Страница 1 из 1

Сакральные основания этнической культуры хакасов ​

Добавлено: Ср апр 18, 2018 2:30 am
Даниэль

Л.В.Анжиганова, доктор филосовских наук,
профессор кафедры культурологии ХГУ им. Катанова​

Во второй половине XX век
а проявилась ситуация, когда развите общества за счет
истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной
опасности самоуничтожения. В данных условиях только культура (в том числе и
этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Не
предсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к
опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем, Более того,
потребность обрести себя в вечности ведет к стремлению соединить время (прошлое,
настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи, ученые-антропологи
отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной
адаптации человечества к миру, сумевшей самосохраниться в течение тысячелетий.

Особенностью современного мирового шаманизма является ряд моментов:
* шаманизм развивается как филосовско-религиозная ситстема (а не только
культово-ритуальные практики), являющаяся законченным трансцендентным
мировозрением, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но и
пробуждать к ней.
* шаманизм стремиться найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить
общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном
(тюрко-монгольский, сибирсий шаманизм) и единичном (хакасский, тувинский и пр.). Самое
первое, что роднит шаманизм с мировыми религиозными системами, это
общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм "подарил" им
некоторые особенности ритуальной практики (окуривание, обрызгивание, движение по
кругу и многое другое). С буддизмом и дзен-буддизмом их роднит теория реинкарнаций,
медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой является Закон (Дао).
Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами неба, предков и жесткой системой
устройства общества. Уникальное же лицо шаманизма связано с тем. что нет другой
такой травдиции, которая быпа бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.
* появились новые формы шаманизма. Так известный исследователь мирового
шаманизма М. Хоппал выделил "городской шаманизм", который по его мнению имеет
свою специфику в ритуалах.

В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления
шаманских ритуалов. При тщательном исследовании оказывается, что каждое
шаманское действие, слово, несет строго определенный смысл. Другое дело, что
современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа, очень
часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему
образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое
брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей
мировозренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера
действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из
важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие аудитории
силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому
умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства
психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.

В шаманской тысячелетней традиции существует представление о "месах силы",
которые могут быть как не большими, так и значимыми в мировом маштабе. От
состаяния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной
землей является и древняя Хакасия. Шаманизм на ее территории возник в глубокой
древности. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме
присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.),
которая с необходимостью предпологает появления особого типа людей - шаманов,
способных путешествовать (в измененных состояниях сознания) по всем трем мирам,
населенными божествами и духами. Сложнейшая история хакасов свидетельствует не
только об удивительной жизнеспособности шаманизма, нои ассимиляции им распрост-
ранявшихся когда то здесь буддизма, манихейства, христианства. Хакасский этнограф
Патачаков К.М. привел следующие цифры : "в 1924-1925 году в 26 аалах Хакаского уезда
был 71 шаман. из них 54 чел. мужчины, 17 - женщины; 39 чел. имели бубны. костюмы;
наследственными шаманами считались 15 чел..." "......"

Остновимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения
общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются с позиций
взаимоотношений Природы и Человека. Филосовский анализ традиционного
мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных
времен ядром культуры этноса:

* Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга.
* Абсолютная бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек не "тварь
дрожащая", он возник одновременно с миром и несет Личную ответственность за
благополучие вселенной, природы, социума, рода, семьи, своейвечной жизни здесь, в этом
"солнечном мире".
* Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная
ритмичность (смена времен года, состояний общества - гармонии и хаоса).
* Вселенной руководит обьективный, вечный Закон справедливости, поэтому уйти от
наказания за нечистоту мысли, чуства, поступка человек не может ни в ходе
искупительной жертвы (тем более чужой), ни индульгенции.
* Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения являются дети, семья,
община, род, этнос, родина.
* Традиционное мировозрение рождает позитивное мировосприятие (поскольку жизнь и
смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с
неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на
творчество.
* Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством
тела, сознания, души).
* Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему
способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая
деятельность шаманов.
* Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чуство само
достаточности, личного и этнического достоинства. Кто хорошо знаком с научными и
филосовскими поисками конца 20 века, тот увидит удивительную современность этих
идей.

Традиционная же картина мира хакасского шаманизма следующая:
* Верхний мир (Хан-Тигир), источник всего сущего, средоточие божественного Света,
определяет судьбы мира, народа, и каждого отдельного человека. Поэтоу хакасский
шаманизм часто называют тенгрианством. Самые сильные шаманы ("посвященные,"
имеющие более 9 бубнов) поднимались в Небо, становясь заступниками за человека.
* Средний мир - собственно человеческий, в котором он полностью реализуется,
испытывая радость и полноту бытия. Самой важной смысложизненной задачей каждого
хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная
ответственность за продолжение Жизни во всех ее формах. У хакасов с древних времен
выражен культ предков, которые олицетворяют силу родовых заступников и
хранителей (исторических героев, великих шаманов). Предки вечны, строги
исправедливы. Главным условием жизни и мощи предков является сохранение и развитие
этноса со всеми его атрибутивными свойствами (родной земли, этнической
култьтуры, особенно языка, родовых связей как условия целостности народа, его
генетического здоровья и т.п.).

* Нижний мир - мир духов. Чистота мысли, чуства и действия являются основой
долгой и обеспеченной жизни, нарушение этих требований (по всеобщему закону
справедливости) с неизбежностью карается, при этом страшным наказанием является
отсутствие детей, прекращение жизни рода. От неосторожной связи с силами нижнего
мира из-за нарушения запретов и норм нравственности человек может серьезно
пострадать. Зашитником становится шаман, который вступает в смертельную
борьбу за жизнь и душу человека.

Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, сопровождался "шаманской
болезнью" и требовал от человека (часто в ущерб собственным интересам) посвящения
себя без остатка служению народу, что требовало огромного физического и
психического здоровья. Каждый шаман имел свою специализацию (лечение, ясновидение и
пр.), территорию путешествий (уровни и пространства мироздания в зависимомти от
его силы), духов-помощников, формы камлания, особенности костюма, используемых
музыкальных инструментов и пр. Существовала закрытая система обучения и
посвящения молодых шаманов (как в процессе их общения с сакральным миром, так и
опытными шаманами).

Наиболее распространнеными способами лечения являлись програмирование и
самопрограмирование пациента на выздоровление, ритмотерапия (звуками бубнов,
других музыкальных инструментов, личных песен шамана, движениями его танца и пр.),
ароматерапия (ирбен, артыш и др.), траволечение, мануальная терапия, психокоррекция,
гипнотерапия, визуализация, плацебо-эффект и др.

Кстати сказать, в шаманизме, как ив других религиозных системах, можно четко
выделить внутреннюю (эзотерическую) и внешнюю (для народа) стороны. О последней
было сказано выше. Что же касается первой, то здесь важно отметить следующее. В
течение тысячелетий от учителя к ученику передавалась филосовская основа и
ритуальная практика шамана. Связано это было с тем, что сложнейшая шаманская
реальность (в силу своей бесконечной многоплановости) не поддавалась рациональному
осмыслению и вербальному обьяснению. Тайным знание было так же потому, что
шаманские путешествия были всегда опасными и непредсказуемые, они требовали
огромной духовной силы, физического здоровья и нравственной чистоты.
Анализ отечественной и мировой научной мысли, а так же собственное исследование
данного явления в его историческом и современном контекстах позволяют сделать
некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма:

* Шаманизм в мире (традиционном и индустриально развитом) вызывает выраженный
интерес не только у ученых саых различных напрвлений (антропологов, психологов,
философов, физиков и пр.), но и у широкой общественности. Глобальный экологический
кризис часть ученых и практиков связывают, помимо всего прочего, с утратой
биофильного сознания человечества, господствовавшего в шаманском
мировосприятии. Этнически возрождающиеся народы ищут глубинные факторы
этноиндетификации. в том числе и религиозные. Часть из них находят в шаманизме.
* Шаманы (как и по сути, служители иных религиозных систем) были психотерапевтами
вплоть до 20 века, у многих народов таковыми остаются и сейчас. Современные
исследователи шаманизма Вайнштейн С.И. и Москаленко Н.П. отмечают:
"положительный эффект достигался не только при излечении больных с нарушениями
психики, нервных заболеваниях, но и при некоторых болезнях, вызванных иными
факторами... из 57 опрошенных нами больных пациентов шаманов у 49 человек после
камлания наступило выздоровление или улучшение состояния."
* Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были,
есть и будут. С ними пытались бороться (кострами инквизиции, лагерями ГУЛАГа...), но
безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы имеющие сильные шаманские
родословные. Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся
шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец,
шаманами становятся после обучения (например при Фонде шаманских исследований
М.Харнера, США). Ученый считает, что 9 человек из 10 способны к шаманским
путешествиям, при которых они могут "включать" работу своего "внутреннего
доктора".

В последние годы мы становимся свидетелями нового явления в шаманизме -
стремления шаманов обьединиться в сообщества национального, регионального и даже
мирового уровней. Сами шаманы предсказывают: "Мы должны ожидать восстания духов
разных мест Земли." Достаточно часты утверждения шаманов самых разных народов и
континентов, что именно их деятельность по удержанию равновесия во Вселенной пока
еще спасает человечество от окончательной гибели вследствие техногенных
катастроф, мирвых войн и экзистенциального вакуума.