Сауна: возведение Дома Предков

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Сауна: возведение Дома Предков

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс май 30, 2021 4:44 pm

Сауна: возведение Дома Предков
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»

Те из нас, кто считает сауну одной из важных духовных практик Северной традиции, убеждены, что работать с ней нужно правильно, а иначе лучше не работать вообще. В некоторых современных «саунах» используются электрические или инфракрасные нагреватели, в некоторых вообще нет пара, а некоторые не оборудованы правильной вентиляцией. Последнее опасно тем, что из-за недостатка кислорода человеку может стать плохо, а во всем остальном ничего страшного нет. Если хотите ходить в такую «сауну» — на здоровье. Можете даже использовать ее для очистительных испытаний, в чем и состоит одна из функций сауны… но только не надейтесь, что вам удастся превратить это в настоящий религиозный ритуал, полный глубокого смысла. Чтобы провести подлинный ритуал сауны/стофы, необходимо воздать почести огню, воде и камню — и, разумеется, пару как Дыханию Предков. Без этого духи не придут.

Для настоящего ритуала сауны/стофы вам понадобятся:

1. Источник тепла, работающий на дровах и дающий открытый огонь. Обычно используют деревянную печь, хотя подойдет и каменная;

2. Вентиляция. Во многих современных герметизированных саунах людям становится плохо из-за недостатка кислорода. Даже простое окно, которое при необходимости можно будет открыть на холод, — уже лучше, чем ничего (только прежде, чем открывать окно, поворошите огонь, чтобы его не задуло). Но в идеале понадобятся два вентиляционных отверстия регулируемой ширины: одно — почти над самым полом, чтобы в сауну поступал холодный воздух, а другое — повыше, чтобы через него выходили излишки перегретого воздуха;

3. Камни, на которые вы будет плескать водой. При желании можете собрать их церемониальным образом и зарядить намерением. Речные камни не годятся: при перепаде температур они часто лопаются;

4. Вода, которой вы будете поливать камни, — желательно, дождевая;

5. Березовый веник. Чтобы изготовить его, наберите березовых «прутьев», то есть веток длиной не более двух футов, и свяжите в пучок. Лучше всего использовать свежеизготовленный веник из свежих прутьев, покрытых листьями, но, разумеется, зимой это не удастся. Так что позаботьтесь обо всем заранее: наберите и насушите свежих прутьев про запас. Это нужно делать весной или летом, потому что с осенних веток листья осыпаются быстрее. Подвесьте прутья для просушки, а когда они высохнут, храните в горизонтальном положении в бумажных пакетах. Заготовьте по одному такому пакету на каждый ритуал сауны. (Если у вас есть место в морозильнике, можете заморозить прутья прямо в пакетах, в горизонтальном положении, а потом размораживать их по мере необходимости.)

Свежий веник достаточно просто прополоскать в воде перед походом в сауну. Во время второго круга — общинного — обмакните его в теплую воду и подержите над паром, осторожно вращая. Если используете веник из засушенных веток, ополосните его, а затем положите в таз с теплой — не горячей — водой. Обычно такой таз для веников ставят на верх печи в сауне. Веник отмокнет и будет готов к употреблению. Березовые ветки придают замечательный запах разогретому воздуху. У этой традиции — долгая история: известно, например, что у древних славян слабые, побежденные племена выплачивали часть дани победителям березовыми вениками.

5. Знание этикета и правил поведения в сауне. Сауна — не место для развлечений, пьянства, грубости и заигрываний друг с другом. Это место для торжественного обряда, требующего тихой, медитативной обстановки. Обязательное условие — нагота: вы входите в сауну в таком же виде, в каком вышли из чрева матери. Ритуал сауны — это своего рода опыт перерождения. Некоторые современные люди могут стесняться наготы, но поймите, что это действительно необходимо. Любому, у кого достанет наглости обсуждать тела присутствующих или позволять себе непристойные прикосновения, в дальнейшем следует раз и навсегда закрыть доступ на подобные ритуалы.

В общинных обрядах сауны традиционно участвовали люди обоих полов и всех возрастов, хотя иногда устраивали отдельные сауны только для мужчин или только для женщин (например, в сауне могла проходить какая-то часть ритуала инициации для мальчиков или девочек, достигших половой зрелости). Известно одно присловье, согласно которому в обряде сауны — три круга: один — для мужчин, второй — для женщин, а третий — для духов. (Последнее, вероятно, относится к обряду, в котором пустую сауну топили для саунатонтту; см. ниже.) Однако и у мужчин, и у женщин предки одни и те же, и мы настоятельно советуем не разделять участников ритуала по половому признаку — при условии, что все хорошо усвоили надлежащие правила поведения. Тем самым заодно решается и вопрос и о том, как быть с людьми, не принадлежащими ни к мужскому, ни к женскому полу, — как, собственно, и обстоит дело с шаманами некоторых общин.

Прежде всего сауну нужно построить и освятить. Изначально их строили из камня, но уже к V веку появились деревянные сауны. Какой бы строительный материал вы ни предпочли, обязательно позаботьтесь о хорошей вентиляции. Тщательно выберите место для печи: помните, что в сауне печь играет роль алтаря. По возможности все же используйте древесину, хотя бы для скамей. По традиции, все деревянные опилки и стружки в ходе строительства сохраняли, а потом торжественно сжигали, когда в печи сауны разводили первый огонь. Дверь в традиционной сауне должна быть ниже обычной, чтобы человек, входя в нее, наклонял голову — в знак почтения к предкам. В России обычай предписывал выходить из бани пятясь, задом наперед, и кланяясь духам. По другому обычаю, при строительстве бани приносили в жертву черного петуха и закапывали его под порогом, — следовать этой традиции или нет, мы оставляем на ваше усмотрение.

Первоначально бани топили по-черному; у финнов это называлось «савусауна». Огонь разводили под камнями, и дым от него поднимался вверх и выходил через отверстие в стене или потолке. Когда все помещение заполнялось дымом и прогревалось, отверстие закрывали и вместо него открывали окно, чтобы впустить в сауну свежий воздух. Некоторые утверждают, что савусауна опасна для здоровья, в первую очередь для легких; другие, наоборот, говорят, что дым очищает воздух от бактерий, а последующее проветривание насыщает его кислородом.

Так или иначе, при первой церемониальной растопке следует как можно точнее воспроизвести древнейшую практику савусауны (в дальнейшем можете, при желании, перейти к «обычному» способу). Для этого отсоедините трубу от печи (или, если печь без трубы, закупорьте дымоход). Поставьте на печь тазы с водой (лучше, чтобы их было побольше — на случай пожара). Затопите печь каким-нибудь старинным способом, уместным для разжигания священного огня: на худой конец используйте кремень и кресало, а лучше — огненный лук или дощечку со сверлом, если, конечно, вы умеете ими пользоваться. Поначалу используйте березовые дрова, а когда огонь разгорится, подбросьте более твердую древесину. Как уже говорилось, в первом огне по традиции сжигают все опилки и стружки, накопившиеся в ходе строительства сауны.

Проверьте вентиляционные отверстия: они должны были открыты. Чтобы протопить сауну по-черному, понадобится от трех до шести часов, так что лучше начать с самого утра. В ожидании, пока сауна протопится, весьма уместно будет сидеть снаружи, бить в бубен и петь. Это нужно для того, чтобы призвать духа-хранителя. У некоторых народов таким духом-хранителем становился один из предков, и его не призывали специально при строительстве, а просто дожидались, пока в сауне не умрет кто-то из членов семьи. Но поскольку нам с вами ждать так долго не с руки, начните призывать духа-хранителя уже при первой растопке.

Еще одна разновидность духа-хранителя — широко известный в Финляндии саунатонтту, который выглядит как маленький гномик со сморщенным личиком. По обычаю сауну время от времени топили для него лично и оставляли ему еду перед дверью. Говорят, он предупреждал людей в случае, если сауне грозил пожар, и наказывал тех, кто вел себя в сауне недостойно. По-видимому, саунатонтту — существо не из альвов, а из «маленького народца», миниатюрных духов земли, обитающих на астральном плане нашего мира. Если вы работаете с такими созданиями, попробуйте призвать саунатонтту. Если нет — постарайтесь призвать кого-то из предков, чтобы он присматривал за вашей сауной, или просто попросите главного духа местности, чтобы он послал вам на помощь подходящего духа. Песня, которую вы будете петь, должна быть искренней — остальное неважно.

На Руси духом-хранителем бани считался банник — маленькое, тощее, косматое существо. Алекса описывает его так: «По древнерусским поверьям, защиту в трудные времена и при нападениях злых духов обеспечивали духи бани (банницы или, чаще, банники). Так что если, например, за вами погнались в лесу или в поле злые люди или нелюди, вы могли укрыться в бане и попросить банника, чтобы он вас защитил. От банника зависели степень прогрева и количество пара в бане: всем этим он мог управлять, и чтобы его задобрить, баню топили и чистили раз в неделю. В христианские времена роль подношения баннику стало играть крестное знамение (хотя из-за остаточных ассоциаций с язычеством вешать в бане иконы не дозволялось), но сохранились и пережитки языческих пожертвований — так, например, баннику подносили водку. Чтобы увидеть банника, следовало прийти в баню ночью одному и сесть на пороге, так, чтобы частично оказаться внутри бани, частично — снаружи; одним словом, занять промежуточное положение. (Именно поэтому люди не ходили в баню ночью поодиночке, если не хотели столкнуться с банником.) Если из бани слышалось ворчание, значит, банник находился там, внутри». Рассказывают, что иногда банник показывался запоздалым путникам в образе какого-нибудь деревенского старика или покойного предка. В бане ему посвящали четвертый круг. Чтобы умилостивить банника, ему подносили еду и водку. Кроме того, считалось, что нельзя переносить вещи из дома в баню и наоборот, так как все, что находилось в бане, принадлежало баннику, а все, что в доме, — домовому. Если с банником обращались хорошо, он защищал своих гостей, а если плохо — то злился и делал людям пакости. Считалось, что обиженный банник может нанести ущерб плодородию земли, животных и людей, и это лишний раз указывает на то, что в древности баня мыслилась как своего рода святилище Мокоши, Матери-Земли.

Но вернемся к вашей церемонии первой растопки сауны. Когда в помещении станет очень жарко, а дрова в печи прогорят почти до углей, закройте вентиляционные отверстия — ненадолго, минут на двадцать. Затем откройте их все и оставьте сауну проветриваться — не меньше чем на час, чтобы выветрились все излишки углекислого газа. Плесните на камни воды, нагревшейся на печи, — так воздух очистится быстрее. Когда сауна проветрится настолько, что в ней можно будет без опаски находиться дольше минуты, принесите ведро с водой и старые тряпки и как следует протрите там все, что почернело от дыма. Подметите пол, вкладывая в свою работу намерение очистить пространство. Затем снова присоедините трубу к печи (или откройте дымоход) и примите баню при умеренном жаре. Растопив сауну первый раз именно так, как это делалось в древности, вы тем самым воздадите почести своим предкам.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость