Ширинка - оберег войнам

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33407
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Ширинка - оберег войнам

Непрочитанное сообщение Феникс » Ср окт 12, 2022 10:25 pm

Изображение

Перед вами отрисованная схема ширинки, привезенная мной с Алтая, предназначенная, по словам хозяйки, для мужчин и оберега их на войне. Вышита она была прабабушкой нынешней хозяйки Анны Дмитриевны в подарок брату, уходившему на войну и благополучно с неё вернувшемуся. Затем в семье эта ширинка повторялась еще трижды и каждый раз сохраняла жизни мужчинам рода. Благодарю сердечно сей род (фамилию просили не писать) за возможность скопировать и передать орнамент дальше.

Ширинка – изделие изначально только мужское, предназначенное для тех, кто отправлялся в дальнюю дорогу, на учёбу, торг, войну. Её отличительной особенностью во многих местностях, явно давшей ей название, является крой поперёк полотна, т.е. по ширине ткани. Рисунки ширинок состоят именно их «мужских» символов и благопожеланий:

➧ изображения и знаки коней – пожелание удачного пути, совместно с Солнцем (конь – символ всех солнечных Богов);
«тропки-дорожки», «гусиные лапы», «радуга» и другие символы дорог совместно с Богом, предками – также благословение и удача.

➧ полный цикл хода Солнца – пожелание вернуться засветло и быть под присмотром Богов.
➧ символы лука, стрел, изображение мечей – обереги воинов.
➧ анималистические символы и изображения тотемных животных, как правило, животных силы, почитаемых в роду или в народе в целом.

Изображение

Всё это связано не только с особенностью кроя вещи, но и с пониманием терминов «широкое поле», «ширь дальняя» в славянской мифологии, особенно в былинах.

Но с постепенным забытьём узорочья и понимания значения слов уже в XVI и XVII вв. ширинка встречается в другом значении: в описях царского и церковного имущества она значится как небольшой квадратный платок, отрезанный по ширине полотна (ширина в то время обычно составляла около 40 см).

Старинные ширинки изготавливали из шёлковой или хлопчатобумажной тканей (тафты и миткаля) и украшали по краям вышивкой цветным шёлком с золотой или серебряной нитями, а для образцов, создававшихся в Царицыной мастерской палате, иногда использовали кружево и жемчуг. В узорах вышивки, помимо богатых растительных и орнаментальных мотивов, встречаются двуглавые орлы, птицы и единороги и другие мотивы, соединенные между собой в непрерывную цепь орнаментальных полос.

Ширинки не были предметами повседневного употребления, они служили главным образом для подарков, для украшения домашней обстановки, а также как дополнение к наряду – их прикалывали к поясу или просто держали в руках, когда отправлялись в церковь или в гости. Во время свадебного обряда невеста одаривала ими гостей.

В крестьянском быту XIX — начала XX века ширинка на Руси считалась символом девичества и играла важную роль в обрядах, связанных со свадьбой: ширинки дарили гостям на сговоре, в день венчания их получали в подарок все участники свадебного поезда, в церкви у аналоя жених и невеста стояли на разостланной ширинке-подножнике, после брачной ночи ширинками одаривали всех взрослых родственников мужа.

Каждая невеста заранее начинала готовить дары, состоящие из вышитых платков и полотенец для подношения родне жениха. По качеству и богатству их выполнения можно было судить о достоинствах и талантах невесты.

В церковном церемониале ширинка – небольшой декоративный платок из тонкой ткани, украшенный по краям полосами орнаментального шитья шелковыми, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. Такой платок часто дополнялся кистями из длинных шелковых и золотых нитей и назывался «ширинка пакищепа». Шитье исполнялось швами «на проём», было двусторонним. «Ширинки» служили распространенным даром по торжественным случаям, вкладывались в монастыри, а также входили в число даров, которыми Русское государство обменивалось с соседними странами.

Данный орнамент двухуровневый, что соответствует предназначению вещи. В навной части, ограниченной прямой тропой-границей, присутствует всего 2 символа, почти не встречающихся в славянских орнаментах, но частых в тюркских (что объясняется местом обретения орнамента), в частности у монголов и хакасов:

«Ступа» — символ и буддийский, и шаманский – везде обозначает объединение 3‑х миров: мира предков – нави, живых – яви, Богов – прави, является призывом и благословением одновременно.

Знак «Лиса» также чаще встречается в основном в тюркских и марийских орнаментах, реже – чувашских – символизирует хитрость, гибкость в движении, перенятие мудрости у предков. У лесных народов – знак белки, но символизм тот же. В явной части орнамента один символ – галопирующий или вставший на дыбы всадник на коне – признак вождя, победителя.

Таким образом, орнамент в целом является призывом, чтобы предки и Боги благословили воина, пожеланием быть не только сильным, храбрым, но и хитрым в бою, победителем, руководителем, использовать опыт предков. Оригинал вышит крестом, хотя возможна и другая техника исполнения.

Творите, уважая мужчин, стремясь найти в своём сердце не тревогу, а почтение, восхищение и готовность пойти ЗА ними.
__________

© Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя