Под увеличительным стеклом: Путь аскезы

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Под увеличительным стеклом: Путь аскезы

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс май 30, 2021 6:41 pm

Сначала — пост: три дня он не ест и не пьет ничего, кроме воды, пока не почувствует, что очистился основательно. Затем — остальные очищения, внутренние и наружные. Затем, достигнув совершенной чистоты, он уходит в лес. Из одежды на нем — один только широкий плащ из черной шерсти на льняной подкладке. Он расстилает этот плащ на ложе из мягкой сосновой хвои и некоторое время сидит на нем, центрируясь и, в то же время, обращая все свои чувства в окружающий мир, устанавливая связи с духами местности и готовясь к тому, что будет дальше. Он поет девять долгих молитв своему божеству-покровителю, каждую — по девять раз. Снова и снова. Это его духовная практика, и он исполняет ее с радостью.

Затем, с наступлением ночи, он ложится и закутывается в плащ. Голова, глаза, все его тело укрыты темным плащом; он сейчас — словно ребенок, вернувшийся в материнское лоно. Так, под плащом, он пролежит всю ночь, а возможно, и часть следующего дня. Может быть, даже дольше. Из всех запасов при нем — только бутылочка воды, и отпивать из нее он будет пить нечасто и понемногу, чтобы облегчиться захотелось не скоро. Рано или поздно в этой темной и тесной пустоте духи заговорят с ним, и он получит ответ.



Путь аскезы включает в себя три важных элемента: дисциплину, очищение и отсечение лишнего. Отшельники и затворники по всему миру избирали для себя этот путь с тех давних пор, когда человечество впервые устремилось на поиски трансцендентного. Его также называют Путем безмолвия: его задача — не в том, чтобы поднять душу на уровень высочайших вибраций и заставить ее распахнуться в единой могучей вспышке, а в том, чтобы помочь ей углубиться внутрь и спуститься в пределы абсолютного покоя и тишины, где она сможет раскрыться плавно и постепенно.

Это медленный путь, менее других подающий надежду на то, что ваши усилия будут вознаграждены немедленно. В сущности, он прямо противоположен самому принципу немедленного вознаграждения. Но если вы возьметесь за него с установкой на мученичество, это не приведет ни к чему хорошему. Здесь, как и на каждом из этих путей, очень важно то, что происходит у вас в голове. И тот, кто приступает к нему, полуосознанно ворча про себя: «Как же это скучно! Когда же это кончится? Когда же я доберусь туда, куда хочу, чтобы можно было все это прекратить?» — сам же сводит на нет все свои труды. Признавать, что этот путь требует изрядных эмоциональных и духовных усилий, — нормально и естественно, однако вы должны настроиться на решительную борьбу, а не просто пассивно терпеть и досадовать. Если вы совершенно не в состоянии вступить на Путь аскезы с должным настроем, лучше даже не начинайте. Попробуйте что-нибудь другое.

С другой стороны, если вы уже занялись аскетическими практиками и в процессе обнаружили, что вам трудно, но вы не уверены, стоит ли отступать лишь из-за этих трудностей, спросите совета у богов и духов. Возможно, им лучше знать, пойдет ли вам все это на пользу. Некоторые люди сдаются слишком легко, и не исключено, что вам стоит еще побороться. Если же на Путь аскезы вас направил кто-то из богов, практику лучше довести до конца, как бы вам ни было тяжело и противно. В последнем случае у вас будет две задачи: справиться с самой практикой и по ходу дела выработать подобающее к ней отношение.

Путь аскезы — это путь примирения с ограничениями. Ваша задача — не в том, чтобы преодолеть их, а в том, чтобы научиться использовать их как орудия. Большинство людей рассматривают ограничения как нечто исключительно негативное, но на практике вы, например, никогда не сможете сосредоточиться на чем-нибудь полностью, не ограничив периферийное внимание. Так что бывают и полезные ограничения — вроде веревок, удерживающих альпиниста, или защитной каски, или понимания того, что две недели подряд питаться только шоколадной помадкой, запивая ее сладкой газировкой, не очень-то здорово. И на самом деле духовидцы во все времена осознанно принимали на себя те или иные ограничения, чтобы обрести больше силы или выполнить указание духов, с которыми они работали. Эти ограничения мы называем «табу», и чем дольше вы будете идти по Пути аскезы, тем больше у вас будет накапливаться различных табу. Именно поэтому главу о шаманских табу я поместил в заключительной части этого раздела.

I. Дисциплина
Это первое слагаемое Пути аскезы вызывает затруднения у многих современных людей, особенно у тех, которые идут дорогами язычества. Духовную дисциплину они воспринимают как удел последователей других, более строгих, менее гедонистических религий — например, католических и буддийских монахов или индуистских жрецов, живущих на подаяние. На Пути аскезы нет экстазов, характерных для Пути священных растений или Пути ритма; и он далеко не так эффектен, как Путь ритуала или Путь испытаний. И в то же время он вызывает ужас. Как отмечает в другом месте этой книги одна наставница, заставить человека выполнять хотя бы одну коротенькую практику в честь какого-нибудь божества каждый день без исключений — и то почти невозможно, особенно в наши дни, в современном гиперактивном обществе фаст-фуда и клипового мышления. Мы в целом, как культура, очень плохо приспособлены к практикам аскетического пути. Но тем больше мы в нем нуждаемся. Не забывайте, что для изменения сознания необходимо, среди прочего, делать то, что не вошло у вас в привычку как часть повседневной жизни, — то, что сможет перевести вас в иное состояния бытия. И если человек ведет беспорядочную жизнь, то даже нескольких минут жизни по строгому расписанию может хватить для создания такого необыденного пространства, если неукоснительно повторять эту практику каждый день.

Духовную дисциплину описывали как внутренний эквивалент развития телесной памяти. Как известно каждому, кто занимается боевыми искусствами, если повторять одно и то же ритуализированное движение снова и снова, тело в конце концов запомнит, как его нужно делать, и в дальнейшем сможет воспроизводить его уже безо всяких сознательных указаний. Оно станет действовать автоматически, так что голова освободится и сможет думать о других вещах. Схожим образом, психологические упражнения по заземлению и центрированию и прочие подобные техники могут закрепиться в памяти астрального тела, если повторять их достаточно часто, после чего ваш разум освободится от необходимости участвовать в этих практиках и сможет заняться другим. А духовные упражнения точно так же формируют память души. Под воздействием этих дисциплинирующих практик душа рано или поздно приучится естественно и без особых усилий входить в особое подготовительное состояние открытости и ясности.

И наоборот, память тела (особенно при условии, что она нарабатывается осознанно и сопровождается правильным проведением потоков ци через ваш организм) — это общеизвестный и легкодоступный путь к духовной дисциплине. Для этого хорошо подходят некоторые боевые искусства, особенно медитативные, наподобие тайцзи, или основанные на многократном повторении одиночных ката. Выполняя снова и снова одни и те же серии упражнений, сочетающих физические движения с управлением потоками ци, можно легко успокоить ум и погрузиться в духовное безмолвие. Также в этом отношении могут быть полезны йога, монотонный физический труд и бег.

Бег помогает мне достичь необыкновенной ясности. Лично мне для этого нужен бег на очень длинные дистанции. При этом я бегу осознанно — это вам не какой-нибудь дурацкий джоггинг. Я стремлюсь к цели: я веду разведку или несу послание; я внимательно прислушиваюсь и приглядываюсь к тому, что происходит в лесу, как ведут себя звери и птицы; я слежу за своим дыханием и не пытаюсь закрыться или отшатнуться от неприятных эмоций, которые могут всплывать по ходу дела. Конечно, если я решила пробежать всего десять или пятнадцать миль, то на это время я определенно могу отстраниться от всего остального. Но пятьдесят? Такая дистанция уделает кого угодно. И отстраниться тут уже невозможно, потому что на дистанции в пятьдесят миль время от времени всем становится плохо. Но когда такое происходит, я просто продолжаю осознанно дышать и проделываю всякие полезные ментальные фокусы. А если то, что мне досаждает в данный момент, игнорировать совершенно невозможно, то есть когда проблема не в психологических проблемах, а в физической боли и дискомфорте, то я говорю себе: «Ну ладно, пробегу еще тысячу шагов, а там посмотрим». И если через тысячу шагов легче не становится, тогда я минут на десять перехожу на шаг, а если и это не помогают, то уже наконец останавливаюсь, но обычно до такого не доходит.

Но с психологическими кризисами — дело другое: их можно из себя вытрясти. Часа за три непрерывного бега успеваешь передумать обо всех насущных делах, и в конце концов становится скучно. Тогда мысли обращаются к прошлому; начинаешь думать, хорошо ли ты поступил в той или иной ситуации, и обязательно застреваешь на каком-нибудь своем поступке, который кажется недостойным. Но любому такому поступку можно противопоставить мысль о том, что вот прямо сейчас ты бежишь и собираешься пробежать пятьдесят миль, а это, несомненно, очень достойная задача. Так что бег — отличное средство от ковыряния в своих надуманных недостатках.

— Лидия Хеласдоттир



К дисциплинирующим практикам можно также причислить ежедневные медитации или поклонения, регулярную физическую работу, ежедневные очищения с помощью дыхательных упражнений, а также чтение специальных молитв — каждый день в определенное время суток или во время определенных занятий. Если вы хотите выполнять какую-то ежедневную практику, но постоянно о ней забываете, попробуйте привязать ее к какому-нибудь обычному делу, которое вы так или иначе выполняете каждый день. Так, некоторые люди привязывают ежедневные молитвы к завтраку, чистке зубов, причесыванию или даже к ежедневным медитациям.

Одна моя молодая знакомая жила настолько хаотично, что найти такое занятие, к которому она обращалась бы каждый день наверняка, казалось просто невозможным. Даже о том, что надо поесть, она иногда вспоминала только под вечер. Ей все никак не удавалось придумать, что же использовать как напоминание о молитве. Тогда я спросил, всегда ли она ходит по утрам в туалет, и услышал в ответ: «Ну конечно!» И я посоветовал ей приурочить утреннюю молитву к посещению туалета. Поначалу ей показалось, что в этом есть что-то неправильное или кощунственное, но я сумел ей доказать, что лучше уж использовать для молитвы этот единственный за весь день момент гарантированного уединения и тишины, чем не молиться вовсе.

Для тренировки осознанности можно также выполнять различные мысленные упражнения. Например, в течение какого-то определенного периода времени говорить одну только непреложную правду, или не говорить вообще ничего без крайней необходимости, или избегать употребления каких-либо слов, провоцирующих неполезные для вас модели мышления или поведения. Так, один мой знакомый надолго отказался от местоимения «я» и говорил о себе только в третьем лице или (чаще) осознанно перефразировал предложения так, чтобы упоминать о себе ему не приходилось вовсе. Это было нужно для того, чтобы заложить в подсознание важный лично для него принцип: «Ты — не пуп земли». Выполнять подобные практики просто «из любви к искусству» не стоит: идея здесь в том, что выбранные нами ограничения должны служить построению здоровых духовных моделей, помогая отказаться от всего того, что мы по привычке используем как поводы не делать то, что дóлжно.

II. Очищение
Очищение — это освобождение от физических и энергетических зажимов и освобождение тела и духа от всего ненужного. Частичное физическое и психологическое очищение можно проводить самыми разными способами — при помощи целебных ванн, травяных чаев, энергетических упражнений и так далее; но люди, избравшие Путь аскезы, подчас идут гораздо дальше. Например, индийские йоги доходят в деле физического очищения до таких крайностей, как очищение носовых ходов при помощи веревки или кишечника — при помощи клизм большого объема. В Северной традиции ничего подобного не требуется, хотя если у вас есть к этому склонность — что ж, на все ваша воля. Вместо этого мы используем такие методы, как голодание, очищение при помощи трав и ритуальные бани.

Очищение жаром
Принятые в Северной традиции ритуальные практики сауны (или бани, как ее называют в России) будут подробно описаны в заключительной части раздела, посвященного Пути Ритуала. Здесь же мы поговорим лишь об очистительном действии сауны не как группового обряда, а как одиночной подготовительной процедуры на Пути Аскезы. Медитация в сауне не только превосходно очищает физическое тело, но и (в идеале) полезна тем, что проводится в небольшом, изолированном и освященном пространстве, где духи уже присутствуют и наблюдают за происходящим. Если вы чувствуете склонность к работе с паром и жаром, смело вступайте на путь огненных этинов. Чтобы повысить эффективность этих практик, сочетайте их с Путем Дыхания и какими-нибудь личными ритуалами. Таков путь Муспелльхейма, и если у вас возникают связанные с ним духовные вопросы, на которые не может ответить никто из людей, обратитесь к обитателям Страны Огня.

Сауну можно использовать и для мягкого очищения, и в более жестких вариантах, граничащих с Путем Испытаний, — здесь все зависит степени жара и, соответственно, от вашей индивидуальной выносливости. Для каждого отдельного человека порядок и особенности работы определяются тем, к каким из Восьми путей он более склонен: одни предпочитают доходить до пределов своих возможностей, другие — останавливаться раньше. Доказано, что сауна полезна для здоровья: она стимулирует работу сердца не хуже, чем физические упражнения, расширяет кровеносные сосуды и улучшает кровообращение, увеличивает подвижность суставов при артрите, помогает при дыхательных заболеваниях, снимает общее напряжение, способствует выработке эндорфинов и, разумеется, хорошо выводит токсины через кожу. (Кстати, находясь в сауне, ни в коем случае не слизывайте пот со своего или чьего-либо еще тела: он настолько насыщен продуктами отхода, что вас может стошнить. После сауны примите душ и тщательно смойте с себя всю эту грязь.)

Поскольку сауна повышает температуру тела, организм может принять это за начало болезни и включить иммунную систему на полную мощность. Кроме того, сауна временно снижает повышенное кровяное давление. При нормальном давлении особых эффектов не наблюдается, но людям с пониженным от природы давлением следует избегать слишком высоких температур, приучая свой организм к сауне постепенно. Пар от воды, выплеснутой на раскаленные камни, увеличивает концентрацию отрицательных ионов в воздухе: положительные ионы тяжелее и оседают вниз. Это может повышать настроение и даже вызывать эйфорию. Доводилось ли вам стоять и улыбаться до ушей безо всяких на то причин, выйдя на улицу во время или сразу после грозы? Вот и здесь то же самое. Вдобавок, из-за высокой температуры в сауне потребность в кислороде возрастает, так что вы начинаете дышать глубже. А углубившееся дыхание в сочетании с ионизированным воздухом может исподволь изменять состояние сознания.

Обычай выбегать зимой из сауны совершенно голым и стоять на холоде или даже кататься в снегу тоже возник не на пустом месте. Вся кожа при этом покрывается пупырышками, сердце колотиться, едва не выскакивая из груди, а в глазах иногда начинают мелькать психоделические цветные пятна — все это из-за того, что в кровь выплескивается огромная доза адреналина. Имейте в виду, что могут возникнуть позывы к мочеиспусканию, потому что резкий переход от жара к холоду стимулирует почки. Символически такой переход можно рассматривать как перемещение из Муспелльхейма в Нифльхейм и найти ему соответствующее применение в ритуале. Что касается ритуалов, то описанный далее в этой книге групповой ритуал сауны можно использовать и в индивидуальной практике, для личного очищения. Но учтите, что в Доме Предков обычно более уместна тишина, поэтому устраивать там шумные и многословные ритуалы не стоит, не обсудив их предварительно с духами вашей сауны и не заручившись согласием.

Входя в сауну, обязательно снимите с себя все металлические предметы, особенно серьги и прочие украшения для пирсинга. Они могут раскалиться так, что начнут жечь кожу, — не хотите же вы, чтобы в самый разгар ритуального очищения пришлось с воплями выскакивать наружу и совать в ближайший сугроб обожженное ухо, сосок или другую какую-нибудь нежную часть тела. Если вы опасаетесь, что прокол закроется, стоит только вынуть из него украшение, временно замените металлическую вставку на другую, из жароустойчивого органического материала — например, из кости или рога. Возможно, стоит даже специально изготовить такой заменитель для подобных случаев, вложив в него магическое намерение. Камень и стекло будут нагреваться так же, как металл; ни янтарь, ни окаменелая мамонтовая кость, к сожалению, тоже не годятся, потому что при высокой температуре они трескаются, плавятся или крошатся. Но из кости и рога получаются великолепные ритуальные украшения для пирсинга; только не надо вставлять их в свежие проколы. Если вы сделали пирсинг недавно, не ходите в сауну, пока прокол не заживет, или, в крайнем случае, используйте вставку из пластика, люсита или другого негреющегося, но, увы, синтетического материала. Если вы носите очки в металлической оправе, перед походом в сауну их тоже придется снять,

Очищение водой
Переходя от практик Муспелльхейма к практикам Нифльхейма, мы движемся от огня к воде. Обычно вода считается более мягким очистительным средством, чем огонь; однако все зависит от того, как именно ее использовать. Самое простое и древнее очищение водой — омовение. Для этого следует принять ванну в соленой воде (на одну ванну средних размеров — около одного стакана морской соли). Еще лучше — регулярно купаться в море, но, разумеется, это доступно не всем и не во всякое время года. Очищение водой связано с Эгиром и его семейством, особенно если омовения совершаются с морской солью или прямо в море. Для достижения различных магических результатов в ванну с водой добавляют травы: любое неядовитое растение можно искрошить в воду или заварить его как чай и влить в ванну. Не будем приводить здесь гигантских списков всевозможных растений, которыми можно воспользоваться для тех или иных конкретных целей: травы лучше выбирать самостоятельно на основании их магических значений или ассоциаций с божествами. Например, для очистительной ванны, предваряющей работу с Мертвыми, подойдут тысячелистник, рута и бузина.

В тех областях Нифльхейма, которые не покрыты льдом, часто попадаются озера, а в одной из них располагается великий Исток Всех Рек — Хвергельмир, Бурлящий Котел. Из методов очищения с Хвергельмиром ассоциируется клизма. Эта практика была известна уже несколько тысяч лет назад по всему древнему миру. Очищение кишечника можно проводить как часть ритуальной подготовки к тем или иным обрядам; кроме того, применение клизмы может граничить с Путем Испытаний или даже Путем Плоти — в зависимости от того, как реагирует на нее ваш организм. В любом случае она вызывает интенсивные физические ощущения и в итоге дает ни с чем не сравнимое чувство чистоты.

Кроме того, это — тренировка смирения, поскольку клизма вынуждает нас вплотную иметь дело с органами выделения, а большинство людей предпочитают по возможности делать вид, будто этих органов у них нет. Этот опыт заставляет нас осознать силы фекалий, гниения и погребения — энергии, связанные с корневой чакрой; важно помнить, что область Хвергельмира в Нифльхейме нередко посещает дракон Нидхёгг — пожиратель трупов и олицетворение сил нижней части Древа, в которой формируется компост — пища для новой жизни. Ритуальная работа со своей прямой кишкой и анусом помогает осознать святость той части жизненного цикла, которая включает в себя смерть, гниение и освобождение. Так мы учимся глядеть в глубину, а не ввысь, и в результате понимаем: в том, чтобы быть целостным человеком, который ест, испражняется и участвует во всех жизненных циклах природного мира, нет ничего постыдного или отвратительного.

Для ритуальной клизмы мы настоятельно советуем использовать только чистую воду или воду с процеженным чаем из трав самого мягкого действия, нагретую приблизительно до средней температуры тела. Ни в коем случае не добавляйте мыло, алкоголь, наркотики и прочие вещества, которые иногда используют таким образом для «лучшего очищения» или быстрого опьянения. Да, конечно, слизистые прямой кишки превосходят проницаемостью стенки желудка, и через них всевозможные вещества действительно всасываются в кровь быстрее… но из этого же следует, что подобрать правильную дозу гораздо трудней. Кроме того, слизистые прямой кишки более подвержены раздражению, и уверяю вас, что колит химического происхождения вас не порадует.

О правильном применении клизмы написано множество медицинских книг, поэтому углубляться далее в эту тему нет смысла. Отметим лишь, что этот метод противопоказан на третьем триместре беременности, при остром геморрое, кишечных запорах и кровотечениях из прямой кишки. Одна из проблем, возникающих при слишком частом применении клизмы (а какую именно частоту следует считать чрезмерной, зависит от индивидуальных особенностей организма), — это истощение полезной микрофлоры кишечника. Поэтому в течение нескольких дней после клизмы имеет смысл принимать ацидофилин в той или иной форме — либо в составе активного йогурта, либо в капсулах, если вы не переносите молочные продукты. И еще один совет: имейте в виду, что эта практика — не из тех, к которым стоит подходить с позиций «крутого мачо». Несколько маленьких доз подействуют не хуже, чем одна большая и болезненная. Ваша задача — очиститься, а не потешить своего внутреннего воителя: последнему нет места на пути Аскезы — пути смирения.

Голодание
Первое, что обычно представляют себе люди при слове «голодание», — это полный отказ от всякой пищи и жизнь на одной только воде. Действительно, многие духовидцы используют этот метод, и вскоре мы его обсудим, но сначала я хотел бы подчеркнуть, что под голоданием может пониматься и просто воздержание от любого из своих привычных занятий. Совершенно необязательно это должна быть еда: воздерживаться можно и от любого другого вещества, входящего в контакт с вашим организмом, и от любого конкретного вида деятельности. Пара примеров — воздержание от контакта с загрязненным воздухом или от перенасыщенных химией моющих средств.

Что касается пищевого голодания, то начать следует с воздержания от определенных продуктов, но не просто так, а по духовным причинам. Многие люди и так избегают тех или иных продуктов по причинам, связанным со здоровьем, аллергическими реакциями или недовольством тем, как именно добывается данный род пищи. Но воздержание от определенной пищи по духовным причинам — это осознанная практика. Один из примеров — наш Пост в честь Предков. Состоит он в том, что на три дня из каждого сезона (обычно — три дня перед солнцестояниями и равноденствиями или перед промежуточными праздниками колеса года, просто потому, что это — удобные вехи) мы отказываемся от той еды, которой не могли бы в это время года питаться наши предки. На первый взгляд, звучит просто, но вы попробуйте в течение трех дней перед Ламмасом воздерживаться от всего, что изготовлено из злаков, бобов и семян! Накладывая на вас определенные ограничения, эта практика напоминает о вашем месте во Вселенной. (Полное описание Поста Предков вы найдете в статье «Праздник и пост в языческой картине мира» на веб-сайте «Асфодель»).

Голодание с целью очищения — это еще один шаг вперед: от простой осознанности мы переходим к практике, оказывающей реальное, непосредственное воздействие на тело и разум. Если вы по состоянию здоровья не можете сидеть на одной воде, можно в течение нескольких дней ограничиваться самой простой пищей. У меня гипогликемия, и я не могу обходиться без некоторого количества белка дольше 12 часов, поэтому мое голодание — это питание одними сырыми овощами и фруктами и сырыми молочными продуктами как источниками белка (я развожу молочных коз, так что мне в этом отношении, наверное, проще, чем многим другим). Если пост длится дольше трех дней, я добавляю злаки, вымоченные в воде; но, в целом, идея в том, чтобы снабдить организм достаточным количеством белка, а в остальном ограничиться самой легкой пищей. Нет нужды пояснять, что во время поста можно есть только натуральные продукты. В сущности, всем духовидцам следовало бы достаточно часто (или даже постоянно, если у вас есть такая возможность, — хотя она есть не у всех) воздерживаться от продуктов, содержащих синтетические химикаты. Это на самом деле повышает «четкость сигнала» и остроту восприятия: нагрузка на ваши дополнительные «органы чувств» заметно снижается.

Если вы собираетесь опробовать голодание в первый раз, не обязательно сразу же садиться на одну воду. Новичкам, не страдающим нарушениями уровня сахара в крови, лучше всего, пожалуй, начать с соковой диеты, то есть ограничить свой рацион свежевыжатыми фруктовыми и овощными соками. Для организма, привыкшего к обычному западному образу питания, это уже само по себе станет изрядным потрясением. Но что бы вы ни пили во время поста — соки или простую воду, — ни в коем случае не ограничивайте себя в потреблении жидкостей. Даже наоборот, в такие периоды следует пить больше, чем обычно, особенно воду. Это необходимо для поддержания функции почек, которые играют ключевую роль в любом процессе очищения. Внутренние реки должны течь без преград: это — залог безопасности.

Что касается голодания на одной воде, то во многих источниках можно найти подтверждения тому, что в разумных временных пределах эта практика полезна для здоровья. Это очень мощный способ очищения, сжигающий всё лишнее, что накопилось в организме. Кроме того, он оказывает воздействие на психику — как непосредственное, так и долгосрочное. Начальные краткосрочные эффекты — головокружение и утрата ясности мышления — вызываются снижением уровня белка: организм сигналит, что ему не хватает топлива. Некоторые люди по ошибке принимают эту стадию за некое просветление, но в действительности все гораздо проще: это всего лишь падение уровня сахара в крови. Если организм достаточно здоров, через некоторое время это состояние пройдет, хотя общее ощущение легкости в голове может сохраняться. Возможны также периоды эйфории: организм будет пытаться вырабатывать больше эндорфинов, чтобы компенсировать дискомфорт, связанный с отсутствием пищи.

В идеале, эта фаза сменяется другой, на которой организм входит в «охотничий режим». Все чувства обостряются и мозг стремиться полностью сосредоточиваться на каких-либо конкретных целях. (Если туман в голове не рассеивается и «охотничья» фаза так и не наступает, это серьезный признак того, что практика голодания — не для вас.) Атавистическое предназначение этой фазы — повышение способностей к добыче пищи, но ее можно использовать и для сосредоточения на других вещах, в том числе для энергетических и духовных практик, религиозного служения и медитации, для писательской работы, ремесел, изучения каких-либо дисциплин или других занятий, требующих повышенной концентрации внимания. Но эмоции в этой фазе могут, наоборот, рассредоточиваться. Поэтому во время голодания подчас выходят на свет всевозможные внутренние проблемы, и классический тому пример — раздражение, которое начинают вызывать другие люди. Это одна из причин, по которым древние аскеты удалялись для голодания в пустыню. Действительно, эту практику лучше выполнять в уединении, где никто вас не будет отвлекать и вы, в свою очередь, ни на ком не будете срывать раздражение. Она хорошо сочетается с другими методами Пути Аскезы — такими, как изоляция, молчание, монотонные упражнения и пребывание в среде с низким уровнем внешних стимулов.

Голодание как инструмент работы с сознанием ассоциируется с Ванахеймом и ванами. На первый взгляд, это противоречит их роли покровителей плодородия и изобилия, но мало кто в Девяти мирах так же хорошо разбирается в питании и влиянии пищи на организм, как ваны, — и о том, к каким последствиям ведет недостаток пищи, они тоже знают все. Если у вас возникнут духовные вопросы, связанные с голоданием, на которые не сможет ответить никто из людей, обратитесь за помощью к ванам, в особенности к Нертус.

При голодании необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности. Во-первых, чтобы выдержать пост, ваш организм должен располагать всеми необходимыми запасами. Большинство современных людей питаются просто ужасно: в их рационе зияют огромные дыры, вызывающие хронический недостаток определенных питательных веществ. Поэтому лучший способ подготовиться к голоданию — это за месяц до начала поста сесть на диету, включающую в себя только простые, здоровые и питательные натуральные продукты. Я не из тех, кто порицает те или иные группы продуктов питания: у каждого человека — свои физические особенности и свой обмен веществ, так что универсальной диеты, которая подходила бы всем без исключения, просто не существует. Но лично я предпочитаю такую еду, которая состоит только из еды или, иными словами, не утратила жизни в процессе обработки. В идеале, чем меньше промежуточных этапов между сбором растительного или животного продукта и его поеданием — тем лучше. На мой взгляд, самая лучшая пища — простая и состоящая из легко узнаваемых ингредиентов. Итак, накопите в организме запасы питательных веществ, прежде чем приметесь их истощать.

Кроме того, надо иметь в виду, что череда частых периодов голодания, точно так же, как и частое сидение на диете, может быть истолкована организмом как эдакий возврат в каменный век. Тело решит, что пора делать серьезные запасы на случай голода, и обмен веществ резко замедлится. Вероятность такого исхода зависит от индивидуальных врожденных особенностей метаболизма, а также от пола и гормонального статуса, от количества мышечной массы, от наличия или отсутствия беременности в анамнезе и от того, насколько серьезную физическую нагрузку получает организм в периоды между голоданиями. Если вы заметите, что обмен веществ начал замедляться, бросьте голодать и на какое-то время переключитесь на сытное питание, совмещая его с заметными физическими нагрузками. У некоторых людей обмен веществ от природы понижен и легко переключается в режим защиты от голода; в этом случае голодать следует лишь изредка и с осторожностью. Кроме того, полное голодание противопоказано при болезнях, связанных с нарушениями уровня сахара в крови, таких как диабет и гипогликемия, а также при заболеваниях печени или почек. Противопоказано оно и при склонности к язвам желудка и любым другим расстройствам, при которых из-за пустого желудка могут начаться внутренние патологические процессы. Во всех подобных случаях голодание лучше заменить предельно корректной, предельно натуральной и частично или полностью сырой версией той диеты, которая дает наилучшие результаты при данном конкретном заболевании. Для тех же, кто и так придерживается подобной диеты постоянно, существует множество других эффективных методов изменения сознания.

И еще одно предостережение — для тех, кому по состоянию здоровья приходится ежедневно принимать какие-либо медицинские препараты. В период голодания действие препаратов (особенно тех, которые принимают перорально) может меняться — ослабляться или, напротив, усиливаться. Может случиться расстройство желудка: органы пищеварения взбунтуются против того, что им не дают для обработки никаких продуктов, кроме фармацевтических. Если пищеварительные процессы временно прекратятся, как это происходит при голодании, длящемся более двух дней, то лекарственный препарат может попросту пройти через организм насквозь, так и не усвоившись. Все это относится и к таким препаратам, как оральные контрацептивы, антибиотики и так далее. Если вам приходится принимать лекарства постоянно и перерыв даже в несколько дней грозит серьезными побочными эффектами, спросите у врача, нельзя ли на период голодания заменить пероральные препараты инъекциями. И даже если вы сможете прекратить прием лекарств на несколько дней, имейте в виду: голодание может полностью очистить организм от всех остаточных следов препарата, так что по окончании поста вам придется начать курс лечения заново — как если бы вы сделали гораздо более длительный перерыв. Это обстоятельство следует учитывать, в частности, людям, принимающим психотропные препараты, которые должны накапливаться в организме, чтобы подействовать как следует. А если препарат, вдобавок, вызывает привыкание, вам придется иметь дело с последствиями отнятия прямо во время поста, что может серьезно отвлекать от практики.

Я провожу голодание по меньшей мере раз в месяц. От него много пользы. Во-первых, оно полезно для организма, потому что он начинает регулярно переключаться между двумя режимами. Вроде самоочищающейся духовки: за режимом «готовки» следует режим самоочистки. Самоочищение начинается примерно через два дня после того, как исчезает возможность переваривать пищу. Организм начинает выискивать в себе все, в чем нет настоятельной необходимости, и использовать это как топливо. В этот период чувствуешь себя совсем хреново, но чтобы, так сказать, топливный бак очистился, какое-то время вам придется ехать на остатках солярки. Организм вынужден работать на грязном топливе — он начинает охотиться за жировыми клетками и пускать их в ход. Некоторым людям удавалось голодать очень подолгу. Известны случаи, когда раковые больные выздоравливали, продержавшись 90 дней или даже дольше на одной воде: организм просто сжигал все раковые клетки, распознав в них элементы, не важные для выживания, но зато пригодные в пищу. По этому поводу было проведено немало исследований… но, в конце концов, если ничего другого поделать нельзя, почему бы не попробовать держать пост 90, а то и 120 дней? Иногда от этого действительно случаются чудесные исцеления.

Но мне такой подход не нравится. Я обычно держусь на соках или чем-то подобном недели две или три. Мне хорошо подходит система «MasterClaeanse», по которой надо пить свежий лимонный сок с кленовым сиропом и кайенским перцем: такой напиток дает организму достаточно энергии, чтобы можно было продолжать работать. На чистую воду я перехожу только в последнюю неделю. Для организма это полезно. Еда слишком отвлекает от дел — и ментально, и эмоционально, так что при голодании высвобождается много времени: не надо покупать и готовить еду, не надо есть ее и мыть после этого посуду. Дни становятся более насыщенными, и кажется, будто каждый день длится очень-очень долго. Кроме того, при голодании человек буквально нос к носу сталкивается со своей, так сказать, кармической бухгалтерией: можно взглянуть на собственную жизнь совершенно бесстрастно. Когда постишься, организм подает сигналы: «Наверное, мы умираем. Еды нет и, возможно, уже не будет никогда, так что настало время подвести итоги». Так всплывают все проблемы, требующие разрешения.

В первые пару дней в голове крутятся мысли: «Какого черта я это делаю? Я хочу есть!» По крайней мере, у меня этот период продолжается два дня, но на третий наступает удивительная ясность, и становится очень легко медитировать, путешествовать в астрале и смотреть на все происходящее в новом свете. При этом чувствуешь себя очень хорошо, потому что организм начинает очищаться. Я на этом этапе обычно добавляю сауну и ванны с английской солью. Из организма выходят яды, и это замечательно во всех отношениях. Почему я этим всем занимаюсь? Я знаю, что я — ленивая трусиха, но если я смогу доказать себе таким образом, что я чего-то стою, то выйдет так, что я уже не настолько ленива и труслива, как раньше; а если я в этом уверюсь, то смогу работать лучше. В периоды голодания мне гораздо чаще приходится подпитываться энергией, и потребность в этом становится действительно насущной. Все восприятие обостряется: когда ты голоден, ты охотишься куда лучше. А когда сыт, не охотишься вовсе.

— Лидия Хеласдоттир

Отсечение лишнего
Эта часть Пути Аскезы связана с сокращением количества отвлекающих факторов. Основные ее практики — изоляция и сенсорная депривация. Нашу жизнь наводняет бесконечный поток информации и стимулов, настоятельно требующих внимания. Чтобы со всем этим управиться, некоторым из нас приходится постоянно жить в многозадачном режиме. Как бы мы ни старались перейти в другое состояние ума, все эти внешние вещи непрерывно добиваются, чтобы мы на них сосредоточились, и продолжают нас отвлекать. И если для вашей работы решительно необходимо перейти в это другое состояние, то, возможно, понадобится устранить отвлекающие факторы насильственно.

Изоляция
Первый метод — изоляция. Для некоторых людей даже просто провести несколько дней в одиночестве, ни с кем не общаясь, — уже очень трудная задача. Но если вы хотите по-настоящему изолироваться от мира, нужно исключить и все современные суррогатные способы общения — телевидение, радио, телефон и… да, интернет — тоже. Чтобы сделать следующий шаг и изолировать себя от чужих мыслей, следует полностью отказаться от всякого чтения и от исполнения песен со словами. Следующим шагом может стать временный обет молчания: так вы изолируетесь и от своего собственного голоса. Провести несколько дней безо всякого доступа к письменному или устному слову и без звуков человеческого голоса (в том числе и своего собственного) — серьезный опыт, особенно для тех, кто любит поговорить; и этот опыт сам по себе может вызвать грандиозные перемены в состоянии сознания.

Если вы решите использовать изоляцию как рабочую методику, очень важно обеспечить себе подходящую обстановку. Ваша задача — резко сократить количество внешних стимулов, а источниками стимулов служат не только другие люди, но и громкие шумы, всяческий хлам и посторонние предметы. Следовательно, хорошей подготовительной практикой станет тщательная уборка в доме: надо избавиться от хлама и всевозможных лишних вещей, которыми вы не пользуетесь. Тем самым не просто создадите обстановку с пониженным количеством стимулов, но и сможете ритуальным образом отсечь те части вашей жизни, в которых у вас более нет нужды.

Разумеется, применение этого метода означает, что в какой-то момент вы волей-неволей останетесь наедине со своими мыслями, страхами, тревогами, неврозами и прочими внутренними проблемами, которых вы ранее избегали. Не исключено, что вам придется довольно долго — может быть, не один день — разгребать всю эту грязь, чтобы она, наконец, перестала вас отвлекать. Возможно, вы воспользуетесь какими-нибудь другими техниками, чтобы отодвинуть эти проблемы, — например, если вам надо заняться другой работой; но знайте, что они не станут тихо сидеть в подвале вашей души, а рано или поздно вернутся и набросятся на вас с удвоенной силой. Вообще, если вы сталкиваетесь с какими-то проблемами в необычном состоянии сознания, но решаете временно пройти мимо них, то можете не сомневаться, что именно они будут первыми, кто встретит вас у ворот на обратном пути. Так что помните о последствиях, и прежде чем выйти из состояния изоляции, постарайтесь решить, как именно вы будете с ними разбираться.

Человек — животное социальное, и большинству людей сама мысль об изоляции внушает непреодолимый страх. Известно немало историй о том, как в насильственной изоляции люди сходили с ума, и такое действительно случается. Но, с другой стороны, меня поразили слова одного западного человека, который просидел несколько лет в тюрьме в одной из стран «третьего мира» и всем своим новоприбывшим соотечественникам говорил, что тюрьма может быть пыткой, а может быть и монашеским опытом… все дело в том, как к этому подойти.

Сенсорная депривация
В повседневной жизни мы зависим от своих органов чувств до такой степени, что обычно замечаем их работу лишь тогда, когда они по той или иной причине нас подводят. Когда подобное происходит, поначалу мы раздражаемся — из-за того, что перестаем получать полный спектр информации, к которому так привыкли, — а затем, если проблема не разрешается, переходим к легкой панике. Лишение информации об окружающей среде исподволь вселяет в нас ощущение беспомощности, и для того, чтобы справиться с сенсорной депривацией какого бы то ни было рода, это ощущение надо перебороть. Со временем организм приспосабливается. Как известно всем, кому в порядке эксперимента доводилось прожить с завязанными глазами день или дольше, все остальные чувства обостряются, чтобы компенсировать потерю зрения. Именно поэтому сенсорную депривацию используют как инструмент для духовной работы: если в достаточной мере отсечь физические чувства, нефизические могут активизироваться, чтобы восполнить недостаток информации, и сенсорная депривация — один из возможных способов заставить их это сделать. Наверное, на этом месте многие вспомнят сцену из «Звездных войн», где Оби-Ван Кеноби надевает Люку Скайуокеру на голову глухой шлем и со словами: «Используй Силу, Люк», — заставляет его попасть световым мечом по тренировочному шару. Но за этим эпизодом действительно стоит серьезная магическая концепция.

Один из жестких методов сенсорной депривации основан на использовании так называемой «ведьминой колыбели», она же «кошкина люлька». Подразумеваются различные приспособления, позволяющие подвесить человека в специальной упряжи или раме и раскачать, как маятник, или же вращающиеся устройства, в которых человека можно перевернуть и обездвижить в таком положении. Из этих двух подходов первый более популярен. Современную версию «ведьминой колыбели» изобрела американская исследовательница Джин Хаустон. Это современное устройство получило свое название в честь средневекового способа пытки, при котором людей, обвиненных в колдовстве, засовывали в мешок, подвешивали на перекладине и раскачивали; в конце концов, у жертвы начинались галлюцинации, и она давала требуемые признания. Насколько нам известно, первые свидетельства об использовании этого метода относится лишь к периоду позднего Средневековья, да и тогда его применяли только как способ пытки. То обстоятельство, что его можно использовать для достижения измененных состояний сознания, открылось лишь в экспериментаторские 60—70-е годы XX века; именно тогда подобные устройства в шутку прозвали «ведьмиными колыбелями», благодаря чему они, в конце концов, и привлекли внимание современных ведьм.

В классическом варианте «ведьминой колыбели» человека «мумифицируют», плотно запеленав полосками ткани (или, в наши дни, — поместив в специальный костюм, закрывающий все тело и плотно прилегающий к коже), завязывают ему глаза и затыкают уши, после чего подвешивают на перекладину так, чтобы он мог свободно раскачиваться. Человек ничего не видит, не слышит и не может ничего пощупать, не может пошевелиться или даже просто осознать свое положение в пространстве, так что через некоторое время от легкого раскачивания внутреннее ухо полностью дезориентируется, человек «уходит в себя», а затем — выходит за пределы своего физического тела.

Традиционный эквивалент этой практики, не требовавший никаких сложных технических приспособлений, — так называемый уход под покрывало, или под плащ: метод, известный и древним кельтам, и скандинаво-германским народам. Как объясняется в первом разделе этой главы, заключался он попросту в том, чтобы завернуться в плащ или покрывало и неподвижно лежать в темноте, пока не начнутся видения. Самый знаменитый случай такого рода — история тысячелетней давности, повествующая о том, как исландский законоговоритель Торгейр, языческий старейшина, закутался в плащ и пролежал так день и ночь, чтобы получить ответ на вопрос, следует ли исландцам, погрязшим в междоусобных распрях на религиозной почве, принять христианство. Вернувшись из-под плаща, он с прискорбием сообщил соотечественникам, ожидавшим его решения, что переход в христианство — единственный способ положить конец раздорам, охватившим всю Исландию. (Невольно задаешься вопросом, уж не почувствовал ли он начавшееся к тому времени расхождение миров и затворение врат Древа?)

Уход под покрывало — это нечто среднее между Путем Медитации и Путем Аскезы, поскольку его можно использовать в сочетании с утисетой. Чаще всего под плащ уходили на курганах, где можно было пообщаться с предками, однако этот метод использовался и для общения с богами и прозрения будущего, как свидетельствует случай с Торгейром.

В более мягком варианте сенсорная депривация как аскетическая практика не требует ни полного отсечения всех каналов чувственного восприятия, ни обездвиживания. Например, такие практики, как временное исключение какого-либо одного физического чувства путем ритуального исключения возможных стимулов или организация рабочего пространства с минимальным числом стимулов, время от времени (или даже регулярно) можно сочетать с повседневными занятиями. И хотя некоторые такие упражнения могут показаться довольно глупыми и бесполезными, на деле они повышают осознанность, а иногда уже сами по себе выводят в измененные состояния. О том, какие эффекты дала подобная практика, проведенная по распоряжению одной из богинь скандинавской традиции, рассказано ниже в эссе Джессики Маэстас. Кстати говоря, молчание и сенсорная депривация часто ассоциируются с Хелой — богиней Смерти — и с различными полубогами, служащими ей в Хельхейме. Эти практики действительно очень близки Хельхейму и связываются с Мертвыми, но, в то же время, они имеют самое прямое отношение к молчаливым богиням из числа асов — Вор и Вар.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя