Тайны шитья и женских посиделок

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33444
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Тайны шитья и женских посиделок

Непрочитанное сообщение Феникс » Сб янв 11, 2020 1:11 pm

Изображение

Погружаясь в мир наших предков, мастерицы обнаруживают для себя сложность простого: за простыми начальными швами, вещами, привычными не только с детства, но и по крою, шитью для наших прабабушек были наполнены магией, позволяли творить настоящее волшебство.

ПРОСТЫЕ ИЛИ НАЧАЛЬНЫЕ ШВЫ

Данные швы, с одной стороны, называются простыми по технике исполнения, с другой стороны, они «универсальны», так как сочетаются с любыми типами счётных, гладьевых и др. швов в русской вышивке. Ими можно выполнить как геометрический, так и растительный или животный орнамент, выполняя его по контуру, так и заполняя ими сам рисунок изнутри. Их осилит ребёнок уже в 3-хлетнем возрасте, а именно с него начинали учить шить и вышивать, т.к. считали данные методы мощнейшими способами сотворения своей судьбы, будущего. И именно поэтому даже в простых швах наши предки «спрятали» или видели подсказки Бога, наделяя каждый из них волшебными свойствами.

Уже само слово «простой«, при прослеживании его этимологии, открывает нам удивительные тайны:

Пъросътоi

Пъ — по — следование по чему-либо;
Ро — внутренний свет, душа;
Съ — со — совместность;
Сът — сот(ы) — шестигранная структура, создаваемая раделами (пчёлами) — символ того, что «душа обязана трудиться..»;
Съто — сто — век, отпущенный человеку для физического совершенства;
То — безличное указательное местоимение, признак божественной энергии;
I — преодоление хлада души за счёт веры.

ВЫВОД: всё, что кажется нам простым, на самом деле учит нас «следовать за Богом, опираясь на свет души, идя совместно с соратниками, в труде совершенствуя тело и душу, во всём видя Бога, преодолевая силой веры хлад души (лень, обидчивость и равнодушие)». Как сами понимаете, это не только про швы.

А поскольку второе название этих швов — «начальные«, то мы можем опереться в своих знаниях на сказочные принципы: «начало начал», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «лыко да мочало — начинай с начала», «начинается с начала или с конца палка в зубах у пса» и т.д.

Для наших предков принцип начала был связан с образом Света Ра — первым импульсом жизни, с которого началось рождение Вселенной, его символьным отображением в славянской мифологии является яйцо. То самое яйцо, в котором хранится смерть Кощея — игла. А со смертью этого персонажа начинается новый мир для героев — счастливый и радостный. Именно поэтому наши предки замыкали любую вышивку в круг, когда начало и конец совпадают — так рождался принцип нерушимости линии вышивки, строчки, жизни, бесконечности сказки и счастья, выраженного в символах.

К ним относились:

1. Шов вперед иголку: простой; в два приема; в набор; с перевивом
2. Шов за иголку: простой и двойная строчка
3. Шов назад иголку: простой, точки, квадраты, с перевитием, тройная строчка
4. Шов рубец: простой, строчкой, с орнаментом; запошивка
5. Шов через край – обычный и для верхнего платья.

6. Стебельчатый – простой и украшающий.
7. Старинный шов через край.

8. Ажурные соединительные швы (около 20 видов — зависит от губерни).
9. Тамбурный: простой, обвитый, расширенный, двухрядный, полупетля, елочка, ломанная елочка.
10. Петельный: простой, лучистый, для аппликации, лесенка, с перевивом, кустики, полукруг, листики, треугольники, двойной, сплошной.

Изображение

ЕЩЁ НЕМНОГО О ТВОРЧЕСТВЕ ИГЛОЙ....

Наши прабабушки вышивали в основном в осенне-зимний период, и этому было целый ряд причин:

1. весенне-летний период все, от мала до велика, были заняты в аграрно-полевых работах;
2. шитьё и вышивка считались процессом очень ответственным, не допускающим спешки и суеты;

3. осенне-зимний период шёл под покровительством Богов Нави и Прави, а значит творчество в этот период максимально способствует пониманию того, от чего надо освободить душу и сознание, чтобы желаемое осуществилось.

Кроме того, существовал ещё целый ряд примет и поверий, которые были связаны с календарём, пониманием назначения вещи, функций Богов, связанных с целью творения — мечтой. Вот давайте поговорим о некоторых из них

ПРАВИЛА ВЫШИВКИ

Начать работу старались с восходом Солнца или вскоре после него, т.к. в это время идёт максимальный поток божественных сил;

Садились вышивать у восточного или южного окна не только потому, что там больше света, но и потому, что это благостные стороны, с них приходит всё новое;

В таких сложных вышивках, как вышивка по сетке, золотой канителью, двусторонней гладью без пяльцев невозможна. Эти вышивки предполагают работу двумя руками одновременно.

Изображение

В более простых типах вышивки считалось, что пяльцы особо нужно использовать, когда вышиваются навные вещи: поминальные, рушники, рубахи для умершего человека, вещи для болезненного человека – там пяльцы помогает не выпускать Навь, которая отображается в рисунках. В создании правных вещей пяльцы не является препятствием, т.к. энергия течет не только от края до края рисунка, но еще и сверху вниз, поэтому закольцовывать или мешать пяльцы, орнамент от окружающего мира не может.

Если ставилась цель изолировать вышивку от мира, как в вышивании навных вещей, обычно пяльцы заговаривались защитными заговорами до начала работы, окуривались бесогонными травами или обматывались туго красной ниткой. Такие пяльцы хранились отдельно и на правные вещи они не использовались. У моей бабушки, например, были пяльцы с осины, которые использовались только для вышивания навных вещей, а вот березовые и липовые она использовала для явных и правных творений.

Порядок вышивки на одежде у староверов и старообрядцев встречается в двух вариантах. Первый — по уже готовой одежде, где еще не закрыта подоплёка, нет подгибки и обработки подола, рукавов и горловины.
Второй — когда одежда сшивалась крестом, т.е. к основному стану были пришиты рукава, и на этом кресте уже делалась вышивка таким образом, чтобы при сшивании боковых швов закрыть её последними стежками в круг.

ЭТО БЫЛО ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ: таким образом по подолу вышивка закрывала человека от нави, усиливала контакт с предками. На рукавах круг вышивки оберегал от зла, идущего со стороны соратников и социума вообще, а также учил принимать людей, договариваться с ним на артельное взаимодействие. На горловине круг вышивки получался разомкнут застёжкой для того, чтоб в наш мир вошёл Бог.

Часто подгибкой (и подоплёкой по горловине и вороту) закрывалась изнанка вышивки, даже если та была двусторонней — чтобы никто не смог даже исподтишка вмешаться в вашу судьбу. Хотя встречаются и варианты, когда на рукавах, манжетах изнанка вышивки не закрывалась, потому что руки — это то, чем творит человек свой путь в мире Яви, двигаясь в Правь.
___________

@ Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость