Магия в иных мирах

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Магия в иных мирах

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср июн 02, 2021 11:15 pm

Магия в иных мирах

Отрывок из книги «Путеводитель по Девяти мирам»
Как только вы покидаете свой родной мир, все меняется. Некоторые заклинания, прежде нормально работавшие, становятся неэффективными и их приходится подправлять; другие, наоборот, начинают работать еще лучше. При путехождении, когда вы находитесь в двух мирах одновременно, какие-то чары могут сработать только в одном мире, но не в другом. На все это есть веские и логичные причины, но чтобы разъяснить их, мне придется сделать небольшой экскурс в теорию магии. Следуйте за мной.

Существует великое множество магических традиций, а также разнообразных эстетических и технических стилей, но на самом базовом уровне всю магию можно подразделить на две общие категории: тавматургическую и теургическую. В основе их лежат совершенно различные теории; цели их различны, и ситуации, для которых они подходят, — тоже. Большинство магических систем включают в себя магию обоих типов в той или иной пропорции; и точно так же устроены многие заклинания и чары.

Тавматургическая магия прямолинейна и основана на свойствах природного мира. Работать по принципу тавматургической магии — значит, непосредственно и осознанно воздействовать на объект какой-нибудь энергией, или «силой». Это может быть и ваша личная энергия, и энергия, почерпнутая из окружающего мира, но в любом случае она сознательно направляется на ту или иную конкретную цель. Визуализации и слова, используемые в магии этого типа, обычно отчетливы, ясны и прямолинейны, например: «Откройся!», или «Стой!», или «Принеси мне богатство!» Зрительные образы непременно отражают в себе искомую цель, по крайней мере символически; например, если вы плетете чары связывания, то можете визуализировать узлы или цепи, а если хотите подкрепить магию физическими действиями, то в буквальном смысле завязываете узлы на нитке или веревке.

Используя какие-либо вспомогательные предметы или орудия для тавматургической магии, вы опираетесь на естественные, природные свойства этих вещей. Например, камень от природы наделен такими качествами, как «твердость» и «выносливость», а, значит, его можно использовать в магической работе, направленной на обретение этих свойств. Кристаллу горного хрусталя присущи те же свойства плюс «чистота»; камню с заточенным краем — те же плюс «острота», и так далее. Землянику можно использовать как носителя свойств «сладости» и близости к земле. Птичье перо когда-то принадлежало крылатому созданию — следовательно, оно может помочь в духовных полетах или придать магу легкость. И так далее.

Тавматургическая магия, как я уже сказал, требует большой осознанности: если вы не чувствуете энергию, вы не можете направить ее точно в цель. Часть этой работы можно проделать и подсознательно (и я лично знал нескольких человек, которые не просто хорошо чувствовали энергию от природы, но и научились ощущать ее автоматически, не пропуская через сознание), но для того, чтобы обработать «силу» и направить ее в точности на исполнение поставленной задачи, вам все равно придется подключить сознание. Чем удобна тавматургическая магия, так это тем, что для нее не требуются обширные познания. Можно почти ничего не знать о религиях и богах, о том, как жили наши предки много веков назад, и так далее. Магия этого рода годится и для приверженцев строго научной картины мира, поскольку она не требует во что-то верить, а лишь предполагает внимательные наблюдения за природным миром. Но у нее есть и недостатки, в частности — то, что для нее необходимы сосредоточенность и концентрация; так что если у вас, допустим, истерика или какое-то другое неподходящее настроение, чары могут попросту не сработать. И еще один недостаток — то, что на нее полагаться нельзя в путехождении, а почему — я скоро объясню.

Теургическая магия устроена совершенно по-другому. Представьте себе, что вся вселенная — и наш мир, и все многочисленные слои иных миров — оплетены и пронизаны гигантской сетью энергий, связывающей их все воедино. Мысли и намерения обитателей всех миров движутся во все стороны по нитям этой сети, как по тропкам. И по некоторым из этих троп намерения проходят так часто, что они превращаются в наезженные колеи, одни — поглубже, другие — помельче, в зависимости от того, насколько часто ими пользуются. Намерения богов оставляют очень глубокие борозды. Группа людей, объединивших свои намерения, может со временем проложить новую колею. К числу таких наезженных колей принадлежат мифы: люди постоянно разыгрывают их снова и снова, зачастую сами того не сознавая. И то же самое можно сказать о преданиях и песнях, заговорах, символах, словах силы и заклинаниях.

Когда мы читаем какое-нибудь старинное заклинание, поем старинную песню, используем древний символ или разыгрываем миф, мы автоматически попадаем в эту колею и катимся по ней до конца… если только что-нибудь не пойдет наперекосяк и нас оттуда не вышибет. Такая работа почти не требует затрат энергии: нужно лишь приложить усилие для вхождения в колею, а дальше уж ее собственная энергия подхватит ваше намерение и доведет его до конца. Иногда, правда, приходится его подталкивать, если оно по каким-то причинам застрянет; и, конечно же, намерение можно «подкормить» своей собственной энергией, чтобы оно, так сказать, покатилось по колее быстрее и с большей силой врезалось в цель; но, вообще говоря, энергии для теургической магии требуется гораздо меньше, чем для тавматургической. Оборотная сторона медали — в том, что магия этого типа срабатывает не всегда: по тем или иным причинам вы можете выскочить из колеи, не докатившись до конца, или, что еще более вероятно, вообще промахнуться мимо нужной тропки. У новичков старые заклинания, по моему опыту, срабатывают с вероятностью 50 на 50, да и то в лучшем случае.

Чем ближе вы знакомы с той или иной колеей — допустим, с каким-нибудь древним абстрактным символом или заклинанием, — тем легче вам ее отыскать и встроить в нее свое намерение. Поскольку в магии этого рода основную работу выполняет за вас энергия вселенной, многие люди не чувствуют теургическую магию так непосредственно, как тавматургическую. Вы просто рисуете какой-нибудь загадочный символ и надеетесь, что он сработает, — а там уж как повезет. Потока энергии, устремленного от вас к цели, вы при этом не ощущаете… если только вы не поднаторели в работе с энергиями самой сети и не научились их воспринимать, а это обычно приходит только с опытом. Зато, с другой стороны, теургическая магия может эффективно работать даже у того, кто лишен сверхчувственных способностей, не чувствует энергопотоков, не имеет практического опыта и вообще не верит в то, что из его манипуляций выйдет хоть какой-нибудь толк. Если вам удастся попасть в колею и прокатиться до конца, какой-то результат непременно воспоследует — независимо от ваших способностей, навыков и веры. Отсюда берет начало распространенный сказочный сюжет о простачке, который находит магическую книгу, читает заклинание и получает результат, хотя понятия не имеет, что творит. Из этого же следует, что шансы на успех в теургической магии не меняются и для того, кто пребывает в расстроенных чувствах и не может сосредоточиться для осознанных тавматургических чар.

Теургическая магия очень абстрактна. Символы, которые в ней используются, зачастую не имеют ничего общего с вашими представлениями о предметах, которые они призваны обозначать, но, тем не менее, могут оказаться эффективными. Возможно, какой-то подобный символ в далеком прошлом был связан с означаемым более непосредственно, однако с течением времени и в отрыве от культурного контекста утратил свой изначальный смысл. Другой, быть может, имел значение лишь для одного определенного человека, а другие просто приняли его на веру и стали повторять безо всякого понимания. Третий, возможно, был символом какого-нибудь божества, связанного с тем, чего вы пытаетесь добиться, и его колею проложил сам этот бог — а нам, простым смертным, понять его слишком трудно. Четвертый же, может статься, вообще никогда не имел конкретного значения в этом мире… и есть некая вероятность — повторяю, всего лишь вероятность, — что он заимствован из иных миров. Я не одинок и не уникален; таких, как я, было немало во все времена, так что коммуникация и обмен идеями между мирами продолжается уже очень и очень долго.

Для теургической магии требуется изучать колеи, проложенные другими умами и душами и зачастую в природном мире не встречающиеся. В связи с этим необходимо усваивать огромное количество материала и штудировать источники. Принципы тавматургической магии в идеале может открыть для себя человек, в жизни не прочитавший ни единого мифа и даже вообще ни одной книги. Но магия теургическая невозможна без книг, без письменного наследия наших предшественников, которые проделали гигантскую картографическую работу и составили целые атласы этих наезженных троп мироздания. Так что магия этого рода — путь исследований, проб и ошибок.

Итак, какое же отношение все это имеет к путехождению? Наша проблема — в том, что мы слишком привязаны к нашему собственному миру и к человеческому роду. Мы склонны антропоморфизировать обитателей иных миров (и удивляться, когда мотивы их поведения оказываются совсем нечеловеческими) — и точно так же склонны заведомо предполагать, что физические законы в иных мирах аналогичны нашим. На самом деле это не так. Разумеется, если бы тамошние законы слишком уж отличались от наших, мы бы просто не смогли там существовать и действовать; но не следует исходить из предпосылки, что природные свойства любого данного предмета в другом мире непременно тождественны свойствам, которые он имеет здесь. Даже если растение выглядит в двух мирах совершенно одинаково, в одном из них оно вполне может оказаться ядовитым, а в другом — нет. Из этого следует, что тавматургическая магия, основанная на природных свойствах нашего мира, в любом другом мире оказывается весьма ненадежной. Сработает она или нет — бабушка надвое сказала, и единственный способ узнать наверняка — это проверить на практике. Времени на это может уйти немало, поскольку в каждом очередном мире правила хоть чуть-чуть да меняются.

Теургическая магия, напротив, работает везде. Попасть в наезженную колею можно отовсюду — и именно поэтому заклинания, созданные в других мирах, могут работать и здесь, если они достаточно сильны, чтобы пропахать борозду. Руны, к примеру, благополучно работают не только во всех Девяти мирах, но и в мирах, вообще не имеющих отношения к скандинавской космологии. О последних в этой книге речи не будет, но позвольте мне вас заверить, что дело обстоит именно так. Руны — это колея, прорезанная во вселенной волею Норн и страданиями Одина. Вы можете обратиться к ним всегда и везде, где бы вы ни находились; и в следующей главе я расскажу подробно, как ими можно пользоваться в путехождении.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя