«Мировое Древо»

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33487
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

«Мировое Древо»

Непрочитанное сообщение Феникс » Вс апр 15, 2018 2:16 pm

Авторская работа художника Сухарева Максима на тему славянской мифологии. Автор стремится соединить в своих работах первобытное восприятие мира с данными научных исследований в области традиционной славянской культуры. Стиль работ автор пока определил как Этноархаика.

Изображение
«Мировое Древо».

Колесница в левом верхнем углу – это ни что иное, как Большая Медведица - «Кола»,«Воз». Пёс взят из укр. легенды. Большая медведица - это запряженные кони. Черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и разрушить весь строй мироздания, но не успевает - перед рассветом бежит к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается (ср. сказочный мотив - противник героя хочет напиться воды и терпит поражение)).

Правый верхний угол соответствует общеславянским представлениям о ночном небе как о пастбище (ср. рус. загад. «поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звезды и месяц)). Причем месяц движется в сторону, противоположную солнцу, согласно распространенным народным представлениям. Там же, между заходящим солнцем и месяцем – Вечерняя Звезда (Венера), третий по яркости из видимых небесных объектов.

Три всадника – это конечно же, утреннее, полуденное и вечернее солнце, по часовой стрелке (три солнца – см. распространенный мотив народного искусства (ср., например, наличники окон), цвета всадников - из известной сказки про бабу-ягу и Василису). Шесть лучей центральному, «верховному» персонажу я добавил для дополнительных ассоциаций с т.н. «громовым знаком» (колесо с шестью спицами), - таким образом становится возможным трактовать данный персонаж не только как солярный, но и как громовержца (ср. миниатюру из летописи, где молнии вылетают изо рта солнца). Также здесь я рассматриваю тучи с дождями как первое, самое нижнее, из небес, поэтому Солнце оказывается на третьем небе (ср.чеш. «slunce skrze troje nebesa svieti»).

Наполовину черная, наполовину белая крона Древа символизирует ночь и день, а также зиму и лето. Девять кабаньих челюстей квадратом – реальный обнаруженный археологами артефакт - славянский культовый дуб.

В дупле – три богини судьбы: рожаницы, суденицы, норны, парки. Ритуально подвешенное слева от Древа отсылает к сказкам о Кощее Бессмертном (воздвигается ива (или вечнозеленое дерево), с него свешивается шкура (руно) овцы, внутри него - ... ритуальная последовательность вкладываемых друг в друга зооморфных символов. В начале цепочки символов находится мировое древо, а в конце - долголетие или его противоположность - смерть.

Справа, антропоморфная фигура происходит от шаманских бубнов и изображает ведуна - искателя тайного знания (ср. Один, висящий на дереве Иггдрасиль, а также мотив святых, висящих на мировом древе в русских заговорах) ). Интересно, что в древности именно ребра считались вместилищем жизненной силы, так что явно увеличенное их количество здесь должно свидетельствовать об особой силе их владельца.

В центре, бел-горюч камень Алатырь. Объединен с мотивом замыкания земли на зиму/отмыкания земли весной. Птица с ключом, посланная богом – скорее всего, жаворонок.

Низ рисунка занимает у меня подчиненное положение по сравнению с верхом и поэтому не несет в себе никакой особой символики. От Древа берут свое начало четыре реки, а в корнях его находится Змей; обязательно золотого цвета.

© Максим Сухарев.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя