Значение поликовой рубахи

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33198
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Значение поликовой рубахи

Непрочитанное сообщение Феникс » Сб апр 10, 2021 3:29 pm

Изображение

ПОЛИКОВАЯ РУБАХА

А знаете ли вы, что среди разновидностей русской народной женской одежды была такая, которая позволяла женщине проверить себя на смирение перед мужем?

А также:

Обратиться к Богам и Богиням рода мужнего (поскольку этот тип одежды в некоторых регионах появлялся только после замужества).
Спросить покровительства не только для себя, но и благосклонности для мужа, который «голова надо мною».
Изобразить Ирий небесный и разные чудеса его (кроме данного элемента, они изображались только на головных уборах).
Выразить своё стремление и столь высокую цель – стать равной Богиням-берегиням.

Как вы думаете, какое это изделие и элемент в женской одежде?
Не знаю, угадали ли вы, но это – поликовая рубаха.

ВИДЫ ПОЛИКОВЫХ РУБАХ. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Да, именно такое предназначение было у поликовой рубахи, а точнее, у полика –конструктивного элемента данной рубахи. Полики соединяли вместе рукава и спинку с передом. Их нередко делали из ткани другого цвета. Поликовая рубаха получила наибольшее распространение в 19 веке. В Олонецкой губернии они встречались у русских Заонежья, Пудожья, Поморья и у северных карелов. Рубаха выкраивалась, как правило, из четырех полотнищ ткани – по два спереди и сзади, – к которым сверху пришивались прямоугольные отрезки – полики. Полики, как правило, декорировались вышивкой, но могли быть выполнены из кумача. Ворот такой рубахи образовывался за счет полотен, собранных на нитку и обшитых бейкой из холста или кумача.

Рубахи с поликами были двух типов – с прямыми и с косыми поликами. Рубаха с косыми поликами бытовала в местах, где носили комплекс одежды с панёвой. Рубахи с прямыми поликами или без поликов бытовали в местах распространения сарафанного и андарачного костюмных комплексов.

Главное отличие рубах с косыми поликами от северных вариантов было то, что они сохранили архаичный крой – они кроились и шились из цельных кусков холста, которые изначально ткались по длине рубахи. Косые полики вшивались в специально сделанные разрезы. Такой способ кроя был очень экономичным. Рубахи имели нарядный вид за счёт того, что полики делались из ткани другого цвета. Косые полики расширяли рубаху сверху, что облегчало движение рук.
Рубахи с прямыми поликами, которые носили с сарафаном, были двух типов. Полик пришивался либо по основе(такой вид рубах преобладал), либо по утку. Рубахи с поликом, пришивавшимся по утку, бытовали в Верейском уезде Московской губернии. Рукава рубах могли быть либо пышными, собранными у запястья на манжет, либо постепенно суживающимися к запястью. Длина женской рубахи могла быть либо до щиколоток, либо до середины икр.

Изображение

КАК УКРАШАЛАСЬ ПОЛИКОВАЯ РУБАХА

Но главная их особенность – это наличие большого количества «чудных», «ирийских» и «космических» мотивов:

1. Изображение Богов и Богинь выше растительного и зооморфного орнамента – призыв помощи, обращение за покровительством. Причем в тех губернях, где данный тип рубахи встречался у девушек до замужества, мы наблюдаем резкую смену изображений после замужества: до – покровительство со стороны Богов рода отца, после – мужа.
2. Изображение сказочных и мифологических существ: крылатые олени, пардусы, грифоны, крылатые львы со змеиными хвостами (левиофаны), крылатые быки, единороги, люди-кони (китоврасы или полканы) и т.д. – они считались в славянской мифологии посредниками меж Богами и людьми, а также символами преодоления каких-либо «страстей». Вышивая подобные символы, женщина не только себе ставила цель преодолеть навные качества рода, но и всему роду, ведь полик = «поле вика» (место победы кровной).
3. Изображение «бесконечников»: меандров или растительных вьющихся стеблей – это не только пожелание долгой жизни и счастья, но и отголосок понимания, что все мы – звенья большой родовой и вселенской цепи.

Интересно еще и то, что до конца 19 в. вышивка на «оплечьях» встречалась только у женщин. В народной логике всё было просто: помощь может просить только слабый – женщина, а мужчина должен удостоиться силы Богов. Поэтому на праздничной одежде у мужчин был более богато вышит ворот, а у женщины – полики. Ведь ворот – место «врат», где сила Богов входит по тому, о чем ты мечтаешь, куда устремляешься (общее значение вышивки ворота.

НУЖНА ЛИ СОВРЕММЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОЛИКОВАЯ РУБАХА?

Полики – «поле вика». Вика – это:

судебный поединок за честь рода и крови
место, где он проходит
победа.

Женщина в представлении наших предков – соратница мужу, берегиня рода, что хранит его честь и чистоту крови. Поэтому при помощи вышивки и украс на поликах она как бы исспрашивала мудрости в этом нелегком деле у Богов и Богинь. Но забытьё символов, Вед, образов, привело к тому, что пара соколов, как символ любви и верности на свадебных бранницах, превратились в двухголовое чудовище с крыльями орла, когтями грифа, да еще и смотрящими в разные стороны. А у мужчин в некоторых регионах появилась вышивка на плечах…

Поликовая рубаха – проверка женщины на смирение, терпение и умение идти за Богом и мужем, за которое она удостаивалась звания берегини рода, получала помощь Богов и Богинь, становилась проводницей их сил, которую она передавала мужу и детям, пространству.

Но в современности, к сожалению, мы видим другое: бабы «ловят коней и тушат избы», а мужики, «чтоб жена не скучала, то коня шугану, то избу подожгу, ведь нельзя же бабе без дела любимого» (взято с просторов Интернета). Хотя раньше бы умная баба не взялась даже за такое, а мудрый муж понимал, что «экстрим», во-первых, дело не женское, а во-вторых, доведёшь женщину до стресса, не получишь ни от неё энергии, ни от Богов поблажки.

Изображение

КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ?

Конечно, вы можете сказать, что «всё это быльём поросло да в вечность ушло», но практика доказывает другое. В 40 городах нашей страны в проекте «Шьём судьбу» женщины, сотворяя поликовую рубаху, столкнулись с одинаковыми эмоциями, и были вынуждены по-другому взглянуть на своё поведение с отцами, мужьями и сыновьями, переосмысливать свой женский путь. И мир тут же им «подкидывал» ситуации по теме, как бы проверяя. А статистика, как говорил классик, «вещь упрямая».

Я не просто верю, а твёрдо убеждена, что, сотворяя осознанно вещи и орнаменты, современные мужчины и женщины могут изменить свою судьбу к лучшему. Присмотритесь к наследию предков, дорогие мои, не считайте его примитивом, а просто возьмите в руки инструмент, какой по плечу, и делайте… Мир деяниями строится.
__________

© Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость