильмы про средние века




Кадр из фильма "Русь изначальная" 1985 г.




Кадр из фильма "И на камнях растут деревья" 1985 г.


Список литературы:

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя