Хакасский шаманизм

Аватара пользователя
Даниэль
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб сен 09, 2017 12:43 pm
Откуда: Хакасия
Интересы в магии: магия Хаоса, Стихии, геомантия, городской шаманизм

Хакасский шаманизм

Непрочитанное сообщение Даниэль » Ср апр 18, 2018 2:38 am

В хакасской культуре центральное место в мировоззрении людей занимают представления о Душе, где тело органически вмещает и олицетворяет различные формы или части Души.
О взаимной связи тела и Души говорит представление о том, что Душа могла находиться в различных частях тела человека. Душа находилась, например, в костях как основе человеческого тела. Уязвимость жизни детей и стариков была связана, в том числе и с хрупкостью, ненадежностью костей.

У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории. Самые сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Пугдуры проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п. Средние шаманы «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии. Представители низшей категории «чаланчики» обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.
Шаман как человек, обладающий дополнительными способностями, отличавшими его от соплеменников, очень часто имел лишнюю кость, что говорило о природной основе шаманского дара. Особенно важным вместилищем Души считались большие пальцы рук. Шаман с раздвоенными костями в большом пальце руки считался одним из самых сильных. В хакасском языке большой палец носит название иргек, который переводится, как самец и символизирует мужское начало. Кость олицетворяет и генетическую связь поколений - сеок, так как слово сеок означает и род. Сожжение костей врагов приводило к смерти их потомство. Кости играли важную роль на свадьбах и похоронах, выполняя одну функцию – гаранта продолжения жизни, существования рода, и даже этноса. По хакасским представлениям, каждый сеок имел родовую Душу – «сеок чулазы», которая находилась в определенной породе деревьев.

Волосы также были вместилищем Души. Следующим местом локализации Души могла являться печень – орган, который был связан с плодородием человека. Согласно хакасским поверьям, печень напрямую связана с эмоциональным миром человека (горе, счастье, раздражение, печаль и пр.). Хакасы так же выделяли такую составляющую часть человека, как Чан. Она отвечала за эмоционально-чувственную сферу человека.

Согласно воззрениям хакасского шаманизма, у человека имеется несколько видов Души. Первая – тын (душа-дыхание), которая находится с человеком до самой его смерти. Считается, что она имеет вид нити, вылетающей или выползающей в конце жизни изо рта умирающего человека. Следующей категорией Души является хут – Душа живого человека, являющаяся его полной копией. Другой составляющей сущность человека является сурну или суне – Душа умершего человека. Она проявляет себя в мире живых через стук или плач. Хакасами она нередко представлялась летающей в виде вихря. В виде вихря же представлялся шаман в процессе камлания. Негативной, черной составляющей человека является харан – Душа умершего человека, оставшаяся в доме покойника и вызывающая болезнь у людей. Другой вариант, Узут – Душа умершего человека, полностью ушедшая в Нижний Мир. Так же хакасами особо выделялись такие составляющие человека, как хагба – ангел-хранитель или Душа-хозяин человека и хуйах – внутренняя сила, оберегающая человека и его жилище. Кроме того, особую Душу – мыгыра имел шаман. Это была дополнительная жизненная сила, которую он, якобы, получал от владыки шаманов при первом посещении мифической столицы шаманов «Хам ордазы». Мыгыра пряталась внутри своего родового дерева. Если второй шаман найдет ее и проглотит, то неминуема была смерть первого.

Ландшафт (горы, озеро, долина и т.д.) занимает важное место в обрядовой практике шаманов в проведении родовых праздников. Еще с древности человек выделял в окружающем земном мире места, вызывающие самые сильные эмоциональные реакции, пробуждавшие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность; они соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных «сил», отмеченных качеством святости. На ранних этапах истории объекты природного ландшафта маркировались строго по родам. В результате образовались «родовые территории», имевшие выраженные естественные границы. При освоении территории наиболее важным являлся ландшафтный объект (долина, гора, озеро и т.п.), т.е. место, где собирались люди для проведения общественных мероприятий. Так, оформились родовые места поклонения.

Для хакасов важное место в обрядовой практике занимал культ гор. В ландшафте Хакасии горы занимают значительное место, вся жизнедеятельность местного населения так или иначе была связана с горами. Наиболее почитаемы среди хакасов горы: Борус, Изыхские, Уйтаг, Сундуки, Самохвал и др.

Кроме священных гор, горных перевалов хакасы издревле почитали культ воды. Ежегодно в начале лета на новолунии совершали моление воде (Суг тайи) в истоках почитаемых ручьев или на берегах крупных рек: Абакана, Белого и Черного Июса, Чулыма и Енисея. В озерном краю северной Хакасии водное жертвоприношение проводилось на берегах озер. Моление проводилось на таких озерах, как Хара кол (Черное озеро), Ос кол (Осиновое), Айран кол (Айранское озеро), Тигір кол (Небесное озеро) и др.

В долинах рек Абакана, Июсов, Чулыма и Енисея хакасы ежегодно проводили Небесные моления. В Хакасии отмечено более сотни гор, где на господствующих вершинах проводились моления Великому небу, причем 20 из них носят названия «Тигір тайычан таг» — гора Небесного жертвоприношения.
Кроме почитания священных гор, воды и неба хакасы издревле поклонялись местам захоронений (культ поклонения предкам), небесным светилам, священным менгирам, родовым местам, древним святилищам. Из наиболее почитаемых каменных изваяний следует отметить Ах тас (белый камень) и Улуг Хуртуях тас (Большая каменная старуха).



Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость