Тайны эвенкийского бубна

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Тайны эвенкийского бубна

Непрочитанное сообщение Цила » Пн апр 09, 2018 10:21 pm

Внуки медведей

Суровая и жестокая борьба за жизнь с живой природой выработала у этого народа сильный, гордый и честный характер. Но еще никому не удалось раскрыть все эвенкийские тайны. Что доносят до нас их предки? В чем суть и смысл шаманских обрядов? Почему камлания невозможны без эвенкийского бубна? И в чем его отличие от обычного оркестрового барабана?
Цивилизация почти не коснулась эвенков. Они живут на первозданной земле, овеянной древними загадками и легендами. Они говорят о себе, что их дом стоит под самой Полярной звездой. Они называют себя внуками медведей, веря, что эти животные были их прямыми родственниками.
Земли эвенков простираются почти на треть территории Красноярского края. Плотность населения стремится к нулю, зимние температуры опускаются до 70 градусов ниже нуля. Это страна бурных рек, каньонов и водопадов. И скал, похожих на средневековые замки.
В лесах сине-белого края обитает «мягкое золото» – соболи и горностаи, в реках плавает «живое серебро» – сиг и хариус. Местное озеро Виви, кстати, признано географическим центром России. Случайно ли, что именно сюда упал в начале прошлого века тот самый неведанный Тунгусский метеорит?

И жрец, и врач, и волхв…



Но главная загадка – шаманство. Влияние шамана огромно и вера в него безгранична, ибо его основная задача – заботиться о душах сородичей и их благополучии. Его зовут к хворающим, спрашивают о будущем, просят об удаче в бизнесе и счастье в любви. Во время транса он перемещается в другие миры, где общается с духами, ищет и находит заплутавшие людские души. Шаман владеет силою производить бурю, дождь, гром и молнию…
Есть доподлинные свидетельства о том, что в 1930-х годах два леспромхозовских шофера уничтожили лабазы, осквернили бубны шаманов. По дороге домой они лоб в лоб столкнулись на своих машинах, но чудом уцелели. Возможно, духи шаманов пожалели их …
Ученые бьются над еще одной загадкой, как эвенкам удалось сохранить свою письменность, истоки которой потеряны во мраке древности? Во время реставрации древних стел Эвенкии проступили своды переживших века житейских наставлений от предков. Они были о вечных истинах – дружелюбии, гостеприимстве, взаимной помощи и уважении к старшим. Возможно, здесь тоже не обошлось без шаманов – творцов и носителей духовных и культурных ценностей.


Семь бубнов шамана


Какое шаманство без эвенкийского бубна? Его незабываемые вибрации бьют в самую душу. Не случайно основной шаманский атрибут называют гулким сердцем земли. Как рождается эта волшебная музыка?
Бубен нельзя сравнить с оркестровым барабаном, звуки которого не имеют четкой высоты и не ложатся на ноты. Обтянутый лосиной кожей эвенкийский бубен нагревают на костре, отчего издаваемые звуки приобретают особую чистоту. Музыканты говорят, что шаман мастерски получает прямые обертоны от основного тона, что придает звучанию красивый и сочный оттенок. При виртуозной игре на бубне эвенков создается гармонический интервал. Еще более удивительный музыкальный эффект достигается при игре на двух разновеликих инструментах.
Инструмент шамана лечит душу и сердце. И этому феномену есть медицинское объяснение: колдовские звуки, исходящие от бубна эвенков, приводят в баланс энергетические потоки человека. При совпадении ритмов инструмента и сердца организм обогащается кислородом.
В течение жизни шаман использует семь бубнов. Под стать главному атрибуту и сами колотушки, на которых иногда размещают изображения человеческих лиц. Нанесенные несколькими штрихами, они часто являются портретом… самого шамана. Но это, впрочем, еще одна загадка.



В современном Илимпийском районе распространен типичный магический атрибут – унтугун. Он отличается овальной формой, крупными размерами и наличием пятнадцатисантиметровой обечайки.
На одной из ее сторон располагались резонаторные выпуклости с деревянными столбиками разной высоты в основании. Затянутые жильными нитями либо тонкими ремешками, такие детали придавали контуру магического инструмента волнистый контур. Считается, что количество подобных выпуклостей на бубне шамана, символизирующих клыки животного, росло одновременно с умножением шаманской силы.

На обтянутой оленьей кожей обечайке сохраняли небольшой кусочек кожи, стянутый ниткой, его украшали бусинками или бисером. Иногда обтяжку просто закрепляли на обечайке стежками. Железную крестовину, соответствующую размеру инструмента, помещали внутрь, закрепляя вверху железную либо медную фигуру птицы. Одна из сторон деревянной колотушки обтягивалась оленьей шкурой, другую оставляли для вырезания на ней разнообразных рисунков. Порой материалом для колотушки служили клыки или рога диких животных. Бубны эвенков, принадлежащих к разным группам, разнились по своему внешнему виду и внутреннему наполнению.

Якутские эвенки

Они применяли инструменты яйцевидной формы. Железная крестовина вверху украшалась железными рогами оленя. Обечайка затягивалась оленьей кожей и зачастую закреплялась узкой полоской железа. Сам бубен украшался изображениями, нанесенными красками красного либо черного цветов. Колотушка мало чем выделялась от типичной.

Эвенки бассейна Подкаменной Тунгуски
Здесь использовались подобные бубны. Одно из отличий – крестовины делались из дерева. В редких случаях наряду с крестовиной внутренне оснащение инструмента дополнялось двумя железными стержнями, на которые насаживали такие же трубочки – по типу устройства кетских и селькупских магических атрибутов.
На отдельные бубны подкаменнотунгусских эвенков наносились изображения кругов неба со светлыми духами, похожими на оленей. Эти народы представляли бубен оленем, уносящим волшебника-шамана в невидимый мир, или лодкой для плавания по невидимой реке. Обтяжку представляли лодочным дном, а обечайку – ее бортами… Соответственно деревянная колотушка символизировала весло.

Амурские эвенки
Их атрибут напоминал тот, что изготавливали нанайцы и удэгейцы. Его отличие – небольшой размер, отсутствие резонаторов, солидная обечайка с двумя скобами, на которых держатся кольца или монетки Китая. Внутренняя поверхность шаманского атрибута украшалась замысловатым рисунком, исполненным разноцветными красками. Колотушкой служила узкая палочка из дерева, которую обтягивали шкурой.

Эвенки Забайкалья
Маленький круглый бубен характерен для культуры этих людей. На неширокую обечайку приклеивалась конская или оленья кожа. Прикрепленное к обечайке колечко образовывало крестовину. Другое кольцо, с разноцветными ленточками, крепилось вверху, что придавало инструменту схожесть с атрибутом бурят Забайкалья.

Забайкальские оленные эвенки
Бубен обтягивался кожей маралов. К крестовине крепились разноцветные ленточки. Атрибут украшался различными рисунками. Колотушка, похожая на змею, изготавливалась из кости или рога.
Восточная группа эвенков (охотская)
Эти народы изготавливали небольшой овальный бубен, напоминавший забайкальский. Внутри его прикреплялись железные скобы, куда подвешивались своеобразные цилиндры и ниточное кольцо. Инструмент покрывали влажной кожей.

Сымские эвенки
На десятисантиметровую обечайку надевалась оленья кожа. На деревянной внутренней перекладине вырезались лица духов. Резонаторные бугорки отождествлялись со стрелами. Внешняя поверхность украшалась рисунками. Нехарактерная для эвенков форма, скорее всего, позаимствована именно от кетов и селькупов.

https://worldshaman.ru
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость