«Мать – низко, отец – высоко»

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 34123
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

«Мать – низко, отец – высоко»

Непрочитанное сообщение Феникс » Вс апр 15, 2018 1:16 pm

Авторская работа художника Сухарева Максима на тему славянской мифологии.
Автор стремится соединить в своих работах первобытное восприятие мира с данными научных исследований в области традиционной славянской культуры. Стиль работ автор пока определил, как Этноархаика.

Изображение
«Мать – низко, отец – высоко»

В качестве эксперимента - никакого подтекста и скрытого смысла. Все - налицо. Чисто на символах. Всего лишь в три цвета, всего лишь в два символа. Изо всех сил сдерживался, чтобы дальше не усложнять. Понятно ведь, что здесь нарисовано?

В славянской мифологии так же известен мотив священного брака неба и земли. Супружество рождающих ипостасей природы упоминается в загадках о земле и небе типа:

«Мать – низко, отец – высоко» (русс.)
«Высокий тятька, плоская мамка» (польск., серб.).

В восточнославянском фольклоре чрезвычайно распространено архаическое обращение к земле и небу, как к отцу и матери, в том числе, в поговорках, заговорах и клятвах. Представления о великих родителях сохранились в следующей заклинательной формуле:

«Ты, Небо – отец
Ты Земля – мать!».

Так, при сборе трав на Ивана Купалу говорили:

«Земля мати, благослови меня травы брати,
и трава мне мати!»

Особенный приговор произносили при сборе трав для лечения от порчи:

«Отец-небо, земля-мать,
благослови свою плоду рвать!..»

Для сохранения здоровья траву чернобыльник заплетали в косы и клали их «под Иванову росу» с приговором:

«Мать земля, отец-небо,
дайте детям вашим от этой травы здоровья!»

Интересно, что древняя формула «Земля мать, небо отец» использовалась и в заговорах более позднего происхождения, например, заговорах «на подход». Этот тип заговоров применялся для расположения кого-либо (власти, начальства, судьи и т.п.) в свою пользу [9, С.305].

В заключительной части заговоров часто используется формула: «К тем словам небо и земля – ключ и замок», как бы скрепляющая нерушимость произнесённых слов [9, С.272]. Смысловая нагрузка данной фразы отражает древние представления о неразрывности связи великих родителей, их изначальном единстве. «…Мифический вымысел, что небо и земля были отцом и матерью всего существующего на свете, естественно породил легенду, что в древнейшие времена они были соединены, и только впоследствии были разлучены…» [12, С.94].

В частности, Л.М. Буткевич пишет: «…Небо-круг…выступает как Бог-творец, выражение Абсолюта, тогда как земля-квадрат – творимое, производное, созданное при посредничестве креста, что вполне соответствует представлениям древности, отражённым во множестве мифов» [1, С.21].

При рассмотрении количественного соотношения образов земли и неба, становится очевидной превалирующая роль образа земли. По выражению Тайлора, «…идея о земле как матери гораздо проще и нагляднее и, без сомнения, вследствие этого гораздо более распространена, чем идея о небе, как об отце» [12, С. 95].

... сочетание стихий закреплено в мифологической традиции весьма определённым образом. Небо, воздух ассоциируется с огнём и светом, проявляющимися в свечении, белизне, яркости. Л.М. Буткевич упоминает в связи с этим слова В.И.Равдоникас: «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны» в первобытном сознании увязывается, как показали лингвистические исследования Н.Я.Марра, с «небом»…» [1, С.20]. Свет (ср.: русс. «Весь белый свет»), яркость, подвижность, «грозность», творческая активность, власть, сила являются качествами, отражающими «мужское начало» неба. Земля, в свою очередь, неразрывно связана со стихией воды, с влагой.

«Женское» начало земли выражается в противоположных «небесным» качествах – пассивности, подчинении и слабости по отношению к небу, мягкости и податливости, спокойствии, тьме и влажности. В этой противоположности земли и неба как мужчины и женщины ярко проявляется символика дуальности мира, что отмечает О.А.Воронина: «биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского и женского начала» [10, С.23].

Представления о небе-свете и земле-влаге широко распространены в славянском, и особенно в русском, фольклоре, в частности, в виде формул «батюшка-белый свет» и «Мать-сыра земля».

О.Г.Радченко «Дуалистичность рождающих образов в славянской мифологии».

© Сухарев М.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость